12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Элина618 любознательна, настойчива,справедлива. Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров» |
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий учащихся 1–4 дополнительных классов
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий
учащихся 1 – 4 дополнительных классов
с учётом требований ФГОС НОО
1 класс
№ | Коррекция нарушений звукопроизношения | Звуки-буквы | Лексические темы | Связная речь | Кол-во часов | ||||||
| Диагностический этап |
|
|
| |||||||
1 | Обследование ручной моторики, зрительно-пространственных ориентировок |
|
|
| 1 | ||||||
2 | Обследование зрительного и слухоречевого внимания, памяти |
|
| 1 | |||||||
3 | Обследование строения, подвижности артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения |
|
|
| 1 | ||||||
4 | Обследование состояния слухового восприятия и дифференциации фонем, слогоритмической структуры слов |
|
|
| 1 | ||||||
5 | Обследование лексического запаса, грамматического строя речи. |
|
|
| 1 | ||||||
6 | Обследование связной речи. |
|
|
| 1 | ||||||
| Подготовительный этап |
|
|
| |||||||
1 | Работа над развитием пространственных представлений. Уточнение представлений о форме, величине. | Звук [а] и буква а | Овощи | Составление простых распространенных предложений по картинкам. | 2 | ||||||
2 | Работа над развитием пространственных представлений. Уточнение и определение направлений в пространстве. | Звук [о] и буква о. | Фрукты | Обучение умению задавать вопросы и давать полные ответы. | 2 | ||||||
3 | Работа над развитием зрительного восприятия. Узнавание изображенных предметов. | Звук [и] и буква и. | Ягоды | Обучение умению пересказывать народные сказки (Колобок). | 2 | ||||||
4 | Работа над развитием зрительного восприятия. Зрительный анализ и синтез изображений. | Звук [у] и буква у. | Грибы | Обучение умению пересказывать народные сказки («Репка») | 2 | ||||||
5 | Работа над развитием зрительного внимания. Дорисовывание, штриховка, закрашивание. |
| Сбор урожая. | Обучение умению пересказывать народные сказки («Теремок») | 2 | ||||||
6 | Работа над развитием зрительной памяти. |
| Золотая осень. | Обучение умению пересказывать народные сказки («Гуси-лебеди».) | 2 | ||||||
7 | Работа над развитием слухового внимания. | Звуки [н], [н’] и буква н. | Домашние животные. | Заучивание коротких стихов, потешек. Скороговорок. | 2 | ||||||
8 | Работа над развитием слуховой памяти. |
| Деревенский двор. | Обучение умению пересказывать короткие рассказы (3-4 предложения). | 2 | ||||||
9 | Тренировка речеслуховой памяти. Повторение коротких стишков, потешек. |
| Дикие животные. | Составление предложений по сюжетной картинке. | 3 | ||||||
10 | Работа над развитием слухового восприятия. Восприятие неречевых звуков. | Звуки [с], [с’] и буква с. | Птицы. | Составление предложений. Используя предметные картинки. | 2 | ||||||
11 | Работа над развитием слухового восприятия. Восприятие речевых звуков. |
| Насекомые. | Распространение предложений с помощью прилагательных. | 2 | ||||||
12 | Развитие чувства ритма. Различение и воспроизведение заданных ритмов. | Звуки [к], [к’] и буква к. | Рыбы. | Придумывание предложений с определенным количеством слов. | 2 | ||||||
13 | Работа над развитием мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. | Звуки [т], [т’] и буква т. | Одежда и обувь. | Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок. | 3 | ||||||
14 | Работа над развитием мелкой моторики рук. Упражнения на переключение движений. | Звуки [л], [л’] и буква л. | Зима. | Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. | 3 | ||||||
15 | Работа над развитием мелкой моторики рук. Конструирование. | Звуки [р], [р’] и буква р. | Подготовка животных к зиме. | Пересказ коротких текстов, прочитанных учителем. | 3 | ||||||
16 | Работа над развитием мелкой моторики рук. Обводка по шаблону-контуру. | Звуки [в], [в’] и буква в. | Игрушки. | Чтение слов, предложений и соотнесение их с соответствующими картинками. | 3 | ||||||
17 | Работа над подвижностью артикуляционного аппарата. Комплекс артикуляционной гимнастики. | Буква е. | Инструменты. | Договаривание предложений по предметным, сюжетным картинкам. | 2 | ||||||
18 | Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения для губ, щек. | Звуки [п],[п’] и буква п. | Посуда. | Совершенствование навыка пересказа по серии сюжетных картинок. | 2 | ||||||
19 | Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на определение положения губ. |
| Мебель. | Обучение составлению рассказа описательного характера по наводящим вопросам. | 2 | ||||||
20 | Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на определение положения кончика языка. | Звуки [м], [м’] и буква м. | Транспорт | Составление предложений по опорным словам. | 2 | ||||||
21 | Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на различение узкого и широкого языка. |
| Музыкальные инструменты. | Составление рассказа по опорным словам. | 4 | ||||||
22 | Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на формирование кинетической основы движений. | Звуки [з], [з’] и буква з. | Электрические приборы. | Придумывание конца рассказа. | 4 | ||||||
23 | Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений. |
| Весна. Прилет птиц. | Работа над выразительностью пересказа, рассказа. | 4 | ||||||
| Основной этап |
|
|
| |||||||
1 | Специальная артикуляционная гимнастика для постановки звуков. | Звуки [б], [б’] и буква б. | Цветы. |
| 5 | ||||||
2 | Постановка звуков. | Звуки [д], [д’] и буква д. | Деревья. |
| 5 | ||||||
3 | Автоматизация поставленных звуков. Изолированно. | Буква я. | Временные понятия. |
| 2 | ||||||
4 | Автоматизация поставленных звуков в прямых слогах. | Звуки [г], [г’] и буква г. | Лес. |
| 2 | ||||||
5 | Автоматизация поставленных звуков в обратных слогах. | Звук [ч]и буква ч. | Сад и огород. |
| 2 | ||||||
6 | Автоматизация поставленных звуков в слогах со стечением. | Буква ь. | Школа. |
| 2 | ||||||
7 | Автоматизация поставленных звуков в словах (произнесение слов с ударение на слоге). | Звук [ш] и буква ш. | Школьные принадлежности. |
| 3 | ||||||
8 | Автоматизация поставленных звуков в словах (произнесение слов без ударения на слоге). | Звук [ж] и буква ж. | Профессии. |
| 3 | ||||||
9 | Автоматизация поставленных звуков в словах со стечением согласных. | Буква ё. | Человек и семья. |
| 3 | ||||||
10 | Автоматизация поставленных звуков в предложениях. | Звук [й] и буква й. | Цвет, форма, величина. |
| 3 | ||||||
11 | Автоматизация поставленных звуков в тексте. | Звуки [х], [х’] и буква х. | Погодные явления. |
| 3 | ||||||
12 | Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи. | Буква ю. | Наш город. |
| 3 | ||||||
13 | Дифференциация смешиваемых звуков в слогах. | Звук [ц] и буква ц. | Лето. |
| 3 | ||||||
14 | Дифференциация смешиваемых звуков в словах. | Звук [э] и буква э. | Морские обитатели. |
| 3 | ||||||
15 | Дифференциация смешиваемых звуков в предложении. | Звук [щ] и буква щ. |
|
| 3 | ||||||
16 | Дифференциация смешиваемых в произношении звуков в тексте. | Звуки [ф], [ф’] и буква .ф |
|
| 3 | ||||||
17 | Дифференциация звуков в спонтанной речи. | Буква ъ. |
|
| 3 |
Итого: 102(136) часов.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ | Разделы, темы занятий | Количество часов | Дата |
Диагностический этап | |||
1 | Обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт. | 5 | |
Подготовительный этап | |||
2 | Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Определение правого и левого направлений в пространстве | 1 | |
3 | Уточнение временных представлений. Времена года | 1 | |
4 | Дни недели. Последовательность дней недели | 1 | |
5 | Сутки (утро, день, вечер, ночь). Сегодня, вчера, завтра | 1 | |
Коррекционная работа на фонетическом уровне | |||
6 | Автоматизация гласного звука и буквы А | 1 | |
7 | Автоматизация гласного звука и буквы О | 1 | |
8 | Автоматизация гласного звука и буквы И | 1 | |
9 | Автоматизация гласного звука и буквы У | 1 | |
10 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Н | 1 | |
11 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы С | 5 | |
12 | 1 | ||
13 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Т | 1 | |
14 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Л | 5 | |
15 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Р | 5 | |
16 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы В | 1 | |
17 | Буква Е | 1 | |
18 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы П | 1 | |
19 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы М | 1 | |
20 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы З | 3 | |
21 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Б | 1 | |
