Всероссийский конкурс педагогического мастерства. Конспект урока «Мой край родной»
КОНСПЕКТ УРОКА
тема: «Мой край родной»
выполнил:
Амелина Ольга Анатольевна,
учитель ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
Москва -2020
Цель урока: приобщение учащихся к истории своего города, воспитание уважения и чувства гордости к своим землякам.
Задачи:
- формирование у обучающихся способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в учебной и социальной деятельности;
- формирование ценностных и нравственных приоритетов;
- воспитание интереса к изучению исторического прошлого своего города и, в целом, родной страны;
- активизация познавательной и творческой деятельности учащихся;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся.
Ход урока
Организационный момент. Цель данного этапа – активизация внимания.
- Здравствуйте, дорогие друзья и гости. Рада видеть вас на нашем открытом уроке. Прошу занять всех свои места. Мы начинаем…
2. Сообщение темы урока. Цель – активизация внимания и решение проблемно-поисковых ситуаций.
- У каждого урока есть тема. Сегодня мы с вами будем учиться думать, говорить и узнавать что-то новое. А тему вы должны назвать сами. Перед вами карточки с цифрами. Если вы сложите цифровой рад по порядку, то сможете сказать, как звучит тема нашего урока. (По количеству учащихся, можно использовать 2-3 комплекта карточек).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
М | о | й | к | р | а | й | р | о | д | н | о | й |
- Верно. Тема нашего урока – «Мой край родной».
3. Актуализация знаний. Цель - воспроизведение ранее полученных знаний, умений и навыков, которые будут необходимы для «открытия нового знания».
- Как вы думаете, почему место, где родился, вырос, живет каждый человек, он называет КРАЙ родной?(Ответы детей)
- Спасибо за ваши ответы. Вы все правы. А теперь давайте представим нашу Землю. Какая она? По форме – круглая. Проведем небольшой эксперимент.
Посмотрите на глобус. Если поставить точку в любом месте планеты и повращать глобус, то…это будет край, край Земли! Удивительно, правда? Так, не задумываясь о значении слов, можно точно объяснить их смысл.
4. Основная часть. Цель – «открытие новых знаний».
- Наш край родной – это… (город Троицк). Перед въездом в наш город стоит стелла. Давайте попытаемся вспомнить, что на ней написано. Для этого вновь поработаем с карточками. Вы должны из букв сложить слово.
н | а | у | к | о | г | р | а | д |
(После ответа учащихся – показ слайда 1)
- Почему наш город так называют?
- Можете ли вы назвать научные институты Троицка? Если вы затрудняетесь с ответом, предлагаю выбрать из указанного списка (слайд 2) названия тех, которые вы считаете правильными.
(слайд 2 для выбора нескольких ответов)
v | Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В. Пушкова (ИЗМИРАН) |
Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт тугоплавких металлов и твердых сплавов (ВНИИТС) | |
Институт археологии РАН | |
v | Институт физики высоких давлений им. Л.Ф. Верещагина РАН (ИФВД) |
v | Институт проблем лазерных и информационных технологий РАН (ИЯИ) |
Научно-исследовательский институт парашютостроения | |
v | Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН) |
v | Институт спектроскопии РАН (ИСАН) |
- Молодцы. Конечно, это далеко не все научные институты нашего города.
Знаете ли вы, что все научно-исследовательские институты расположены в южной части Троицка? Как местные жители называют эту часть? (Городок)
- С какого года начинается история городка? Наверное, об этом знаю немногие. Давайте вернемся к презентации (слайды 3-4)
В 1938 году на 38 км Калужского шоссе главное управление гидрометеослужбы начало строительство здания Московской геофизической обсерватории. В конце войны на этом месте стали создавать научно-исследовательский институт земного магнетизма (ИЗМИРАН), который перевели из – под Ленинграда. Именно с этого момента началось строительство Академгородка). Сначала это был городской поселок. Первый жилой дом был построен в 1948 году (ул. Пушковых, д.1). В нем было всего 8 квартир. Этот дом, как вы знаете, до сих пор стоит. Во время праздничных шествий колонна демонстрантов всегда останавливается возле этого дома.
Академгородок быстро развивался. Если в 1960 году население составляло всего 5 тыс. жителей, то в настоящее время здесь проживает порядка 80 тыс. человек.
29 января 2007 года городу был присвоен статус наукограда. Жители нашего города имеют высокий образовательный уровень. Троицк дал миру не одно научное открытие и не одного блистательного ученого. Их именами мы гордимся до сих пор, помним и чтим их память. Так, именем известного ученого названа площадь в нашем городе. Там установлен бюст и мемориальная доска, на которой написано «Площадь названа в честь … Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской и Государственной Премий, одного из основателей г. Троицка, Почетного гражданина города» (академика Л.Ф. Верещагина). Назовите его имя. Так выглядит это место (слайд 5).
