12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Светлана Александровна Максимова1925
Мой мир- это мир творчества! Творчество повсюду! С удовольствием поделюсь профессиональными секретами!
Россия, Свердловская обл., Лесной

Сжатое изложение с творческим литературоведческим заданием (спаренный урок: желательно 2 урока литературы)

Изложение проводится в 7-ом классе после изучения в курсе “Литература” темы “Японская поэзия”. Изучение хокку как жанра сопровождается теоретическим материалом (“Художественная деталь как средство раскрытия мира поэта”), кроме того, сопоставлением японских образцов использования детали со стихотворениями русского поэта ХХ века Анны Андреевны Ахматовой.

Именно в связи с этим и был выбран текст для изложения (взят из пособия А. Б. Есина “Принципы и приёмы анализа литературного произведения”, статья “Изображённый мир”), а также текст стихотворения А. Ахматовой для сочинительной части.

Сразу оговоримся, что текст изложения был адаптирован для семиклассников с точки зрения знания художественных произведений (примеры использования художественных деталей были заменены на более известные, изученные ранее в курсе литературы).

Стихотворение А. Ахматовой “Всю ночь не давали заснуть…” также выбрано неслучайно. Любовная лирика поэта всё же ещё сложна для сознания семиклассников. В данном же стихотворении достаточно ясный сюжетный ряд, и переживания лирической героини учащимся более понятны, есть, с чем работать.

Цели:

1. Формирование более точного знания о художественной детали;

2. Развитие умения строить связное высказывание на литературоведческую тему;

3. Воспитание внимательного отношения к деталям художественного произведения, из которых складывается образ.

Текст (адаптированный).

 Картина изображённого мира складывается из отдельных художественных деталей. Под художественной деталью мы будем понимать мельчайшую изобразительную или выразительную художественную подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельную вещь, поступок, психологическое движение и т. п. Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа; его образуют детали, складываясь в “блоки”: так, звучный голос, могучие мышцы, чёрная курчавая борода, суровое и мужественное лицо лесника, воспитывающего без жены детей,- все эти микрообразы складываются в “блок” более крупного образа – портрета Бирюка [курсив мой].

Выделяются детали внешние и психологические. Внешние детали, как легко догадаться из их названия, рисуют нам внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания. Внешние детали, в свою очередь, подразделяются на портретные, пейзажные и вещные. Психологические детали рисуют нам внутренний мир человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и т. п.

Внешняя деталь может стать психологической, если передаёт, выражает те или иные душевные движения или включается в ход размышлений и переживаний героя.

Задание к тексту: написать сжатое изложение.

Вопросы после первого чтения:

О чём рассказывается в тексте? (О художественных деталях)

На какие части можно разделить текст? (Текст можно разделить на 3 части: в 1-ой части рассказывается о художественной детали как микрообразе и части целого образа; во 2-ой части – о видах художественных деталей; в 3-ей – о переходе внешней детали в психологическую)

Здесь же возможно применение рисунков и схем, наглядно рисующих основной смысл текста.

Как можно текст сократить, не искажая основной мысли? (Убрать примеры, сжать первую часть)

Во время второго чтения и после него собирают опорные слова и словосочетания к каждой из частей.

Третье чтение проводится через 15-20 минут самостоятельной работы учащихся с черновиком. Семиклассники уточняют свою работу, дополняют.

Когда черновик готов, начинается работа с сочинительной частью.

Творческое литературоведческое задание: ответ на вопрос “Какую роль играет в стихотворении А. Ахматовой художественная деталь?”

Стихотворение учащиеся видят в первый раз. Текст его может быть написан на доске либо отксерокопирован на каждую парту.

А. Ахматова

* * *

Всю ночь не давали заснуть,
Говорили тревожно, звонко,
Кто-то ехал в далёкий путь,
Увозил больного ребёнка,

А мать в полутёмных сенях
Ломала иссохшие пальцы
И долго искала впотьмах
Чистый чепчик и одеяльце…

(1909. Киев)

Вот некоторые отрывки из сочинительной части ученических работ. Наблюдается, безусловно, разный уровень выражения мысли, но, тем не менее, явное понимание темы.

Её [матери] волнение передаётся такими деталями, как долгие поиски чепчика и одеяльца во тьме, ломание иссохших пальцев” (Ольга Б.)

“… можно увидеть, что внешняя деталь, действительно, может стать психологической. Например, “ломала иссохшие пальцы” – внешняя деталь, которая явно показывает волнение матери” (Тина Л.)

“… мать от волнения стала рассеяннее, поэтому она долго искала в сенях вещи для малыша” (Алёна К.)

Как один из вариантов сочинительной части предлагаем следующий текст:

Стихотворение А. А. Ахматовой “Всю ночь не давали заснуть…” даёт возможность наглядно увидеть, с какой целью автор использует художественные детали в лирическом произведении.

Сюжетный ряд стихотворения состоит из определённого количества внешних деталей: бессонная ночь, болезнь ребёнка, “полутёмные сени”, “иссохшие пальцы”, “чистый чепчик и одеяльце”, долгие их поиски. Некоторые из них чисто внешние; это касается и сеней, и одежды для ребёнка. А вот к психологическим можно отнести деталь “ломала иссохшие пальцы” – это непроизвольный жест, обозначающий крайнюю степень растерянности, тревожности. Долгие поиски чистого белья также передают волнение, беспокойство. Так психологические детали создают образ взволнованной болезнью ребёнка матери, переживающей не только сам факт болезни, но и неизвестность, которая передаётся такими внешними деталями, как: “кто-то ехал”, использованием односоставных предложений.

Таким образом, из отдельных деталей (внешних и психологических) создаётся картина частного драматического переживания.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.