12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рыбакова Марина Сергеевна407
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Альтернативные технологии обучения в системе среднего профессионального образования: теория и практика.

Рыбакова Марина Сергеевна

преподаватель русского языка и литературы

ГАПОУ «Чебоксарский техникум 

транспортных и строительных технологий» 

Минобразования ЧР

Мир не стоит на месте. Быстро меняются реалии современности, и чтобы идти в ногу со временем, чтобы не быть «сброшенным с парохода современности» необходимо учиться на протяжении всей жизни.

Перемены коснулись и систему образования. В России современное образование перешло на Федеральный образовательный стандарт, одна из главных задач которого – развитие личности учащегося. Среди характеристик выпускника в ФГОСе выделяются умение учиться, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике.

Развитие личности учащегося требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.1

К таким принципиальным изменениям следует отнести использование инновационных и альтернативных технологий обучения. Что же такое альтернативные технологии? Это технологии, отличающиеся от традиционного обучения по целям, формам, средствам, методам, позициям участников педагогического процесса.

В своей деятельности я применяю витагенную технологию образования А.С. Белкина, основанную на актуализации (востребованности) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. Под витагенностью А.С. Белкин подразумевает процесс становления личности в процессе жизнедеятельности под воздействием проживаемых жизненных событий.2

К приемам данной технологии можно отнести:

-прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся: 1) Назовите известные вам стихотворения поэта … о… ; 2) Что вы знаете о маргиналах, деклассированных элементах? Как к ним относится государство? Как к ним относитесь вы? (при изучении пьесы М. Горького «На дне»)

-прием опережающей проекции преподавания: 1) И.С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» раскрывает тему конфликта поколений. Случались ли у вас конфликты с родителями? Если да, то почему? Как вы преодолевали их?»; 2) при изучении поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»: что на ваш взгляд важнее: благо человека или благо государства? А если бы вы стали президентом? (как правило, на первый вопрос учащиеся отвечают «благо человека», после второго вопроса мнения разделяются);

-прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели: 1) Как бы вы изменили финал …(название произведения);

-прием временной, пространственной содержательной синхронизации образовательных проекций: 1) перенесите литературного героя в современность;

-прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы: 1) Сочинение-миниатюра «Если бы халат Обломова стал человеком» и пр.

Применение витагенной технологии позволяет развивать навыки коммуникации, познавательный интерес к предмету, учитывать жизненный опыт учащихся и на его основе формировать навыки и умение анализа жизненных ситуаций.

Литература:

1. Белкин А.С., Вербицкая Н.О. Витагенное образование в системе педагогического знания (витагенная концепция личности) // Педагогическое образование в России. — 2007. — № 1. — URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/vitagennoe-obrazovanie-v-sisteme-pedagogicheskogo-znaniya-vitagennaya-kontseptsiya-lichnosti (дата обращения 28.03.2018)

2. Бутурлакина Т.Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС. – Армавир, 2013. – 60с.

3. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 87с.

1 Бутурлакина Т.Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС. – Армавир, 2013. – 60с.

2 Белкин А. С., Вербицкая Н. О. Витагенное образование в системе педагогического знания (витагенная концеп- ция личности) // Педагогическое образование в Рос- сии. — 2007. — № 1. — URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/vitagennoe-obrazovanie-v-sisteme-pedagogicheskogo-znaniya-vitagennaya-kontseptsiya-lichnosti (дата обращения 28.03.2018)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Худякова Светлана Викторовна, 14.04.18 в 17:00 0Ответить Пожаловаться
Менее 3000 знаков с пробелами (2874). Без списка литературы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.