Исследовательский проект «Цепи питания на Байкале»
12
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Невонская Средняя Общеобразовательная Школа №1 им. Родькина Николая Дмитриевича»
«Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»
Исследовательский проект
«Цепи питания на Байкале»
Выполнили:
А.А.Чернова – учитель начальных классов
МОУ «Невонская СОШ№1»
А.В.Москвина – учитель начальных классов
МОУ «Невонская СОШ№1»
2022
Актуальность ………………………………………………………………3
Определение проблемы, цели, задач……………………………………..3
Описание исследовательского проекта………………………………….5
План реализации исследовательского проекта………………………….7
Заключение ………………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………..11
Актуальность исследовательского проектаИсследовательский проект «Цепи питания на Байкале» реализуется во внеурочное время, на кружке «Мой край родной». Ориентирован на обучающихся начальных классов. Проходит в несколько этапов: организационный (формулировка темы, целей, задач, планирование деятельности), технологический (сбор и анализ информации, выработка и обсуждение идей, оформление работы), заключительный (анализ проделанной работы, оценка и самооценка деятельности, транслирование результатов, прогнозирование дальнейшей работы по данной теме).
Проект «Цепи питания на Байкале» нацелен на расширение кругозора, развитие самостоятельности, творческой активности, сотруднических отношений обучающихся.
Участвуя в реализации данного проекта, школьникам предоставляется возможность изучать богатое озеро Байкал, его флору и фауну. Полученные на занятиях теоретические знания и практические сведения помогут школьникам лучше понять взаимосвязи в природе, сделать вывод об уникальности озера и его обитателях. Благодаря исследовательской деятельности ученики смогут не просто составлять пищевые цепи питания, а научатся устанавливать причинно – следственные связи и развивать навыки экологической культуры.
Исследовательский подход в изучении тем о Байкале позволяет самостоятельно приобретать знания, способствует развитию универсальных учебных действий обучающихся и достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, что является неотъемлемой частью и важной составляющей требований, предъявляемых ФГОС НОО.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА.
В рамках организационного этапа реализации работы определяется проблема, тема проекта, формулируются цели и задачи. При изучении связей между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Животные не могут жить без растений. Но и растения в своей жизни тесно связаны с животными.
Школьники в работе над исследовательским проектом видят связи между растениями и животными. Они выяснили, что животные и птицы питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
В процессе поиска информации, практического материала, особый интерес в группах возник при изучении озера Байкал, его живых существ: губок, плактона, эпишуры, рачков - бокоплавов, рыбки-голомянки, бакланов, нерпы. Ребята из предыдущих занятий уже знают, что это эндемики Байкала. В процессе исследовательской работы ребята выявили цепи питания. Цепь питания – это такая последовательность организмов, при которой, каждый предыдущий организм является пищей для последующего.
Совместное решение проблемы привело к формулировке следующей цели и задач:
Цели:
Изучить обитателей озера Байкал и научиться составлять цепи питания.
Задачи:
- узнать историю образования озера;
- познакомиться с обитателями озера: водорослями, мельчайшими растениями- фитопланктоном, мельчайшими животными – зооплактоном, эндемиками;
- научиться составлять энергетические цепи питания, учитывая круговорот веществ в Байкале;
- проявлять экологическую грамотность и бережное отношение к окружающей среде;
Метапредметные результаты.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты проектной деятельности отражают:
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе и альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
Познавательные УУД:
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;
Коммуникативные УУД:
1. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Экологическое мышление и поведение учащихся:
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА.
В ходе выполнения исследовательского проекта «Цепи питания на Байкале» ученики практическим путем, решают поставленные перед группой проблемы, закрепляют теоретические знания по теме, реализовывают свои творческие способности. Учатся планировать свою деятельность, распределять обязанности, находить выход из затруднительных ситуаций.
Школьники изучили историю озера, выяснили какая вода в озере, узнали интересные сведения о жителях Байкала. Выяснили, что на берегах озера и в воде обитает уникальный животный мир, половина которого – эндемики, то есть не встречаются больше нигде в мире. Самыми известными эндемиками являются байкальская нерпа, байкальский омуль, байкальский осётр, прозрачная живородящая рыба голомянка, рачок эпишура и байкальские губки. Всего в озере обитает 1 000 видов уникальных живых организмов. Об этом сообщает "Рамблер"1. В ходе работы учащиеся учились сотрудничать друг с другом и с социумом – брали интервью у родителей, пользовались литературой в библиотеке, искали информацию в интернете. Работая в группах, ученики создавали цепи питания, где отражалась важность каждого звена цепи. Одна из группа подготовила материал о Байкальской эпишуре. Это – рачок, который питается бактериями и планктонными водорослями. Он является любимым блюдом байкальского омуля. Составляется цепь питания.
Большая часть организмов, обитающих в Байкале, участвует в естественном процессе очистки воды. Например, губки фильтруют воду, потребляют бактерии и другие мелкие организмы задерживают в своем теле взвешенные частицы и поглощают загрязняющие вещества. Водоросли и планктон насыщают байкальскую воду кислородом.
В процессе работы ребята познакомились с обитателями озера, узнали, чем они питаются. Каким образом поддерживается круговорот веществ. Узнали, чем опасны загрязнения воды, прибрежной зоны.
Пищевая связь – это связь возникающая, когда один вид питается другим. Все живые организмы связаны между собой и образуют цепи питания. Цепь питания – это цепочка видов растений и животных, взаимосвязанных между собой. Нарушения цепи питания причиняет вред природе или ведет к ее гибели. Цепь питания – это такая последовательность организмов, при которой каждый предыдущий организм является пищей для последующего. Энергия передается от одного живого организма к другому, образуя большую сеть жизни. Цепь питания начинается с растений, а заканчивается хищными животными или насекомоядными.
