Художество творчество и дизайн
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Цель курса - раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа.
Формы и методы
На занятиях используются методы:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
Эвристические
Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Основными видами художественной деятельности учащихся являются: - художественное восприятие, - информационное ознакомление, - изобразительная деятельность, - художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. - выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы: -ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет; -развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет; -исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.
1-й класс «Радужный мир»
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6–7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Программа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть:
-Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
-Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
-Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
-Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
-Онлайн экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
-Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
2-й класс «Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
-Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
-Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
-Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
-Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
-Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
-Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
-Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере.
Выставки, праздничные мероприятия
3-й класс «Мы - художники»
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
1. Основы художественной грамоты. Теоретическая часть.
-Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь
. -Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
-Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
-Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
-Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
-Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений
. -Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере.
Выставки, праздничные мероприятия.
4 -й класс «Рисуем и исследуем»
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение. Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
1. Основы изобразительной грамоты. Теоретическая часть.
-Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими. -Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
-Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов. -Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
-Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
-Композиция. Основные правила композиции: -объединение по однородным признакам; -соблюдение закона ограничения; -основа живой и статичной композиции; -группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками; -подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»)
. -Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель курса «Художественное творчество и дизайн» духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса «Художественное творчество и дизайн» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Художественное творчество и дизайн»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Художество творчество и дизайн»:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
.Планируемые результаты освоения учебного курса 1-й класс
Личностные результаты: -осознавать роль художественного искусства в жизни людей; -эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции; -понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметне результаты Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; -учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД: -находить ответы на вопросы в иллюстрациях; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения); -понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением; -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты: -осознавать роль художественной культуры в жизни людей; -эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; -учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД: -находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции. Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка); -слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты -эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; -эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; -чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры; -любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; -интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника; -интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения; -интерес к изучению шедевров искусства великих художников; -осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цели занятия; -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением); -пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями; -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: -адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника. -высказывать и обосновывать свою точку зрения;-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы, находить ответы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать: -названия основных и составных цветов; -понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись; -изобразительные основы декоративных элементов; -материалы и технические приёмы оформления; -названия инструментов, приспособлений. Обучающиеся должны уметь: -пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой; -полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; -подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; -владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением; -моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм; -пользоваться материалами. учащихся к концу
2-го класса
Обучающиеся должны знать: -особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; -разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; -творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой; -правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. , Обучающиеся должны уметь: -пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой; -различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; -рисовать кистью элементы растительного орнамента; -выполнять орнамент в круге, овал, ленту; -проявлять творчество в создании работ. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу
3-го класса Обучающиеся должны знать: -особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; -разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; -творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой; -основы графики; Обучающиеся должны уметь: -пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой; -пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки); -различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; -рисовать кистью элементы растительного орнамента; -выполнять орнамент в круге, овал, ленту; -проявлять творчество в создании работ. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу
4-го класса
Обучающиеся должны знать: -разнообразие возможных выразительных средств изображения; -значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы; -различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие; -основы дизайна; -творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского. -правила создания экспозиций, основы прикладной графики. Обучающиеся должны уметь: -работать в определённой цветовой гамме; -добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы; -передавать пространственные планы способом загораживания; -передавать движение фигур человека и животных; -сознательно выбирать средства выражения своего замысла; -свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера; -решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Оценка эффективности реализации курса
1. Участие в выставках рисунков к общешкольным мероприятиям.
2. Участие в школьных конкурсах.
3. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских, международных
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Радужный мир | 34 | -Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. -Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. -Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. -Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме -Онлайн экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. -Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира. | теория и практика | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
2 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Мы учимся быть художниками | 34 | -Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. -Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. -Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. -Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. -Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. -Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений. -Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия | теория и практика | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
3 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Мы - художники | 34 | Теоретическая часть. -Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. -Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. -Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. -Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. -Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. -Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений. -Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия. | теория и практика | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Рисуем и иследуем | 34 | -Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими. -Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной. -Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов. -Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению. -Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений. -Композиция. Основные правила композиции: -объединение по однородным признакам; -соблюдение закона ограничения; -основа живой и статичной композиции; -группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками; -подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»). -Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. | теория и практика | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||||||
1 | «Знакомство с королевой Кисточкой». Условия безопасной работы. | 1 | 1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru | |||||
2 | «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок | 1 | 1 | ||||||
3 | «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. | 1 | 1 | ||||||
4 | «Разноцветные шарики».Акварель. | 1 | 1 | ||||||
5 | «Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами | 1 | 1 | ||||||
6 | «Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. | 1 | 1 | ||||||
7 | «Живопись». Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования. | 1 | 1 | ||||||
8 | «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. | 1 | 1 | ||||||
9 | «Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа. | 1 | 1 | ||||||
10 | Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала. | 1 | 1 | ||||||
11 | «Осень. Листопад». | 1 | 1 | ||||||
12 | «Грустный дож-дик». Образ дождя. | 1 | 1 | ||||||
13 | «Узоры снежинок». | 1 | 1 | ||||||
14 | Ритм. Орнамент в круге. | 1 | 1 | ||||||
15 | «Ёлочка-красавица». | 1 | 1 | ||||||
16 | « Снегурочка». | 1 | 1 | ||||||
17 | «В гостях у Деда Мороза». | 1 | 1 | ||||||
18 | «Экскурсия в зимний парк» | 1 | 1 | ||||||
19 | «Зимний лес». Характер деревьев | 1 | 1 | ||||||
20 | «Снежная птица зимы». | 1 | 1 | ||||||
21 | «Дом снежной птицы». | 1 | 1 | ||||||
22 | «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта. | 1 | 1 | ||||||
23 | «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе. | 1 | 1 | ||||||
24 | «Портрет». Знакомство с жанром портрета. | 1 | 1 | ||||||
25 | «Как рисовать портрет». Рисование лица человека | 1 | 1 | ||||||
26 | "Мамин портрет». | 1 | 1 | ||||||
27 | «Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. | 1 | 1 | ||||||
28 | «Рисуем животных». Рисование домашних животных. | 1 | 1 | ||||||
29 | «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства. | 1 | 1 | ||||||
30 | «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев. | 1 | 1 | ||||||
31 | «Экскурсия в весенний парк | 1 | 1 | ||||||
32 | «Весенние цветы». Рисование весенних цветов. | 1 | 1 | ||||||
33 | «Весенний пейзаж». | 1 | 1 | ||||||
34 | «Экзамен художника Тюбика». Итоговое занятие. | 1 | 1 | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 34 |
2 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||||||
1 | «Мои увлечения» | 1 | 1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru | |||||
2 | «Я и моя семья» | 1 | 1 | ||||||
3 | Портрет Зайчика – огородника. | 1 | 1 | ||||||
4 | «Осенние сказки лесной феи» | 1 | 1 | ||||||
5 | Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность | 1 | 1 | ||||||
6 | «Мои любимые сказки» | 1 | 1 | ||||||
7 | Портрет в подарок. | 1 | 1 | ||||||
8 | Наши меньшие друзья. | 1 | 1 | ||||||
9 | «Мамочка любимая моя» | 1 | 1 | ||||||
10 | «Вселенная глазами детей». | 1 | 1 | ||||||
11 | Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица». | 1 | 1 | ||||||
12 | Гравюра. Фактура. | 1 | 1 | ||||||
13 | Русский лубок и его выразительные средства. | 1 | 1 | ||||||
14 | Изготовление новогодних карнавальных масок. | 1 | 1 | ||||||
15 | Рисунок. Штриховка | 1 | 1 | ||||||
16 | Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». | 1 | 1 | ||||||
17 | Былинные богатыри. Илья Муромец. | 1 | 1 | ||||||
18 | Что такое натюрморт. | 1 | 1 | ||||||
19 | «Зимние забавы» | 1 | 1 | ||||||
20 | Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры | 1 | 1 | ||||||
21 | Рисование на тему: « Красота вокруг нас». | 1 | 1 | ||||||
22 | Рисунок-декорация «Сказочный домик» | 1 | 1 | ||||||
23 | Мой пушистый друг. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца. | 1 | 1 | ||||||
24 | Новогодняя открытка | 1 | 1 | ||||||
25 | «Любимые герои» | 1 | 1 | ||||||
26 | Расписная тарелка. | 1 | 1 | ||||||
27 | Элементы орнамента .Виды композиции орнамента. | 1 | 1 | ||||||
28 | Геометрический и растительный орнамент. | 1 | 1 | ||||||
29 | Чудеса акварели | 1 | 1 | ||||||
30 | Морские жители | 1 | 1 | ||||||
31 | Весна пришла. | 1 | 1 | ||||||
32 | Проекты. | 1 | 1 | ||||||
33 | Бытовая живопись. | 1 | 1 | ||||||
34 | Выставка рисунков. Подведение итогов. | 1 | 1 | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 34 |
3 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Вводное занятие. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 1 | 1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru | |
2 | Натюрморт из трёх предметов. | 1 | 1 | ||
3 | Рисующий свет. | 1 | 1 | ||
4 | «Деревья». Пленэрные зарисовки. | 1 | 1 | ||
5 | Осенний натюрморт. | 1 | 1 | ||
6 | Небо в искусстве. | 1 | 1 | ||
7 | Холодные цвета. Стихия – вода. | 1 | 1 | ||
8 | Монотипия. «Отражение в воде». | 1 | 1 | ||
9 | Теплые цвета. Стихия- огонь | 1 | 1 | ||
10 | Портрет мамы. | 1 | 1 | ||
11 | «Цветы». | 1 | 1 | ||
12 | «Здравствуй ,праздник Новый год!» | 1 | 1 | ||
13 | «Волшебная сказка Городца». | 1 | 1 | ||
14 | «Цветы и птицы» | 1 | 1 | ||
15 | «Листья и веточки». | 1 | 1 | ||
16 | «Золотая хохлома». | 1 | 1 | ||
17 | Откуда пришла Матрёшка | 1 | 1 | ||
18 | Народные глиняные игрушки. | 1 | 1 | ||
19 | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | 1 | 1 | ||
20 | Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» | 1 | 1 | ||
21 | «Мир вокруг нас» | 1 | 1 | ||
22 | Русское народное искусство народов Севера. | 1 | 1 | ||
23 | «Учимся рисовать птиц» | 1 | 1 | ||
24 | «Учимся рисовать животных». | 1 | 1 | ||
25 | «Учимся рисовать рыб и подводных жителей» | 1 | 1 | ||
26 | «В гостях у сказочных героев» | 1 | 1 | ||
27 | По следам героев сказок… Знакомство с иллюстрацией. Рисование по воображению | 1 | 1 | ||
28 | Вальс цветов. Знакомство с видами и техниками работы с бумагой | 1 | 1 | ||
29 | Иллюстрация к сказке А. С . Пушкин | 1 | 1 | ||
30 | Графическая композиция«Веселый фонтан | 1 | 1 | ||
31 | Пейзаж «На лесной полянк | 1 | 1 | ||
32 | Проекты | 1 | 1 | ||
33 | Скоро лето. | 1 | 1 | ||
34 | Выставка рисунков. Подведение итогов. | 1 | 1 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 34 |
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Вводное занятие. Рисунок-тест «Впечатление о лете». «Деревья». | 1 | 1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru | |
2 | Зарисовка растений с натуры в цвете. Натюрморт. | 1 | 1 | ||
3 | Осенний натюрморт | 1 | 1 | ||
4 | Рисование с натуры простым карандашом. | 1 | 1 | ||
5 | Дары осени. | 1 | 1 | ||
6 | Цветы. | 1 | 1 | ||
7 | Зарисовки в перспективе. | 1 | 1 | ||
8 | Улицы моего горда. | 1 | 1 | ||
9 | Фокусы с бумагой. | 1 | 1 | ||
10 | Чудесная сказка. | 1 | 1 | ||
11 | «Чудо-юдо Рыба-кит». | 1 | 1 | ||
12 | Друг детства: любимая мягкая игрушка». | 1 | 1 | ||
13 | 2 Древние соборы. | 1 | 1 | ||
14 | Зимний пейзаж. | 1 | 1 | ||
15 | Новогодний натюрморт | 1 | 1 | ||
16 | Просторы России. | 1 | 1 | ||
17 | Народные промыслы России. Орнамент. | 1 | 1 | ||
18 | Театральные маски. | 1 | 1 | ||
19 | Открытка герою. | 1 | 1 | ||
20 | Сибирский сувенир. | 1 | 1 | ||
21 | Картина натюрморт. | 1 | 1 | ||
22 | Архитектура будущего. | 1 | 1 | ||
23 | Музей моего города. | 1 | 1 | ||
24 | Роспись посуды вазочка. | 1 | 1 | ||
25 | Матрешка. | 1 | 1 | ||
26 | Мои мечты. | 1 | 1 | ||
27 | Увлекательный космос. | 1 | 1 | ||
28 | Расписной платок. | 1 | 1 | ||
29 | Веселые человечки. | 1 | 1 | ||
30 | Мои фантазии. | 1 | 1 | ||
31 | Портрет литературного героя. | 1 | 1 | ||
32 | Весенний пейзаж. | 1 | 1 | ||
33 | Проекты | 1 | 1 | ||
34 | Выставка рисунков. Подведение итогов. | 1 | 1 | ||
35 | 0 | 0 | |||
36 | 0 | 0 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 34 |
Учебно – методическая литература.
1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.
2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005 г.
3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005г.
4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 г.
5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 г.
6. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998 г.
УМК предмета для педагога:
- Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2019;
- Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству;
- Программа ИЗО-студии «Волшебный карандаш» является программой общекультурного направления. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству;
- Н.А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского
УМК предмета для обучающихся
- Изобразительное искусство, 1 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред. Б.М. Неменского. – 13-е изд. – М. : Просвещение, 2020. – 127 с.: ил.-(Школа России).
- Изобразительное искусство, 2 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2020. – 128 с.: ил.-(Школа России).
- Изобразительное искусство, 2 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 128 с.: ил.-(Школа России).
Цифровые образовательные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school