Цикл занятий для учащихся 1–4 классов «Клавиатурное письмо»

3
0
Материал опубликован 29 October 2022 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

города Можги Удмуртской Республики








«ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО КЛАВИАТУРНОМУ ПИСЬМУ»









               Автор: Агафонова Кира Владимировна

педагог дополнительного образования













Можга, 2021

Представленное методическое пособие включает в себя цикл занятий, направленных на освоение детьми клавиатурного письма – ввода текста в компьютер 10 пальцами.


ВВЕДЕНИЕ

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок, когда вырастет, смог свободно и самостоятельно отправиться в плавание по жизни. Так сложилось, что компьютер стал неотъемлемой частью жизни нашего общества. Дети уже с дошкольного возраста знакомятся с компьютером. А для успешной работы с компьютером, необходимо сразу научить ребенка правильно использовать его устройства, в том числе и клавиатуру. Если ребенок сразу не научиться печатать двумя руками, то навык печати одним пальцем войдет у него в привычку, с которой ему будет крайне сложно расстаться.

Ввод текста помощью клавиатуры компьютера слепым десятипальцевым методом, называется клавиатурным письмом.

Владение клавиатурным письмом позволяет человеку значительно быстрее и увереннее работать с текстами, что Навыки клавиатурного письма во многом связаны с развитием моторики пальцев рук. Известно, что на ладонях и пальцах рук расположено огромное количество нервных окончаний, воздействие на них благотворно влияет на весь человеческий организм, способствуют развитию нервной системы человека. Считается, что упражнения, направленные на развитие координации и ловкости пальцев способствуют всестороннему развитию человека и утончают его нервную систему. К таким, развивающим правую руку занятиям, справедливо относится традиционное письмо. Клавиатурное письмо также развивает пальцы, причем одинаково на правой и левой руке. Это говорит о том, что, обучая детей клавиатурному письму мы активизируем у них полноценную работу обеих полушарий головного мозга. Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга - левой, то есть, когда мы действуем правой рукой активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. Левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за пространственно-образное мышление. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. А сензитивным периодом для интеллектуального развития является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована, поэтому важно сформировать навыки печати слепым десятипальцевым методом уже в младшем школьном возрасте.

Сейчас в интернете можно найти на выбор огромное количество различных тренингов для обучения клавиатурному письму, в том числе и для детей младшего школьного возраста. Но все эти программы требуют постоянной, длительной и монотонной нагрузки. А так как непрерывно за компьютером можно сидеть не более 15 минут, то для обучения клавиатурному письму необходим комплексный подход. Поэтому в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Занимательный компьютер» входит цикл занятий по клавиатурному письму, в который включает в себя знакомство с устройством «клавиатура», упражнения для развития межполушарный связей – «гимнастика головного мозга», упражнения для закрепления и повторения пройденного, практические задания, направленные на знакомство с расположением клавиш на клавиатуре.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Чтобы дети начали свободно и быстро печатать на компьютере необходимо познакомить их с расположением на клавиатуре клавиш и зонами «ответственности» каждого пальчика. Развивая межполушарные связи улучшать навыки освоения клавиатурной печати с помощью практической работы.

Цель методической разработки: сформировать перввоначальные навыки клавиатурного письма с помощью развития межполушарных взаимодействий.

Задачи:

познакомить с методом слепой десятипальцевой печати;

дать начальные знания о клавиатурном письме;

научить применять полученные знания на практике;

развивать межполушарные связи головного мозга;

формировать уверенность в себе, самостоятельность;

сформировать осознание необходимости освоения навыков клавиатурной печати

формировать умение придерживаться основных принципов обучения клавиатурному письму.

Разработка состоит из 7 занятий: «Знакомство с клавиатурой», «Понятие «Клавиатурное письмо», «Основной ряд клавиатуры», «Верхний ряд клавиатуры», «Нижний ряд клавиатуры», «Ряд с символами и цифрами», «Клавиатурное письмо. Закрепление». Каждое занятие рассчитано на 45 минут.

Метод обучения: индивидуальный, малогрупповой.

Пособие может быть использовано как в образовательных учреждениях, так и дома родителями.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Занятие 1: «Знакомство с клавиатурой»

Цель: познакомить с устройством клавиатуры, как основным средством ввода текстовой информации.

Задачи:

Формировать знания об основных групп клавиш клавиатуры;

Познакомить с интересными фактами о клавиатуре;

Развивать основные психические функции;

Закрепить знания об устройствах ввода и вывода информации;

Воспитывать информационную культуру учащихся.

Оборудование: компьютеры, экран, проектор,

Тип занятия: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии, информационные и коммуникационные технологии.

