12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
regina33
Бичегкуева Регина Владимировна, преподаватель иностранного языка Иркутского техникума машиностроения им.Н.П.Трапезникова
Россия, Иркутск

Цифровые технологии в преподавании иностранного языка в системе профессионального образования


Автор: Бичегкуева Регина Владимировна, преподаватель иностранного языка

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области Иркутский техникум машиностроения им. Н.П. Трапезникова, г. Иркутск


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения цифровых в подготовке квалифицированных специалистов, профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам в системе среднего профессионального образования, роль стандартов WorldSkills International при обучении иностранному языку студентов СПО и их важность в профессиональной подготовке современного специалиста

.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, стандарты WorldSkills International, профессионально ориентированное обучение, среднее профессиональное образование.



Современное общество и происходящие в нем глобальные процессы международной интеграции в таких сферах человеческой деятельности как политика, экономика, наука, культура, повлекли за собой существенные изменения в системе образования с целью подготовки специалистов на уровне мировых стандартов.

Мировые тенденции в развитии той или иной профессиональной профессии отражены в требованиях WorldSkills International, обучение по которым дает возможности для развития как общих, так и узких компетенций. Образовательная организация реализует образовательные программы в соответствии с ФГОС, значит, содержание ОПОП разработанное должно быть ориентировано на содержание профессионального стандарта и требований WS.

Участие в чемпионатах профессионального мастерства дает возможность выпускникам техникума повысить свою профессиональную компетенцию. Эффективная система профессионального образования WorldSkills не вызывает сомнений. WorldSkills - это не только проведение соревнований, это и взаимодействие между участниками и экспертами, а также общение участников конкурса между собой на соревновательной площадке. Принимая участие в конкурсе, студент может проявить свой инновационный подход, проявить талант, мобильность, научиться изобретать новые изделия.

Победа на международных соревнованиях по стандартам WorldSkills складывается из множества составляющих: программы тренировок, современного оборудования, работы с экспертами, разбора ошибок и постоянной практической отработки заданий. Но есть еще одна важная составляющая победы – знание английского языка.

Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников.

Таким образом, целесообразной и методически оправданной является, профессионально-коммуникативная подготовка по иностранному языку, предполагающая обучение студентов профессионально-ориентированному иноязычному общению.

Вопросам профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам посвящены работы таких лингвистов как A.C. Балахонова, И.Н. Григоренко, Касилиной, С.О. Китаевой, Т.В. Кучмы, Н.Л. Лукошкиной, С.А. Проценко, Т.С. Серовой и др.1

Большой вклад в разработку теории профессионально-ориентированного преподавания иностранного языка внес М.В. Ляховицкий. Он обосновал принцип профессиональной направленности учебного материала при обучении иностранному языку студентов неязыковых учебных заведений.

По мнению автора, изучение иностранного языка должно быть не самоцелью, а средством достижения цели повышения уровня образованности, расширению кругозора в рамках своей специальности. Учет специфики профилирующих специальностей, по мнению автора, должен проводиться по следующим направлениям: работа над специальными текстами, изучение специальных тем для развития устной речи, изучение словаря – минимума по соответствующей специальности, создание преподавателями пособий для активизации грамматического и лексического материала обучающихся.2

Однако при реализации профессионально-ориентированного подхода при обучении иностранному языку преподаватели сталкиваются с рядом проблем как недостаточность знаний специфической профессиональной лексики и отсутствие представлений о тонкостях профессии учащихся. А ведь отсутствие базовых знаний у преподавателя может исказить смысл при переводе текстов. Для решения этих проблем преподавателю необходимо:

- быть открытым и понимать, что студенты могут исправлять ошибки преподавателя и даже просить их об исправлениях, установить активную обратную связь;

- использовать на занятиях по английскому языку материалы, основанные на базовых понятиях специальности, и таким образом повторить материал по основам профессии;

- использовать известные студентам материалы ;

- на занятиях моделировать ситуации, где студенты могли бы применить полученные теоретические знания по специальности для решения каких-то практических проблем;

- прибегать к помощи преподавателя-предметника и при подготовке к занятиям и во время их проведения.

Основой курса иностранного языка на профессионально- ориентированном уровне являются аутентичные тексты, которые должны быть сформированы по тематическому принципу. Эти материалы должны сопровождаться системой упражнений, направленных на развитие необходимых для этой специальности навыков и умений, а также упражнений лексико-грамматического характера (нахождение синонимов, антонимов, заимствования, на словообразование, характерные для языка специальности синтаксические и грaмматические конструкции, терминологических эквивалентов и т.д.), которые нацелены на набор объема специальной лексики.3

Сегодня во всем мире ежедневно меняются способы преподавания иностранных языков из-за иногда вынужденного технического и методологического изменения процесса обучения. Освоение на практике цифровых инструментов и материалов преподавателями и студентами представляют собой и реальность, и перспективу успешного их применения в современном образовании.

Всем выше перечисленным критериям отвечает цифровой учебник Career Paths Plumbing от издательства Express Publishing, который я использую при работе со студентами ИТМ им. Н.П. Трапезникова по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования.

Каждый модуль учебника включает в себя разнообразные тематические диалоги, в том числе с лексикой по профессиональной теме. Логично и разнообразно организованная проверка понимания прочитанного, полный глоссарий терминов и фраз обеспечивает качественный рост словарного запаса. А пошаговые инструкции помогают учащимся в освоении всех четырех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения и письма.

Привлекает структура учебного пособия, которое включает в себя целых три уровня сложности (A1–B1).

Текст взят из учебника Career Paths – Plumbing, Hand tools. Каждый раздел учебника имеет четкую структуру, в центре которой находится тот или иной текст, в соответствии с тематикой раздела.4

Прежде всего, отмечу небольшой объем текста (чуть больше ста слов), что позволяет проработать его в рамках одного занятия, причем это касается всех текстов данного учебника. Несмотря на небольшой размер, текст содержит богатую лексику по теме Hand tools, которая выделена в тексте жирным шрифтом: claw hammer, hacksaw, nut driver, slotted screwdriver, phillips screwdriver и т. д. – и снабжен иллюстрацией, что помогает студентам наглядно представить, о чем пойдет речь.

t1639054229aa.jpg

Рис.1

Текст снабжен рядом упражнений, которые поделены на группы:

(Get ready!) предтекстовые;

(Reading) послетекстовые упражнения;

упражнения на активизацию лексических единиц, содержащихся в тексте (Vocabulary).

Предтекстовое упражнение предполагает ответы на вопросы (“before you read the passage, talk about these questions”), в то время как упражнение второй группы (послетекстовое) представляет собой тестовое задание, состоящее из трех вопросов: выделить основную мысль текста и два вопроса по содержанию отрывка (“mark the following statements as true (T) or false (F)”). Упражнения третьей группы – Vocabulary – предполагают сопоставление понятия с дефиницией (“match the words with the definitions) и дополнение предложений подходящим по смыслу словoм или фразой из предложенных (“choose where the words best fit the blanks”).

t1639054229ab.jpg

Рис.2

Кроме того, после текста приводится ряд упражнений на аудирование, письмо и говорение, базирующихся на лексике из текста (“Listen to a conversation between a mechanic and a customer. Choose the correct answers. ”).

t1639054229ac.jpg

Рис.3

Одновременно с этим тренируется активная лексика урока и развиваются умения говорения. В данном разделе используется метод кейсов (Case-study), целью которого является анализ ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработка практического решения.

Раздел «Письмо» содержит задания по теме урока и предлагает учащимся заполнить анкету, запрос, написать отзыв, письмо в компанию и т. п. Данный раздел (“ Use the conversation from Task 8 to fill out the bill.”) завершает урок, предлагает выполнить задание коммуникативного характера. Задание можно использовать как домашнюю или проверочную работу.

Можно сделать вывoд, что посредством даже небольшого текста не только происходит формирование необходимого лексического минимума, но и осуществляется переход от рецептивных к репродуктивным и продуктивным заданиям.

Для реализация образовательной программы в рамках стандартов WSI использую цифровой учебник Английский язык для сварщиков «English for Welders». Данное учебное пособие, подготовленное в соответствии с требованиями ФГОС СПО я использую для обучения студентов по профессии 15.01.15 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))».

Учебник рассчитан на уровень языковой подготовки Elementary А2. Логично выстроенная система учебника, разнообразные упражнения и визуальное оформление направлены на развитие навыков устной, письменной речи и чтения литературы по специальности на английском языке, овладение коммуникативными и профессиональными компетенциями. Отличительной особенностью данного учебника является наличие приложения, которое содержит материал для подготовки к международному конкурсу WorldSkills, а именно:

1) Правила конкурса. Основные понятия (WS)

2) Разговорный английский в WorldSkills

3) Словарь терминов

4) Примеры заданий(WS)

t1639054229ad.png

Рис.4

Помимо цифровых учебников на занятиях использую учебные материалы виртуальных практикумов от издательского центра «Академия». Курс состоит из 14 тематических разделов, охватывающих большую часть учебной программы, включающих в себя текстовые, графические, видеоматериалы, предназначенные для занятий в аудитории и самостоятельной работы. Студенты знакомятся с традиционными и нетрадиционными техниками создания укладок и причесок, окрашивания и осветления волос, которые позволят им создавать образы с учетом индивидуальных особенностей внешности клиентов. Будущие парикмахеры овладеют техникой наращивания волос, а также научатся использовать аксессуары для волос в процессе создания прически. Студенты расширят свои знания о косметических средствах, применяемых в парикмахерском деле, и, впоследствии, смогут консультировать клиентов по вопросам красоты и здоровья волос. В рамках курса внимание также уделяется основам управления салоном, а также основам законодательства в изучаемой сфере деятельности. Глубокое освоение каждого раздела и приобретение профессиональных навыков обеспечивается 37 интерактивными практикумами i-ACT и 46 виртуальными тренажерами i-Practice, имитирующими реальные рабочие процессы в парикмахерской.

t1639054229ae.png

Рис.5

t1639054229af.png

Рис.6

Результатом применения цифровых технологий является проведение занятий по английскому языку в нестандартном формате, а именно урок английского языка в рамках учебной практики по профессии 43.01.02 «Парикмахер» с учетом требований и стандартов WorldSkills. Данная форма занятия позволяет проявить профессиональные навыки, применять знания иностранного языка, подготовиться к участию в чемпионате WorldSkills и развивать стрессоустойчивость. Для реализации такого урока нам понадобятся:

- мастер производственного обучения, который будет играть роль главного эксперта;

- 6 экспертов, которые будут ставить объективную оценку конкурсантам;

- 3 эксперта, которые будут ставить субъективную оценку, технический эксперт – регулирует работу на площадке, устраняет неисправности, решает общие вопросы;

- участники, выполняющие конкурсные задания

Подобный формат занятий позволяет:

- преподавателю иностранного языка реализовать занятие в рамках учебной практики с отработкой терминологии по определенной теме;

- мастеру производственного обучения увидеть занятие УП и обучающихся с другой стороны, оценить их подготовку к участию в чемпионатах европейского и мирового уровня.

- обучающимся почувствовать себя в роли конкурсантов и экспертов, проверить овладение профессиональными навыками усовершенствовать свой уровень владения иностранным языком.

Структура урока включает в себя следующие этапы:

1) Организационный момент

2) Работа с лексикой по теме «Моя профессия».

3) Инструктаж обучающихся. Health & Safety Policy

4) Распределение ролей на занятии.

5)Творческое задание. Задание для данного занятия взято из раздела «Конкурсная документация» сайта worldskills.ru .

Также на данном этапе преподаватель вместе с мастером производственного обучения (выступающий главным экспертом) знакомит обучающихся (конкурсантов) со штрафными баллами, которые начисляются за нарушение какого-либо пункта.

6) Этап оценивания работ.

7) Подведение итогов урока.

8) Домашнее задание.

9) Завершение урока

Все этапы должны осуществляется только на английском языке.

Данный вид занятия позволяет отработать профессиональную лексику парикмахеров, выполнить хотя бы один из этапов конкурсного задания, поменяться ролями в группе.

Таким образом, термин «профессионально-ориентирован­ный подход» употребляется для обозначения процесса преподавания иностранного языка в СПО, направленного на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминoлогии, а в последнее время и на общение в сфере профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что цифровые обучающие технологии имеют огромный обучающий потенциал. Необходимо апробировать в реальном учебном контексте их способности стимулировать различные виды речевой деятельности и возможности по-новому организовывать контактный и бесконтактный учебный процесс.

Внедрение WorldSkills в систему среднего профессионального образования должно быть обязательным, так как нынешнее время требует компетентных специалистов с разносторонне развитыми профессиональными навыками. А обучение иностранному языку является одним из важных факторов в профессиональной подготовке современного специалиста.







Список литературы:

1. Агеева Е. А. Английский язык для сварщиков. English for Welders, Издательство: Академия, 2018, стр. 240.

2. Балахонов A.C. Методика обучения иноязычному информационному чтению в неязыковом вузе: Дис.. канд. пед. наук / A.C. Балаханов. Пермь, 1990. - 189 с.

2. Казанина Т. М. Текстоцентрические подход как необходимое условие формирования коммуника-тивной компетентности у учащихся: [сайт]. – URL: lyc.zelenogorsk.ru/project/first/docs/d10.doc .

3. Китаева С.О. Отбор оригинальных специальных текстов для обучения чтению на английском языке и методика их использования на III этапе неязыкового педагогического вуза: Автореф. дис. . канд. пед. наук / С. О. Китаева. Киев, 1989. - 24 с.

4. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. – М.:

Высшая школа, 1981. – 160 с.

5.Матвеева Н. В., Преподавание английского языка для специальных целей в свете развития движения World Skills.// sdo.rea.ru ›cde/conference/20/file.php

Worldskills international официальный сайт // worldskills.org

6. Jim D. Dearholt Career Paths –Plumbing.Student’s Book // Jim D. Dearholt. – EU: Express Publishing, 2017. – P. 22–23.


1 Балахонов A.C. Методика обучения иноязычному информационному чтению в неязыковом вузе: Дис. . канд. пед. наук / A.C. Балаханов. Пермь, 1990. - 189 с.

2 Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. – М.:Высшая школа, 1981. – 160 с.

3 Китаева С.О. Отбор оригинальных специальных текстов для обучения чтению на английском языке и методика их использования на III этапе неязыкового педагогического вуза: Автореф. дис. . канд. пед. наук / С. О. Китаева. Киев, 1989. - 24 с.

4 Jim D. Dearholt Career Paths – Mechanics. Student’s Book // Jim D. Dearholt. – EU: Express Publishing,

2012. – P. 22–23.

12


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.