12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Игоревна Блинова4290
Почетный работник образования Москвы. Высшая квалификационная категория. Девиз в работе и в жизни: «Если мечтаешь увидеть радугу, то не бойся попасть под дождь!»
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Хочу с вами поделиться...»


image%28657%29.png

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум)"

Департамента спорта города Москвы

                     (ГБПОУ "МССУОР № 1" Москомспорта) 

Практическое занятие на тему: "Исследования познавательных процессов".

Для студентов групп 9ф-21,22,23 и группы 11ф-11

Введение:

Образовательные головоломки и интеллектуальные игры играют важную роль в образовательном процессе студентов, обогащая их опыт и способствуя развитию множества навыков и качеств.

Несколько аргументов о полезности использования таких методов на учебных занятиях:

  1. Развитие логического мышления и креативности: Головоломки и интеллектуальные игры требуют от студентов анализа, решения задач и поиска нестандартных подходов. Это способствует развитию их логического мышления и способности к креативному мышлению.
  2. Улучшение умения принимать решения: Игры и головоломки обучают студентов принимать решения на основе доступной информации и оценки последствий. Это навык, который им пригодится в жизни и в профессиональной деятельности.
  3. Развитие умения решать проблемы: Многие образовательные игры предоставляют студентам задачи, которые они должны решить, применяя логику и аналитические навыки. Это помогает развивать умение решать реальные проблемы в различных областях.
  4. Стимулирование усидчивости и терпимости к неудачам: В процессе решения головоломок и задач студенты могут столкнуться с трудностями и неудачами. Это способствует развитию усидчивости и умения не сдаваться при первой же неудаче.
  5. Обогащение знаний и обучение новому материалу: Образовательные игры часто предоставляют новый материал или обучают новым концепциям через интерактивное и практическое обучение. Это помогает студентам лучше усваивать информацию.
  6. Содействие социальным навыкам: Многие образовательные игры могут применяться в группах, что способствует развитию социальных навыков, таких как коммуникация, сотрудничество и управление конфликтами.
  7. Повышение мотивации и интереса к учебе: Игры и головоломки могут сделать учебный процесс более увлекательным и интересным для студентов, что способствует повышению их мотивации к обучению.
  8. Развитие способности к анализу и критическому мышлению: Головоломки и задачи часто требуют студентам анализировать информацию, выявлять закономерности и применять критическое мышление к решению проблем.

Все эти аспекты делают использование образовательных головоломок и интеллектуальных игр важным инструментом для обогащения учебного процесса и развития у студентов разнообразных навыков, которые будут им полезны в будущем как в академической, так и в профессиональной сфере.Начало формы

Цель занятий: познакомить студентов с понятиями и аспектами познавательных процессов, а также развить их понимание того, как эти процессы работают в реальной жизни, и как они могут применять полученные знания на практике.

Задачи:

  1. Стимулировать интерес к теме: Урок познакомит студентов с увлекательными аспектами познавательных процессов, что поможет им заинтересоваться исследованием и пониманием собственных ментальных процессов.
  2. Развить критическое мышление: Участие в дебатах, лабораторных экспериментах и исследовательских проектах поможет студентам развивать навыки критического мышления, анализа данных и интерпретации результатов.
  3. Усвоение теоретических знаний: Литературный обзор и изучение актуальных исследований позволит студентам углубить свои теоретические знания о познавательных процессах.
  4. Развитие навыков исследования: Исследовательский проект предоставляет студентам опыт планирования, выполнения и анализа собственных исследований, что развивает навыки исследователя.
  5. Способствовать активному обучению: Включение студентов в интерактивные активности, такие как дебаты, лабораторные эксперименты и презентации, позволяет им активно участвовать в процессе обучения и углублять свое понимание темы.
  6. Практическое применение знаний: Проекты и дебаты обучают студентов применять знания о познавательных процессах в реальных ситуациях, что может быть полезно как в учебной, так и в повседневной жизни.
  7. Содействие обмену знаний: Обсуждение результатов и обмен идеями между студентами способствует обучению через взаимодействие и позволяет каждому студенту увидеть разные точки зрения на тему.

Такое занятие способствует активному и практичному обучению, развивает критическое мышление и дает студентам возможность глубже понять и применить знания о познавательных процессах.

Для проведения урока исследования познавательных процессов, дебатов, лабораторных экспериментов и исследовательских проектов потребуется различное оборудование и материалы, в зависимости от конкретных задач. Ниже представлен список оборудования и материалов, которые могут потребоваться:

  1. Проектор и экран: для проведения презентаций и обсуждения результатов исследований.
  2. Компьютеры или ноутбуки: для доступа к интернету, поиска литературы и анализа данных.
  3. Листы бумаги и ручки: для записей, решения задач, создания планов и дневников исследований.
  4. Стандартные офисные программы: Такие как Microsoft Word и Excel для создания документов и таблиц для анализа данных.
  5. Материалы для дебатов: чтобы провести дебаты, вам потребуются темы для обсуждения и аргументы как "за", так и "против". Это может быть подготовлено заранее в письменной форме.
  6. Лабораторное оборудование: если проводятся лабораторные эксперименты, потребуется соответствующее оборудование, такое как планшеты, компьютеры, и так далее.
  7. Исследовательские инструменты: для исследовательских проектов могут потребоваться специфические инструменты в зависимости от выбранной темы. Например, опросники, аудио- и видеозаписи, оборудование для психологических экспериментов и так далее.
  8. Информационные источники: Доступ к библиотеке или онлайн-ресурсам для проведения литературного обзора и поиска актуальных исследований.
  9. Материалы для презентаций: для студентов, проводящих презентации результатов своих исследований, потребуются материалы для создания слайдов, такие как PowerPoint или другие инструменты.
  10. Записывающее оборудование: если проводятся интервью или аудиозаписи для исследования.
  11. Специализированные программы и программное обеспечение: если для исследовательского проекта требуются специализированные программы (например, для обработки статистических данных или анализа текста), необходимо предоставить доступ к ним.
  12. Материалы для демонстрации: для наглядного представления концепций познавательных процессов, например, диаграммы, схемы, анимации и т. д.

Помимо этого, важно учесть особенности каждой конкретной деятельности и предоставить необходимые материалы и оборудование заранее, чтобы занятия проходили успешно и продуктивно.

Содержание занятия.

  1. Квиз "Познавательные процессы":
    • Подготовьте вопросы и ответы о различных аспектах познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление и решение проблем.
    • Разделите студентов на команды и проведите соревнование, где они будут отвечать на вопросы.
    • Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.
  2. Лабораторный эксперимент:
    • Разделите студентов на группы и предложите им провести маленький эксперимент, связанный с познавательными процессами. Например, исследовать влияние внимания на память или изучить восприятие определенного стимула.
    • После проведения экспериментов, группы могут представить свои результаты и обсудить выводы.
  3. Игра "Внимательность и концентрация":
    • Подготовьте набор задач, требующих внимания и концентрации. Это могут быть головоломки, ребусы, задачи на логику и т.д.
    • Студенты могут работать индивидуально или в парах, чтобы решать эти задачи в ограниченное время.
    • Завершив игру, обсудите, какие стратегии использовали студенты, чтобы справиться с задачами, и как это связано с познавательными процессами.
  4. Дискуссия и дебаты:
    • Предложите студентам выбрать тему, связанную с познавательными процессами, например, "Влияние технологий на наше мышление" или "Эффективность разных методов запоминания".
    • Разделите их на команды, чтобы провести дебаты. Каждая команда должна представить свои аргументы и опровергать аргументы противоположной стороны.
    • Обсудите результаты дебатов и подведите итоги.
  5. Исследовательский проект:
    • Позвольте студентам выбрать собственную тему исследования, связанную с познавательными процессами.
    • Задача каждой группы студентов состоит в проведении литературного обзора и выполнении исследовательской работы на выбранной теме.
    • Завершите проект презентацией результатов перед классом.

Эти игры и активности могут помочь студентам более глубоко понять и запомнить информацию о познавательных процессах, а также развить критическое мышление и навыки исследования.

Практическое занятие:

Начало занятия, ориентированного на использование образовательных головоломок и интеллектуальных игр, должно быть интересным и мотивирующим. Вот как можно начать такое занятие:

  1. Приветствие и введение:
    • Начните занятие с теплого приветствия студентов и краткого обзора того, что будет происходить на уроке. Убедитесь, что студенты знают, что они сегодня будут заниматься образовательными головоломками и интеллектуальными играми.
  2. Цели и ожидания:
    • Объявите цели занятия, например, развитие логического мышления, решения проблем, аналитических навыков и т. д. Обозначьте ожидания от студентов, например, активного участия и сотрудничества.
  3. Вдохновение:
    • Поделитесь интересным фактом или цитатой, связанными с темой занятия или силой умственных задач. Это может заинтересовать студентов и вдохновить их на участие. Например: "Ваш мозг — это место, где каждая дополнительная клетка добавляет мощность и способность. Он не стареет, как наши мышцы. Он стареет, если вы перестаете использовать его." - Оливер Уэнделл Холмс.
  4. Демонстрация:
    • Покажите пример образовательной головоломки или интеллектуальной игры и разгадайте ее перед студентами. Объясните свои шаги и подходы к решению, чтобы продемонстрировать, каким образом они могут применять логику и анализ на практике.
  5. Основные задания:
    • Представьте основные задания или головоломки, которыми будут заниматься студенты на этом уроке. Объясните правила и цели каждой задачи.
  6. Группировка и объявление правил:
    • Если задачи будут выполняться в группах, разделите студентов на соответствующие группы и объясните правила сотрудничества и обсуждения задач.
  7. Активное участие:
    • Поощряйте студентов активно участвовать, задавать вопросы и делиться своими мыслями и решениями. Обеспечьте свободную атмосферу для обсуждения и обмена идеями.
  8. Завершение:
    • По окончании занятия, подведите итоги и обсудите, какие уроки или навыки они извлекли из данного занятия. Также можете задать домашнее задание или дать дополнительные материалы для самостоятельного изучения.

Квиз "Познавательные процессы":

Вопросы для 1 группы:

Восприятие:

  1. В какой части глаза находятся фоторецепторы, отвечающие за цветное видение?
    • Ответ: Сетчатка (ретина).
  2. Что такое феномен "слепой точки" в зрительной системе?
    • Ответ: Это место на сетчатке, где отсутствуют фоторецепторы, и поэтому объекты, находящиеся в этой точке, не видны.

Внимание:

  1. Какая форма внимания связана с способностью удерживать внимание на одной задаче или объекте?
    • Ответ: Селективное внимание.
  2. Что такое "закон Трех Штук" в психологии внимания?
    • Ответ: Это ограниченная способность воспринимать и запоминать информацию, обусловленная ограниченными ресурсами внимания.

Память:

  1. Какие основные этапы обработки информации в модели информационной обработки?
    • Ответ: Кодирование, хранение и извлечение.
  2. Что такое эффект серийного положения в памяти?
    • Ответ: Это явление, при котором элементы списка лучше запоминаются в начале (эффект начала списка) и в конце (эффект конца списка) списка.

Мышление и решение проблем:

  1. Что представляет собой алгоритм в контексте решения проблем?
    • Ответ: Алгоритм - это последовательность шагов или инструкций, используемых для решения конкретной задачи или проблемы.
  2. Какой тип мышления связан с принятием решений на основе предварительных оценок и вероятностей?
    • Ответ: Аналитическое мышление.

Вопросы для 2 группы:

Восприятие:

  1. Что такое иллюзия движения, и приведите пример?
    • Ответ: Иллюзия движения - это восприятие движения, когда на самом деле объект остается неподвижным. Пример: иллюзия движения во время просмотра фильма.
  2. Какие основные типы рецепторов отвечают за осязание нашего тела?
    • Ответ: Терморецепторы (тепло и холод), механорецепторы (давление и касание), ноцицепторы (возможная угроза).

Внимание:

  1. Что такое "эффект дихотического прослушивания"?
    • Ответ: Эффект, при котором человеку предлагают слушать два разных аудиосигнала в разные уши, и он сосредотачивается только на одном из них.
  2. Какой тип внимания используется, когда вы сосредотачиваетесь на одной задаче, игнорируя другие внешние раздражители?
    • Ответ: Селективное внимание.

Память:

  1. Что такое "эффект репетиции" в контексте памяти?
    • Ответ: Эффект, при котором повторение информации способствует ее запоминанию и более долгому хранению.
  2. Какие виды памяти обычно выделяют в рамках модели памяти Аткинсона и Шиффрина?
    • Ответ: Сенсорная память, кратковременная память и долговременная память.

Мышление и решение проблем:

  1. Что такое эвристика "представительности" в принятии решений и как она влияет на наши суждения?
    • Ответ: Эвристика "представительности" - это склонность судить о вероятности события на основе его сходства с представителем данной категории. Это может привести к искаженным суждениям и ошибкам.
  2. Что такое "процесс групповой дискуссии" в контексте принятия коллективных решений?
    • Ответ: Процесс, при котором члены группы обсуждают и анализируют различные точки зрения для принятия совместного решения.

Вы можете подготовить больше вопросов на эти и другие темы и использовать их во время квиза. Убедитесь, что вопросы разнообразны и охватывают различные аспекты познавательных процессов.

Лабораторный эксперимент:

  1. Эксперимент по влиянию внимания на память:
    • Задача: Исследовать, как внимание влияет на запоминание информации.
    • Процедура: Попросите участников эксперимента изучить список слов, а затем провести два теста на запоминание. В одном тесте они будут отвлекаться другими задачами, а в другом будут сосредотачиваться только на задаче запоминания. Приложение 1.
    • Результаты: Сравните результаты двух групп и определите, как внимание влияет на их способность запоминания.
  2. Эксперимент по восприятию стимула:
    • Задача: Исследовать восприятие и интерпретацию определенного стимула.
    • Процедура: Предложите участникам эксперимента рассматривать и анализировать определенный видеоролик, картину или аудиозапись. Затем попросите их описать свои впечатления и восприятие этого стимула. Приложение 2.
    • Результаты: Соберите и анализируйте данные о восприятии и интерпретации стимула разными участниками.
  3. Эксперимент по влиянию эмоций на принятие решений:
    • Задача: Исследовать, как разные эмоциональные состояния влияют на процесс принятия решений.
    • Процедура: Создайте ситуации, которые вызывают разные эмоции (например, радость, грусть, страх) у участников эксперимента, а затем предложите им решать задачи, связанные с принятием решений. Приложение 3.
    • Результаты: Анализируйте, какие решения были приняты в разных эмоциональных состояниях и как это влияло на их качество.
  4. Эксперимент по эффективности разных методов запоминания:
    • Задача: Сравнить эффективность различных методов запоминания информации.
    • Процедура: Дайте участникам задачи, в которых им нужно запомнить списки слов или чисел, используя разные методы, такие как повторение, создание ассоциаций или метод места.  Приложение 4.
    • Результаты: Оцените, какой метод оказался наиболее эффективным для запоминания информации.

После проведения экспериментов, студенты могут представить свои результаты в форме презентации или доклада, а затем обсудить выводы и их значение для понимания познавательных процессов. Это поможет им лучше усвоить материал и научиться применять знания на практике.

Игра "Внимательность и концентрация":

  1. Головоломка с цифрами:
    • Предоставьте лист бумаги с разбросанными цифрами от 1 до 9.
    • Задача студентов - соединить цифры линиями в порядке возрастания, не поднимая руки от бумаги и не пересекая уже проведенные линии. Приложение 5.
  2. Ребусы:
    • Подготовьте ребусы, в которых картинки или символы представляют слова или фразы.
    • Студентам нужно разгадать ребусы и записывать ответы.  Приложение 6.
  3. Задача на логику:
    • Предложите группе карты с разноцветными фигурами и правилами для их сочетания (например, "красный круг рядом с синим квадратом").
    • Студентам нужно выполнить задачу, следуя этим правилам. Приложение 7.
  4. Судоку:
    • Дайте студентам незаполненную сетку Судоку и набор цифр от 1 до 9.
    • Задача — заполнить сетку так, чтобы в каждой строке, столбце и блоке 3x3 были все цифры от 1 до 9 без повторений.Приложение 8.
  5. Задачи на внимание к деталям:
    • Покажите студентам картину или изображение с множеством деталей.
    • Затем дайте им задание найти определенные объекты или детали на картине. Приложение 9.

После завершения игры, проведите обсуждение. Обсудите, какие стратегии и методы они использовали для решения задач и какие аспекты внимания и концентрации были важными в каждом случае. Это позволит студентам лучше понять, как работают их познавательные процессы при решении сложных задач.

Дискуссия и дебаты:

Дебаты могут быть отличным способом побудить студентов к глубокому анализу и обсуждению познавательных процессов. Вот несколько тем для дебатов и некоторые аргументы, которые команды могут использовать:

Тема: Влияние технологий на наше мышление

Аргументы «За»:

  1. Технологии расширяют доступ к информации, что способствует образованию и познанию.
  2. Использование технологий может улучшить креативное мышление и способствовать новым способам решения проблем.
  3. Технологии могут помочь в обучении и улучшении когнитивных навыков.