Ход занятия:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Возьмите в руки карандаш с гранями. Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на пальчиках пальцев. Давайте развивать наши таланты.

Из предложенных, на рисунках устройств компьютера найдите устройства ввода информации. (картинка на экране)

t1667021189aa.png

Какие еще устройства ввода информации вы знаете? (микрофон, сканер, джойстик и т.д.)

Какое из названных устройств является устройством ввода текстовой информации? (клавиатура) (картинка на экране)

t1667021189ab.jpg

Сегодня мы с вами познакомимся поближе с этим устройством.

Что бы вы хотели узнать о ней?

ОСНОВНОЙ

В 1868 году Кристофер Латам Шольз ( Christopher Sholes ) запатентовал своё изобретение как совокупность символов, располагавшихся в алфавитном порядке. Как оказалось позже, это, мягко говоря, неудобно, так как редко используемые символы находились на самых видных местах и наоборот. (картинка на экране)

t1667021189ac.png

5 октября 2005 года был открыт памятник клавиатуре - первая в Екатеринбурге лэнд-арт скульптура, посвящённая компьютерной клавиатуре. Автор — Анатолий Вяткин. (слайд 4)

t1667021189ad.png

Это клавиатура. Давайте вспомним для чего она служит, для чего нужна.

Внимательно рассмотрите клавиатуру компьютера. (картинка на экране)

t1667021189ae.png

Все клавиши можно условно разделить на несколько групп:

функциональные клавиши;

алфавитно-цифровые клавиши;

управляющие клавиши;

клавиши управления курсором;

цифровые клавиши.

В нижней части клавиатуры находится большая клавиша без символов на ней – пробел, который используется для отделения слов и выражений друг от друга.

Функциональные клавиши F1–F12, размещенные в верхней части клавиатуры, запрограммированы на выполнение определённых действий (функций). Так очень часто клавиша F1 служит для вызова справки.

В центре расположены алфавитно-цифровые клавиши, очень похожие на клавиши обычной пишущей машинки. На них нанесены цифры, специальные символы, буквы русского алфавита, латинские буквы. С помощью этих клавиш вы будете набирать всевозможные тексты, арифметические выражения, записывать свои программы.

Место ввода очередного символа на экране монитора отмечается мигающей черточкой – курсором. Для перемещения курсора служат клавиши управления курсором, на них изображены стрелки, направленные вверх, вниз, влево и право. Эти клавиши перемещают курсор на одну позицию в соответствующем направлении. Клавиши PageUp и PageDown позволяют листать документ вверх и вниз, а клавиши Home и End переводят курсор в начало и конец строки.

Очень часто используются управляющие клавиши. Они не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.

Клавиша Enter завершает ввод команды и вызывает ее выполнение. При наборе текста служит для завершения ввода абзаца.

Клавиша Esc расположена в верхнем углу клавиатуры. Обычно служит для отказа от только что выполненного действия.

Клавиши Shift, Ctrl, Alt корректируют действие других клавиш.

Цифровые клавиши – при включенном индикаторе NumLock удобная клавишная панель с цифрами и знаками арифметических операций. Расположенные как на калькуляторе.

С помощью клавиши Backspace можно удалить неверный символ перед курсором, а клавишей Delete удалить символ после курсора.

Используя клавишу Caps Lock можно запустить режим ввода прописных букв.

А сейчас проведем небольшой «Блиц–опрос» на установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Я буду называть клавишу, а вы говорить её предназначение. За правильный ответ буду давать фишку. Кто наберет больше всех фишек, получит поощрение. (Esc, Enter, PageUp, Home, F1, NumLock, Caps Lock, Ctrl, End, PageDown, Shift).

Устали, теперь предлагаю размяться.

Физкультминутка

Упражнение на развитие межполушарных связей.

И.П. Левая рука вытянута вверх. Правая вниз

1. Левая рука на голове. Правая на поясе.

2. Руки на плечах.

3. Левая рука на поясе. Правая на голове.

4. Левая вытянута вниз. Правая вверх.

Упражнение повторяется в обратную сторону. И так несколько раз с убыстрением.

Немного отдохнули, пора приступить к практической части нашего занятия. (Педагог раздает листы с практической работой). Внимательно прочитайте все задание. Все ли понятно? Приступаем.

Практическая работа. «Знакомимся с клавиатурой»

1. Займите правильное положение перед компьютером.

2. Рассмотрите клавиатуру компьютера.

3. Запустите программу Microsoft Word.

4. Откройте новый документ

5. Найдите курсор, отмечающий место ввода символа с клавиатуры. Наберите свои имя и фамилию. Чтобы имя и фамилия начинались с прописной буквы, используйте клавишную комбинацию Shift + {буква}. Клавиша Backspace поможет удалить ошибочно введенный символ, стоящий слева от курсора; клавиша Delete – символ, стоящий справа от курсора.

6. С помощью клавиши Enter перейдите на новую строку. Зафиксируйте режима ввода прописных букв клавишей Caps Lock и наберите слово ИНФОРМАТИКА.

7. Перейдите в начало строки с помощью клавиши Home и удалите слово ИНФОРМАТИКА нажав клавишу Delete.

8. Отмените режим ввода прописных букв, нажав клавишу Caps Lock повторно. Наберите еще раз слово информатика.

9. С помощью клавиши PageUp вернись в начало страницы, нажав клавишу End перейди в конец строки и удали своё имя удерживая клавишу Backspace.

10. Экспериментально установите, какая комбинация клавиш Alt слева + Shift или Control +Shift используется на вашем компьютере для переключения клавиатуры с режима ввода русских букв на режим ввода латинских букв.

11. Напечатай в режиме латинских букв выражение Well done.

Well done с английского переводится – Молодец!

Вы хорошо сегодня поработали. Теперь предлагаю вашим глазкам отдохнуть.

Гимнастика для глаз

Сильно зажмурьте глаза, а теперь сильно откройте – повторите упражнение 5 раз

Разотрите друг об друга ладони и приложите к глазам. Чувствуете тепло?

Теперь наши глазки отдохнули можно подвести итог.

ИТОГОВЫЙ

Посмотрите на картинку на экране

t1667021189af.png

Подумайте и скажите, как вам кажется, на какой цвет вы сегодня справились с заданиями. Красный – совсем непонятно; жёлтый – надо повторить ещё раз; зелёный – всё легко и просто.

Темой нашего занятия была «Клавиатура». Все ли, что планировали вы узнали? Что еще вас заинтересовало?

Занятие 2. «Понятие «Клавиатурное письмо»

Цель: Познакомить с методом слепой печати.

Задачи:

познакомить с понятием «клавиатурное письмо»;

формировать умение придерживаться общих принципов при обучении клавиатурному письму (правильная осанка, положение рук, возвратное движение, зональное деление клавиатуры);

формировать уверенность в себе, самостоятельность;

развивать межполушарные взаимосвязи головного мозга.

Оборудование: компьютеры, экран, проектор.

Тип занятия: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии, информационные и коммуникационные технологии.

Ход занятия

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Здравствуйте, предлагаю начать занятие с упражнения «Приветствие».

Учащиеся по очереди передают предмет (ручка) и здороваются с соседом по своему (кивок, объятие, рукопожатие, махание рукой и т.д.)

Что объединяет профессии машинистка (женщина, которая печатает на машинке) и писарь (человек, который профессионально занимается переписыванием книг и документов от руки)?

Сейчас печатные машинки уже не используют. И переписывать книги вручную нет необходимости.

Что люди используют для того, чтобы напечатать текст? (Клавиатуру)

А вы быстро печатаете текст? Как думаете почему? Хотели бы научиться? А что для этого надо?

Сегодня мы с вами познакомимся с методом слепой десятипальцевой печати.

ОСНОВНОЙ

Сейчас есть такое понятие как «Клавиатурное письмо». Термин «клавиатурное письмо» - это ввод текста с помощью клавиатуры, используя все 10 пальцев.

Почему важно освоить клавиатурное письмо?

Навыки клавиатурного письма во многом связаны с развитием моторики пальцев рук. Известно, что на ладонях и пальцах рук расположено огромное количество нервных окончаний, воздействие на них благотворно влияет на весь человеческий организм, способствуют развитию нервной системы человека. Считается, что упражнения, направленные на развитие координации и ловкости пальцев способствуют всестороннему развитию человека и утончают его нервную систему. К таким, развивающим правую руку занятиям, справедливо относится традиционное письмо. Клавиатурное письмо также развивает пальцы, причем одинаково на правой и левой руке.

Также владение клавиатурным письмом позволяет человеку значительно быстрее и увереннее работать с текстами. Умение свободно использовать клавиатуру совершенно необходимо практически каждому человеку. Где вы встречаетесь с необходимостью печатать текст? (в школе)

Что значит освоить клавиатурное письмо? (быстро и безошибочно вводить текст с помощью клавиатуры, не смотря на неё и используя все 10 пальцев)

В каком случае можно достигнуть хорошего результата? (много тренироваться)

Для успешного освоения клавиатурного письма необходимо придерживаться основных принципов. Очень часто встречаются люди, которые изучили этот метод, но не достигли успешного результата из-за того, что проигнорировали основные принципы, заложенные в систему обучения клавиатурному письму. (демонстрация презентации)

