Упражнение по русскому языку «Сжатое изложение»
Упражнение 513. Сжатое изложение. Перо и чернильница..
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Орг.момент | Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Приветствуют учителя |
2. Актуализация знаний | Ребята, есть вопросы по домашнему заданию? Все справились? Проверочная по словарным словам??? | |
4. Работа по теме урока | Сегодня мы с вами будем писать изложение. А что такое изложение? Какой корень в этом слове? Почему –лож-, а не –лаж-? Какие типы изложения вы знаете? Сегодня мы будем писать сжатое изложение. Какая первая буква в слове сжатое? Почему? Обратите внимание, что корень в этом слове –жа- Как вы думаете, почему изложение называется сжатым? Сжатое изложение – это письменный пересказ, при котором текст сжимается до минимума, но без потери смысла и авторского стиля. Перед вами карточки со способами сжатия текста. Есть три способа сжатия: исключение, обобщение, упрощение. На странице 149 есть памятка, как готовиться к сжатому изложению. Прочитай вслух. Откройте сейчас упражнение 513. И выполните первый пункт – внимательно прочитайте текст про себя. Итак, сегодня мы будем работать по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница». Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Какой жанр этого текста? (притча) Иносказание – это изображение нравственного понятия или явления через конкретный образ. У кого из писателей вам встречался этот приём? В данном случае конкретным образом являются перо и чернильница. Давайте вспомним, кто вводит эти предметы в свой рассказ. Почему он вводит их в свою речь? Ребята, а что такое чернильница? Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером. В задании нас просят выделить четыре основные части текста. Давайте это сделаем. Где начинается и заканчивается первая часть? О чём она? Как можно озаглавить? В задании нас просят пересказать текст. Дома вы записывали текст в форме диалога. А здесь наоборот нужно сделать, чтобы текст был написан от третьего лица. Весь диалог мы можем перевести в одно сложное предложение. Если мы это сделаем, то наш текст сократится в 2 раза. Где начинается и заканчивается 2 часть? Как вы понимаете эту часть? Что значит глагол «добывать»? Давайте посмотрим, какие синонимы к данному слову использует писатель в данном тексте? Скажите, как нужно понимать сказанное? Неужели на дне чернильницы лежат буквы, слова, сказки? Здесь приём иносказания. Как назовём эту часть? Посмотрите, какое здесь подробное перечисление. Нам нужно убрать лишние детали. Где начинается и заканчивается 3 часть? Как назовём эту часть? Чему учит дедушка? Что главное в этой части, а что мы можем не включать в изложение? Нам нужно сократить эту часть, поэтому пересказывать ответ дедушки мы будем не иносказательно, так как поняли, простым языком. Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки? Как понимаете выражение «на ус мотай»? Молодцы. Как мы назовем 4 часть? Что нужно оставить в последней части, чтобы нам изложение можно было закончить? Итак, мы выполнили сжатие текста. Убрали прямую речь и оставили только главное, важное. Текст стал в два раз короче, но при этом не потерял своего смысла. Сейчас ещё раз прочтите задание и текст. Пересказать притчу сжато, так как будто вы пересказываете своим сверстникам. Закрыли учебники. Вадим, перескажи притчу своим одноклассникам можешь пользоваться планом на доске. Ангелина, перескажи притчу. | Изложение – это вид письменной проверочной работы, направленной на пересказ, краткую (или подробную) передачу основного содержания исходного текста Корень -лож-. Перед ж пишем о Подробное, сжатое, выборочное С, приставки з нет. Потому что объем текста сжимается, сокращается О том, как Сережа учился пером из чернильницы сказки добывать. Притча это краткий иносказательный поучительный рассказ. Мы используем иносказание, когда хотим рассказать об нравственных общечеловеческих правилах, но не прямо, а так, чтобы наш собеседник подумал, поразмыслил над сказанным сам Басни Крылова Дедушка Внук спросил 1. Первая часть начинается со слов «скажи деда» и заканчивается словами «милый внук, ручкой с перышком». 1.Откуда берутся сказки/ Откуда дедушка сказки берёт. Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы. Вторая часть заканчивается Сережиным вопросом «почему это, дедушка, так?». Добывать – беречь, достаешь, вытащишь, не зацепляется. Нет. Почему сказка не зацепляется? Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил деда: «Почему это, дедушка, так?» От слов «не горюй» до слов «перо острее». « Совет дедушки»/Наставление дедушки. Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним. Фразеологизм. Принять во внимание, хорошо запомнить. «Дедова притча»/ Урок притчи. Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал. |
Второй урок. Прочитайте текст в последний раз, одна минута. Закройте учебники и уберите их в портфели. Помните, что объём получившегося изложения должен быть не более 60 слов. Начинаем писать изложения на черновиках. После написания внимательно проверьте. Если изложение на черновике написано и проверено, то открывайте свои тетради и начинайте переписывать изложение. Будьте, пожалуйста, внимательны. | |