Метапредметный урок как основа эффективного образовательного пространства лицея

1
0
Материал опубликован 11 November 2019

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №8» г. Перми















Метапредметный урок как основа

эффективного образовательного пространства лицея



Разработчик:

Голдырева Е.В.,

зам. директора по УВР,

учитель географии

МАОУ «Лицей №8» г. Перми













Пермь, 2018

Тяжелое станет привычным,

Привычное – легким,

Легкое – красивым.

Станиславский К.С.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов. Он предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий, а с их помощью сможет сам добывать информацию об окружающем его мире.

Метапредметный подход также подразумевает хорошее знание учителем своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно пересмотреть учебный материал и заново его интерпретировать. Метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, преобразуют сами учебные предметы и педагогический стиль, делая его более свободным и творческим. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Требуется системная работа по введению метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов, формированию метапредметного пространства образовательной организации. Основой такого пространства должен стать урок, который необходимо перевести в так называемое метапредметное русло, сделать его мыследеятельным, продуктоориентированным.

Главная задача управленческой команды – создание условий для формирования в школе эффективного образовательного пространства. Она нашла отражение в программе развития лицея на 2016-2020 г.г «Лицейская модель продуктивной школы».

Основными направлениями при планировании и организации такой деятельности определены:

1) Мотивация педагогов на повышение своей профессиональной
компетентности:

моральная (повышение качества результата учеников, повышение квалификации и категорийности, возможность трансляции своего опыта в педагогическом сообществе, продуктивная коммуникация с коллегами и т.д.);

материальная (стимулирование (критерии в лицейском задании), связанные с освоением и реализацией метапредметного подхода, активным участием в рамках проектных линий программы развития лицея);

2) Погружение педагогического коллектива в единое информационное
поле:

теоретические аспекты метапредметности (алгоритм разработки метапредметного урока, требования к заданиям на уроке, требования к учителю на уроке, приемы и методы развития метапредметных действий, метапредметные технологии, продуктивное обучение) через курсовую подготовку на базе образовательной организации, теоретические семинары и т.д);

практико-ориентированная деятельность (разработка метапредметных занятий, метапредметных и продуктивных заданий, разработка критериев оценки метапредметного урока, трансляция педагогических наработок, организация системного педагогического сопровождения) через практико-ориентированные, рефлексивно-аналитические, проблемные семинары, публикации.

3) Универсализация средств и ресурсов.

Кадровый ресурс является основным в решении поставленной управленческой задачи. Педагоги лицея удерживают различные позиции: от участника до члена команды управления (руководитель лицейских МО и кафедр, руководитель ВТК, руководитель проблемной группы). Кадровый ресурс востребован для обеспечения различных процессов: управление, организация продуктивной коммуникации, рефлексия. Для создания команды управления учитываются, прежде всего, желание, а также способность людей организовывать межличностные отношения. Это люди, обладающие определенным авторитетом для других, имеющих способности принимать управленческие решения. Ресурс такого рода организовывает консультации и экспертизу. Для обеспечения содержательной стороны процесса имеется ресурс учителей, которые владеют современными педагогическими технологиями, умело и грамотно формируют критериальную оценочную базу метапредметных результатов, организуют мониторинг.

Информационное обеспечение осуществляется через работу официального сайта лицея, периодического школьного издания «Лицейский вестник».

Финансовые ресурсы на курсовую подготовку выделяет лицей.

Однако существуют некоторые проблемы эффективной деятельности данных направлений.

Риски

Пути решения

Организационный.

Лицей имеет 2-х сменный режим работы, что затрудняет выделение времени, необходимое для групповой деятельности педагогов, коллективного решения или обсуждения

Один понедельник в месяц планировать для данного вида деятельности (циклограмма работы лицея)

Мотивационный.

Недостаточный уровень мотивации для участия в разработке и реализации данных направлений деятельности

Системное моральное и материальное стимулирование учителей, сопровождение профессионального развития педагога


Ожидаемые результаты.

1. В ходе реализации данных направлений деятельности лицея урок получит принципиально новый концепт, сложится механизм создания эффективного образовательного пространства с необходимыми требованиями. Появится возможность использования этого механизма для решения актуальных задач другого содержания.

2. Включение педагогов в деятельность по содержательному основанию без разделения их по уровню образования, предметной составляющей будет способствовать повышению профессиональной компетентности учителей, формированию коллектива единомышленников.


Литература

Программа развития лицея на 2016-2020 г.г «Лицейская модель продуктивной школы»;

2. Якубенко Н.Н.. Создание эффективного метапредметного пространства образовательной организации как условие развития личностного потенциала обучающегося. - school23kovrov.ucoz.ru. 3. Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов.- Минск, 2013. 4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2009. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. М.: Просвещение, 2011.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации