Урок окружающего мира во 2 классе «Царство грибов»
Предмет | Окружающий мир |
Тема урока | Царство грибов |
Форма проведения | Урок с групповыми формами работы |
Тип урока | Открытия новых знаний |
Современные образовательные технологии : | технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий. |
Методы обучения: | объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, методы контроля и самоконтроля, |
Формы организации познавательной деятельности: | фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Межпредметные связи | Литературное чтение |
Оборудование: | учебник «Окружающий мир» 2 класс (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) , муляжи грибов, кусочки хлеба со следами плесени, микроскопы с препаратами плесени, карточки с заданиями для групп, презентация, оценочные листы, интернет ресурсы. |
Литература: | Асмолова А.Г. «Как проектировать УУД в начальной школе». М. Просвещение 2010 г Дмитриева Н.Я. Окружающий мир. Поурочные планы. Волгоград 2009г Трофимова Г.В. «Секреты и диковинки окружающего мира». Корпорация «Федоров» : Самара. 1999 г Энциклопедия «Я познаю мир» www.youtube.com: фильм «Многообразие и значение грибов. |
Цель для учителя | Цель для обучающихся | Планируемый результат |
Создать условия для открытия учащимися группы особых живых существ - царство грибов.
| - открыть новую группу живых существ, выявив основные признаки, и сформулировать определение; | Предметные: - уметь работать с текстом; - планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; - ориентироваться в учебнике, - находить ответы на вопросы, используя учебник, энциклопедии, интернет, свой жизненный опыт. Коммуникативные: - находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; -составлять небольшие устные монологические высказывания; - формулировать собственное мнение и позицию. |
Задачи для учителя | Задачи для обучающихся | |
- открыть вместе с детьми новую группу особых живых существ, выявив основные признаки грибов и сформулировать определение; - формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы; - формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе; - развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей. | Определить: - Что такое грибы? - Каковы основные признаки грибов? Составить памятку как правильно собирать грибы. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1.Актуализация знаний | Здравствуй, лес! Что вы себе представили? Сейчас с вами отправимся в путешествие по лесу и попробуем проникнуть еще в одну тайну природы. Какими мы должны быть на уроке? А вы хотите быть исследователями? Тогда продолжим исследовать окружающий мир. Объясните, что включает в себя окружающий мир? На какие группы принято делить объекты природы? А что вы знаете о лесе? | Высказывания детей Дети объясняют, что такое окружающий мир Дети говорят о пользе леса, о растениях и животных | Коммуникативные УД Регулятивные УД Личностные УД | |
2.Выявление места и причин затруднений ( граница знаний и незнаний) | А какие растения нас окружают в лесу Ребята, а разве грибы это растения? | деревья…кустарники…цветы грибы.. мнения ребят разделились | Познавательные УД | |
3.Построение проекта выхода из затруднений | Предлагаю поговорить сегодня о грибах и выяснить, что же такое грибы? Оцените свои знания по этой теме. Что вы хотите узнать на уроке? | Работа по оценочному листу или школе Дети предлагают свои варианты | Познавательные УД Личностные УД Коммуникативные УД | |
4.Открытие новых знаний 5.Первичное закрепление знаний | Расскажите, где и какие грибы вы собирали. Как вы это делали? В словаре С.И. Ожегова написано: «Грибы – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами». -Что такое грибы? (Это особые живые существа, царство природы) слайд 1 Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы. - Как вы думаете, к какому царству природы они относятся? слайд 2 В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. слайд 3 Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты: мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. слайд 4 Подземная часть гриба называется грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. слайд5 - Что необходимо, чтобы грибница росла? Грибница может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое потомство. Плодовое тело – это то, что мы неправильно называем грибом слайд 6. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки, размножаются с помощью спор. Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов. слайд 7 -А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов? Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом. слайд 8 - Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы. слайд 8 Кто из вас знает загадки о грибах? Из каких частей состоит гриб? Рассмотрите грибницу в микроскоп. На что похоже? Откройте учебники и прочитайте об этой части гриба. Рассмотрите макеты шляпочных грибов, загляните под шляпку. -Что увидели? Прочитайте об этом в учебнике. -Как называются такие грибы? Как вы думаете, какая часть гриба больше, надземная или подземная? Подключение Интернет ресурса: Ребята, давайте посмотрим небольшой фильм о шляпочных грибах Знаете ли вы как собирать грибы? Выполните задание из 1 карточки Как человек использует грибы? Все ли грибы можно есть? Существует пословица: «Всякий гриб в руки берут, но не всякий в рот кладут» Как это понимаете? На столе у вас лежит карточка №2. В ней написана история двух мальчиков. Прочитайте и обсудите, кто из них прав? Прочитайте в учебнике о ядовитых грибах. Обсудите в парах и составьте памятку, как правильно собирать грибы. | Дети предлагают свои варианты (особое царство) (К группам животных и растений они не подходят). Дети смотрят презентацию Дети предлагают свои варианты (нужны тепло, воздух и влага) Дети загадывают загадки Ответы детей Работа в группе: 1.Дети рассматривают в микроскопы грибницы и видят тонкие ниточки паутинок 2.Дети рассматривают макеты грибов и видят у одних под шляпкой юбочки у других дырочки (грибы бывают…) Дети высказывают свои предположения Дети просмотром фильма закрепляют материал, о котором мы говорили. КАРТОЧКА №1 Какой способ сбора грибов правильный? а) нужно рвать, тянуть грибы из земли. б) грибы надо не рвать, а срезать ножом в) гриб не срывается, не срезается, а выкручивается из земли (идет обсуждение в группе, после обсуждение между группами) (дети обсуждают о том, что есть грибы съедобные и несъедобные КАРТОЧКА №2 Два мальчика, Миша и Дима, пошли в лес за грибами. В лесу они разошлись в разные стороны. Дима набрал полную корзину крепких белых грибов и пошел в условленное место. Выйдя на поляну, Дима увидел друга с корзиной полной мухоморов. « Ты зачем набрал мухоморов?» - удивленно спросил Дима. «Я их собрал, чтобы другие не отравились» - ответил Миша. Дети читают, обсуждают, рассказывают, что знают о ядовитых грибах. Работа в парах Составляют памятку, как правильно собирать грибы. 1.Не шуметь, не мусорить, не топтать, не разрывать мох, | Личностные УД Регулятивные УД Познавательные УД Коммуникативные УД Личностные УД Регулятивные УД Познавательные УД Коммуникативные УД | |
Обсуждение практической работы | Несколько дней назад у вас было д/з: намочить хлеб и положить его в мешочек и в теплое место, посмотрим, как изменился продукт. Какое отношение плесень имеет к нашему уроку? Предлагаю посмотреть плесень в микроскоп. Что увидели? Этот вид грибов называется плесневые. Использует ли их человек в своей жизни? Найдите об этом в учебнике и прочитайте. Кто слышал о таком слове как микология? Где найти информацию? Подключение Интернет ресурса: «Плесень и грибы» (док. фильм) | Мы увидели , что хлеб испортился. На нем плесень Дети в недоумении Видны такие же ниточки, как и у грибов! Это грибы?!! Дети высказываются. Дети работают с толковыми словарями. | Познавательные УД Коммуникативные УД Личностные УД | |
6.Рефлексия учебной деятельности | Какие цели ставили на уроке? Много ли узнали о грибах? Наш урок подошёл к концу. Я сейчас начинаю говорить о грибах, а вы заканчиваете предложение. Грибы – это….. Части гриба –… Грибы нужны… Они бывают… Оцените свои знания на конец урока (по шкале, лесенке или оценочному листу) Оцените свою работу в группе. Какое д/з вы бы предложили выполнить? Спасибо за урок! | Дети высказываются Работа в парах Работа по оценочному листу или школе Дети предлагают свои варианты | Познавательные УД Регулятивные УД Личностные УД |