Аргументы «Против»:

  1. Злоупотребление технологиями может привести к зависимости и отвлечению, что негативно сказывается на внимании и концентрации.
  2. Социальные сети и постоянное подключение к интернету могут ухудшить качество межличностных отношений и социального взаимодействия.
  3. Технологии могут способствовать распространению дезинформации и психологическому воздействию, что может искажать мышление.

Тема: Эффективность разных методов запоминания

Аргументы «За»:

  1. Использование методов активного запоминания, таких как создание ассоциаций и карт-памяти, может значительно улучшить процесс запоминания.
  2. Интерактивные методы, такие как обучение других, помогают закрепить знания и улучшить понимание.
  3. Индивидуальный подход к методам запоминания может быть наиболее эффективным, так как каждый человек учится по-разному.

Аргументы «Против»:

  1. Методы запоминания зависят от типа информации и контекста, и не существует универсального метода, который подходит для всех ситуаций.
  2. Пассивные методы, такие как простое повторение, также могут быть эффективными в некоторых случаях.
  3. Важно учитывать индивидуальные предпочтения и структуру материала при выборе метода запоминания.

После дебатов проведите обсуждение, позволяя студентам выразить свое мнение и аргументировать свои взгляды. Затем подведите итоги, обсудите ключевые уроки, которые можно извлечь из дебатов, и какие аспекты познавательных процессов были освещены в ходе обсуждений. Это поможет студентам более глубоко понять тему и развить критическое мышление.

Исследовательский проект: (Самостоятельная, внеурочная работа)

Исследовательский проект по познавательным процессам может быть интересным и образовательным опытом для студентов. Вот шаги, которые они могут следовать:

  1. Выбор темы исследования:
    • Позвольте каждой группе студентов выбрать собственную тему исследования в области познавательных процессов. Это может быть что-то, что их интересует, например, «Влияние сна на когнитивные функции» или «Взаимосвязь между стрессом и принятием решений».
  2. Литературный обзор:
    • Студенты должны начать с проведения литературного обзора по выбранной теме. Они могут исследовать академические статьи, книги и другие источники, чтобы получить представление о текущем состоянии исследований в данной области.
  3. Планирование и проведение исследования:
    • Зависит от конкретной темы, но студенты могут разработать свои методы исследования или использовать существующие. Это может включать в себя анкетирование, проведение экспериментов, анализ данных и так далее.
  4. Анализ результатов:
    • После проведения исследования студенты должны проанализировать полученные данные и выявить какие-либо закономерности или тренды, связанные с выбранной темой.
  5. Составление отчета и презентации:
    • Каждая группа студентов должна подготовить отчет о своем исследовании, включая введение, методы, результаты и заключение.
    • Завершите проект презентацией результатов перед группой, где каждая группа представит свои результаты и обсудит их выводы и значение.
  6. Обсуждение и обратная связь:
    • После каждой презентации проведите обсуждение, позволяя студентам задавать вопросы и высказывать свои комментарии.
  7. Совместное обобщение:
    • В конце проекта можно провести совместное обобщение, где обсудите общие выводы, которые можно сделать из всех проведенных исследований, и какие познавательные процессы были освещены.

Этот проект позволит студентам глубже понять процессы исследования и приобрести практические навыки в области познавательной психологии.

                                                                                                                      Приложение 1.
Процедура эксперимента, описанного вами, может быть следующей:

  1. Подготовка материалов:
    • Подготовьте список слов, который будет использоваться для тестирования запоминания. Список должен включать в себя, например, 20 слов разных категорий (названия животных, цвета, фрукты и т. Д.).
  2. Выбор участников:
    • Выберите участников эксперимента из вашей целевой аудитории (например, студенты или добровольцы).
  3. Тестирование «без отвлечения»:
    • Попросите участников изучить список слов в спокойной обстановке без каких-либо отвлекающих факторов. Они должны иметь возможность сосредоточиться и запомнить слова.
  4. Тестирование «с отвлечением»:
    • После того, как участники изучили список слов, предложите им выполнить отвлекающую задачу. Например, это может быть решение математических задач, головоломок или чтение текста. Задача должна быть достаточно сложной, чтобы отвлечь внимание, но не слишком сложной, чтобы участники могли выполнить ее.
  5. Тестирование запоминания:
    • После выполнения отвлекающей задачи, попросите участников вспомнить и записать все слова из списка, которые они помнят. Это первый тест.
  6. Предоставление перерыва:
    • Предоставьте участникам короткий перерыв, чтобы они могли отдохнуть и сосредоточиться.
  7. Тестирование «без отвлечения» во второй раз:
    • После перерыва, попросите участников еще раз вспомнить и записать слова из списка. Однако на этот раз не предлагайте им никаких отвлекающих задач. Это второй тест.
  8. Анализ результатов:
    • Сравните результаты двух тестов. Сколько слов участники смогли вспомнить в первом и втором тестах? Это позволит определить, как отвлечение влияет на запоминание.
  9. Обработка данных:
    • Используйте статистические методы, если необходимо, для анализа данных и выявления статистически значимых различий.
  10. Составление отчета:
    • Составьте отчет об эксперименте, включая описание процедуры, результаты и заключения относительно влияния отвлечения на запоминание.

Этот эксперимент позволит вам исследовать, как отвлечение влияет на способность участников запоминать информацию, и сравнить результаты тестов «с отвлечением» и «без отвлечения».

Приложение 2.

Процедура эксперимента, в которой участники анализируют и описывают впечатления от видеоролика, картину или аудиозаписи, может быть следующей:

  1. Выбор стимула:
    • Сначала выберите конкретный стимул, который будет использоваться в эксперименте. Это может быть видеоролик, картина, аудиозапись музыки или звука, а также другой стимул, соответствующий вашей исследовательской цели.
  2. Выбор участников:
    • Найдите участников эксперимента, которые будут просматривать или слушать выбранный стимул. Участники могут быть добровольцами из вашей целевой аудитории.
  3. Предъявление стимула:
    • Предъявите участникам выбранный стимул. Убедитесь, что все участники имеют доступ к стимулу и могут его просматривать или слушать в комфортных условиях.
  4. Задачи участникам:
    • Попросите участников внимательно рассматривать или слушать стимул и делать записи о своих впечатлениях, эмоциях и мыслях, которые вызывает этот стимул.
  5. Анализ впечатлений:
    • После того как участники ознакомятся с стимулом и сделают свои записи, предложите им анализировать свои впечатления. Задайте вопросы, например: «Какие эмоции вызвал данный стимул?», «Какие ассоциации у вас возникли?», «Как вы оцениваете общее восприятие стимула?».
  6. Сбор и анализ данных:
    • Соберите записи и ответы участников. Можете использовать анкеты или структурированные формы для систематизации данных.
  7. Обработка данных:
    • Проанализируйте собранные данные, используя статистические методы, если необходимо, и определите общие тенденции и закономерности в восприятии стимула.
  8. Составление отчета:
    • Составьте отчет об эксперименте, включая описание процедуры, результаты анализа впечатлений участников и выводы относительно восприятия выбранного стимула.

Этот эксперимент позволит вам исследовать, какие впечатления и эмоции вызывает выбранный стимул у участников, и анализировать их восприятие. Этот тип эксперимента может быть полезным для изучения эмоциональных и когнитивных аспектов восприятия и реакции на разные виды стимулов.

Приложение 3.

Процедура эксперимента, в которой создаются ситуации, вызывающие разные эмоции у участников, а затем предлагаются задачи принятия решений, может быть более подробно описана следующим образом:

  1. Выбор ситуаций и стимулов:
    • Сначала выберите несколько ситуаций или стимулов, которые способны вызвать разные эмоции у участников. Например, это могут быть короткие видеоролики, фотографии, истории или аудиозаписи, специально подобранные для вызова радости, грусти, страха и других эмоций.
  2. Выбор участников:
    • Проведите набор участников для эксперимента, удостоверьтесь, что они не имеют медицинских противопоказаний к участию в исследовании, и получите их согласие на участие.
  3. Предъявление ситуаций:
    • Представьте участникам каждую ситуацию или стимул, который создает определенную эмоциональную реакцию. Например, для вызова радости это может быть видео с праздничным мероприятием, для грусти — трогательная история, для страха — сцена напряжения.
  4. Запись эмоциональных реакций:
    • Попросите участников вести записи о своих эмоциональных реакциях на каждую ситуацию. Они могут оценивать свои эмоции в численной шкале или описывать их в свободной форме.
  5. Задачи принятия решений:
    • После вызова определенной эмоциональной реакции, предложите участникам выполнить задачи, связанные с принятием решений. Это могут быть задачи, требующие анализа информации, оценки рисков и наград, выбора стратегии и т. Д.
  6. Сбор данных:
    • Соберите данные о процессе принятия решений у каждого участника для каждой ситуации и связанной с ней эмоции.
  7. Анализ данных:
    • Проанализируйте данные, чтобы определить, как разные эмоции влияют на процесс принятия решений. Сравните результаты между ситуациями с разными эмоциональными реакциями.
  8. Составление отчета:
    • Составьте отчет об эксперименте, включая описание процедуры, результаты анализа влияния эмоций на принятие решений и выводы относительно вашей исследовательской гипотезы.

Этот эксперимент поможет вам понять, как разные эмоции могут влиять на процесс принятия решений у людей и какие факторы могут играть ключевую роль в этом взаимодействии.

Приложение 4:

Процедура эксперимента, в котором участникам предлагается задачи на запоминание списков слов или чисел, используя разные методы, может быть более подробно описана следующим образом:

  1. Выбор методов и материалов:
    • Выберите методы запоминания, которые вы хотели бы исследовать. Например, это могут быть методы повторения (репетиции), создания ассоциаций, метод места и другие. Подготовьте соответствующие материалы для каждого метода.
  2. Выбор участников:
    • Найдите участников эксперимента. Участники могут быть добровольцами из вашей целевой аудитории, и им необходимо дать информацию о процедуре и получить их согласие на участие.
  3. Описание методов:
    • Дайте участникам описание каждого метода запоминания, которые они будут использовать. Объясните им, как работают методы повторения, создания ассоциаций и метод места, и предоставьте примеры.
  4. Проведение эксперимента:
    • Попросите участников запомнить список слов или чисел, используя разные методы запоминания. Например, для метода повторения, они могут повторять слова или числа вслух несколько раз. Для метода создания ассоциаций, они могут связывать каждое слово с чем-то знакомым. Для метода места, они могут воображать, что размещают слова в определенных местах в помещении.
  5. Тестирование запоминания:
    • После того как участники попробуют каждый из методов, предложите им пройти тест на запоминание. Для этого представьте им список слов или чисел, которые они должны будут воспроизвести, используя метод, который они применяли в предыдущем этапе.
  6. Запись результатов:
    • Запишите результаты тестов для каждого участника. Оцените, сколько слов или чисел они смогли запомнить с помощью каждого метода.
  7. Анализ данных:
    • Проанализируйте данные, чтобы определить, какой метод запоминания оказался наиболее эффективным для участников, и какие методы были менее эффективными.
  8. Составление отчета:
    • Составьте отчет об эксперименте, включая описание процедуры, результаты тестов и выводы относительно эффективности различных методов запоминания.

Этот эксперимент поможет вам понять, как разные методы запоминания влияют на способность участников запоминать информацию, и какие методы могут быть наиболее эффективными в конкретных ситуациях.

Приложение 5:

Эта задача представляет собой классическую головоломку, известную как «Поиск пути» или «Соедините точки». Вот лист бумаги с разбросанными цифрами от 1 до 9 и пример решения задачи:

1 2 3

4 5 6

7 8 9

Задача студентов — соединить цифры линиями в порядке возрастания, не поднимая руки от бумаги и не пересекая уже проведенные линии. Вот один из вариантов решения:

1—2—3

 |          |

4   5—6

|           |

7—8—9

Студент начинает с цифры 1 и соединяет ее с цифрой 2, затем с 3, и так далее, следуя порядку возрастания цифр. Линии не должны пересекаться, и рука не должна подниматься от бумаги до завершения задачи.

Эта задача способствует развитию внимания, логического мышления и концентрации. Вы можете предложить студентам решить ее индивидуально или в парах, а также обсудить различные стратегии и пути решения после завершения задачи.

Приложение 7:

Примеры ребусов:

t1696544045ab.png

Внимание

t1696544045ac.png

Целостность

t1696544045ad.png

Избирательность

t1696544045ae.png

Контраст

t1696544045af.png

Ощущение

t1696544045ag.png

Константность

Эти ребусы могут быть интересными и развивающими для студентов, так как они требуют логического мышления и внимательности к деталям. Вы можете создать больше подобных ребусов для ваших занятий и дать студентам возможность разгадать их, записывая ответы на листе бумаги или в приложении для головоломок.

Приложение 7:

Задача на логику с использованием карт с разноцветными фигурами может выглядеть следующим образом:

  1. Подготовка материалов:
    • Подготовьте набор карт с разноцветными геометрическими фигурами (кругами, квадратами, треугольниками и т. Д.). На каждой карте должна быть одна фигура определенного цвета.
  2. Создание правил:
    • Создайте набор правил, которые участники должны выполнить. Каждое правило будет указывать, какие фигуры и цвета нужно сочетать на картах. Примеры правил:
      • «Поставьте красный квадрат рядом с желтым треугольником.»
      • «Положите синий круг над зеленым квадратом.»
  3. Проведение задачи:
    • Раздайте каждому участнику или команде набор карт и набор правил. Дайте им время на выполнение задачи в соответствии с предоставленными правилами.
  4. Проверка решений:
    • После завершения задачи, проверьте решения участников. Подсчитайте, сколько правильных комбинаций они создали в соответствии с заданными правилами.
  5. Обсуждение результатов:
    • Обсудите с участниками, какие комбинации они создали, и какие трудности возникли в процессе выполнения задачи. Также можно обсудить стратегии и логические подходы, которые они использовали.

Эта задача развивает логическое мышление, способность к анализу и соблюдению правил. Вы можете варьировать сложность задач, добавляя больше фигур, цветов и правил, чтобы сделать задачу более интересной и вызывающей.

Приложение 8.

Задание Судоку - это отличная идея для развития логического мышления и способности к решению головоломок. Вот как вы можете организовать это задание:

  1. Подготовьте материалы:
    • Подготовьте Судоку-сетки для студентов. Вы можете найти готовые сетки в интернете или создать их сами. Убедитесь, что сетки пустые, кроме некоторых начальных цифр (от 1 до 9), которые будут служить подсказками.
  2. Раздача материалов:
    • Раздайте каждому студенту Судоку-сетку и набор цифр от 1 до 9.
  3. Правила игры:
    • Объясните студентам правила Судоку:
      • В каждой строке, столбце и блоке 3x3 должны быть все цифры от 1 до 9 без повторений.
      • Студенты должны заполнить пустые клетки сетки так, чтобы удовлетворить эти правила.
  4. Решение головоломки:
    • Попросите студентов начать решать головоломку Судоку, используя предоставленные им цифры и правила игры.
  5. Обсуждение и проверка решений:
    • По завершении времени, предложите студентам обсудить свои решения и проверьте правильность заполнения Судоку. Вы можете также показать правильное решение.
  6. Дополнительные сложности:
    • Для более опытных студентов, вы можете увеличить сложность задания, предоставив им более пустую сетку или сетку с начальными цифрами, расставленными несколько более сложным образом.

Судоку отлично развивает логическое мышление, усидчивость и умение находить решения в ограниченных условиях. Это также отличная головоломка для развлечения и укрепления навыков решения логических задач.


1

7

9


8




  8

5


1

4


6



9



7



5

1

8



6


2




3



5


7



4

6

3

8




9



7

1



2




3

5


3

7



4





7


6

9

3


8


ПРИМЕР СУДОКУ

В данной головоломке уже есть начальные цифры. Задача состоит в том, чтобы заполнить пустые клетки так, чтобы в каждой строке, столбце и блоке 3x3 были все цифры от 1 до 9 без повторений. Удачи в решении этой головоломки!

Приложение 9.

Упражнение для развития наблюдательности и внимания к деталям:

  1. Подготовьте изображение:
    • Выберите изображение с множеством деталей, такое как картина, фотография или иллюстрация. Изображение может быть тематическим, например, городским пейзажем, джунглями, интерьером и т. д.
  2. Определите задачи:
    • Заранее определите, какие объекты или детали студенты должны найти на изображении. Например, это могут быть определенные предметы, животные, цветы, люди, символы и т. д.
  3. Представьте изображение:
    • Покажите студентам выбранное изображение, предоставив им достаточно времени, чтобы ознакомиться с ним.
  4. Задайте вопросы:
    • Дайте студентам задания вроде: "Найдите и обведите все синие автомобили на изображении", "Отметьте красную розу среди цветов", "Найдите человека, который держит зонтик", и так далее.
  5. Обсуждение результатов:
    • После выполнения задания попросите студентов поделиться своими результатами и обсудить, как им удалось найти объекты и на что они обращали внимание.
  6. Усложнение задания:
    • Для более опытных студентов вы можете усложнить задание, уменьшив время на поиск или увеличив количество объектов для поиска.

Это упражнение помогает студентам развивать наблюдательность, концентрацию и внимание к деталям, что полезно во многих областях, включая исследовательскую деятельность и решение задач.

t1696544045ah.png
t1696544045ai.png

Используемые ресурсы:

Опубликовано в группе «Хочу с вами поделиться...»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.