Статья «Главней всего...» для всероссийского конкурса педагогического мастерства «Психологически комфортный климат в классе»
Главней всего…
Автор: Потамошнева Наталья Алексеевна, ВКК
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Психологически комфортный климат в классе»
Театр начинается с вешалки, а школа? С высокого забора, закрытой территории, раздевалки? Термометрии? Предлагаю посмотреть на это с точки зрения возраста участников образовательного процесса. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы своевременно, гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию.
Я работаю с возрастной категорией 7-11 лет как учитель начальных классов. А с другими (оставшимися категориями) – как заместитель директора по воспитательной работе.
Своих будущих первоклассников мы встречаем на предшкольной подготовке: это дошкольники, которые параллельно с посещением детского сада ходят в школу. Они (в большинстве) горят желанием учиться и познавать новое. Задача учителя поддержать этот огонек пытливого взгляда, ума и приложить все возможные усилия для его сохранения.
Притчу «Все в твоих руках» не буду пересказывать, но ст. 32.3 Закона РФ «Об образовании» напомню: «…образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников». Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает непосредственное влияние на состояние психики обучающегося, его желание учиться, а в конечном итоге – на его успеваемость.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они достигнуты страхом наказания, порицания, на страхе перед взрослыми.
С. В. Михалков, классик отечественной литературы, выдающийся общественный деятель дал важный совет в одноименном стихотворении:
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный
пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка!
Психологически комфортный класс – место, где сочетаются необходимые условия для развития ребенка, усвоения им новых знаний, сохранения физического здоровья. В период адаптации к новым условиям окружающей среды (в данном случае – школа) учитель должен создать атмосферу доброжелательности для снятия невроза и напряжения, чувства тревожности для всех участников новых образовательных отношений: обучающегося, его родителей, дедушек и бабушек. Учителю важно «донести» до ума и сердца взрослых (иногда и для себя любимых) смысл слов поэта Бориса Слуцкого:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит...
Для всех участников образовательного процесса учителей, обучающихся 1 – 11 классов - ШКОЛА – не только уроки, знания, но и, конечно, перемены, динамические паузы, столовая, буфет…Это могут быть приятные ассоциации, а могут и наоборот: испытание дискомфорта, неловкости. Чаще всего точками дискомфорта становятся школьные туалеты, гардеробы и столовые. Проблемами могут стать недостаточное освещение, затрудненная вентиляция воздуха или некомфортный температурный режим (жарко или, наоборот, холодно).
Вместо заключения, на мотив «Погода в доме»
Какой настрой у вас сегодня, дети?
С каким предметом нынче не в ладу.
Скажите мне, я школьный ваш родитель,
Создать комфорт вам, дети, помогу.
Припев:
Главней всего погода в школе,
А все другое - суета.
Есть тут урок и перемена, Школьный буфет, друзей толпа…
Есть тут урок и перемена, Школьный буфет, друзей толпа…
Картинка возрастная периодизация https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0bae/001122ad-d5008036/img63.jpg
https://multiurok.ru/files/doklad-na-temu-psikhologicheskii-komfort-v-shkole.html
Колышкина Елена Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Цинцадзе Екатерина Владимировна