Правильная посадка. От правильной посадки зависят скорость и безошибочность клавиатурного письма. (картинка на экране)

t1667021189ag.jpg

2. Постановка рук. Исходным положением рук (И.п.) перед началом ввода принято считать постановку пальцев левой руки на клавишах с буквами Ф, Ы, В, А, а пальцев правой руки – на клавишах с буквами О, Л, Д, Ж. Большие пальцы обеих рук при этом установлены на клавише «Пробел». Для того чтобы, не глядя на клавиатуру, поставить руки в И.п., на клавишах с буквами А и О есть специальные выступы, которые определяются указательными пальцами. (картинка на экране)

t1667021189ah.jpg

3. Зональное деление клавиатуры. Вся клавиатура поделена на зоны. Клавиши каждой зоны нажимает определенный палец. Для большей наглядности используется зональная раскраска клавиатуры, на которой зоны работы разных пальцев выделены разным цветом. (картинка на экране)

t1667021189ai.jpg

4. Возвратное движение. В процессе ввода текста происходит постоянное возвращение пальцев в И.п. Пальцы должны «прилипнуть» к клавишам исходной позиции и «отлипать» только в момент нажатия на какую-либо букву, а потом обязательно возвращаться обратно в И.п.

5. Клавиша «Пробел». Большие пальцы, расположенные на клавише «Пробел», печатают по очереди: левой рукой после нажатия клавиши с буквой правой рукой и наоборот.

Задание 1 Найди клавиши А и О, потрогай их указательными пальцами. Что ты видишь, чествуешь? (выделяющуюся точку) Расположи кисти рук на клавишах в основную позицию. (ФЫВА, ОЛДЖ и ПРОБЕЛ)

Задание 2 Посмотри на картинку (Зоны «ответственности пальцев»), раскрась правильно зоны «ответственности» пальцев.

t1667021189aj.png

Утомились рисовать? А сейчас дадим нашим пальчикам поиграть.

Физкультминутка «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе. (картинка на экране)

 t1667021189ak.jpg

Практическая работа

Размяли пальчики, теперь можно приступить к практической работе на тренажере «Письмо для чебурашки». Найдите иконку на рабочем столе с рисунком Чебурашки и нажмите на нее двойным кликом. Введите свое имя. Нажмите на пирамидку. Запустите Урок «Символы а-о», урок «Символы в-л», урок «Символы ы-д», урок «Символы ф-ж». Поупражнялись теперь можно и поиграть в игру «Поезд».

(Тренировка держать правильное положение, сидя за компьютером, отработка навыков слепой печати букв а, о, ы, д, в, л, ф, ж)

t1667021189al.jpgt1667021189am.jpgt1667021189an.jpg

Педагог записывает скорость печати и количество ошибок у каждого, чтобы следить за уровнем навыков индивидуально у каждого ребенка.

Мы хорошо поработали, наши глазки устали пора и им отдохнуть.

Гимнастика для глаз

Закройте глаза, расслабьтесь досчитайте про себя до 10.

Откройте глаза, вытяните перед собой руку. Нарисуйте в воздухе указательным пальцем перед собой круг влево, потом вправо. Следим за кончиком указательного пальца держа голову не подвижно.

Смотрите поочередно вдаль - на кончик носа.

ИТОГОВЫЙ

Рефлексия «Остров». Представьте, что мы с вами на острове какой бы остров вы сейчас выбрали. Почему? (слайд 5)

t1667021189ao.jpg

Что было трудным, не понятным?

Что вам понравилось?

Со всеми ли заданиями справились?


Занятие 3 «Основной ряд клавиатуры»

Цель: познакомить с основным рядом клавиатуры

Задачи:

закрепить знание зон ответственности пальцев рук на каждую клавишу основного ряда;

продолжить формировать умение вводить текст с помощью клавиатуры, используя все 10 пальцев.

продолжить формировать умение правильно сидеть, правильно держать руки над клавиатурой и правильно ударять пальцами по клавишам;

продолжать развивать межполушарные взаимосвязи головного мозга.

Оборудование: компьютеры, экран, проектор

Тип занятия: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии, информационные и коммуникационные технологии.

Ход занятия

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Здравствуйте, ребята. Начнем сегодня мы с необычного упражнения.

Упражнение «Радуга». Гладя на слова произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми эти слова написаны. Не сами слова, а их цвета. (картинка на экране)

t1667021189ap.gif

Сегодня мы продолжим знакомиться с клавиатурой. На клавиатуре есть несколько рядов: основной, верхний, нижний и знаки препинания и цифры.

В основном ряду клавиатуры такие буквы: Ф, Ы, В, А, П, Р, О, Л, Д, Ж, Э

Какой пальчик за какую клавишу отвечает попробуем разобраться.

ОСНОВНОЙ

С буквами ФЫВА и ОЛДЖ мы уже знакомы. Они являются основной позицией пальцев. Заполните табличку «Соответствие клавиш букв с ответственным за них пальцем»: (Каждому дается листок для заполнения)

Ф

Безымянный левой руки

Ы

Указательный правой руки

В

Средний правой руки

А

Мизинец левой руки

О

Безымянный левой руки

Л

Мизинец правой руки

Д

Средний левой руки

Ж

Указательный левой руки

Буква П пишется указательным пальцем левой руки смещаясь немного вправо, ударяет по клавише и быстро возвращается назад на букву А, а буква Р пишется указательным пальцем правой руки таким же способом, только смещаясь влево и возвращается назад на букву О Буква Э пишется мизинцем правой руки.

Задание 1 Запустите программу Microsoft Word. Откройте новый документ. Придумай и напечатай как можно больше слов из основного ряда клавиатуры, придерживаясь общих принципов обучения клавиатурному письму.

Задание 2 Какие правила нарушила ученица? (Разбор ситуации.)

Сегодня Настя одна дома. Значит, компьютер свободен, никто на него не претендует и можно выполнить задание учительницы - напечатать тексты ролей для спектакля, который они будут ставить всем классом. Она подтащила к компьютерному столу любимое мягкое кресло, забралась в него с ногами. На коленях у девочки клубочком свернулась кошка. Держа в руке толстый бутерброд с колбасой, Настя приступила к работе.

Пробовали ли вы рисовать двумя руками одновременно? Давайте попробуем. Выходим по очереди к доске и рисуем яблоко.

Физкультминутка. «Обведи двумя руками одновременно рисунок на доске мелом». (картинка на экране)

t1667021189aq.jpg

А сейчас приступим к практической работе.

Практическая работа

Детям предлагается применить полученные знания в тренажере «Письмо для Чебурашки» Повторить уроки «Символы а-о, в-л, ы-д, ф-ж» и пройти новый урок «Символы п-р, й-э» и поиграть в игру «Шарики». (тренировка держать правильное положение сидя за компьютером, отработка навыков слепой печати букв: а, о, ы, д, в, л, ф, ж, п, р, й, э)

t1667021189ar.jpg

Гимнастика для глаз (картинка на экране)

t1667021189as.jpg

ИТОГОВЫЙ

Рефлексия «Маятник настроения» - отображает настроение ребёнка. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. (картинка на экране)

t1667021189at.pngt1667021189au.png

Как вам кажется все ли вы усвоили?

Что было трудным, не понятным?


Занятие 4 «Верхний ряд клавиатуры»

Цель: познакомить с верхним рядом клавиатуры.

Задачи:

закрепить знание зон ответственности пальцев рук на каждую клавишу верхнего ряда;

формировать умение придерживаться общих принципов при обучении клавиатурному письму (правильная осанка, положение рук, возвратное движение, зональное деление клавиатуры);

продолжить формировать умение вводить текст с помощью клавиатуры, используя все 10 пальцев;

формировать уверенность в себе, самостоятельность;

продолжать развивать межполушарные взаимосвязи головного мозга.

Оборудование: компьютеры, экран, проектор

Тип занятия: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии, информационные и коммуникационные технологии.

Ход занятия

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Здравствуйте, ребята.

Упражнение-тренинг «Мои ожидания».

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.).

Я вам назову слова, а вы подумайте, глядя на клавиатуру, что у них общего: Куш, Унт, Ген, Хук. Кто догадался? Все буквы из этих слов находятся на одном ряду клавиатуры: верхнем.

Тема сегодняшнего занятия: «Верхний ряд клавиатуры», в который входят буквы: Й, Ц, У, К, Е, Н, Г, Ш, Щ, З, Х, Ъ.

Какой пальчик за какую клавишу отвечает попробуем разобраться.

ОСНОВНОЙ

Перед тем как начать новую тему закрепим пройденную. Я буду называть буквы основного ряда клавиатуры, а вы поднимайте тот палец вверх, за клавишу которого он «отвечает».

Верхний ряд клавиатуры:

Й - Мизинец левой руки

Ц - Безымянный левой руки

У - Средний левой руки

К - Указательный левой руки

Е - Указательный левой руки

Н - Указательный правой руки

Г - Указательный правой руки

Ш - Средний правой руки

Щ - Безымянный левой руки

З - Мизинец правой руки

Х - Мизинец правой руки

Ъ - Мизинец правой руки

Задание 1 Запустите программу Microsoft Word. Откройте новый документ. Напечатать, учитывая общие принципы обучения клавиатурного письма, 3 строчки с буквами: Й, Ц, У, К, Е, Н, Г, Ш, Щ, З, Х, Ъ. Каждую новую строчку начинать с нажатия клавиши Enter.

Задание 2 Вытяни перевернутую к низу лицевой стороной карточку с буквой из верхнего ряда клавиатуры и придумай и напечатай как можно больше слов начинающиеся с нее.

Физкультминутка. Упражнение на развитие межполушарных связей «Ухо-нос». (картинка на экране)

t1667021189av.jpg


Практическая работа

Детям предлагается применить полученные знания в тренажере «Письмо для Чебурашки» Повторить уроки «Символы п-р, й-э» и пройти новые уроки «Символы к-г, е-н, ц-ю, я-х» и поиграть в игру «Аквариум». (тренировка держать правильное положение сидя за компьютером, отработка навыков слепой печати букв: п, р, й, э, к, г, е, н, ц, ю, я, х)

Гимнастика для глаз (картинка на экране)

t1667021189aw.jpg

ИТОГОВЫЙ

Рефлексия «Радуга настроения». Дети выбирают цвет, который соответствует их настроению, прикрепляют магнитики - смайлики на радугу. Красный – восторженное, оранжевый – тёплое, радостное, жёлтый – светлое, приятное, зелёный – спокойное, синий - грустное, чёрный – тревожное, напряжённое, крайне неудовлетворённое. (картинка на экране)

t1667021189ax.png

В самом начале занятия мы обговаривали ваши ожидания от занятия. Как вам кажется оправдались ли они?


Занятие 5 «Нижний ряд клавиатуры»

Цель: познакомить с нижним рядом клавиатуры.

Задачи:

закрепить знание зон ответственности пальцев рук на каждую клавишу нижнего ряда;

формировать умение придерживаться общих принципов при обучении клавиатурному письму (правильная осанка, положение рук, возвратное движение, зональное деление клавиатуры);

продолжить формировать умение вводить текст с помощью клавиатуры, используя все 10 пальцев;

формировать уверенность в себе, самостоятельность;

продолжать развивать межполушарные взаимосвязи головного мозга.

Оборудование: компьютеры, экран, проектор

Тип занятия: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии, информационные и коммуникационные технологии.

Ход занятия

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу начать с пословицы:

«Большая работа требует большой заботы»

Как вы ее понимаете?

Все верно. Что добиться хороших результатов в какой-либо деятельности, нужно приложить усилия и набраться терпения. Вот и мы с вами будем придерживаться этой пословицы и не отпускать рук, и тогда у нас все получится, а вы обязательно научитесь быстро и не глядя на клавиатуру набирать текст на компьютере.

Сегодня мы будем знакомиться с нижним рядом клавиатуры, в который входят буквы: Я, Ч, С, М, И, Т, Ь, Б, Ю и клавиша со знаками «запятая» и точка»

Какой пальчик за какую клавишу отвечает попробуем разобраться.

ОСНОВНОЙ

Перед тем как начать новую тему закрепим пройденную. Я раздам вам карточки с буквами верхнего и основного ряда, а вы скажите по очереди какой палец «отвечает» за клавиши с этими буквами.

Нижний ряд клавиатуры:

Я- Мизинец левой руки

Ч - Безымянный левой руки

С - Средний левой руки

М - Указательный левой руки

И - Указательный левой руки

Т - Указательный правой руки

Ь - Указательный правой руки

Б - Средний правой руки

Ю - Безымянный левой руки

Точка, запятая (при удерживании клавиши Shift) - Мизинец правой руки

Задание 1 Запустите программу Microsoft Word. Откройте новый документ. Напечатать, учитывая общие принципы обучения клавиатурного письма, 3 строчки с буквами: Я, Ч, С, М, И, Т, Ь, Б, Ю Каждую новую строчку начинать с нажатия клавиши Enter.

Задание 2 Придумай и напечатай как можно больше слов начинающиеся на буквы нижнего ряда за 5 мин.

Задание 3. Придумай рассказ из слов 2-го задания, используя

Физкультминутка. Упражнение на развитие межполушарных связей «Бутылка молока – тарелка с печеньем». Одна ладошка расправлена к верху тыльной стороной, вторая зажата в кулак с поднятым к верху большим пальцем. После хлопка в ладоши руки меняются. И обратно. (картинка на экране)

t1667021189ay.jpg


Практическая работа

Детям предлагается применить помученные знания в тренажере «Письмо для Чебурашки» Повторить уроки 5, 7, 8, 12 и пройти новые уроки 9, 10, 11, 13 и игру Лариска на охоте. (тренировка держать правильное положение сидя за компьютером, отработка навыков слепой печати букв: ф, ж, п, р, у, ш, к, г, е, н)

Гимнастика для глаз (картинка на экране)

t1667021189az.jpg

ИТОГОВЫЙ

Рефлексия «Оцени свои успехи»

t1667021189ba.png

А теперь давайте вспомним пословицу, о которой говорили в самом начале? Получается ли у вас ее придерживаться? Что вы сегодня сделали, чтобы добиться успеха в обучении клавиатурному письму?


Занятие 6 «Ряд цифр и символов»

Цель: познакомить с рядом цифр и символов клавиатуры.

Задачи:

закрепить знание зон ответственности пальцев рук на каждую клавишу ряда цифр и символов клавиатуры;

формировать умение придерживаться общих принципов при обучении клавиатурному письму (правильная осанка, положение рук, возвратное движение, зональное деление клавиатуры);

продолжить формировать умение вводить текст с помощью клавиатуры, используя все 10 пальцев.

продолжать развивать межполушарные взаимосвязи головного мозга.

Оборудование: компьютеры, экран, проектор

Тип занятия: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии, информационные и коммуникационные технологии.

Ход занятия

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом. Я буду показывать картинку, а вы выбирайте с кем хотите так поздороваться. Здороваться с одним и тем же нельзя, каждый раз выбирайте другого ребенка. Там мы все друг друга поприветствуем.

t1667021189bb.jpgt1667021189bc.jpgt1667021189bd.jpgt1667021189be.pngt1667021189bf.png

Посмотрите эти картины (на экране)

t1667021189bg.jpgt1667021189bh.jpgt1667021189bi.gif

Как думаете, с помощью чего написаны эти картины?

Если присмотреться, то можно увидеть, что это цифры, символы и знаки.

Чтобы создать такой шедевр, необходимо очень много терпения и навыки быстро набирать цифры, символы и знаки на клавиатуре.

Догадались уже, какой ряд клавиатуры мы сегодня будем изучать?

ОСНОВНОЙ

Чтобы закрепить пройденное выполните задание в таблицах. Отметьте пальчики во втором столбце, которые вы будете использовать при наборе слов из первого столбца.



Сон

t1667021189bj.jpg

Дым

t1667021189bj.jpg

Туз

t1667021189bj.jpg

Жар

t1667021189bj.jpg

Сыр

t1667021189bj.jpg


Ряд цифр и символов клавиатуры:

Ё - Мизинец левой руки

1 - Мизинец левой руки

2 - Безымянный левой руки

3 - Средний левой руки

4 - Указательный левой руки

5 - Указательный левой руки

6 - Указательный правой руки

7 - Указательный правой руки

8 - Средний правой руки

9 - Безымянный левой руки

0, -,= - Мизинец правой руки


При удерживании клавиши Shift:

! - Мизинец левой руки

« - Безымянный левой руки

- Средний левой руки

; - Указательный левой руки

% - Указательный левой руки

: - Указательный правой руки

? - Указательный правой руки

* - Средний правой руки

( - Безымянный левой руки

), _, + - Мизинец правой руки


Если ты печатаешь клавиши с знаками до [%(5)], то надо удерживать клавишу Shift с правой стороны, а если ты печатаешь клавиши с знаками после [: (6) включительно], то надо удерживать клавишу Shift с левой стороны.

Задание 1 Запустите программу Microsoft Word. Откройте новый документ. Напечатать, учитывая общие принципы обучения клавиатурного письма, 3 строчки с цифрами и знаками: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 - = (1 строчку) Ё ! « № ; % : ? * ( ) _ + (2 строчки с удерживанием клавиши Shift:) Каждую новую строчку начинать с нажатия клавиши Enter.

Задание 2 Попробуй себя в роли художника Нарисуй картинку из знаков на выбор.

t1667021189bk.jpgt1667021189bl.jpgt1667021189bm.jpg

Физкультминутка. Упражнение на развитие межполушарных связей «Живот голова». Одной рукой похлопывать по голове, другой по часовой стрелке поглаживать рукой одновременно. Поменять руки

t1667021189bn.jpg

Практическая работа

Детям предлагается применить помученные знания в тренажере «Письмо для Чебурашки» Повторить уроки 9, 10, 11, 13 и пройти новые уроки 14, 15, 16, 17 и игру Волшебные строчки. (тренировка держать правильное положение сидя за компьютером, отработка навыков слепой печати букв: х, я, э, й, ю, ч, м, ь, с, б, и, т; знаков препинания; цифр)

Гимнастика для глаз (картинка на экране)

t1667021189bo.jpg

ИТОГОВЫЙ

Рефлексия «Восхождение на пик знаний». Даётся карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

t1667021189bp.jpg


Занятие 7 «Клавиатурный ряд. Закрепление»

Цель: закрепление полученных первоначальных навыков освоение клавиатурного письма.

Задачи:

закрепить знания зон «ответственности» пальцев рук

продолжать формировать умение придерживаться общих принципов при обучении клавиатурному письму (правильная осанка, положение рук, возвратное движение, зональное деление клавиатуры);

продолжить формировать умение вводить текст с помощью клавиатуры, используя все 10 пальцев.

продолжать развивать межполушарные взаимосвязи головного мозга.

Оборудование: компьютеры, экран, проектор

Тип занятия: учебное занятие закрепления знаний и способов действия.

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии, информационные и коммуникационные технологии.

Ход занятия:

ПОДГОТОВИТЛЬНЫЙ

Урок «закрепление»

Дает нам понять,

Что мы умеем,

И что должны знать!

Здравствуйте ребята, догадались уже, что сегодня на занятии мы будем закреплять полученные знания о клавиатурно письме.

Но сначала, предлагаю поздороваться друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем соседу что-нибудь хорошее.

ОСНОВНОЙ

Прежде чем закрепить полученные навыки, узнаем, что вы усвоили из пройденного. Я буду зачитывать предложения, а вставлять в пропущенные места слова.

Упражнение «Заполни пропущенные места»:

Устройством ввода текстовой информации является …………………………. .

Клавиатурное письмо - это ввод текста с помощью клавиатуры, используя … пальцев.

Основной позицией пальцев на клавиатуре являются клавиши: левая рука ………….., правая рука ……………, большие пальцы………….. .

Мизинец левой руки «отвечает» за клавиши …………………………………………… .

За клавиши Ш Л Б 8 «отвечает» палец ……………………………………. .

t1667021189bq.jpgЗадание.

Запустите программу Microsoft Word.

Откройте новый документ.

Напечатайте текст:








Вместо картинок напечатай слова.

Физкультминутка «Алфавит».

Это упражнение развивает также внимание, мышление и улучшает работоспособность, помогает снять эмоциональное напряжение.

Для выполнения упражнения распечатайте или напишите обычный русский алфавит. Под каждой буквой произвольно поставить пометки: Л, П, О. Л означает, что надо поднять левую руку, П — правую, О — обе руки. Глядя на алфавит, ребёнку нужно одновременно называть букву и выполнить движение, отмеченное под буквой.

t1667021189br.jpg

Чтобы проверить, как изменилась скорость вашей печать предлагаю запустить учебный тренажер «Письмо для Чебурашки» и включить игру «Зоопарк»

Педагог обращает внимание каждого ребенка на увеличение скорости печати и уменьшение количества ошибок.

ИТОГОВЫЙ

Рефлексия «Лесенка успеха» (картинка на экране)

t1667021189bs.png

Гладя на картинку на экране оцените свои знания и успех в освоении клавиатурного письма


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная разработка представляет собой универсальный комплекс занятий, которые помогают детям не только освоить навыки клавиатурного письма, но и способствовать развитию межполушарных связей головного мозга, что увеличивает успешность обучения и в других сферах.

Чтобы у детей не пропал интерес к обучению навыкам освоения метода слепой десятипальцевой печати, на занятии использовались методы привлечения внимания, технические средства для наглядности и детский тренажер обучения клавиатурному письму с играми.

Несмотря на разный уровень навыков у детей, в течение всего цикла занятий педагог отслеживал успехи в обучении детей (скорость печати), что позволило педагогу сформировать на занятии ситуацию успеха для каждого ребенка.

Как, показала практика, занятия помогли сформировать у детей первоначальные навыки клавиатурного письма. Дети не только познакомились с методом слепой десятипальцевой печати и стали увереннее в себе и самостоятельнее в использовании клавиатуры. Также у детей сформировались умения придерживаться основных принципов обучения клавиатурному письму.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Таскаева Т.В. методическая рекомендация «Копилка приёмов рефлексии». 2018 г.

Макунина Е.В., Хохлова Е.Н «Обучаем письму. Клавиатурном…» [Электронный ресурс] Для вас родители - Режим доступа: http://irbit-nachaln-school1.blogspot.com/2014/06/blog-post_7937.html

Ращкова Т. Гимнастика Мозга или обычная зарядка? …» [Электронный ресурс] Дети Будущего – Режим доступа: http://www.deti-buduschego.com/node/217.

Воробьева Т.Г. Методы письма на клавиатуре. [Электронный ресурс] Открытый урок. Первое сентября – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/101848

Турова И.В. Гимнастика мозга для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] Город детства - Режим доступа: http://www.goroddetstva.ru/centers/article/gimnastika-mozga-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.