Сюжетно-ролевая игра с элементами театрализованной деятельности на тему «Семья»
Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье. Развивать творческие способности детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Уточнить, обобщить и систематизировать знания детей о семье, о том, кто такие родные, о составе семьи.
Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.
Расширить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Методы и приемы:
Словесные (беседа, вопрос-ответ, диалог)
Игровые (сюжетно-ролевая игра)
Предварительная работа:
-Чтение произведений, стихов о семье:
В.Драгунский «Сестра моя Ксения»,
А.Барто «Две сестры глядят на братца»,
Е. Серова «Папа дома», «Стирка»,
В. Осеева «Хорошее»,
рисование по теме «Моя семья»,
знакомство с поговорками и пословицами о семье.
беседы «Золотая мама», «Бабушки-старушки», «Семейные ценности», «Что такое счастье?», «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната».
загадки на темы: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
Материалы и оборудование к занятию:
Атрибутика к сценке «Семья»
Ход совместной деятельности воспитателя с детьми:
Ребята может, кто - то из вас знает уже, что 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. В семейном кругу мы с вами растём. Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои.
Разгадайте загадки.
1. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый ... (дед)
2.Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки, у любимой?
Правильно: бабушки.
3.Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
4. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
5.Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.
А кто для вас папа и мама? ( родители)
И сейчас мы вашему вниманию предлагаем сюжетно-ролевую игру «Семья» с элементами театрализованной деятельности.
Интерьер - комната в квартире. Папа сидит в кресле с газетой, мама у телефона на стульчике, сестра – учит уроки на письменном столе. Мальчик играет один на полу с кубиками, подходит к радио, крутит поиск программ. По радио передают:
«Добрый день, уважаемые радиослушатели! В эфире передача для самых маленьких. Рассаживайтесь поудобнее, ребята, около своих радиоприёмников и слушайте.
Произошла история
Недавно иль давно.
История занятная,
Каких полным-полно.
Это шутка, в ней намек,
Если вдуматься — урок!
Вы на нас не обижайтесь,
Вникнуть в тему постарайтесь!..»
Сцену прерывает телефонный звонок. Мальчик отходит от радио, идёт снова играть в кубики.
Мама (берет трубку).
Здравствуй, Любочка, подружка!
Ты давно мне не звонишь!
Может быть, сегодня в гости
На минутку забежишь?
Много дела? Да, немало
Ждет домашних нас хлопот,
Надо ужин приготовить,
Постирать, сварить компот.
Мальчик (подходит с книжкой).
Надоело мне играть,
Сказку можешь почитать?
Мама.
Подожди ты, не гуди,
Лучше к папе подойди.
(Мальчик охает, пытается взять и посмотреть косметику, но мама легко бьет его по руке).
Что ты? Кофточку купила?
Говоришь, красивый цвет?
Рюшки, бантики, оборки —
Замечательно, слов нет!
Да? Каблук такой высокий?
Сможешь ты такой носить?
Ах, как хочется мне тоже
Эти туфельки купить! (Кладет трубку).
Мальчик.
Мама, скучно мне стоять.
Может нам с тобою вместе
В паровозики сыграть?
Мама.
Ах, мне некогда, сыночек,
Побежала я стирать,
Вон сидит на кресле папа,
Попроси его сыграть! (уходит)
Мальчик (подходит к папе и дергает его за рукав).
Папа, папа, не читай,
Лучше в мячик поиграй!
Я тебя прошу давно,
Отведи меня в кино!
Папа.
Это все потом, мой милый,
Ты сходил бы погулять.
Мне же надо очень срочно
Всю рекламу дочитать.
И футбол сегодня будет!
(Гордо).
Я — болельщик «Спартака»!
Мы в индейцев поиграем
Завтра вечером. Пока!
(Уходя).
А гулять... Об этом, кстати,
Попроси сестренку Катю.
Мальчик.
Катя, ты сегодня сможешь
Самолет дорисовать,
Или катер будем в ванной
Мы с тобою запускать.
Катя.
Скажешь тоже! Мне сегодня
В школе раньше надо быть,
Ведь контрольная сегодня,
Мне пора уж выходить.
А вчера знакомый Славка
Пригласил меня в кино.
Ни минуточки свободной,
Все расписано давно.
Уходит. Мальчик остается один, он в недоумении пожимает плечами.
Мальчик.
Тишина, сижу, зеваю...
Что же делать мне? Не знаю.
Может мне сейчас пойти
Маму новую найти…
Мальчик снова идёт к радио, садится перед ним на стул, включает звук.
«Передача для самых маленьких подошла к концу. До скорой встречи, ребята. А теперь, уважаемые радиослушатели, прослушайте объявления.
Сегодня в нашем городе открывается «Бюро добрых услуг». Сотрудники бюро решат ваши проблемы быстро и качественно. Пять пятёрок набирай, телефон запоминай!»
Мальчик (думает).
Телефон запомнил я,
Позвоню-ка я туда (набирает номер телефона)
Пять – пять – пять – и пять, и пять.
Слышу я гудок опять (телефонные гудки)
Здавствуйте, мне помогите:
Маму новую найдите!
Хорошо. Я посижу,
Вас я дома подожду (кладёт трубку, идёт садится на ковёр, продолжает играть с кубиками)
Сцена 2.
Раздаётся звонок в дверь. Мальчик подбегает к двери, открывает её, на пороге – две девочки – сотрудницы «Бюро добрых услуг», одеты в униформу, в руках толстые журналы для регистрации.
1 девочка
Добрый день, вы нас вызывали?
Мы видим, дружок, что нас очень ждали!
Мальчик
Здравствуйте.
2 девочка
Здравствуй, здравствуй, милый друг!
Мы из бюро добрых услуг.
Администраторы садятся за стол.
1 девочка
Чем тебе помочь, мой мальчик
Может нужен новый мячик?
Или, может, самосвал
Расскажи: зачем нас звал!
Мальчик
Я прошу вас: помогите,
Маму новую найдите,
Чтоб она со мной играла,
Кораблик в ванной запускала,
Чтоб со мной гулять ходила,
Сказки мне читать любила.
2 девочка
Маму? – трудно отыскать.
Вот няню можем мы позвать (звонит по телефону)
Пять-пять-пять, и пять, и пять…
(к мальчику) Няню буду вызывать.
(в телефон) Позовите сюда девочек-гувернанток. (кладёт трубку)
Входят девочки с колясками и куклами.
1 Девочка-няня
Если надо вам уйти
По своим делам,
Если няню не найти —
Позвоните нам.
2-я девочка - няня
Укачают вам ребенка
Катя, Маша и Аленка.
А Наташа и Светлана
Поведут его гулять.
3-я девочка - няня
Лена искупает в ванне
И научит танцевать.
Хоть полсвета обойди —
Лучше нас вам не найти!
Мальчик.
Нет, мне няня не нужна!
Мама для меня важна!
Девочки убегают.
1 девочка - сотрудница (раскрывает альбом).
Вот в журнале запись есть:
Мама – повар у нас есть.
Откроет вам кухни секреты.
Готовит котлеты, борщи, винегреты.
Выходит мама-повар с кастрюлей и большим половником. Накладывает кашу в тарелку, отдаёт её мальчику. Мальчик садится за стол, пробует.
Мама – повар
Кашу из гречки наварила в печке.
Кушай, поправляйся, сил набирайся!
Мальчик
Вкусная каша! Комочков в ней нет! Но я не хочу кашу есть на обед!
Мама – повар уходит.
2 девочка - сотрудница.
Тогда предложу тебе маму — модель!
Высокую, стройную, словно газель.
Она не готовит, не шьет, не стирает,
А новые платья весь день примеряет.
Выходит мама – модель, дефилирует.
Мама – модель
По журналам заграничным
Выбирала я фасон.
В платье этом необычном
Я смотрюсь со всех сторон.
Мальчик.
За границу ездить будет,
Про меня она забудет.
Такая мама не нужна!
Со мною мама быть должна!
1 девочка сотрудница.
А у меня есть на примете
Мама - педагог.
Её взгляд учён и строг.
Мальчик.
Мама-педагог заучит
И уроками замучит.
Вы в журнале поищите,
Что получше предложите.
2 девочка - сотрудница
Вот конструктор, кладовщица,
Есть маляр и продавщица.
Вот ещё здесь запись есть:
Мама – доктор у нас есть.
Выходит мама – доктор.
Мама – доктор
Откройте рот, скажите ?: «А-аа»
Не закружилась голова?
Мальчик.
Нет, не надо! Я здоров,
Обойдусь без докторов.
В списке много всяких мам,
Поищите еще там.
Мне внимательную надо,
Чтобы слушать была рада.
1 девочка - сотрудница.
Есть бабуля — просто клад,
Воспитала сто внучат.
Мальчик
Не ищу бабулю я.
Есть бабуля у меня.
У моей бабули руки золотые,
И глаза у бабушки добрые такие!
Как меня вы не поймёте,
Мамочку мне не найдёте?
2 девочка-сотрудница
Да!... Задача нелегка,
Не хватает мам пока.
В эфир нам надо позвонить,
И о рекламе попросить (набирает номер телефона)
Алло! Это радио? Скорей помогите
«Малыш ищет маму» -
Рекламу пустите!
Чтобы с мальчиком играла,
Кораблик в ванной запускала,
Чтобы с ним гулять ходила,
Сказочки читать любила.
Хорошо, он будет ждать (вешает трубку)
А нам пора уже бежать ( девочки – сотрудницы встают уходят)
Сцена 3.
Мальчик
Вот опять скучаю я.
Где же вся моя семья?
Вбегает мама.
Мама
Мой, сыночек, это я!
Как ты ,звёздочка, моя?
Я, сынок, не опоздала?
Я по радио слыхала,
Вдруг тебя от нас забрали,
Другой мамочке отдали.
Вбегает папа
Папа
Я к тебе, сынок, спешил,
Про тебя я не забыл.
Хочешь мы с тобой вдвоём
Завтра на футбол пойдём?
Вбегает сестра.
Сестра
Здравствуй, братик дорогой.
Поиграю я с тобой.
Будем змея запускать
Иль в кораблики играть?
Мальчик
Скажу я вам один секрет: моей семьи дороже нет!
Её не променяю я, ведь я – её, она – моя!
Итог занятия:
Ребята, скажите понравилась ли вам сценка которую вы увидели?
А какие выводы можно сделать из увиденного?
Скажите родители так должны вести себя, а старшая сестра?
А мальчик правильно вел себя, что искал новую маму?
Нет конечно, мы родителей не выбираем. Мы их любим, ценим и уважаем.
На этом на занятие подошло к концу всем спасибо.
Нургалиева Ляля Равильевна