22 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Д | 1 | |
23 | Буква Я | 1 | |
24 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Г | 1 | |
25 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ч | 5 | |
26 | Буквы Ь и Ъ | 1 | |
27 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ш | 3 | |
28 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ж | 3 | |
29 | Буква Ё | 1 | |
30 | Уточнение артикуляции звука и буквы Й | 1 | |
31 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Х | 1 | |
32 | Буква Ю | 1 | |
33 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы Ц | 5 | |
34 | Автоматизация гласного звука и буквы Э | 1 | |
35 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы Щ | 5 | |
36 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы Ф | 1 | |
37 | Дифференциация гласных и согласных звуков | 2 | |
38 | Звуковой анализ слогов | 2 | |
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне | |||
39 | Слово-предмет | 2 | |
40 | Слова длинные и короткие | 1 | |
41 | Слова-действия | 2 | |
42 | Простые двусоставные предложения | 2 | |
43 | Слова-признаки | 2 | |
44 | Распространение простого двусоставного предложения определением | 1 | |
45 | Дифференциация понятий предложение – слово | 1 | |
46 | Единственное и множественное число предметов. Один – много | 1 | |
47 | Дифференциация имён существительных мужского и женского рода | 1 | |
48 | Работа с предлогами в, на | 2 | |
49 | Работа с предлогами к, от | 2 | |
50 | Работа с предлогами в – из, на – с (со) | 2 | |
51 | Работа с предлогами около (у), из-за | 2 | |
52 | Работа с предлогами над, под, по | 2 | |
Коррекционная работа на лексическом уровне | |||
53 | Составление предложений | 2 | |
54 | Повторение изученного по теме «Гласные и согласные звуки и буквы» | 2 | |
55 | Повторение изученного по теме «Предложение – слово» | 2 | |
56 | Диктант | 1 |
Итого: 102 часа.
Календарно-тематическое планирование 3 класс | ||||
№ | Тема занятия. | Содержание занятия. | Кол-во часов | Дата |
1. | Речь. Предложение. Слово. | Речь устная и письменная. Грамматическое оформление предложения. Составление по опорным словам и схемам. Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (прочитать зашифрованную пословицу). |
3 | |
2. | Звуки и буквы. | Различие звука и буквы. Гласные и согласные.. Образование звонких-глухих согласных. Характеристика звука. Звуковая схема. |
3 | |
3. | Слогообразующая роль гласной. | Понятие «слог». Слоговая схема. Слоговой анализ и синтез. Д/И «Слоговое домино», «Играем и читаем», «Путаница» (составление слов из слогов, последних в стихотворных строчках). Получение слов перестановкой слогов. |
3 | |
4. | Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных | Поиск ошибок. Составление слов из букв. Д/И «Подпиши картинку», «Играем и читаем», «Созвездие слов». Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (соединить стрелками буквы, чтобы получилось слово, соответствующее названию картинки; вставить буквы в слова – лексические темы «Овощи. Фрукты. Ягоды. Птицы. Рыбы. Животные. Мебель. Посуда»; составить слова из букв – «Помоги Барабашке»). Изографы. Работа с текстом (чтение, вставка слов по звуковым схемам и др.) |
4 | |
5. | Получение слов убавлением (добавлением) буквы. | Ребусы. Вставка букв в слова (река-репка). Изографы. Шарады. Д/И «Флот помог», «Колодец». Поиск в предложениях слов, различающихся одной буквой. |
3 | |
6. | Получение слов заменой буквы. | Работа со стихотворением А.Шибаева «Буква потерялась». Нелепицы (дид. Материал). Нахождение смысловых ошибок, связанных с заменой буквы, в предложениях. Шарады. Составление цепочек слов (раздаточный материал). Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (составить из кубиков слова, заменяя букву: …очка). |
3 | |
7. | Звукобуквенный и слоговой анализ слов сложной слоговой структуры. | Цифровой ряд. Слоговая и звуковая схема. Работа с деформированными словами (пропуск, перестановка букв и слогов). Д/И «Поле чудес», «Печатная машинка». Отгадывание загадок с последующим составлением слов-отгадок из букв. Работа с тематическим лото (подбор картинок к звуковым и слоговым схемам). |
4 | |
8. | Твёрдые-мягкие согласные. | Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Условное обозначение (цвет). Характеристика звука с использованием сигналов. Подбор слов на твёрдые-мягкие звуки. Электронная игра. Развитие зрительного восприятия (4-й лишний – силуэт, тема «Ягоды» и др.). Д/И «Играем и читаем». II способа обозначения мягкости согласных. |
4 | |
9. | Обозначение мягкости согласного с помощью ь в конце слова. | Дидактический материал. Дописывание Ь в нужных случаях. Поиск ошибок. Сравнение пар слов: МЕЛ-МЕЛЬ, ГОВОРИТ-ГОВОРИТЬ. Составление предложений. Темы «Дни недели. Месяцы. Времена года». Лото. |
4 | |
10. | Обозначение мягкости согласного с помощью ь в середине слова. | Дидактический материал. Вставка Ь в нужных случаях. Поиск ошибок. Сравнение пар слов: ПОЛКА-ПОЛЬКА. Составление слов из слогов. Составление предложений. Отбор картинок с Ь в названиях. Работа с текстом. |
4 | |
11. | Разделительный Ь. | Чтение и сравнение слогов: ТЯ-ТЬЯ. Подбор слов с заданным слогом. Сравнение пар слов: КОЛЯ-КОЛЬЯ. Включение в предложения. Поиск ошибок, в том числе смысловых, обусловленных пропуском или необоснованной вставкой Ь. Притяжательные прилагательные. Д/И «Чей? Чья? Чьё? Чьи?». Кроссворды. Диктант. |
4 | |
12. | Дифференциация А-Я в слогах, словах, предложениях, тексте. | Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Подбор слов по начальному слогу. Поиск ошибок. Простые аналогии. Правописание ЧА, ЩА. Сравнение пар слов: ФЛАГИ-ФЛЯГИ с включением в предложения Изложение по опорным схемам «Митина шляпа». |
3 | |
13. | Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях, тексте. | Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Изменение существительных по числам (село-сёла). Сравнение пар слов: ПОТОМКИ-ПОТЁМКИ с включением в предложения. Изложение по опорным схемам «Три котёнка». |
3 | |
14. | Дифференциация У-Ю в слогах, словах, предложениях, тексте. | Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Сравнение пар слов: КАТУШКА-КАТЮШКА с включением в предложения. Правописание ЧУ-ЩУ. Кроссворд. |
3 | |
15. | Дифференциация Ы-И в слогах, словах, предложениях, тексте. | Сравнение артикуляции и написания. Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Сравнение пар слов: МЫШКА-МИШКА. Включение в предложения. Правописание ЖИ-ШИ. Работа с текстами Изложение по опорным схемам «Чижик». |
3 | |
16. | Звонкие-глухие согласные. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал (вставка букв и слогов в слова; сравнение пар ТРЕЛЬ-ДРЕЛЬ, ПЛОТ-ПЛОД и включение в предложения; простые аналогии; 4-й лишний; составление словосочетаний и предложений). Графический диктант. Правописание в конце слова и в середине перед глухим согласным. Кроссворды.. |
3
| |
17. | Дифференциация Б-П в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар БОЧКА-ПОЧКА с включением в предложения. Кроссворд.. |
3 | |
18. | Дифференциация В-Ф в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар ДРОВА-ДРОФА с включением в предложения. Кроссворды. Лексические темы «Птицы», «Животные». |
3 | |
19. | Дифференциация С-З в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Работа с таблицами контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Лексическая тема «Зима». Сравнение пар САЙКА-ЗАЙКА с включением в предложения. Кроссворд.. |
3 | |
20. | Дифференциация Г-К в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Работа с таблицами контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Сравнение пар ГОРКА-КОРКА, ЛУК-ЛУГ с включением в предложения. Тематический кроссворд (птицы, животные). |
2 | |
21. | Дифференциация Ж-Ш в слогах, словах, предложениях, тексте. | Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар: ЖИЛ-ШИЛ с включением в предложения. Отработка способа проверки сомнительного согласного. Кроссворд. Д/И «В гости к сказочным героям». |
3 | |
22. | Парные звонкие-глухие согласные. | Лото. Поиск ошибок. |
3 | |
23. | Дифференциация С-Ш в слогах, словах, предложениях, тексте. | Сравнение звучания и артикуляции. Графическое обозначение. Рядоговорение. Слоговая схема. Распределение слов в три столбика. Дидактический материал. Чистоговорки (письмо по памяти). Пословицы. |
3 | |
24. | Дифференциация З-Ж в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение звучания и артикуляции. Графическое обозначение. Рядоговорение. Слоговая схема. Дидактический материал Кроссворд. Д/И «Шифровальщики». |
3 | |
25 | Дифференциация Ч-Т’ в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Вставка букв и слогов в слова. Простые аналогии. Урок-путешествие. |
3 | |
26. | Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение звучания и артикуляции. Соотнесение звуков с буквами с опорой на зрительные образы (чайка, щётка). Словообразование (рука-ручка-ручища). Чистоговорки. Работа с таблицей контурных изображений предметов. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание.Изложение по опорным схемам «Щука и кот». |
3 | |
27. | Дифференциация Ч-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение звучания и артикуляции. Соотнесение звуков с буквами с опорой на зрительные образы (чайка, цепь). Работа с таблицей контурных изображений предметов. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание. |
3 | |
28. | Дифференциация С-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте | Артикуляция звуков. Рядоговорение. Слоговая схема. Логопедическое лото. Дидактический материал Кроссворд. |
3 | |
29. | Дифференциация С’-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте. | Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Слоговые таблицы. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание |
3 | |
30. | Дифференциация Ч-С в слогах, словах, предложениях, тексте. | Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Вставка букв и слогов в слова. Составление словосочетаний (Д/И «Лётчики») и предложений. Поиск ошибок. Родственные слова (час, часовой, часовщик и др.). Поиск в стихотворениях. | 3
| |
31. | Дифференциация свистящих-шипящих звуков. Закрепление. | Артикуляция. Чистоговорки. Определение частотного звука. Вставка букв и слогов в слова. Поиск ошибок. Составление предложений. |
3 | |
32. | Дифференциация Р-Л в слогах, словах, предложениях, тексте. | Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Чистоговорки (письмо по памяти). Поиск ошибок. Слоговая схема). Кроссворд. |
3 |
Итого: 102 часа.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов | Дата |
1 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления. | 2 (3) | |
2 | Звуки и буквы. Алфавит. | Различие звука и буквы. Характеристика звуков (с использованием перфокарт). Звукобуквенный анализ слова (случаи, когда количество букв не совпадает с количеством звуков). Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (Д/И «Созвездие слов»). |
2 (3) | |
3 | Дифференциация гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е | Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме. | 2 (3) | |
4 | Мягкий знак | Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. | 2 (4) | |
5 | Разделительный мягкий знак | Мягкий знак как разделительный. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой. | 2 (4) |
|
6 | Звонкие и глухие согласные | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов с со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 (3) | |
7 | Звуки Г – Г’, К – К’ | Звуки Г – Г’, К – К’ . Дифференциация звуков изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 2 | |
8 | Звуки Д – Д’, Т – Т’ | Звуки Д – Д’, Т – Т'. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 | |
9 | Звуки З – З’, С – С’ | Звуки З – З’, С – С’. Дифференциация звуков изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 | |
10 | Звуки Ж – Ш | Звуки Ж – Ш. Звуки Д – Д’, Т – Т’ . Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 | |
11 | Звуки С – С’, Ш | Звуки С – С’, Ш. Дифференциация звуков С – С’, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Выделение данных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 2 | |
12 | Звуки З – З’, Ж | Звуки З – З’, Ж. Дифференциация звуков З – З’, Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 2 | |
13 | Звуки С – С’, Ц | Звуки С – С’, Ц. Дифференциация звуков С – С’, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 2 | |
14 | Звуки ТС – Ц | Знакомство со звуками занятия. Дифференциация звуков ТС – Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 2 | |
15 | Звуки Ч –Щ | Звуки Ч – Щ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. | 2 | |
16 | Звуки Ч –ТЬ | Звуки Ч – ТЬ. Дифференциация звуков Ч – ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 2 | |
17 | Звуки Ч – Ш | Звуки Ч – Ш. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок. | 2 | |
18 | Звуки Ч – Ц | Звуки Ч – Ц. Дифференциация звуков Ч – Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 2 | |
19 | Родственные слова | Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования. | 1 (3) | |
20 | Корень слова | Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов. | 2 | |
21 | Приставка | Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами. | 2 | |
22 | Суффикс | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детёныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением). Выбор суффикса. | 2 | |
23 | Морфологический состав слов | Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значений слов. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов. | 2 (4) | |
24 | Предлоги | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временных и пространственных отношений. Выбор того или иного предлога. | 4 (6) | |
25 | Слова-предметы | Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. | 1 | |
26 | Практическое употребление слов в форме единственного и множественного числа | Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизмов в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного). | 2 (3) | |
27 | Практическое употребление существительных разного рода | Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления. | 2 (3) | |
28 | Употребление существительных в косвенных падежах | Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизмов в устной речи. | 5 (6) | |
29 | Слова-признаки | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словообразованию и словоизменению. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. | 1 | |
30 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами и синонимами. | 2 (3) | |
31 | Согласование прилагательных с существительными в падеже | Согласование прилагательных с существительными в роде. Согласование прилагательных с существительными в падеже. Преодоление аграмматизмов в устной речи. | 3 (4) | |
32 | Слова-действия | Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, со схемой. | 1 | |
33 | Согласование глагола с существительным в числе | Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия. | 1 (3) | |
34 | Согласование глагола с существительным в роде | Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами и синонимами. | 2 (4) | |
35 | Согласование глагола с существительным во времени | Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. | 2 (4) | |
36 | Имя числительное | Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизмов в устной речи. | 2 (3) | |
37 | Предложение | Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение – словосочетание – текст. | 2 (5) | |
38 | Состав предложения | Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Работа с деформированными предложениями. | 2 (4) | |
39 | Работа над текстом | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста. | 3 (5) |
Итого: 68 (102) часа.
Тематическое планирование
4 доп. класс
№ п\п | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов | |
1. | Речь. Предложение. Слово. | Грамматическое оформление предложения. Составление и распространение предложений. Сравнение словосочетания и предложения. Члены предложения. Части речи. |
1 (2) | |
2. | Текст. Тема текста. Главная мысль. | Признаки текста. Определение темы и главной мысли текста с использованием опорных таблиц. Обучение озаглавливанию. Опорные слова. Их значение для пересказа. План. |
1 (2) | |
3. | Типы текстов (повествование, описание, рассуждение) | Характерные признаки каждого типа текста, их сравнение. Определение типа текста с использованием опорных таблиц. Нахождение опорных слов. Их принадлежность к частям речи. |
1 (2) | |
4. | Звук и буква. Звуковой и слоговой анализ и синтез. | Различие звука и буквы. Закрепление знаний о звуках и буквах с использованием перфокарт. Работа с деформированными словами разной слоговой структуры (пропуск, вставка, перестановка букв и слогов). Таблицы Калининой (дополнительные задания). Д/И «Созвездие слов». Поиск ошибок в текстах. |
2 (4) | |
5. | Парные звонкие-глухие согласные. | Сравнение артикуляции и участия голоса. Вставка букв и слогов в слова. Составление словосочетаний и предложений. Правописание в конце слова и в середине перед глухим согласным. Графический диктант (с указанием предлогов).Поиск ошибок в текстах |
2(3)
| |
6. | Дифференциация а-о, и-у, т-п, Е-З, б-д, л-м, т-п, ш-щ, х-ж. | Сравнение с опорой на кинестетические ощущения. Отработка и закрепление правильных движений руки при написании букв в словах, словосочетаниях и предложениях (дидактический материал). Поиск ошибок. |
10 (14) | |
7. | Орфограммы корня. Безударная гласная, проверяемая ударением. | Отработка способа проверки безударной гласной. Кроссворды. Поиск ошибок в предложениях и текстах. Распределение слов на две группы (горе, гора, горевать, пригорок и др.) 4-й лишний. Сравнение слов: ОТВАРИЛ-ОТВОРИЛ, ПРИМИРЯТЬ- ПРИМЕРЯТЬ и др. Подбор проверочных слов. Составление предложений. |
4 (6) | |
8. | Орфограммы корня. Парные звонкие-глухие согласные. | Постановка проблемы и поиск решения. Отработка способа проверки в конце и в середине слова . Дид. материал «Дифференциация Ж-Ш, Д-Т» и др. Лото. Поиск ошибок. Исключение лишнего слова из ряда проверочных. Работа над предложением (определение границ). |
2 (5) | |
9. | Приставка. Правописание приставок. | Приставочные глаголы (составление предложений по сюжетным картинкам). Подбор слов с заданной приставкой, нахождение в тексте слов с заданной приставкой. Поиск ошибок в написании приставок. |
2 (4) | |
10. | Суффикс. Правописание суффиксов. | Практическое словообразование с использованием наглядности. Правописание суффиксов - очк, -очек,- ечк, -еньк, -оньк, -иц. Вставка суффикса в контексте. Суффиксы профессий. Выделение суффиксов в словах, правописание (-чик, -щик, -арь,- ёр,- тель). |
2 (3) | |
11. | Состав слова. Закрепление. | Морфемный анализ и синтез. | 2 (4) | |
12. | Предлоги. | Схемы. Составление предложений с заданным предлогом, по сюжетным картинкам, по опорным словам. Правописание предлогов. Способ проверки. Поиск ошибок (пропуск и неверное употребление предлогов, правописание предлогов). |
2 (5) | |
13. | Дифференциация приставок и предлогов. | Различение с опорой на таблицы и без них. Раскрыть скобки в словосочетаниях и предложениях. Поиск ошибок. Вставка пропущенных частей слова в стихотворных текстах. Составление предложений по опорным словосочетаниям. | 2(4) | |
14. | Антонимы. | Дидактический материал. Д/И «Путешествие на поляну антонимов». Сравнение предметов и явлений с использованием антонимов. Поиск смысловых ошибок. |
2 | |
15. | Синонимы. | Дидактический материал. Лото. Подбор синонимов в контексте. Поиск лишнего слова. Оттенки значений синонимов. |
2 | |
16. | Омонимы. | Дидактический материал. Шарады. Составление предложений с омонимами. | 2 | |
17. | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | Дидактический материал. Редактирование текста. Составление рассказа с использованием слов в переносном значении. Фразеологизмы. Тесты |
2 (4) | |
18. | Составление сложных предложений. | Сложноподчинённое и сложносочинённое предложение. Составление по началу, по схеме, по вопросам. Поиск смысловых ошибок. |
2 (4) | |
19. | Работа с деформированным текстом. | Каждое предложение текста – набор слов. Составление предложений из слов. Озаглавливание текста. Тип текста. Смысловые части. План. Пересказ с предварительным выявлением опорных слов. |
2(4) | |
20. | Составление текста из частей, данных в неправильной последовательности. | Отрывок из сказки «Морозко». Самостоятельное определение порядка следования частей. Творческий диктант (изложение по частям после пересказа каждым учащимся). Повторение правописания приставок и предлогов. |
2 (3) | |
21. | Изложение повествовательного текста. | Дидактический материал. «Спасение птенца» «Лучший друг» «Мурка и ежата» «Настоящий товарищ» «Случай с лосёнком» «Жадина» «Ай да муравьи!» |
4 | |
22. | Сочинение повествовательного текста по началу и опорным словам. | Сказка «Отчего у снегиря грудка красная?». Дидактический материал |
2 | |
23. | Изложение описательного текста. | Дидактический материал «Морж» «Страус» «Живая удочка» «Дуб» |
4 | |
24. | Изложение текста-рассуждения. | Дидактический материал «Зачем сажают деревья?», «Дома из кирпича» «Конёк на крыше» |
3 | |
25. | Сочинение-описание по картине. | «Первые весенние цветы». Схема текста. Устное сочинение о нескольких цветах. Письменная работа по выбору. |
2 | |
26. | Сочинение по представлениям с элементами описания и рассуждения. | «Моё любимое время года». Готовое начало. Обсуждение вопроса «Можно ли назвать одно из времен года лучшим?» План сочинения. Зрительные опоры (сюжетные картины). Опорные слова. |
2 (3) | |
27. | Сочинение по серии сюжетных картин. | Установление последовательности событий и содержания рассказа по вопросам. Определение типа текста, темы и главной мысли. Смысловые части. План. Опорные слова. |
2(3) |
Итого: 68 (102) часа.