Ну что ж, мы познакомились с институтами нашего родного города, поговорили об истории… Давайте посмотрим, что мы усвоили, что запомнили. Предлагаю выполнить следующее задание: соедините событие и дату стрелками.
1960 год 80 тыс. человек
1938 год присвоен статус наукограда
1948 год 5 тыс. человек
2020 год начало строительство Академгородка
29 января 2007 год построен первый жилой дом
- Проверим? Я называю дату, вы озвучивает событие. Молодцы! Вы здорово справились с заданием.
- Идем дальше. Назовите, кто занимается наукой? Что это за люди? (Ответы детей). Хорошо. Мы уже говорили, что многим известным людям в разных городах построены памятники. Однако в нашем городе есть очень необычный памятник, единственный в мире. Он находится на Сиреневом бульваре. (Если кто-то не помнит, давайте посмотрим на слайд 6).
- Кому этот памятник? (Памятник младшему научному сотруднику). А что еще вы можете сказать об этом памятнике? В каком году его установили?
Я вам помогу. Памятник Младшему научному сотруднику был открыт в 2007 году по инициативе администрации города и Троицкого научного центра РАН. Он представляет собой стальной кубический каркас, внутри которого расположен куб метрового объема. Сверху конструкции находятся огромные очки. Все это сооружение стоит в «луже неопределенности».
Надеюсь, вы запомнили, как выглядит этот необычный памятник. А теперь задание. Вы должны за 1 минуту воссоздать его по памяти. Начинаем. Время пошло.
- Отлично! Оказывается, у вас не только хорошая память, но и неплохие художественные способности.
- И наконец, последнее. Какой необычный музей, конечно же, связанный с наукой, есть в нашем городе? Где он находится и как называется? (Музей «Физическая кунсткамера»). Думаю, что многие из вас там бывали не раз. Это, действительно, удивительный интерактивный музей, где много интересных штучек. Здесь в игровой форме рассказывают о разных физических феноменах (слайды 7-8).
Пришло время проверить себя. Для этого вы должны решить небольшой кроссворд.
По горизонтали:
1.Прежнее название и назначение южной части современного Троицка.
2.Название старейшего института на 38 км Калужского шоссе.
3.Как называлась часть современного Троицка, с которого началось градостроительство.
По вертикали:
1.Название улицы, на которой был построен первый жилой дом Троицка.
2.Название города, из которого был переведен в Троицк Научно-исследовательский институт земного магнетизма.
3.Фамилия выдающегося ученого, академика, чьим именем названа площадь в городе Троицке.
4.Название физического музея Троицка.
4.к | ||||||||||||||||
у | ||||||||||||||||
1.п | н | |||||||||||||||
у | 3.в | с | ||||||||||||||
ш | 2.л | е | т | |||||||||||||
1.а | к | а | д | е | м | г | о | р | о | д | о | к | ||||
о | н | е | а | |||||||||||||
в | и | щ | 2.и | з | м | и | р | а | н | |||||||
ы | н | а | е | |||||||||||||
х | г | г | р | |||||||||||||
р | и | а | ||||||||||||||
3.ю | ж | н | а | я | н | |||||||||||
д |
5. Рефлексия. Цель – самостоятельное оценивание учащимися своих знаний, анализ полученных сведений и словесное выражение своих впечатлений.
Сегодня на уроке мы говорили о нашем родном городе. И я предлагаю вам выполнить задание на карточках, ответив на несколько вопросов.
(Учащимся раздаются карточки, в которых нужно закончить предложения).
На уроке мне больше всего запомнилось…
Больше всего мне понравилось…
Я узнал (а), что…
Полученные на уроке знания, я смогу использовать…
Также можно использовать устную форму ответов (учитель начинает, учащийся заканчивает).
Заключение. Цель-подведение итогов.
- Ну что ж, дорогие мои друзья, мы сегодня говорили о нашем удивительном городе, городе ученых, городе научных открытий и исследований – городе Троицке. Это и есть наш родной край. Мы любим тебя, Троицк!
На этом наш урок заканчивается. Всем огромное спасибо за работу. До новых встреч!
Технологии обучения:
-здоровьесберегающие технологии;
-личностно-ориентированное обучение;
-ИКТ-технологии;
-игровые технологии;
-объяснительно-иллюстративные;
-группового взаимодействия.
Материально-техническое оснащение:
- мультимедийное оборудование;
- презентация;
- тематические карточки с заданиями.
Кияйкина Наталья Федоровна