Составляем схемы - Рисунок “Пищевые связи озера Байкал”
Итак: пищевая цепь в о.Байкал образована несколькими видами фитопланктона, зоопланктона, рыбами, птицами, зверями. Так замыкается круговорот органического вещества и энергии в озере Байкал.
Эти цепи образуют круговорот вещества и энергии в природе.
Путем исследования ребята составили схему круговорота органического вещества и энергии в озере Байкал.
Для создания цепи питания мы узнали (работа в группах):
Кто такая голомянка, чем питается, кто питается голомянкой, ее особенности. Много жира – много энергии, а вода в Байкале холодная.
Что такое эпишура, чем питается, кто питается эпишурой. Чем полезна эпишура для Байкала.
Что такое фитоплактон, кто им питается, чем он полезен, его особенности.
Надо узнать: кто какую рыбу поедает в озере Байкал. Польза или вред от байкальских бакланов. Как выживает нерпа.
Каждая группа, выполняя исследовательский проект, оценила свою деятельность по предложенной таблице «Самооценка моей работы»:
Мои предложения учитывались в ходе планирования работы. | Как я работал при выполнении проекта | Мои идеи, которые помогли проекту |
Как я помог группе | Как я помог решению проблем и конфликтов. | Я научился участвуя в проекте |
Этапы работы | Содержание | Деятельность | Деятельность учителя | |||||
1. Организация деятельности | ||||||||
Погружение в проект | Определение проблемы. Выбор темы. | Цель работы: Создание пищевых цепей питания обитателей Байкала. Создание проектных групп. Задача: каждой группе учеников подготовить домашнее задание по выбранной теме. Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы. | Рассказывает о том, что такое исследовательскийпроект. Помогает в постановке проблемы, в выдвижении задач. Оказывает помощь в формировании групп. | |||||
Планирование | Сбор информации, иллюстраций по обитателям Байкала | Каждая группа подбирает информацию, которая поможет в создании цепи питания по следующим направлениям: - Кто такая голомянка, чем питается, кто питается голомянкой, ее особенности. Много жира – много энергии, а вода в Байкале холодная. - Что такое эпишура, чем питается, кто питается эпишурой. Чем полезна эпишура для Байкала. - Что такое фитоплактон, кто им питается, чем он полезен, его особенности. - Надо узнать: кто какую рыбу поедает в озере Байкал. Польза или вред от байкальских бакланов. Как выживает нерпа. | Оказывает необходимую консультативную и организационную помощь по направлениям. | |||||
2. Осуществление деятельности | ||||||||
Работа с терминами | Поиск недостающей информации. | Термины: фитопланктон, зоопланктон, эпишура, голомянка… Поиск необходимой информации в предложенных и самостоятельно - выбранных источниках. | Дает дополнительные задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. Наблюдает, советует. | |||||
Обобщение результатов и выводов | Анализ полученной информации, создание пищевых цепей питания озера Байкал | Оформляют готовые рисунки, схемы, таблицы для представления исследовательского проекта. | Оказывает помощь в подготовке оформления найденного материала. | |||||
3. Представление результатов и их оценка | ||||||||
Защита продуктов творческой деятельности (цепи питания) | Выступление групп, участников проекта. | Один из участников каждой группы проекта защищает работу. | Слушает, задает вопросы в роли участника. Обсуждение цепей питания | |||||
Оценка процесса и результатов работы | Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ достижения поставленной цели. Рефлексия. | Каждая группа, выполняя исследовательский проект, оценивает свою деятельность по предложенной таблице «Самооценка моей работы». Анализ результатов, причин успехов и неудач. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов исследовательского проекта. Проводит рефлексию. |
Метод исследовательских проектов относится к творческо-исследовательским методам деятельности учащихся.
Работая над проектом у учеников развиваются: познавательные процессы, умения самостоятельно конструировать свои знания, способность ориентироваться в информационном пространстве.
Добиться результата можно тогда, когда у школьников будут сформированы:
самостоятельность мышления;
умение находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из других предметных областей;
способность предвидеть результаты;
умение устанавливать причинно - следственные связи.
Исследовательская деятельность становится полезной не тогда, когда она навязана ученикам, а когда учитель смог заинтересовать, то и работа стала для учеников интересна. Она способствует самосовершенствованию и саморазвитию.
Поэтому главным условием успешности является:
постепенное, идущее от класса к классу, усвоение учащимися научного, исследовательского, поискового подхода к темам;
нелегкий труд, требующий от учащихся силы воли, упорства, целеустремленности, накопления знаний.
По итогам работы учащихся можно проводить занятия внеурочной деятельности, уроки окружающего мира. А также представлять свои исследовательские работы на научно-практических конференциях.
ЛИТЕРАТУРА:
Асламова С.Н., Сергиенко С.М. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу / С.Н. Асламова, С.М. Сергиенко. Художественное оформление А.М. Муравьев. Иркутск: Редакция журнала "Сибирячок", 2002.
Байкал в вопросах и ответах / Г.И. Галазий. - 6-е изд., испр. и доп. - Иркутск: 2017.
Гулин А.А., Матвеев А.Н., Самускнок В.П. Фотоопределитель. Удивительные рыбы Байкала и Прибайкалья. – Иркутск, 2017
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Научно-художественное издание. Маленькая энциклопедия Сибирячка. Сост. С.Н. Асламова, С.М. Сергиенко. – Иркутск, 2016.
Интернет-ресурсы: