12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Игоревна Блинова4287
Почетный работник образования Москвы. Высшая квалификационная категория. Девиз в работе и в жизни: «Если мечтаешь увидеть радугу, то не бойся попасть под дождь!»
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

Лекция на тему "Деятельность в психологии".

Деятельностный подход в психологии - это направление, которое рассматривает психические процессы человека через призму его деятельности. Этот подход был разработан советскими психологами, такими как Лев Выготский, Алексей Леонтьев и Сергей Рубинштейн, и оказал огромное влияние на развитие психологической науки.

Основные положения деятельностного подхода:

  1. Деятельность как основа психики: "Деятельность как основа психики" - это ключевой принцип деятельностного подхода в психологии. Этот принцип подчеркивает, что психические процессы человека не могут быть поняты вне контекста его активности и взаимодействия с окружающей средой. Вот несколько основных аспектов этого принципа:
  • Психика как продукт деятельности: Согласно этому подходу, психические процессы формируются и развиваются через активное взаимодействие человека с окружающим миром. Деятельность в этом контексте включает не только физические действия, но и умственные процессы, такие как мышление, планирование и решение проблем.
  • Историко-культурный контекст: Психика человека рассматривается в контексте культуры и истории. Культурные инструменты и символы, такие как язык, искусство и письменность, играют важную роль в формировании психических процессов.
  • Развитие через деятельность: Развитие человека происходит посредством участия в различных формах деятельности, которые постепенно становятся более сложными и разнообразными. Это включает в себя как внутреннее, так и внешнее развитие - от развития моторных навыков до формирования сложных когнитивных способностей.
  • Взаимодействие с окружающей средой: Деятельность включает активное взаимодействие с физической и социальной средой. Через это взаимодействие индивид учится, адаптируется и развивает свои психические способности.
  • Субъект-объект отношения: В деятельностном подходе важное место занимает концепция отношений между субъектом (человеком) и объектом (предметом или задачей его деятельности). Эти отношения определяют структуру и содержание психической деятельности.

Таким образом, деятельностный подход в психологии акцентирует важность активного взаимодействия человека с его социальной и физической средой как основу для понимания и изучения психических процессов.

  1. Роль социального взаимодействия: Роль социального взаимодействия в деятельностном подходе в психологии занимает центральное место. Этот подход подчеркивает, что социальное взаимодействие является ключевым фактором в развитии человека, влияя на формирование его психики и поведения. Вот несколько ключевых аспектов роли социального взаимодействия:
  • Социализация и развитие: Социальное взаимодействие способствует социализации индивида, в процессе которой он усваивает нормы, ценности и поведенческие модели своего общества. Этот процесс имеет решающее значение для личностного и когнитивного развития.
  • Язык и коммуникация: Язык, как инструмент коммуникации, играет центральную роль в социальном взаимодействии. Через язык и коммуникацию человек усваивает культурные знания, формирует свои мысли и участвует в социальном обмене.
  • Выготский и зона ближайшего развития: Лев Выготский, один из основателей деятельностного подхода, ввел понятие "зоны ближайшего развития", которая определяется как разрыв между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может сделать с помощью взрослого или более компетентного сверстника. Это понятие подчеркивает важность социального взаимодействия для обучения и развития.
  • Обучение через взаимодействие: Обучение рассматривается как социальный процесс, в котором знания и навыки передаются через социальное взаимодействие, например, между учителем и учеником или между сверстниками.
  • Культурно-исторический контекст: Социальное взаимодействие неразрывно связано с культурно-историческим контекстом, в котором оно происходит. Культурные традиции, исторические условия и социальные структуры оказывают влияние на формы и содержание социальных взаимодействий.

Таким образом, социальное взаимодействие играет фундаментальную роль в деятельностном подходе, обеспечивая механизм, через который индивиды усваивают культурные знания, развивают свои когнитивные и социальные навыки, и встраиваются в свои социальные группы и общество в целом.

  1. Внутренние и внешние аспекты деятельности: В деятельностном подходе в психологии внимание уделяется как внутренним, так и внешним аспектам деятельности, поскольку оба эти аспекта тесно взаимосвязаны и влияют на развитие и функционирование психики человека. Давайте рассмотрим эти аспекты подробнее:

Внутренние Аспекты Деятельности

  • Мышление и Когнитивные Процессы: Внутренняя деятельность включает в себя мыслительные процессы, такие как восприятие, память, мышление, воображение и принятие решений. Эти процессы позволяют индивиду осмысливать и интерпретировать внешний мир.
  • Эмоциональные и Мотивационные Аспекты: Внутренние состояния, такие как эмоции и мотивация, также являются ключевыми элементами в деятельности. Они направляют и стимулируют внешнюю деятельность, обеспечивая энергию и направление для действий.
  • Рефлексия и Самосознание: Внутренняя деятельность также включает в себя рефлексию и самосознание, позволяя индивиду осмысливать свои действия, цели и мотивы, а также их воздействие на окружающую среду и других людей.

Внешние Аспекты Деятельности

  • Физические Действия: Внешняя деятельность в основном связана с физическими действиями и взаимодействиями с физическим миром. Это может включать в себя ручную работу, движения тела, использование инструментов и взаимодействие с объектами.
  • Социальные Взаимодействия: Внешняя деятельность также охватывает социальное взаимодействие с другими людьми, что включает общение, сотрудничество, конфликты и другие формы межличностных отношений.
  • Творчество и Продуктивность: Внешняя деятельность включает в себя создание чего-то нового, будь то искусство, научные открытия, технологии или социальные инновации. Это проявление креативности и продуктивности внешне отражает внутренние когнитивные процессы.

Взаимосвязь Внутренних и Внешних Аспектов

  • Взаимное Влияние: Внутренние и внешние аспекты деятельности взаимно влияют друг на друга. Например, внешние действия могут вызывать изменения в эмоциональном состоянии или когнитивных процессах, в то время как внутренние состояния могут влиять на выбор и характер внешних действий.
  • Интеграция и Гармония: Эффективная деятельность часто требует интеграции и гармонии между внутренними и в
    1. внешними аспектами. Например, успешное решение проблемы требует как внутреннего мышления (анализ, планирование), так и внешних действий (экспериментирование, исполнение плана).
  • Развитие и Обучение: Процессы обучения и развития включают как внутреннее, так и внешнее освоение навыков и знаний. Внутреннее понимание концепций и идей углубляется через активное внешнее применение и практику.
  • Саморегуляция: Внутренние процессы, такие как саморегуляция и самоконтроль, играют важную роль в управлении внешними действиями, особенно в сложных или стрессовых ситуациях.
  • Трансформация Внутреннего во Внешнее: Идеи, чувства и планы, сформированные внутренне, часто становятся основой для внешних действий. Этот процесс трансформации внутреннего опыта во внешнее выражение является ключевым аспектом креативности и инноваций.
  • Обратная Связь от Внешнего к Внутреннему: Внешняя деятельность и её результаты предоставляют обратную связь, которая влияет на внутренние процессы. Например, успех или неудача в каком-то деле может повлиять на самооценку и мотивацию.
  • Социокультурный Контекст: Внешняя деятельность часто осуществляется в социокультурном контексте, который влияет на внутренние установки, ценности и мировоззрение человека. Социальные нормы и культурные ожидания формируют как внешнее поведение, так и внутреннюю мотивацию и отношение к деятельности.

Эти аспекты подчеркивают, что психическое развитие и функционирование человека невозможно понять без учета взаимодействия между его внутренними психологическими процессами и внешними действиями и социальными взаимодействиями. Деятельностный подход в психологии уделяет особое внимание этому взаимодействию, рассматривая человека как активного участника в своем развитии и взаимодействии с окружающим миром.

 

  1. Развитие через деятельность: Принцип "Развитие через деятельность" в деятельностном подходе в психологии утверждает, что личностное и когнитивное развитие человека происходит через активное участие в различных видах деятельности. Этот подход подчеркивает, что взаимодействие с окружающим миром и участие в социальных процессах являются ключевыми для развития человека. Основные аспекты этого принципа включают:
  • Опыт и Практика: Реальный опыт и практическая деятельность воспринимаются как основные механизмы обучения и развития. Это означает, что знания и навыки лучше всего усваиваются через активное участие в действиях, а не только через теоретическое изучение.
  • Роль Социального Контекста: Социальная среда и взаимодействие с другими людьми играют центральную роль в процессе развития. Социальный контекст обеспечивает рамки и ресурсы для обучения, имитации, совместной деятельности и обмена знаниями.
  • Зона Ближайшего Развития: Концепция Льва Выготского о зоне ближайшего развития подчеркивает важность поддержки со стороны более опытных членов общества (например, учителей, родителей, сверстников), которая позволяет индивиду развиваться за пределами того, что он мог бы достичь самостоятельно.
  • Развитие через Решение Проблем: Активное решение реальных проблем способствует развитию критического мышления, аналитических навыков и творческого подхода к задачам.
  • Формирование Личности: Деятельность не только способствует когнитивному развитию, но и формирует личностные качества, такие как ответственность, инициативность, устойчивость и социальные навыки.
  • Постепенное Усложнение Деятельности: Развитие происходит через постепенное усложнение и расширение деятельности, когда более простые навыки и знания интегрируются и строят основу для более сложных.
  • Разнообразие Опыта: Различные виды деятельности обогащают опыт человека, способствуя всестороннему развитию. Это включает в себя как интеллектуальные, так и физические виды деятельности, а также творческие и социальные аспекты.
  • Саморазвитие и Самоорганизация: Важным аспектом является также способность к саморазвитию и самоорганизации, когда индивид научается самостоятельно ставить цели, планировать и осуществлять деятельность для достижения желаемых результатов.

Таким образом, "Развитие через деятельность" подчеркивает, что активное участие в разнообразных формах деятельности является основой для развития личности, умственных способностей и социальных навыков. Этот подход акцентирует внимание на значении практического опыта и социального взаимодействия в процессе обучения и развития человека.

  1. Инструментальный подход: Инструментальный подход в деятельностном контексте психологии особенно ассоциируется с работами Льва Выготского, который ввел понятие "психологического инструмента" как средства для расширения и трансформации когнитивных процессов. В этом подходе акцент делается на роли инструментов (в широком смысле слова) в развитии и функционировании психики. Рассмотрим основные аспекты инструментального подхода:
  • Инструменты как Расширители Когнитивных Возможностей: Инструменты в этом контексте не ограничиваются физическими предметами; это также язык, символы, знаковые системы и культурные артефакты. Они используются как средства для расширения когнитивных возможностей, помогая человеку мыслить, запоминать, решать проблемы и общаться эффективнее.
  • Язык как Психологический Инструмент: Выготский особо подчеркивал роль языка как психологического инструмента. Язык позволяет организовать мысли, передавать и приобретать знания, а также координировать действия с другими людьми.
  • Внутреннее и Внешнее Использование Инструментов: Инструменты могут быть использованы как внешне (например, письмо для передачи информации), так и внутренне (например, внутренний диалог для саморегуляции).
  • Инструменты и Культурное Развитие: Инструментальный подход подчеркивает важность культурных инструментов в развитии человека. Культура предоставляет инструменты, которые передаются из поколения в поколение, способствуя культурному развитию и обучению.
  • Медиация Когнитивных Процессов: Инструменты медиируют (то есть служат посредниками в) когнитивных процессах. Они помогают преобразовывать простые психологические функции в более сложные высшие психические функции.
  • Инструменты и Историческое Развитие: Инструменты также связаны с историческим развитием человечества. Изменения в инструментарии со временем отражают и способствуют эволюции человеческой психики.
  • Индивидуальное и Социальное Использование Инструментов: Инструменты используются как в индивидуальном контексте (например, личные заметки для самоорганизации), так и в социальном (например, язык для общения и совместной работы).

Инструментальный подход в деятельностной психологии подчеркивает, что человеческое мышление и поведение не могут быть полностью поняты без учета инструментов, которые человек использует. Эти инструменты не только помогают выполнению задач, но и формируют способ восприятия и интерпретации мира, а также влияют на когнитивное и социальное развитие.

Выводы:

В деятельностном подходе в психологии, который был разработан советскими психологами, такими как Лев Выготский, Алексей Леонтьев и Сергей Рубинштейн, внимание уделяется взаимосвязи между человеческой деятельностью и психическим развитием. Основные выводы из этого подхода можно сформулировать следующим образом:

  1. Деятельность как Основа Психики: Психические процессы формируются и развиваются через активное взаимодействие человека с его окружением. Внутренние психологические состояния и внешние действия тесно взаимосвязаны.
  2. Роль Социального Взаимодействия: Социальное взаимодействие имеет ключевое значение для развития человека. Через общение и сотрудничество индивиды усваивают социальные нормы, культурные ценности и приобретают знания.
  3. Внутренние и Внешние Аспекты Деятельности: Внутренние психологические процессы (мышление, эмоции) и внешние действия (физическая активность, социальные взаимодействия) взаимодействуют и влияют друг на друга, способствуя развитию личности.
  4. Развитие через Деятельность: Развитие человека происходит через его участие в разнообразных видах деятельности. Это включает как практический опыт, так и социальное взаимодействие.
  5. Инструментальный Подход: Инструменты (включая язык и символы) играют центральную роль в развитии человеческой психики. Они служат средствами для расширения когнитивных возможностей и способствуют социальному и культурному развитию.

Эти выводы подчеркивают важность активной деятельности, социального взаимодействия и использования различных инструментов в процессе психологического развития и обучения. Деятельностный подход предлагает глубокое понимание того, как через взаимодействие с окружающим миром формируется человеческое сознание и поведение.

Этот подход находит применение во многих областях психологии, включая образование, социальную психологию и развитие личности. Он особенно важен в педагогической психологии, где акцентируется внимание на активной роли учащегося в обучении и развитии.

Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.