Технологическая карта к уроку географии «Города России», 8 класс
Урок географии в 8классе по теме «Города России»
Цели урока:
Образовательные:
Создание условий для осознания и осмысления понятия город, различий городов по людности и функциям.
Развивающие:
Развитие исследовательских умений: осознавать и формулировать проблему; планировать и проводить исследование; работать с информацией: наблюдать, анализировать, преобразовывать, классифицировать, делать выводы.
Формирование умения обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных и малых городов.
- Развитие умений владения устной и письменной речью.
- Формирование опыта рефлексивно - оценочной деятельности.
Воспитательные:
- Осознание учениками ценности самостоятельной исследовательской деятельности для решения различных задач и проблем.
Тип урока: Урок построения новых знаний.
Форма урока: Урок-исследование
Оборудование: УМК «Сферы» по географии 8 класса: учебник, атлас, тетрадь-тренажер, ЭП к учебнику; административная карта России; презентация «Города России»; на каждую парту файл с разноцветными дидактическими материалами (карточка с названием оконченного ВУЗа и полученной специальности; карточки с исследовательскими заданиями №1, №2; дополнительный текст); образовательные ресурсы Интернет, цветные магниты.
Дидактическая структура занятия
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Встреча с пробле-мой |
1. Актуализация опыта Приветствует учащихся. Выводит на формулирование темы урока через выявление интереса к коллекционирова-нию и демонстрацию собственной коллекции значков «Гербы городов», в которой насчитывается более 500 значков. Предлагает определить гербы каких населенных пунктов изображены на слайде? (слайд) Обращается к жизненному опыту уч-ся вопросом: «Это все города?» Предлагает: сформулировать понятие «город», сравнить полученные определения с определением учебника (с.148), выявить, кто был наиболее близок к правильному определению, ответить на вопрос: «Кизел-город?» |
Приводят примеры собственных коллекций Формулируют тему урока «Города России» (слайд) записывают в тетрадь. Отвечают: гербы Москвы, С-Пб, Перми, Кизела Высказывают предположения. (Мнения могут разойтись по поводу Кизела) По формуле на слайде «Город = что это + какое это?» формулируют понятие города и записывают в тетрадь. Сравнивают с культурным аналогом. Озвучивают определение. Самооценивание Делают вывод о статусе Кизела |
Познавательные: давать определения понятиям |
2. Создание проблемной ситуации Организует диалог с уч-ся, подводит к постановке целей урока: - Ребята, а в каком городе вы бы хотели жить? - Чем вы руководствуетесь, выбирая город? (Запись на доске высказываний учащихся) - Каким понятием можно объединить ваши высказывания? - Как вы думаете, все признаки назвали? А названные признаки у городов одинаковые? Предлагает сформулировать цель урока. Через учебную ситуацию выводит на проблему. Ситуация: Представьте себе, что через несколько лет Вы заканчиваете определенный ВУЗ (предлагает достать из файла розовую карточку с названием ВУЗа), вы будете стеснены в средствах для покупки квартиры, да и зарплата молодого специалиста не велика. При распределении вам будет предложено несколько городов. Демонстрирует слайд с предлагаемыми для выбора городами (Кизел, Нижний Тагил, Новосибирск, Обнинск, Пермь, Суздаль). Выбрать можно только один. |
Вступают в диалог: - Называют города, где бы им хотелось жить. - Обосновывают свой выбор. - Выходят на понятие признаков - делают вывод о многообразии признаков Формулируют цель урока: выявление признаков, по которым различаются города. Включаются в ситуацию, знакомятся с содержанием карточки (название Вуза и специальность): Пермский педагогический университет (учитель географии). Екатеринбургский технический университет (инженер-вагоностроитель). Московская академия туризма (экскурсовод). ПГНИУ (физик-теоретик). Пермская медицинская академия (врач общей практики) Театральный вуз (артист театра) |
Регулятивные: обнаруживать проблему, определять цель УД. Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью |
|
3.Осознание и формулировка проблемы Предлагает озвучить возникшую проблему (проблема выбора). Вопрос: Что нужно знать о городе для разрешения данной проблемы? Предлагает провести исследование городов, сделать выбор и обосновать его. |
Пытаются осознать и сформулировать проблему: как сделать выбор нужного города? Делают вывод о необходимости новой информации. |
Регулятивные: обнаруживать и формулировать проблему. Познавательные: определять, какие знания необходимо приобрести для решения проблемы. |
|
2. Пост-роение нового знания. Исследо-вание. |
1. Сбор и анализ имеющейся информации Организует самостоятельную деятельность школьников по приобретению ими новых знаний: беседует об организации исследования, источниках информации; предлагает дополнительный текст (Приложение 1); инструктирует о выполнении исследовательского задания № 1 (Приложение 2) |
Работа в парах по исследовательским заданиям №1. Делают выбор в соответствии с возможностями и обосновывают его. Через 10 минут объединяются в группы, обмениваются информацией, делают общий выбор и обосновывают его в течение 2 минут, готовят выступление. |
Познавательные: проводить исследование, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Регулятивные: умение осуществлять действия по реализации плана, контролировать свое время и управлять им. Коммуникативные: самостоятельно организо-вывать учебное взаимодействие в группе. |
2. Обобщение информации Организует обмен информацией. Предлагает группам представить выбранный город, обосновав его выбор 2-3 предложениями. По ходу выступления демонстрирует слайды с достопримечательностями города. Возвращает учащихся к проблеме: Решили ли мы проблему? Предлагает учащимся сверить заполненную таблицу с собственной версией и откорректировать. Вводятся понятия людность, функции городов Предлагает выделить наиболее существенные признаки городов. Проблемные вопросы: - А выбранный вами Нижний Тагил крупный или крупнейший город? - А Обнинск, какой по людности? - Сколько функции он выполняет? - Можно ли классифицировать города по людности и функциям? Предлагает выполнить исследователь-ское задание №2 (Приложение 3) Предлагается озвучить несколько вариантов, а далее сравнить с учебником и откорректировать. |
Выступление групп с обоснованием выбора города, показывают город на карте с помощью цветного магнита. Делают вывод о разрешении проблемы: выбор города осуществлен. Корректируют признаки понятиями людность и функции Выделяют: людность и функции Испытывают затруднения в ответах, делают предположения. Выполняют исследовательское задание №2: «Предложите свои варианты классификации городов по людности и функциям на основе вашей таблицы». Опираются на слайд «Правила классификации». Сравнивают с учебником (с. 150) и корректируют. |
Познавательные: исследовательские умения, умение создавать обобщение, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, умение классифицировать по заданным основаниям. Регулятивные: коррекция Коммуникативные: владение устной и письменной речью. |
|
3.Связывание информации Организует практикум Организует диалог по проблемам городов: - Какие города по людности и функциям преобладают в вашем выборе? - В чем преимущества таких городов? Почему вы хотите жить в них? - Почему никто не выбрал город Кизел? - Какие проблемы у малых городов? - А экологическая ситуация в каких городах лучше и почему? |
Определяют, к каким городам по людности и функциям относятся выбранные группами города. Включаются в диалог.
В группах обсуждают проблемы больших и малых городов, высказывают свои мнения. |
Познавательные: умение строить логичное рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию |
|
3. Рефле-ксия |
Предлагает определить достигнута ли цель урока. Вопрос: А может ваш выбор быть другим? Почему? Вопросами выводит на тему следующего урока «Урбанизация в России»: - А сколько городов в России? - По следующему слайду выявите, какие изменения происходят с городами. - Кто-нибудь знает, как называется этот процесс? Обращает внимание на домашнее задание Заканчивает занятие приемом неоконченных предложений ( рефлексив-ный экран): Сегодня я узнал... Сегодня я научился… У меня получилось... Урок дал мне для жизни... Было трудно... |
Высказываются о достижении цели: узнали мы, по каким признакам различаются города. Отвечают: Городов много, а наш выбор ограничен Делают предположения (1100) Делают вывод о росте числа городов и численности городского населения. Вспоминают, что это урбанизация Знакомятся с карточкой «Домашнее задание»: Уч. с.148-150 Тр. с.103 №7. С.106 №3,4. Творческое: разработать маршрут путешествия по городам - миллионерам (презентация, путеводитель, картосхема и.т.д.) Выполнять можно в группе, паре, индивидуально. |
Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |