Танец роботов для Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Урок с использованием LEGO-технологий»
Технологическая карта занятия
Класс: 5
Предмет: робототехника
Учитель: Заитов Руслан Маратович
Тема: Вальс роботов
Тип занятия: урок комплексного применения знаний и умений
Цель занятия: Отработка навыков программирования роботов LEGO MINDSHTORMS EV3.
Задачи:
- повторить команды роботов;
- написать программу действий по заданному алгоритму;
- протестировать программы роботов;
- воспитывать коммуникативные способности учащихся, способствовать развитию кругозора, внимательности;
- развивать художественные и конструкторско-технологические способности, пространственное воображение, фантазию, творчество;
Оборудование: наборы для робототехники LEGO MINDSTORMS EV3 4 шт, ноутбуки 5 шт, проектор.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- умение обнаруживать и исправлять ошибки в программе;
- проверять качество усвоения учебного материала и вносить корректировки;
- формирование умения автоматизировать и решать поставленные задачи, используя компьютер как инструмент.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные:
- умение программировать;
- умение обнаруживать и исправлять ошибки в программе;
- формирование умения автоматизировать и решать поставленные задачи, используя компьютер как инструмент;
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества в команде;
- формировать умение самостоятельно составлять план действия;
- формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными;
Метапредметные:
- знакомство с направлениями робототехники- техническими инновациями;
- знакомство с профессиями, связанными с робототехникой;
- введение музыкального понятия- вальс, особенности вальса.
Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный, практическое исследование
Формы работы: работа в парах, групповая работа, фронтальная работа
Организационная структура урока
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация пространства | Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке | Приветствие учащихся: - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие по робототехнике. А связано оно с темой 2021 года. Скажите, чему посвящен этот год? - Году науки и технологий. (1 мин) | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку |
Мотивация к деятельности | Эмоциональная и мотивационная подготовка | Правильно. Наше занятие будет связано с новейшими технологиями в робототехнике. Предлагаю посмотреть видеоролик. (Видеоролик посвящён направлениям робототехники) После просмотра назовите направления робототехники. - На что похожи эти направления? - Когда вы сними встречались? (Это этапы проектирования роботов.) (3 мин)
| Слушают Смотрят видеоролик Отвечают на вопросы |
Сообщение темы и цели урока | Целеполагание | -Из этих этапов будет состоять наше занятие. Перед вами стоят роботы. - Какой этап уже вами пройден? (Этап конструирования). - Предлагаю перейти на следующий этап – программирования. Вы уже программировали роботов. - Вспомните ребята, на какие действия вы их программировали? (Бои роботов, объезд препятствий) - Ребята, оказывается, роботы не только отличные работники, но и прекрасные танцоры. Их можно запрограммировать на танец. Посмотрите такое видео. - Значит, какова будет цель нашего занятия? (запрограммировать роботов на танец) - А смогут ли наши роботы повторить такие же движения? (нет). - Почему? (потому что у них колеса, а не конечности) - А какие действия им доступны? (вращения, движения назад и вперед). - Предлагаю поставить сегодня парный танец. (3мин) | Дети слушают, смотрят видеоролик |
Программирование роботов | Практическая деятельность | - Ребята, а в каком парном классическом танце используются вращения танцоров? (ВАЛЬС). - Правильно! Вальс. Восходит к немецкому Walzer, которое образовалось от глагола walzen, имеющего значение «катать», «вращать». Таким образом, в названии этого старинного танца отражено и главное его свойство — танцующие пары вращаются под музыку. Как пример, покажу танец, который подготовил я. (Видео) - Вам так же надо запрограммировать роботов на танец. Вы выступаете в роли хореографов-программистов. - С чего начинают работу хореографы? (Подбирают музыку, расчет движений, тактов и т.д.). -Предварительную работу хореографа я для вас подготовил. (Алгоритм). Давайте вместе начнем работу. (Пишут программу по алгоритму на слайде) (15 мин) | Смотрят танец роботов от учителя Дети слушают, программируют собранного робота по алгоритму, тестируют роботов. Алгоритм: 2. Подключите роботов. 3.Добавьте блок «Установить скорость движения» и измените значение на 10% 4.Добавьте блок «Переместить вперед» и измените значения так, чтобы роботы встретились в центре стола под начало мелодии. 5.Добавьте паузу 3 секунды. 6. Установите скорость движения 20% 7.Добавьте движения назад, вперед и назад по 2 сек. 8. Добавьте поворот вправо 1 секунду на 90 градусов 9. Переместите вперед на 1 сек. 10. Добавьте вращение 5 секунд. |
Контроль и оценка результатов деятельности | Оценка результатов деятельности | -Давайте, ребята, посмотрим, что у вас получилось. Внимание! Начинаем показательные выступления! -Свой танец вы можете снять на видео и выложить в группе своего класса. -А на следующем занятии мы добавим роботам новые движения (5 мин) | -Одна пара ребят со своим роботом тестируют роботов с другой парой и готовятся к выступлению под музыку; - Группы выступают со своими роботами- роботы выполняют движения под музыку - Ребята снимают роботов на телефон |
Рефлексия Итог урока | | - Ребята, ваше увлечение может привести вас к выбору профессии, связанной с робототехникой. Сейчас очень много направлений в роботостроении, где можно себя проявить. Посмотрите ролик. - Я желаю вам, чтобы ваше увлечение стало делом жизни! - А сейчас на ноутбуках на сайте menti.com ответьте на вопросы- продолжите фразы: - Чему ты научился на этом занятии? (Продолжи фразу На этом занятии я…) (3 мин) | Смотрят видеоролик о профессиях в роботостроении. Отвечают на вопрос на сайте menti.com |