12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ialkin35
люблю читать
Россия, Пермский край, Кудымкар

Тема : Т.П.Фадеев «Малиновое эхо»

Цель: Формировать положительное отношение к малой родине, к родному краю, к своему родительскому дому через анализ рассказа коми-пермяцкого писателя.

Задачи:

1. Развивать навыки анализа текста, совершенствовать чтение, обучение связной речи, умение находить в тексте слова, которые использует автор для выражения своих чувств;

2. На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.

 Оборудование: Хрестоматия «Литература родной Пармы», стихотворение С.А.Есенина «Запели тёсаные дроги…», мультипрезентация «Уголок России – коми-край», стихи коми-пермяцких поэтов.

Ход урока

1.Мотивация учебной деятельности

-Здравствуйте. Сегодня я опять приглашаю вас в путешествие по родной литературе. На прошлом уроке мы познакомились с замечательным прозаиком Тимофеем Павловичем Фадеевым.

Слайд 1

Вспомните, что нас поразило в рассказе «Оживший снег»?

Наблюдательность героя, явление, которое мы наблюдали сами, завораживающая белизна подснежников.

-Мы сейчас же отправляемся вместе с писателем в прекрасный мир природы коми-края.

2.Воспоминание

-Дома каждый из вас познакомился с рассказом «Малиновое эхо». Сейчас я буду зачитывать отрывки из рассказов Фадеева, а вы в тетради запишете явления и предметы, о которых рассказывает писатель.

Захотелось пирожков так, что слюна наполнила рот: кто хоть раз в жизни отведал их, тот знает, какие они ароматные и вкусные (пирожки с пистиками).

Вдруг на дне оврага я увидел такое, чему нельзя было не удивиться: оно белело и светилось, словно первый лёгкий снежок или серебристый иней (подснежники).

Словно оживший табунок овец, они быстро разбредались по небу (облака).

Если днём солнце напоминало жёлтую монету в одну копейку, то теперь оно было похоже на (ярко-красный медный пятак).

Короче, всё. Что в это время попадало на глаза, было окрашено в несказанно нежный тёплый (малиновый цвет).

3. Восприятие и осмысление нового материала

Слайд 2

-Вдумайтесь в строки известного поэта России Сергея Есенина, какую мысль хотел донести до нас автор?

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Это воспевание родных мест, мотивы деревенской жизни, тонкая живопись природы.

-Как вы думаете, о каком времени года идет речь?

Конечно о лете, ведь только летом можно увидеть синее-синее небо, такую же реку и малиновый закат.

- Рассказ Т.П.Фадеева называется «Малиновое эхо». Что повлияло на создание рассказа с таким названием»?

 В этом рассказе воспоминание о детстве, о прекрасном лете, когда все заботы не переходят в проблемы, всё легко, всё окрашено в малиновый цвет.

-Каким мальчиком был рассказчик в детстве? Найдите и зачитайте отрывки из текста.

Вывод: мальчик был ответственным, трудолюбивым, любил маму, наблюдательным.

-Проследите, что имеет в тексте цвет.

Лес, яровые посевы, эхо, солнце, кружка, лучи, облака, дома, крыши, лужайка, изгороди, скворцы и скворечники.

4. Анализ и действие

-Давайте вместе с героем окунёмся в его детство и проследим, как автор раскрывает малиновое эхо.

Слайд 3,4

Составление таблицы

Действие

Цвет

Вечер, солнце поворачивается, его длинные лучи пронизывали всю деревенскую улицу

Цвета нет

К этому времени солнце поворачивалось правее, оставляло деревенскую улицу и зависало над стеной дальнего леса

Навстречу солнцу выплывали лёгкие облака, словно оживший табунок овец

В это время солнце, зависшее над дальним лесом, как будто увеличивалось, менялся его цвет

Если днём оно напоминало жёлтую монету, то теперь было похоже на ярко-красный медный пятак. Медно-красными были его последние лучи

Последние лучи меняли до неузнаваемости и все предметы и явления

Окрашивались в несказанно нежный тёплый малиновый цвет. Этим же нежным тёплым малиновым цветом заливались яровые посевы, лес, зелёная лужайка, посаженные деревья, изгороди и стены, крыши домов. Скворечники и скворцы казались малиновыми. Всё было окрашено в несказанно нежный тёплый малиновый цвет.

Тишина доносила редкие звуки колокольчика

Они негромким эхом, тоже нежным тёплым малиновым, разносились по деревне

К этому времени облака разбредались по всему небу

Они снизу всё ещё были освещены солнечным светом, от чего становились малиновыми. И полнеба окрашивалось в нежный тёплый малиновый цвет. Трели соловья казались тоже нежными тёплыми малиновыми.

Стоит закрыть глаза, вспомнить родной дом

В сознании разливается нежное тёплое малиновое эхо

Вывод: Малиновое эхо – это цвет детства, цвет памяти, цвет прикосновения души к родному краю.

-В чём проявляется тёплое отношение героя к матери, к родному краю?

Зимой и летом мальчик помогает матери по хозяйству, жалеет её и старается всю работу сделать к приходу матери. Герой очень наблюдательный, он многое замечает вокруг, обращает внимание на окружающую природу, замечает изменения в ней, восхищается красотой родных мест.

-Как вы понимаете слова: «Однако в моей жизни такое повториться уже не может – детство нельзя вернуть»?

В жизни могут быть и малиновые облака, и медно-красное солнце, и малиновые скворцы и скворечники, но воспринимать это так, как в детстве, уже нельзя, ведь малиновое эхо – это воспоминание о детстве, которое во взрослой жизни оценивается по-новому, приобретает смысл.

5.Образ

Слайд 5-

Молчаливый просмотр презентации в тишине для размышления о том, что нас окружает.

6. Рефлексия

- Сегодня мы с вами познакомились с удивительным произведением о детстве. Какие уроки вы взяли для себя?

Любить своих родителей, заботится о них, помогать им, утешать в трудную минуту, любить родной край и его природу, не забывать свою малую родину.

-Я хочу прочитать вам одно замечательное стихотворение

Слайд6

В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –
СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,
Цветёт
ВЕСЕЛЮТИК у речки,
И звонко поют
СОЛОВЕЧКИ.
А где-то по дальним дорогам
Бредут
НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ
Мы с ними в
ЧУДЕТСТВО скорее пойдём –
Спешит
ТОРОПИНКА под самым окном,
Зовёт нас глядеть – заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!

- Какие слова вызвали у вас улыбку? Почему?

7. Час за писательским столом

Попробуйте написать небольшой рассказ о необычном природном явлении, которое вы наблюдали или о своих впечатлениях о любом природном явлении.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.