Опыт создания воспитательного пространства МКДОУ

Детский сад №46 «Зоренька» город Новосибирск


 

В статье рассматривается взаимодействие педагогов ДОО и родителей со смежными общественными и воспитательными организациями с целью создания единого воспитательного пространства микрорайона.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенком полноценным участников образовательного процесса; сотрудничество ДОУ с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства – это основные связанные друг с другом принципы дошкольного образования утвержденные ФГОС ДО [1].

Говоря о воспитательной среде приведем в пример каким образом описывает воспитание один из ведущих лидеров российской педагогической науки Л.И. Новикова «само же воспитание трактуется, то как часть образования, то как более широкое понятие, включающие и образование. Начнем с того, что под воспитанием, вслед за Х.Й. Лейметсом, понимаем процессом формирования и развития личности ребенка за счет создания благоприятных для этого процесса условий. Такие условия пытаются создать для этого и семья, и школа, и общество, поскольку воспитание ребенка начинается с раннего детства. Но если в первые годы жизни основным воспитателем является семья, то позже центр тяжести воспитания переносится в школу». [2, с. 252].

Преломляя высказывание автора на работу детского сада, можно смело утверждать , что педагоги дошкольной образовательной организации не только образовывают детей, но и воспитывают детей. И тут возникает вопрос, как же привлечь «основных воспитателей» в образовательно-воспитательный процесс ДОО в современном ритме жизни семьи? Сотрудничество или взаимодействие родительской общественности, на сегодняшний день по большей части сводится к номинальному взаимодействия с детским садом, «привести и забрать ребенка», время от времени посещение родительских собраний (очное проведение которых за период пандемии были сведены к минимуму), посещение развлечений, праздников, консультаций со специалистами и попечительство ДОО. И поэтому вопрос становится более острым, каким же образом привлечь родителей в непосредственное участие в жизнедеятельность детей в детском саду?

Воспитательную и образовательную деятельность в ДОУ условно можно разделить на две части «в стенах ДОУ» и организованную деятельность педагогами с семьями «за пределами ДОО». Период пандемии открыл, нам педагогам, возможности развития организованной воспитательной среды за пределами, и создание целого воспитательного пространства за пределами нашего ДОУ.

Наш МКДОУ №46 комбинированного «Зоренька» г. Новосибирска активно сотрудничает со смежными нами организациями, с высоким образовательным и воспитательным потенциалом: молодежный центр «Стрижи», библиотекой им. Шишкова, МБОУ СОШ №51, театром «Корифеи», социальными организациями общественным клубом «Стрижи». А также с общественной приемной депутата нашего района. Наша организация в лице педагогов и семей воспитанников активно принимают участие в сборе макулатуры, эко сборе «Пластиковые крышки», вырученные средства направляются на нужды общество детей с особенностями «Стрижата-особята». Педагоги, родители и дети участвуют в эко фестивалях по уборке берега озера «Жемчужина Сибири», расположенного в нашем микрорайоне, принимали участие в организованных общественным клубом празднование Дня защиты детей, день соседей, день пожилого человека и акции «Посади свое дерево», «Субботнике», «Свеча памяти», «Реконструкция боев», «Бессмертный полк» экологической эко выставки «Стрижи в объективе», и других мероприятиях нашего микрорайона. Конечно, как одно из условий такого продуктивного взаимодействия, необходима активная жизненная педагогов, инициативность. Такие активисты нашлись и в нашем ДОУ и организована инициативная творческая группа в которую входит: старший воспитатель, воспитатели, психолог, муз. руководитель и инструктор по физической культуре, и группа «инициативных родителей» благодаря которой происходит взаимосвязь между ДОУ и смежными организациями нашего микрорайона, создавая тем самым единый микросоциум.

Какие ставим цели перед собой: организовать единое воспитательное пространство микрорайона, которое если не прямо, то косвенно работает на личностное развитие детей, формирование окружающему миру, позитивное отношение к общечеловеческим ценностям, взращивает ростки гражданственности. Попытки создания такого пространства нами делаются. И родители активно откликаются на нашу инициативность и сами становятся инициаторами, некоторых новых событий, например, совместные походы воспитателя группы родителей и детей в кукольный театр.

Каким образом мы реализуем наше сотрудничество с родителями:

1. В сентябре, в начале учебного года мы узнаем во всех смежных организациях о предстоящих событиях на год (дата, место проведения, тематика, цели и задачи мероприятия/ акции). Организаторы высылают нам планы по электронной почте.

2. Мы заранее сообщаем родителям о предстоящем мероприятии в микрорайоне и своем предложении участвовать в нем с объяснением воспитательные, образовательные, социальные цели и задачи мероприятия ( в беседе группы мессенджера Whats app) или соц. сетях. Для того, чтобы максимально привлечь родителей вместе с детьми мы за несколько дней до этого сообщаем «инициативным родителям» о предстоящем мероприятии, для того чтобы как только в беседе появилось объявление, «инициативные родители» незамедлительно поддержали наш призыв и тем самым подключается часть родителей, которая обычно «остаются в стороне».

3. Заранее проводим работу с дошкольникам о данном мероприятии, готовим их к возможности участия в предстоящем мероприятии ( в т.ч. на умение вести себя в общественных местах и на тему безопасности), реализуем проекты на экологические, патриотические и др. темы, проводим беседы, сюжетно-ролевые игры по тематике, создаем с детьми и родителями музеи, театрализованные постановки, просматриваем обучающие мультфильмы по заданной теме мероприятий, учим стихи, проводим игры-квесты, приглашая детей на заранее анонсированное их родителям мероприятие в микрорайоне. Понимая, что дошкольники самостоятельно не могут прийти на мероприятие, дома - они уже сами являются инициаторами в своей семье похода на праздник/акцию и т.д.

4. Мы изготовили специальные отличительные знаки нашего ДОУ. У нас это синие шейные платки с эмблемой и названием нашего детского сада и на любом мероприятии мы появляемся в них. Жители нашего микрорайона знают, что это пришел «46 садик». Очень радует, что количество участников - детей, родителей (подключаются старшее поколение семей) от мероприятия к мероприятию увеличивается.

После мероприятия мы угощаем всех по возможности чаем, делаем совместное фото, видео. Общественый клуб печатает отчет в местной газете и соц.сетях.

5. После мероприятия «инициативная группа» педагогов проводит анализ совместного мероприятия, что удалось/ не удалось, что возможно улучшить.

6. Среди родительской общественности тоже проводим опрос о мероприятии с их предложениями.

В этих неформальных воспитательных мероприятиях мы можем ближе познакомится с семьями наших воспитанников, изучить семью конкретного ребенка их взаимоотношения. По иному педагоги родители видят родителей и детей. А семьи - педагогов. Улучшается взаимопонимание. Воспитательный потенциал такого образовательного пространства велик. К каждой такой встрече привлекается местное население- соседи, дошкольники и их родители, педагоги, школьники и молодежь встреч этих ждут к ним готовятся и еще долго в последствии обсуждают. В общем мы совместными большими шагами идем к тому, чтоб наш микрорайон стал единым воспитательным пространством.


 

Эко фестиваль t1656177918aa.pngt1656177918ab.jpgt1656177918ac.jpgt1656177918ad.jpg «Лыжные гонки»t1656177918ae.jpgt1656177918af.jpg

Эко фестиваль

t1656177918ag.jpgt1656177918ah.jpg

«День Победы»


 


 


 

Список источников:

1. https://fgos.ru/fgos/fgos-do

2. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. – М., 2010. [с.252].

3. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика шк. воспитат. систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - М. : Новая шк., 1996. – с. 155


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации