Цикл индивидуально-коррекционных занятий «Страна букв»
Цикл индивидуально-коррекционных занятий «Страна букв»
Автор: педагог-психолог Козлова Елена Олеговна.
Цель: развитие и коррекция познавательных процессов, развитие мышления, речи и внимания.
Возраст обучающегося: 5-7 лет.
Используемые материалы: бумага А3, краски, цветные карандаши, простой карандаш, ручка, распечатанный алфавит, фломастеры.
Длительность занятия: 30-40 минут.
Количество занятий: 4-5.
План занятия
1. Приветствие
«Здравствуй, Маша, сегодня мы будем с тобой играть, рисовать, а перед этим давай разомнемся и подготовим наши пальчики и ладошки к работе».
2. Разминка – кинезиологические упражнения (А.Л. Сиротюк, «Коррекция обучения и развития школьников», 80 стр., М., изд. Сфера, 2002).
Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.
Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
3. Основная часть
Молодец, Маша! Ручки разогрелись? А пальчики? Отлично, сегодня мы с тобой отправляемся в волшебное путешествие по миру букв. Скажи пожалуйста, с какой буквы начинается алфавит? (здесь поощрить ребенка к тому, чтобы он назвал весь алфавит).
Давай представим с тобой, какими бы могли бы быть буквы, если бы они жили в своем волшебном городе? А как бы называли этот город? (ребенок фантазирует и дает ответ).
Раз мы с тобой уже вспомнили алфавит, придумали, как будет называться их город, самое время нарисовать наш город, верно? (в этот момент мы помогаем ребенку распланировать пространство листа, чтобы на нем поместились домики для всех букв и ребенок начинает рисовать город, используя краски, карандаши и фломастеры).
У тебя получился очень красивый город, самое время поселить в нем первых жителей. Давай поселим первые три буквы алфавита в их красивые домики. Уточняем у ребенка цвет, вид, характер буквы, почему он поселил именно в это место, подсказываем, как можно букву украсить.
4. Завершение занятия
Мы сегодня отлично потрудились, предлагаю размяться.
- сжали руки в кулак/разжали;
- постепенное сжатие ладошки в кулак;
- плечи вверх/вниз;
- круговое вращение плечами;
5. Ритуал прощания
Ты большая молодец, дай 5! На сегодня мы с тобой закончили, жду тебя на следующем занятии.
На этом занятие завершается, в последующие занятия цикла используется такая же схема, вместо изображения города уже происходит расселение букв в домики.