12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия38
Воронежская обл.

Статья воспитателя КРО КУ ВО «школы-интерната №7» г. Воронежа Звонаревой Юлии Викторовны на тему:

«Использование разнообразных форм работы с родителями с целью создания единого образовательного пространства».

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.

Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только школой. Часто приходится слышать такое мнение родителей: «Мы вам ребенка в школу отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела». Расплатой за такую позицию является непоправимо утраченная духовная связь с собственными детьми и следующее за этим недоумение«Как же так, в школе плохо воспитывают наших детей!». Да, безусловно, образовательное учреждение является одним из сильных факторов развития детей. Одним из многих, но никак не единственным фактором. Родителям об этом забывать, никак не стоит. Хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. Анализ поведения детей дома должен дополняться анализом его поведения в группе, поведения в коллективе. Педагогу непросто корректировать манеру поведения ребенка, не зная особенностей его домашней жизни. Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного ребенка и ради общей пользы должен делиться своим виденьем процесса образования и воспитания с педагогом.

Однако на практике не все родители в должной мере осознают значимость общения с ребенком, поэтому зачастую они, гораздо больше времени отдают общению друг с другом, с друзьями и знакомыми, чем со своим ребенком. Такое положение можно объяснить занятостью взрослых, внедрением в нашу жизнь телевидения и компьютера, иными объективными причинами, но для ребенка вредные последствия родительской депривации от таких объяснений не уменьшаются.

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому, начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в школе-интернате. Для этого я провожу анкетирование родителей всех вновь прибывших детей своей группы.

В настоящее время сложились достаточно устойчивые формы работы с семьей, которые принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные,  коллективные,  наглядно-информационные.

Итак, начнем с первой группы:

1. Воспитатель любой возрастной группы, осуществляя решение задач, предусмотренных программой, обязан изучить каждого ребенка: каковы его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; как он относится к более младшим детям; как играет и трудится, что умеет делать и чего не умеет; чем он интересуется; активен ли в нравственном и умственном отношении или пассивен и т. д. Однако данные наблюдения за воспитанником лишь в условиях интерната никогда не будут действительно верными, точными и глубокими, если педагог не знает его семью.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями, консультации для родителей.

Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и педагога и родителей. Беседа может возникать стихийно по иннициативе и родителей и педагога. Необходимо продумать, какие вопросы зададите родителям, сообщаете тему и просите их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания школьника.

Собираясь проводить индивидуальную беседу с родителями, необходимо наметить план предварительной подготовки родителей к предстоящей беседе, обязательно нужно соблюдать педагогический такт в разговоре с ними. Нельзя начинать разговор с указания на отрицательные факторы поведения ребенка, надо непременно отметить положительные стороны в его развитии. Следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения, возражения, замечания, жалобы родителей. Необходимо тактично указать на ошибки. Желательно давать только обоснованные советы. Надо внушать родителям веру в своего ребенка при условии сотрудничества со школой.

Чтобы ответить на интересующие вопросы, организуются консультации по той или иной теме, это еще одна индивидуальная форма работы с родителями, которую я обязательно применяю в своей работе.

Консультации близки по характеру к беседам. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, я стремлюсь дать квалифицированный совет, чему-то научить. Беседа предусматривает диалог. Консультации бывают плановые и внеплановые, групповые и индивидуальные. Их цель – ближе узнать жизнь семьи, оказать помощь там, где она больше всего нужна – с одной стороны, с другой – побуждает родителей серьезно присмотреться к своим детям, выявить черты их характера, задуматься над тем, какими методами их лучше всего воспитывать.

А главное, родители убеждаются в том, что в интернате они всегда найдут поддержку и совет.


Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей группы. Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Групповые родительские собрания – это действенная форма работы педагога с коллективом родителей, форма организованного ознакомления с их задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях школы и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей.

Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить и стремиться вести диалог с использованием методов активизации родителей.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки, стенды, которые знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье.

Анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с родителями отводится педагогам. Беседы, консультации в основном исходят от педагогов и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко.

Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Взаимодействие семьи  и школы редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Формы работы с родителями разнообразны, но хочется подчеркнуть, что любая из них оправдывает себя лишь в том случае, если тщательно продумывается и готовится.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.