Технологическая карта к уроку географии «Города России», 8 класс

4
0
Материал опубликован 8 February 2017 в группе

Урок географии в 8классе по теме «Города России»

Цели урока:

Образовательные:

Создание условий для осознания и осмысления понятия город, различий городов по людности и функциям.

Развивающие:

Развитие исследовательских умений: осознавать и формулировать проблему; планировать и проводить исследование; работать с информацией: наблюдать, анализировать, преобразовывать, классифицировать, делать выводы.

Формирование умения обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных и малых городов.

- Развитие умений владения устной и письменной речью.

- Формирование опыта рефлексивно - оценочной деятельности.
Воспитательные:

- Осознание учениками ценности самостоятельной исследовательской деятельности для решения различных задач и проблем.
Тип урока: Урок построения новых знаний.

Форма урока: Урок-исследование

Оборудование: УМК «Сферы» по географии 8 класса: учебник, атлас, тетрадь-тренажер, ЭП к учебнику; административная карта России; презентация «Города России»; на каждую парту файл с разноцветными дидактическими материалами (карточка с названием оконченного ВУЗа и полученной специальности; карточки с исследовательскими заданиями №1, №2; дополнительный текст); образовательные ресурсы Интернет, цветные магниты.

Дидактическая структура занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Встреча с пробле-мой

1. Актуализация опыта

Приветствует учащихся. Выводит на формулирование темы урока через выявление интереса к коллекционирова-нию и демонстрацию собственной коллекции значков «Гербы городов», в которой насчитывается

более 500 значков.

Предлагает определить гербы каких населенных пунктов изображены на слайде? (слайд)

Обращается к жизненному опыту уч-ся вопросом: «Это все города?»

Предлагает: сформулировать понятие «город»,

сравнить полученные определения с определением учебника (с.148),

выявить, кто был наиболее близок к правильному определению,

ответить на вопрос: «Кизел-город?»

Приводят примеры собственных коллекций

Формулируют тему урока

«Города России» (слайд) записывают в тетрадь.

Отвечают: гербы Москвы, С-Пб, Перми, Кизела

Высказывают предположения. (Мнения могут разойтись по поводу Кизела)

По формуле на слайде «Город = что это + какое это?» формулируют понятие города и записывают в тетрадь.

Сравнивают с культурным аналогом. Озвучивают определение.

Самооценивание

Делают вывод о статусе Кизела

Познавательные: давать определения понятиям

 

2. Создание проблемной ситуации

Организует диалог с уч-ся, подводит к постановке целей урока:

- Ребята, а в каком городе вы бы хотели жить?

- Чем вы руководствуетесь, выбирая город? (Запись на доске высказываний учащихся)

- Каким понятием можно объединить ваши высказывания?

- Как вы думаете, все признаки назвали? А названные признаки у городов одинаковые?

Предлагает сформулировать цель урока.

Через учебную ситуацию выводит на проблему.

Ситуация: Представьте себе, что через несколько лет Вы заканчиваете определенный ВУЗ (предлагает достать из файла розовую карточку с названием ВУЗа), вы будете стеснены в средствах для покупки квартиры, да и зарплата молодого специалиста не велика. При распределении вам будет предложено несколько городов. Демонстрирует слайд с предлагаемыми для выбора городами (Кизел, Нижний Тагил, Новосибирск, Обнинск, Пермь, Суздаль). Выбрать можно только один.

Вступают в диалог:

- Называют города, где бы им хотелось жить.

- Обосновывают свой выбор.

- Выходят на понятие признаков

- делают вывод о многообразии признаков

Формулируют цель урока:

выявление признаков, по которым различаются города.

Включаются в ситуацию, знакомятся с содержанием карточки (название Вуза и специальность):

Пермский педагогический университет (учитель географии).

Екатеринбургский технический университет (инженер-вагоностроитель).

Московская академия туризма (экскурсовод).

ПГНИУ (физик-теоретик).

Пермская медицинская академия (врач общей практики)

Театральный вуз (артист театра)

Регулятивные: обнаруживать проблему, определять цель УД.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью

 

3.Осознание и формулировка проблемы

Предлагает озвучить возникшую проблему (проблема выбора).

Вопрос: Что нужно знать о городе для разрешения данной проблемы?

Предлагает провести исследование городов, сделать выбор и обосновать его.

Пытаются осознать и сформулировать проблему: как сделать выбор нужного города?

Делают вывод о необходимости новой информации.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать проблему.

Познавательные: определять, какие знания необходимо приобрести для решения проблемы.

2. Пост-роение нового знания. Исследо-вание.

1. Сбор и анализ имеющейся информации

Организует самостоятельную деятельность школьников по приобретению ими новых знаний: беседует об организации исследования, источниках информации; предлагает дополнительный текст (Приложение 1); инструктирует о выполнении исследовательского задания № 1 (Приложение 2)

Работа в парах по исследовательским заданиям №1. Делают выбор в соответствии с возможностями и обосновывают его.

Через 10 минут объединяются в группы, обмениваются информацией, делают общий выбор и обосновывают его в течение 2 минут, готовят выступление.

Познавательные: проводить исследование, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные: умение осуществлять действия по реализации плана, контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные: самостоятельно организо-вывать учебное взаимодействие в группе.

 

2. Обобщение информации

Организует обмен информацией. Предлагает группам представить выбранный город, обосновав его выбор 2-3 предложениями. По ходу выступления демонстрирует слайды с достопримечательностями города.

Возвращает учащихся к проблеме: Решили ли мы проблему?

Предлагает учащимся сверить заполненную таблицу с собственной версией и откорректировать.

Вводятся понятия людность, функции городов

Предлагает выделить наиболее существенные признаки городов.

Проблемные вопросы:

- А выбранный вами Нижний Тагил крупный или крупнейший город?

- А Обнинск, какой по людности?

- Сколько функции он выполняет?

- Можно ли классифицировать города по людности и функциям?

Предлагает выполнить исследователь-ское задание №2 (Приложение 3)

Предлагается озвучить несколько вариантов, а далее сравнить с учебником и откорректировать.

Выступление групп с обоснованием выбора города, показывают город на карте с помощью цветного магнита.

Делают вывод о разрешении проблемы: выбор города осуществлен.

Корректируют признаки понятиями людность и функции

Выделяют: людность и функции

Испытывают затруднения в ответах, делают предположения.

Выполняют исследовательское задание №2: «Предложите свои варианты классификации городов по людности и функциям на основе вашей таблицы». Опираются на слайд «Правила классификации».

Сравнивают с учебником (с. 150) и корректируют.

Познавательные: исследовательские умения, умение создавать обобщение, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, умение классифицировать по заданным основаниям.

Регулятивные: коррекция

Коммуникативные: владение устной и письменной речью.

 

3.Связывание информации

Организует практикум

Организует диалог по проблемам городов:

- Какие города по людности и функциям преобладают в вашем выборе?

- В чем преимущества таких городов? Почему вы хотите жить в них?

- Почему никто не выбрал город Кизел?

- Какие проблемы у малых городов?

- А экологическая ситуация в каких городах лучше и почему?

Определяют, к каким городам по людности и функциям относятся выбранные группами города.

Включаются в диалог.

 

В группах обсуждают проблемы больших и малых городов, высказывают свои мнения.

Познавательные: умение строить логичное рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

3. Рефле-ксия

Предлагает определить достигнута ли цель урока.

Вопрос: А может ваш выбор быть другим? Почему?

Вопросами выводит на тему следующего урока «Урбанизация в России»:

- А сколько городов в России?

- По следующему слайду выявите, какие изменения происходят с городами.

- Кто-нибудь знает, как называется этот процесс?

Обращает внимание на домашнее задание

 Заканчивает занятие приемом неоконченных предложений ( рефлексив-ный экран):

Сегодня я узнал...

Сегодня я научился…

У меня получилось...

Урок дал мне для жизни...

Было трудно...

Высказываются о достижении цели: узнали мы, по каким признакам различаются города.

Отвечают: Городов много, а наш выбор ограничен

Делают предположения (1100)

Делают вывод о росте числа городов и численности городского населения.

Вспоминают, что это урбанизация

Знакомятся с карточкой «Домашнее задание»:

Уч. с.148-150 Тр. с.103 №7. С.106 №3,4.

Творческое: разработать маршрут путешествия по городам - миллионерам

(презентация, путеводитель, картосхема и.т.д.) Выполнять можно в группе, паре, индивидуально.

Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации