Цифровой образовательный ресурс «Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях»
Презентация к ЦОР
PPT / 697.5 Кб
/data/files/u1604804566.ppt (Презентация к ЦОР)
Контрольный тест к ЦОР
MTF / 2.68 Кб
/data/files/i1604804608.mtf (Контрольный тест к ЦОР)Цифровой образовательный ресурс
«Способы подчинительной связи в словосочетаниях».
Методическое описание электронной разработки.
Автор: Панкратова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия № 1 г. Нерюнгри
имени С.С. Каримовой»
Характер применения ЦОР.
ЦОР предназначен для основной категории обучающихся.
Основное общее и среднее общее образование.
Характер обучения – возможность осуществлять углубленное обучение.
Реализует федеральный государственный образовательный стандарт.
Предмет – русский язык.
Рассчитан на обучающихся 8 классов, изучающих данную тему в рамках программы курса русского языка, а также обучающихся 9, 11 классов для подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Условия применения ЦОР.ИКТ обеспечение (качественные и количественные показатели).
Для применения ЦОР во фронтальной работе необходим один компьютер, снабженный мультимедийным проектором, либо интерактивная доска.
Для организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся компьютер или ноутбук с установленным на нем ЦОРом должен быть у каждого обучающегося.
Материально-техническое обеспечение.
Компьютерный класс образовательного учреждения.
Организационное обеспечение образовательного процесса.
Использование ЦОР возможно во фронтальной работе и работе в малых группах: часть программы «Опорный конспект», при организации самостоятельной работы на уроке: программа «Тренировочные упражнения» и «Итоговое тестирование». Материал учебного пособия может быть предложен обучающимся и в качестве дистанционной формы изучения темы.
Не требует привлечения дополнительного персонала в помощь учителю.
Требования к учащимся.
Наличие у обучающихся умения пользоваться компьютером.
Применение ЦОР.
Актуальность темы.
Сегодня технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку. В календарно-тематическом планировании по русскому языку на изучение темы «Способы подчинительной связи в словосочетаниях» отводится 2 учебных часа. Невольно задаешься вопросом, каким образом построить ее изучение, чтобы оно было доступным восприятию, современным, продуктивным? Конечно, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Способ внедрения ЦОР.
ЦОР внедряется в процессе изучения темы «Способы подчинительной связи в словосочетаниях» на уроке русского языка в 8 классе.
Цели: расширение знаний учащихся о словосочетании;
ознакомление со способами связи слов в подчинительных словосочетаниях;
развитие у обучающихся навыков определения способов связи слов.
Задачи: повысить уровень теоретических знаний обучающихся по русскому языку;
содействовать развитию познавательной активности учащихся; формированию информационной и коммуникационной культуры обучающихся.
Техническое обеспечение: интерактивная доска или мультимедийный проектор; презентация Power Point; компьютер или ноутбук передвижного мобильного класса для каждого обучающегося.
На уроке традиционное обучение сочетается с компьютерным. Комплексная компьютерная обучающая программа состоит из двух частей:
а) обучающей (контрольно-обучающий модуль);
б) тренировочной (контрольно-тренировочный или закрепляющий модуль).
Например, этап объяснения нового материала (15-20 минут).
Учитель обращает внимание обучающихся на слайд, содержащий программу изучения темы:
Опорный конспект
Тренировочные упражнения
Итоговое тестирование
С помощью компьютера школьникам объясняется новый материал: вводится компьютерная комплексная обучающая программа и путем пошаговых умственных действий у них вырабатывается понимание структуры словосочетания и алгоритма определения вида подчинительной связи; учащиеся применяют теорию на практике под контролем компьютера; закрепляется новый материал и контролируется его закрепление также при помощи компьютера.
Для работы над опорным конспектом можно предложить беседу по вопросам:
Что такое словосочетание?
Что словосочетанием не является?
Какие виды подчинительной связи выделяются?
Что такое согласование?
Какие части речи согласуются между собой?
Что такое управление?
Какие вопросы можно задать от главного слова к зависимому при управлении?
Что такое примыкание?
Какие части речи выступают в роли зависимых слов при примыкании?
Как определить вид подчинительной связи?
Совместно обсуждается алгоритм работы по определению вида подчинительной связи слов.
Этап закрепления нового материала (10 минут – тренировочная работа; 15 минут – итоговое тестирование).
Этот этап подразумевает использование второй части компьютерной программы. По завершении операции с обучающей частью ученики переходят к тренировочной работе.
Тренировочная работа состоит из двух блоков: собственно тренировка с выявлением правильного ответа и итоговое тестирование, результатом которого станет поурочный балл.
Сначала на слайде представлено задание тренировочной работы. После того, как ученик выполнит его, он имеет возможность увидеть результат с объяснением способа выполнения задания. В этой части программы представлены задания на определение способа подчинительной связи в отдельно взятом словосочетании, а также задания на поиск словосочетания с заданным типом подчинительной связи в предложении.
После прохождения обучающимся предыдущих этапов работы он может приступать к выполнению итогового тестирования, после которого сразу сможет увидеть результат – поурочный балл, выставленный компьютерной программой. Тест создан с помощью программы MyTest, которую надо установить на компьютер.
В тестовой работе представлены задания с выбором ответа из четырех предложенных. Задание усложняется еще и тем, что представлено не отдельно взятое словосочетание, а целый ряд, состоящий из трех словосочетаний. Ученику необходимо самостоятельно отыскать ряд, в котором представлены словосочетания одного вида подчинительной связи. На прохождение итогового тестирования отводится 15 минут.
Если обучающийся не справился с итоговой работой, он имеет возможность пройти материал от момента ознакомления до момента практической отработки еще раз самостоятельно.
Таким образом, комплексная компьютерная программа «Способы подчинительной связи в словосочетании» знакомит обучающихся с этой непростой темой, служит средством тренировки и практического закрепления материала.
Использование цифрового образовательного ресурса целесообразно с академической точки зрения: получение обучающимися новых знаний, закрепление полученных, выполнение самостоятельной практической работы в режиме тестирования.
Применение ЦОР дает возможность за один академический час (45 минут) пройти тему от этапа ознакомления до практического освоения. Представленные в презентации схемы, алгоритмы деятельности доступны восприятию школьника.
Для организации урока не требуется привлечения дополнительного персонала: все могут сделать сами обучающиеся совместно с учителем.