Урок математики в 1 классе на тему «Табличное вычитание в пределах 20»
Ларионова Светлана Викторовна
Красногвардейский район, ГБОУ «СОШ № 134»
УМК «Школа России»
Математика
1 класс
Тема: «Табличное вычитание в пределах 20» | Тип: -по ведущей дидактической цели: изучение нового материала; -по ведущему методу обучения: проблемный. | |||||
Цель: научить использовать новый приём вычитания чисел в пределах 20 с переходом через десяток путём разложения вычитаемого на удобные слагаемые. | ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные: знают состав чисел второго десятка знают и применяют алгоритм вычитания чисел в пределах 20 с переходом через десяток, путём разложения вычитаемого на удобные слагаемые; решают задачи с использованием нового вычислительного приёма | Метапредметные: развитие интеллектуальных умений; развитие умений, связанных с выдвижением и доказательством гипотез; | Личностные: воспитание культуры поведения при фронтальной работе и работе в парах; воспитывать умения адекватно оценивать результат своей работы и работы товарищей. | ||||
Ресурсы урока: презентация | ||||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока | Методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Организационный | Учащиеся читают, какие умения им понадобятся на уроке | |||||
Формирование новых знаний, умений, навыков. | Постановка и решение учебной проблемы. | |||||
Актуализация опорных знаний, умений и навыков. | Беседа | Организует работу обучающихся по следующим вопросам: -Скажите, вы любите смотреть мультфильмы? -Какие мультфильмы вам нравятся больше всего? -Нравится ли вам современный мультфильм «Маша и медведь»? | Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга. | |||
Создание проблемной ситуации. | Самостоятельная работа. Беседа. Беседа | Организует работу обучающихся по следующим заданиям: «Маша решила отправиться в лес за грибами, чтобы удивить Мишу». Давайте поможем Маше, а для этого проверим ваши знания решения примеров в пределах 20, опираясь на таблицу сложения. Решите примеры, записанные на доске, и объясните ход своих действий: 12-5= 16-9= 14-7= 15-7= «Маше необходимо быстро сосчитать морковку, которую похитил заяц. Для этого ей надо решить пример : 14-6=?» -Что необходимо знать Маше, чтобы решить пример? Организует работу по следующему вопросу: - Как вы думаете, а можно ли решить данный пример другим способом? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении. Решая примеры, раскладывают уменьшаемое на удобные суммы слагаемых. Решают пример, раскладывая уменьшаемое (14) на удобную сумму слагаемых (6+8). Отвечают на вопрос. Пытаются ответить на вопрос, высказывают свои суждения. Приходят к выводу, что не знают, возможно ли решить пример иным способом. | |||
Постановка учебной проблемы. | Существует ли другой способ решения этого примера? | Воспринимают учебную проблему. | ||||
Решение учебной проблемы | ||||||
а) выдвижение гипотезы | Самостоятельная работа, беседа. | Организует деятельность обучающихся по выполнению упражнений: Запишите числа: 7, 9, 4, 2, 5. -Дополните эти числа до 10. - Кто-нибудь теперь догадался, каким ещё способом можно решить пример? Вспомните алгоритм решения примеров на сложение: 9+3=? -А теперь кто-нибудь может предложить другой способ решения примера? Подумайте, что нам может помочь? | Выполняют упражнения, предлагают свои версии, участвуют в обсуждении. В итоге предполагают, что можно решить пример, разложив вычитаемое на сумму удобных слагаемых. | |||
б) проверка гипотезы | Самостоятельная работа, беседа. | Организует работу с учебником по следующему заданию : «Проанализируйте решение задания» 12-5= стр. 80 - Как отнимали число 5? | Работают с учебником, анализируют образец решения примера в учебнике. | |||
в) формулировка окончательного решения | Фронтальная работа, беседа. | Организует совместную работу по составлению алгоритма решения примера из учебника: -Смотрю на число единиц (2) -Значит раскладываю 5 на 2 и 3 - Вычитаю сначала 2, будет 10 - А из 10 ещё 3, получится 7 - Значит, из 12 вычесть 5 будет равно 7 | Участвуют в составлении алгоритма, на доске обучающиеся выставляют карточки с этапами алгоритма. | |||
Самостоятельная работа. | Организует работу по следующему заданию: « А теперь решите пример 14-6=? Новым способом» | Решают пример , разложив вычитаемое (6) на сумму удобных слагаемых (4+2) | ||||
физкультминутка | ||||||
Доказательство и применение найденного решения | Самостоятельная работа, беседа. | Организует работу обучающихся по следующим заданиям: Посмотрите, какой фрагмент мультфильма мы видим на слайде? (Маша с яблоками, когда она со своим другом медведем играла в школу…) - Что она нам предлагает сделать? | Выполняют задания, решают примеры, участвуют в обсуждении. | |||
Организует работу по решению примеров: 12-5=7 14-5=9 16-8=8 13-9=4 | Выполняют задания, решают примеры, участвуют в обсуждении. | |||||
Давайте выполним задание в учебнике № 2 на стр.81 | ||||||
Используя слайды (Маша и медведь на рыбалке) предлагает решить задачу, записанную на листочках: «Медведь и Маша поймали 11 окуней, а карасей на 4 меньше. Сколько всего рыбёшек поймали Миша и Маша?» | Дети решают задачу, комментируя решение. | |||||
3.Рефлексия | Беседа | Организуют деятельность по анализу работы на уроке: -Что нового узнали на уроке? -Повторим ещё раз алгоритм решения Смотрю на число единиц. Раскладываю вычитаемое. Вычитаю первое слагаемое. Из 10 вычитаю второе слагаемое. Называю ответ. -Оцените свою работу. На полях нарисуйте кружок цветом, каким вы считаете нужным. | Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении. |