Урок литературы в 7 классе «Т. Фадеев "Малиновое эхо"»
Тема : Т.П.Фадеев «Малиновое эхо»
Цель: Формировать положительное отношение к малой родине, к родному краю, к своему родительскому дому через анализ рассказа коми-пермяцкого писателя.
Задачи:
1. Развивать навыки анализа текста, совершенствовать чтение, обучение связной речи, умение находить в тексте слова, которые использует автор для выражения своих чувств;
2. На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.
Оборудование: Хрестоматия «Литература родной Пармы», стихотворение С.А.Есенина «Запели тёсаные дроги…», мультипрезентация «Уголок России – коми-край», стихи коми-пермяцких поэтов.
Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности
-Здравствуйте. Сегодня я опять приглашаю вас в путешествие по родной литературе. На прошлом уроке мы познакомились с замечательным прозаиком Тимофеем Павловичем Фадеевым.
Слайд 1
Вспомните, что нас поразило в рассказе «Оживший снег»?
Наблюдательность героя, явление, которое мы наблюдали сами, завораживающая белизна подснежников.
-Мы сейчас же отправляемся вместе с писателем в прекрасный мир природы коми-края.
2.Воспоминание
-Дома каждый из вас познакомился с рассказом «Малиновое эхо». Сейчас я буду зачитывать отрывки из рассказов Фадеева, а вы в тетради запишете явления и предметы, о которых рассказывает писатель.
Захотелось пирожков так, что слюна наполнила рот: кто хоть раз в жизни отведал их, тот знает, какие они ароматные и вкусные (пирожки с пистиками).
Вдруг на дне оврага я увидел такое, чему нельзя было не удивиться: оно белело и светилось, словно первый лёгкий снежок или серебристый иней (подснежники).
Словно оживший табунок овец, они быстро разбредались по небу (облака).
Если днём солнце напоминало жёлтую монету в одну копейку, то теперь оно было похоже на (ярко-красный медный пятак).
Короче, всё. Что в это время попадало на глаза, было окрашено в несказанно нежный тёплый (малиновый цвет).
3. Восприятие и осмысление нового материала
Слайд 2
-Вдумайтесь в строки известного поэта России Сергея Есенина, какую мысль хотел донести до нас автор?
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Это воспевание родных мест, мотивы деревенской жизни, тонкая живопись природы.
-Как вы думаете, о каком времени года идет речь?
Конечно о лете, ведь только летом можно увидеть синее-синее небо, такую же реку и малиновый закат.
- Рассказ Т.П.Фадеева называется «Малиновое эхо». Что повлияло на создание рассказа с таким названием»?
В этом рассказе воспоминание о детстве, о прекрасном лете, когда все заботы не переходят в проблемы, всё легко, всё окрашено в малиновый цвет.
-Каким мальчиком был рассказчик в детстве? Найдите и зачитайте отрывки из текста.
Вывод: мальчик был ответственным, трудолюбивым, любил маму, наблюдательным.
-Проследите, что имеет в тексте цвет.
Лес, яровые посевы, эхо, солнце, кружка, лучи, облака, дома, крыши, лужайка, изгороди, скворцы и скворечники.
4. Анализ и действие
-Давайте вместе с героем окунёмся в его детство и проследим, как автор раскрывает малиновое эхо.
Слайд 3,4
Составление таблицы
Действие |
Цвет |
Вечер, солнце поворачивается, его длинные лучи пронизывали всю деревенскую улицу |
Цвета нет |
К этому времени солнце поворачивалось правее, оставляло деревенскую улицу и зависало над стеной дальнего леса |
Навстречу солнцу выплывали лёгкие облака, словно оживший табунок овец |
В это время солнце, зависшее над дальним лесом, как будто увеличивалось, менялся его цвет |
Если днём оно напоминало жёлтую монету, то теперь было похоже на ярко-красный медный пятак. Медно-красными были его последние лучи |
Последние лучи меняли до неузнаваемости и все предметы и явления |
Окрашивались в несказанно нежный тёплый малиновый цвет. Этим же нежным тёплым малиновым цветом заливались яровые посевы, лес, зелёная лужайка, посаженные деревья, изгороди и стены, крыши домов. Скворечники и скворцы казались малиновыми. Всё было окрашено в несказанно нежный тёплый малиновый цвет. |
Тишина доносила редкие звуки колокольчика |
Они негромким эхом, тоже нежным тёплым малиновым, разносились по деревне |
К этому времени облака разбредались по всему небу |
Они снизу всё ещё были освещены солнечным светом, от чего становились малиновыми. И полнеба окрашивалось в нежный тёплый малиновый цвет. Трели соловья казались тоже нежными тёплыми малиновыми. |
Стоит закрыть глаза, вспомнить родной дом |
В сознании разливается нежное тёплое малиновое эхо |
Вывод: Малиновое эхо – это цвет детства, цвет памяти, цвет прикосновения души к родному краю.
-В чём проявляется тёплое отношение героя к матери, к родному краю?
Зимой и летом мальчик помогает матери по хозяйству, жалеет её и старается всю работу сделать к приходу матери. Герой очень наблюдательный, он многое замечает вокруг, обращает внимание на окружающую природу, замечает изменения в ней, восхищается красотой родных мест.
-Как вы понимаете слова: «Однако в моей жизни такое повториться уже не может – детство нельзя вернуть»?
В жизни могут быть и малиновые облака, и медно-красное солнце, и малиновые скворцы и скворечники, но воспринимать это так, как в детстве, уже нельзя, ведь малиновое эхо – это воспоминание о детстве, которое во взрослой жизни оценивается по-новому, приобретает смысл.
5.Образ
Слайд 5-
Молчаливый просмотр презентации в тишине для размышления о том, что нас окружает.
6. Рефлексия
- Сегодня мы с вами познакомились с удивительным произведением о детстве. Какие уроки вы взяли для себя?
Любить своих родителей, заботится о них, помогать им, утешать в трудную минуту, любить родной край и его природу, не забывать свою малую родину.
-Я хочу прочитать вам одно замечательное стихотворение
Слайд6
В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –
СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,
Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,
И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.
А где-то по дальним дорогам
Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…
Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём –
Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,
Зовёт нас глядеть – заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!
- Какие слова вызвали у вас улыбку? Почему?
7. Час за писательским столом
Попробуйте написать небольшой рассказ о необычном природном явлении, которое вы наблюдали или о своих впечатлениях о любом природном явлении.