Рабочая программа для учащихся 1–4 классов «Рукодельница»

6
1
Материал опубликован 12 March 2017 в группе

Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Рукодельница» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др., примерных программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школ.

  Рабочая программа кружка «Рукодельница» рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет, на 3 года обучения:

1 класс – 33 часа в год

2 класс – 34 часа в год

3 – 4 класс – 34 часа в год

Итого – 101 часа в год. (3 часа в неделю)

     Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов, А. В. Бакушинский неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости – декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там, и здесь мир воспринимается по-особому радостно, и так же радостно и празднично воплощается в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть особую роль в эстетическом воспитании детей.

    Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития школьника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.

 

 

Актуальность программы

 

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа кружка «Рукодельница» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель программы кружка «Рукодельница» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

    Работа по программе кружка «Рукодельница» предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет, на 3 года обучения. Объём программы - 102 часа (3 часа в неделю).

 

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

 

У обучающегося будут сформированы:

·                   интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

·                   познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

·                   адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

·                   Обучающийся получит возможность для формирования:

·                   внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации;

·                   устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·                   планировать свои действия;

·                   осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

·                   адекватно воспринимать оценку учителя;

·                   различать способ и результат действия.

·                   Обучающийся получит возможность научиться:

·                   проявлять познавательную инициативу;

·                   самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

·                   допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

·                   учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

·                   формулировать собственное мнение и позицию;

·                   договариваться, приходить к общему решению;

·                   соблюдать корректность в высказываниях;

·                   задавать вопросы по существу;

·                   контролировать действия партнёра.

·                   Обучающийся получит возможность научиться:

·                   учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

·                   владеть монологической и диалогической формой речи;

·                   осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·                   осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

·                   высказываться в устной и письменной форме;

·                   анализировать объекты, выделять главное;

·                   осуществлять синтез (целое из частей);

·                   проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

·                   устанавливать причинно-следственные связи;

·                   строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

·                   осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·                   осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·                   использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

·                   развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

·                   расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

·                   познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

·                   использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

·                   познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

·                   совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

·                   оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

·                   достичь оптимального для каждого уровня развития;

·                   сформировать навыки работы с информацией.

Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения, учащиеся могут

знать:

-название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

-название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

уметь:

-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

-экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками «через край», «петельный шов».

      К концу 2 года обучения, учащиеся могут

знать:

-название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

-правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

-правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

-способы обработки различных материалов;

-применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

уметь:

-правильно пользоваться ручными инструментами;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

-организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

-бережно относиться к инструментам и материалам;

-экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

-самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

-выполнять работу, используя художественные материалы;

-правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

К концу 3 года обучения, учащиеся могут

знать:

-название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

-правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

-приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

-способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка);

-применение пастели и бисера в окружающем мире.

уметь:

-правильно называть ручные инструменты и использовать их

 по назначению;

-выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

-организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

-понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

-выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;

-самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

-изготовлять изделия из бисера.

 

Содержание рабочей программы

 

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия учащиеся под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Содержание программы разделено по видам обрабатываемых материалов.

 

1 класс

 

1.                Вводное занятие (1 ч). Цели и задачи. Организационные вопросы. Правила техники безопасности. Материалы необходимые для работы.

2.                Аппликация и моделирование (13 ч). Практическая часть. Аппликация из природных материалов на картоне (2 ч), аппликация из геометрических фигур (2 ч), аппликация из пуговиц (2 ч), аппликация из салфеток (2 ч), объёмная аппликация (4 ч). Технология изготовления аппликации. Разновидности аппликаций в народном декоративном творчестве. Оформление работ. Просмотр готовых работ. Обсуждение образца, подготовка материала, обсуждение эскиза. Изготовление работ.

3.                Конструирование из бумаги. (11 ч). Из истории оригами (1 ч), «Рыбка» - оригами (1 ч), «Чертёнок» - из готовых форм (2 ч), «Дракоша» - по выкройке (2 ч), «Робот» - из выкроек и готовых форм (2 ч), Цветы из бумаги (1 ч), Поздравительная открытка (2 ч) - А) вырезание из бумаги, сложенной пополам; Б) вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз; В) вырезание по частям. История оригами (Китай, Япония, европейские страны). Правила работы с бумагой. Практическая часть. Подбор бумаги. Последовательность выполнения поделок в материале и их оформление. Просмотр и анализ готовых работ. Мини – выставка.

4.                Работа с пластическими материалами (7 ч). Рисование пластилином (4 ч), Обратная мозаика на прозрачной основе (3 ч). Правила работы с пластилином. Практическая часть. Последовательность выполнения поделок в материале и их оформление. Оформление работ. Просмотр и анализ готовых работ. Мини – выставка.

 

2 класс

 

1.                Вводное занятие (1 ч). Цели и задачи. Организационные вопросы. Правила техники безопасности. Материалы необходимые для работы.

2.                Аппликация и моделирование (10 ч). Аппликация из листьев и цветов (3 ч), аппликация из птичьих перьев (3 ч), аппликация из пуговиц (2 ч), аппликация из салфеток (2 ч). Технология изготовления аппликации. Разновидности аппликаций в народном декоративном творчестве. Оформление работ. Просмотр готовых работ. Обсуждение образца, подготовка материала, обсуждение эскиза. Изготовление работ.

3.                Работа с пластическими материалами (6 ч), обратная мозаика на прозрачной основе (3ч), рисование пластилином (3 ч). Правила работы с пластилином. Практическая часть. Последовательность выполнения поделок в материале и их оформление. Оформление работ. Просмотр и анализ готовых работ. Мини – выставка.

4.                Модульное оригами (12 ч). Из истории оригами (1 ч), треугольный модуль оригами (2 ч), замыкание модулей в кольцо (2 ч), объёмные фигура «Лебедь»(2 ч). История оригами. Правила работы с бумагой. Практическая часть. Подбор бумаги. Последовательность выполнения поделок в материале и их оформление. Просмотр и анализ готовых работ. Мини – выставка.

5.                Выставка работ (1 ч).

 

3,4 классы

 

1.                Вводное занятие (1 ч). Цели и задачи. Организационные вопросы. Правила техники безопасности. Материалы необходимые для работы.

2.                Работа с природными материалами (4 ч). объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей) (3 ч), коллективные композиции (1 ч). Лепка. Демонстрация образцов игрушек, иллюстраций. Практическая часть. Выбор образца изделия. Дальнейшее освоение приёмов лепки руками изделий простых форм; подготовка пластилина, лепка простых геометрических форм, лепка из целого куска и ленточной техникой. Изготовление изделий с использованием природного материала (шишек, желудей, скорлупы и т. д). Составление коллективной композиции из поделок по сказочным сюжетам («Машенька и медведь», «Волк и три поросёнка», «Красная шапочка» и т. д.).

3.           Объёмные и плоскостные аппликации (19 ч). Мозаика из ватных комочков (2 ч), аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги (2 ч), многослойная аппликация (3 ч), элементы квиллинга (2), аппликации в технике квиллинг (4 ч), техника изонить. Заполнение круга, угла(2 ч), аппликации в технике изонить (4 ч). Технология изготовления аппликации. Разновидности аппликаций в народном декоративном творчестве. Оформление работ. Просмотр готовых работ. Обсуждение образца, подготовка материала, обсуждение эскиза. Изготовление работ.

4.                Поделки на основе нитяного кокона (4 ч). Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок (4 ч). Технология изготовления нитяных коконов, оформление из них объёмных поделок. Оформление работ. Просмотр готовых работ. Обсуждение образца, подготовка материала, обсуждение эскиза. Изготовление работ.

5.                Модульное оригами (6 ч). Игрушки объёмной формы (6 ч). История оригами. Правила работы с бумагой. Практическая часть. Подбор бумаги. Последовательность выполнения поделок в материале и их оформление. Просмотр и анализ готовых работ. Мини – выставка.

 

Формы работы и виды контроля

 

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся.  Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:

·                   удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;

·                   четкое соблюдение последовательности технологических приемов;

·                   художественная выразительность и оригинальность работ.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

·                   аккуратность;

·                   четкость выполнения изделия;

·                   самостоятельность выполнения;

·                   наличие творческого элемента.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогам изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

 

Календарно – тематическое планирование

 

1 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

 

 

2

Аппликация и моделирование

13

 

 

2.1

Аппликация из природных материалов на картоне.

2

 

 

2.2

Аппликация из геометрических фигур.

2

 

 

2.3

Аппликация из пуговиц.

2

 

 

2.4

Аппликация из салфеток.

2

 

 

2.5

Объёмная аппликация.

4

 

 

3

Конструирование из бумаги

11

 

 

3.1

Из истории оригами

 

 

 

3.2

«Рыбка» - оригами

1

 

 

3.3

«Чертёнок» - из готовых форм

2

 

 

3.4

«Дракоша» - по выкройке

2

 

 

3.5

«Робот» - из выкроек и готовых форм

2

 

 

3.6

Цветы из бумаги

1

 

 

3.7

Поздравительная открытка

А) вырезание из бумаги, сложенной пополам

Б) вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз

В) вырезание по частям

2

 

 

4

Работа с пластическими материалами

7

 

 

4.1

Рисование пластилином.

4

 

 

4.2

Обратная мозаика на прозрачной основе.

3

 

 

 

Количество всего часов

32

 

 

 

2 класс

 

 

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

 

 

2

Аппликация и моделирование

10

 

 

2.1

Аппликация из листьев и цветов.

3

 

 

2.2

Аппликация из птичьих перьев.

3

 

 

2.3

Аппликация из пуговиц.

2

 

 

2.4

Аппликация из салфеток.

2

 

 

3

Работа с пластическими материалами

6

 

 

3.1

Обратная мозаика на прозрачной основе.

3

 

 

3.2

Рисование пластилином.

3

 

 

4

Поделки из гофрированной бумаги

4

 

 

4.1

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

4

 

 

5

Модульное оригами

12

 

 

5.1

Из истории оригами

 

 

 

5.2

Треугольный модуль оригами.

2

 

 

5.3

Замыкание модулей в кольцо.

2

 

 

5.4

Объёмные фигура «Лебедь»

6

 

 

5.5

Выставка работ

1

 

 

 

Количество часов всего

34

 

 

 

 

 3 класс

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

По плану

По факту

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

 

 

2

Работа с природными материалами

4

 

 

2.1

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

3

 

 

2.2

Коллективные композиции

1

 

 

3

Объёмные и плоскостные аппликации

19

 

 

3.1

Мозаика из ватных комочков.

2

 

 

3.2

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

2

 

 

3.3

Многослойная аппликация.

3

 

 

3.4

Элементы квиллинга.

2

 

 

3.5

Аппликации в технике квиллинг.

4

 

 

3.6

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

2

 

 

3.7

Аппликации в технике изонить.

4

 

 

4

Поделки на основе нитяного кокона

4

 

 

4.1

Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.

4

 

 

5

Модульное оригами

6

 

 

5.1

Игрушки объёмной формы.

6

 

 

 

Количество часов всего

34

 

 

 

 

4 класс

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

По плану

По факту

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

 

 

2

Работа с природными материалами

4

 

 

2.1

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

3

 

 

2.2

Коллективные композиции

1

 

 

3

Объёмные и плоскостные аппликации

19

 

 

3.1

Мозаика из ватных комочков.

2

 

 

3.2

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

2

 

 

3.3

Многослойная аппликация.

3

 

 

3.4

Элементы квиллинга.

2

 

 

3.5

Аппликации в технике квиллинг.

4

 

 

3.6

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

2

 

 

3.7

Аппликации в технике изонить.

4

 

 

4

Поделки на основе нитяного кокона

4

 

 

4.1

Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.

4

 

 

5

Модульное оригами

6

 

 

5.1

Игрушки объёмной формы.

6

 

 

 

Количество часов всего

34

 

 

 

Учебно-методические средства обучения

 

       

Литература для учителя:

Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование; под ред. В. А. Горского. – М. :Прсвещение, 2010.  – 111с. (Стандарты второго поколения)

Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.

Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.

Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).

Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.  

             

Технические средства обучения

 

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран проекционный.

4. Принтер.

5. Интерактивная доска.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии