Календарно-тематическое планирование логопедических занятий учащихся 1–4 дополнительных классов
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий
учащихся 1 – 4 дополнительных классов
с учётом требований ФГОС НОО
1 класс
№ |
Коррекция нарушений звукопроизношения |
Звуки-буквы |
Лексические темы |
Связная речь |
Кол-во часов |
||||||
|
Диагностический этап |
|
|
|
|||||||
1 |
Обследование ручной моторики, зрительно-пространственных ориентировок |
|
|
|
1 |
||||||
2 |
Обследование зрительного и слухоречевого внимания, памяти |
|
|
1 |
|||||||
3 |
Обследование строения, подвижности артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения |
|
|
|
1 |
||||||
4 |
Обследование состояния слухового восприятия и дифференциации фонем, слогоритмической структуры слов |
|
|
|
1 |
||||||
5 |
Обследование лексического запаса, грамматического строя речи. |
|
|
|
1 |
||||||
6 |
Обследование связной речи. |
|
|
|
1 |
||||||
|
Подготовительный этап |
|
|
|
|||||||
1 |
Работа над развитием пространственных представлений. Уточнение представлений о форме, величине. |
Звук [а] и буква а |
Овощи |
Составление простых распространенных предложений по картинкам. |
2 |
||||||
2 |
Работа над развитием пространственных представлений. Уточнение и определение направлений в пространстве. |
Звук [о] и буква о. |
Фрукты |
Обучение умению задавать вопросы и давать полные ответы. |
2 |
||||||
3 |
Работа над развитием зрительного восприятия. Узнавание изображенных предметов. |
Звук [и] и буква и. |
Ягоды |
Обучение умению пересказывать народные сказки (Колобок). |
2 |
||||||
4 |
Работа над развитием зрительного восприятия. Зрительный анализ и синтез изображений. |
Звук [у] и буква у. |
Грибы |
Обучение умению пересказывать народные сказки («Репка») |
2 |
||||||
5 |
Работа над развитием зрительного внимания. Дорисовывание, штриховка, закрашивание. |
|
Сбор урожая. |
Обучение умению пересказывать народные сказки («Теремок») |
2 |
||||||
6 |
Работа над развитием зрительной памяти. |
|
Золотая осень. |
Обучение умению пересказывать народные сказки («Гуси-лебеди».) |
2 |
||||||
7 |
Работа над развитием слухового внимания. |
Звуки [н], [н’] и буква н. |
Домашние животные. |
Заучивание коротких стихов, потешек. Скороговорок. |
2 |
||||||
8 |
Работа над развитием слуховой памяти. |
|
Деревенский двор. |
Обучение умению пересказывать короткие рассказы (3-4 предложения). |
2 |
||||||
9 |
Тренировка речеслуховой памяти. Повторение коротких стишков, потешек. |
|
Дикие животные. |
Составление предложений по сюжетной картинке. |
3 |
||||||
10 |
Работа над развитием слухового восприятия. Восприятие неречевых звуков. |
Звуки [с], [с’] и буква с. |
Птицы. |
Составление предложений. Используя предметные картинки. |
2 |
||||||
11 |
Работа над развитием слухового восприятия. Восприятие речевых звуков. |
|
Насекомые. |
Распространение предложений с помощью прилагательных. |
2 |
||||||
12 |
Развитие чувства ритма. Различение и воспроизведение заданных ритмов. |
Звуки [к], [к’] и буква к. |
Рыбы. |
Придумывание предложений с определенным количеством слов. |
2 |
||||||
13 |
Работа над развитием мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. |
Звуки [т], [т’] и буква т. |
Одежда и обувь. |
Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок. |
3 |
||||||
14 |
Работа над развитием мелкой моторики рук. Упражнения на переключение движений. |
Звуки [л], [л’] и буква л. |
Зима. |
Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. |
3 |
||||||
15 |
Работа над развитием мелкой моторики рук. Конструирование. |
Звуки [р], [р’] и буква р. |
Подготовка животных к зиме. |
Пересказ коротких текстов, прочитанных учителем. |
3 |
||||||
16 |
Работа над развитием мелкой моторики рук. Обводка по шаблону-контуру. |
Звуки [в], [в’] и буква в. |
Игрушки. |
Чтение слов, предложений и соотнесение их с соответствующими картинками. |
3 |
||||||
17 |
Работа над подвижностью артикуляционного аппарата. Комплекс артикуляционной гимнастики. |
Буква е. |
Инструменты. |
Договаривание предложений по предметным, сюжетным картинкам. |
2 |
||||||
18 |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения для губ, щек. |
Звуки [п],[п’] и буква п. |
Посуда. |
Совершенствование навыка пересказа по серии сюжетных картинок. |
2 |
||||||
19 |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на определение положения губ. |
|
Мебель. |
Обучение составлению рассказа описательного характера по наводящим вопросам. |
2 |
||||||
20 |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на определение положения кончика языка. |
Звуки [м], [м’] и буква м. |
Транспорт |
Составление предложений по опорным словам. |
2 |
||||||
21 |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на различение узкого и широкого языка. |
|
Музыкальные инструменты. |
Составление рассказа по опорным словам. |
4 |
||||||
22 |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на формирование кинетической основы движений. |
Звуки [з], [з’] и буква з. |
Электрические приборы. |
Придумывание конца рассказа. |
4 |
||||||
23 |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений. |
|
Весна. Прилет птиц. |
Работа над выразительностью пересказа, рассказа. |
4 |
||||||
|
Основной этап |
|
|
|
|||||||
1 |
Специальная артикуляционная гимнастика для постановки звуков. |
Звуки [б], [б’] и буква б. |
Цветы. |
|
5 |
||||||
2 |
Постановка звуков. |
Звуки [д], [д’] и буква д. |
Деревья. |
|
5 |
||||||
3 |
Автоматизация поставленных звуков. Изолированно. |
Буква я. |
Временные понятия. |
|
2 |
||||||
4 |
Автоматизация поставленных звуков в прямых слогах. |
Звуки [г], [г’] и буква г. |
Лес. |
|
2 |
||||||
5 |
Автоматизация поставленных звуков в обратных слогах. |
Звук [ч]и буква ч. |
Сад и огород. |
|
2 |
||||||
6 |
Автоматизация поставленных звуков в слогах со стечением. |
Буква ь. |
Школа. |
|
2 |
||||||
7 |
Автоматизация поставленных звуков в словах (произнесение слов с ударение на слоге). |
Звук [ш] и буква ш. |
Школьные принадлежности. |
|
3 |
||||||
8 |
Автоматизация поставленных звуков в словах (произнесение слов без ударения на слоге). |
Звук [ж] и буква ж. |
Профессии. |
|
3 |
||||||
9 |
Автоматизация поставленных звуков в словах со стечением согласных. |
Буква ё. |
Человек и семья. |
|
3 |
||||||
10 |
Автоматизация поставленных звуков в предложениях. |
Звук [й] и буква й. |
Цвет, форма, величина. |
|
3 |
||||||
11 |
Автоматизация поставленных звуков в тексте. |
Звуки [х], [х’] и буква х. |
Погодные явления. |
|
3 |
||||||
12 |
Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи. |
Буква ю. |
Наш город. |
|
3 |
||||||
13 |
Дифференциация смешиваемых звуков в слогах. |
Звук [ц] и буква ц. |
Лето. |
|
3 |
||||||
14 |
Дифференциация смешиваемых звуков в словах. |
Звук [э] и буква э. |
Морские обитатели. |
|
3 |
||||||
15 |
Дифференциация смешиваемых звуков в предложении. |
Звук [щ] и буква щ. |
|
|
3 |
||||||
16 |
Дифференциация смешиваемых в произношении звуков в тексте. |
Звуки [ф], [ф’] и буква .ф |
|
|
3 |
||||||
17 |
Дифференциация звуков в спонтанной речи. |
Буква ъ. |
|
|
3 |
Итого: 102(136) часов.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ |
Разделы, темы занятий |
Количество часов |
Дата |
Диагностический этап |
|||
1 |
Обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт. |
5 |
|
Подготовительный этап |
|||
2 |
Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Определение правого и левого направлений в пространстве |
1 |
|
3 |
Уточнение временных представлений. Времена года |
1 |
|
4 |
Дни недели. Последовательность дней недели |
1 |
|
5 |
Сутки (утро, день, вечер, ночь). Сегодня, вчера, завтра |
1 |
|
Коррекционная работа на фонетическом уровне |
|||
6 |
Автоматизация гласного звука и буквы А |
1 |
|
7 |
Автоматизация гласного звука и буквы О |
1 |
|
8 |
Автоматизация гласного звука и буквы И |
1 |
|
9 |
Автоматизация гласного звука и буквы У |
1 |
|
10 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Н |
1 |
|
11 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы С |
5 |
|
12 |
1 |
||
13 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Т |
1 |
|
14 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Л |
5 |
|
15 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Р |
5 |
|
16 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы В |
1 |
|
17 |
Буква Е |
1 |
|
18 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы П |
1 |
|
19 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы М |
1 |
|
20 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы З |
3 |
|
21 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Б |
1 |
|
22 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Д |
1 |
|
23 |
Буква Я |
1 |
|
24 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Г |
1 |
|
25 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ч |
5 |
|
26 |
Буквы Ь и Ъ |
1 |
|
27 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ш |
3 |
|
28 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ж |
3 |
|
29 |
Буква Ё |
1 |
|
30 |
Уточнение артикуляции звука и буквы Й |
1 |
|
31 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Х |
1 |
|
32 |
Буква Ю |
1 |
|
33 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы Ц |
5 |
|
34 |
Автоматизация гласного звука и буквы Э |
1 |
|
35 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы Щ |
5 |
|
36 |
Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы Ф |
1 |
|
37 |
Дифференциация гласных и согласных звуков |
2 |
|
38 |
Звуковой анализ слогов |
2 |
|
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне |
|||
39 |
Слово-предмет |
2 |
|
40 |
Слова длинные и короткие |
1 |
|
41 |
Слова-действия |
2 |
|
42 |
Простые двусоставные предложения |
2 |
|
43 |
Слова-признаки |
2 |
|
44 |
Распространение простого двусоставного предложения определением |
1 |
|
45 |
Дифференциация понятий предложение – слово |
1 |
|
46 |
Единственное и множественное число предметов. Один – много |
1 |
|
47 |
Дифференциация имён существительных мужского и женского рода |
1 |
|
48 |
Работа с предлогами в, на |
2 |
|
49 |
Работа с предлогами к, от |
2 |
|
50 |
Работа с предлогами в – из, на – с (со) |
2 |
|
51 |
Работа с предлогами около (у), из-за |
2 |
|
52 |
Работа с предлогами над, под, по |
2 |
|
Коррекционная работа на лексическом уровне |
|||
53 |
Составление предложений |
2 |
|
54 |
Повторение изученного по теме «Гласные и согласные звуки и буквы» |
2 |
|
55 |
Повторение изученного по теме «Предложение – слово» |
2 |
|
56 |
Диктант |
1 |
Итого: 102 часа.
Календарно-тематическое планирование 3 класс |
||||
№ |
Тема занятия. |
Содержание занятия. |
Кол-во часов |
Дата |
1. |
Речь. Предложение. Слово. |
Речь устная и письменная. Грамматическое оформление предложения. Составление по опорным словам и схемам. Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (прочитать зашифрованную пословицу). |
3 |
|
2. |
Звуки и буквы. |
Различие звука и буквы. Гласные и согласные.. Образование звонких-глухих согласных. Характеристика звука. Звуковая схема. |
3 |
|
3. |
Слогообразующая роль гласной. |
Понятие «слог». Слоговая схема. Слоговой анализ и синтез. Д/И «Слоговое домино», «Играем и читаем», «Путаница» (составление слов из слогов, последних в стихотворных строчках). Получение слов перестановкой слогов. |
3 |
|
4. |
Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных |
Поиск ошибок. Составление слов из букв. Д/И «Подпиши картинку», «Играем и читаем», «Созвездие слов». Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (соединить стрелками буквы, чтобы получилось слово, соответствующее названию картинки; вставить буквы в слова – лексические темы «Овощи. Фрукты. Ягоды. Птицы. Рыбы. Животные. Мебель. Посуда»; составить слова из букв – «Помоги Барабашке»). Изографы. Работа с текстом (чтение, вставка слов по звуковым схемам и др.) |
4 |
|
5. |
Получение слов убавлением (добавлением) буквы. |
Ребусы. Вставка букв в слова (река-репка). Изографы. Шарады. Д/И «Флот помог», «Колодец». Поиск в предложениях слов, различающихся одной буквой. |
3 |
|
6. |
Получение слов заменой буквы. |
Работа со стихотворением А.Шибаева «Буква потерялась». Нелепицы (дид. Материал). Нахождение смысловых ошибок, связанных с заменой буквы, в предложениях. Шарады. Составление цепочек слов (раздаточный материал). Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (составить из кубиков слова, заменяя букву: …очка). |
3 |
|
7. |
Звукобуквенный и слоговой анализ слов сложной слоговой структуры. |
Цифровой ряд. Слоговая и звуковая схема. Работа с деформированными словами (пропуск, перестановка букв и слогов). Д/И «Поле чудес», «Печатная машинка». Отгадывание загадок с последующим составлением слов-отгадок из букв. Работа с тематическим лото (подбор картинок к звуковым и слоговым схемам). |
4 |
|
8. |
Твёрдые-мягкие согласные. |
Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Условное обозначение (цвет). Характеристика звука с использованием сигналов. Подбор слов на твёрдые-мягкие звуки. Электронная игра. Развитие зрительного восприятия (4-й лишний – силуэт, тема «Ягоды» и др.). Д/И «Играем и читаем». II способа обозначения мягкости согласных. |
4 |
|
9. |
Обозначение мягкости согласного с помощью ь в конце слова. |
Дидактический материал. Дописывание Ь в нужных случаях. Поиск ошибок. Сравнение пар слов: МЕЛ-МЕЛЬ, ГОВОРИТ-ГОВОРИТЬ. Составление предложений. Темы «Дни недели. Месяцы. Времена года». Лото. |
4 |
|
10. |
Обозначение мягкости согласного с помощью ь в середине слова. |
Дидактический материал. Вставка Ь в нужных случаях. Поиск ошибок. Сравнение пар слов: ПОЛКА-ПОЛЬКА. Составление слов из слогов. Составление предложений. Отбор картинок с Ь в названиях. Работа с текстом. |
4 |
|
11. |
Разделительный Ь. |
Чтение и сравнение слогов: ТЯ-ТЬЯ. Подбор слов с заданным слогом. Сравнение пар слов: КОЛЯ-КОЛЬЯ. Включение в предложения. Поиск ошибок, в том числе смысловых, обусловленных пропуском или необоснованной вставкой Ь. Притяжательные прилагательные. Д/И «Чей? Чья? Чьё? Чьи?». Кроссворды. Диктант. |
4 |
|
12. |
Дифференциация А-Я в слогах, словах, предложениях, тексте. |
Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Подбор слов по начальному слогу. Поиск ошибок. Простые аналогии. Правописание ЧА, ЩА. Сравнение пар слов: ФЛАГИ-ФЛЯГИ с включением в предложения Изложение по опорным схемам «Митина шляпа». |
3 |
|
13. |
Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях, тексте. |
Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Изменение существительных по числам (село-сёла). Сравнение пар слов: ПОТОМКИ-ПОТЁМКИ с включением в предложения. Изложение по опорным схемам «Три котёнка». |
3 |
|
14. |
Дифференциация У-Ю в слогах, словах, предложениях, тексте. |
Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Сравнение пар слов: КАТУШКА-КАТЮШКА с включением в предложения. Правописание ЧУ-ЩУ. Кроссворд. |
3 |
|
15. |
Дифференциация Ы-И в слогах, словах, предложениях, тексте. |
Сравнение артикуляции и написания. Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Сравнение пар слов: МЫШКА-МИШКА. Включение в предложения. Правописание ЖИ-ШИ. Работа с текстами Изложение по опорным схемам «Чижик». |
3 |
|
16. |
Звонкие-глухие согласные. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях, тексте |
Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал (вставка букв и слогов в слова; сравнение пар ТРЕЛЬ-ДРЕЛЬ, ПЛОТ-ПЛОД и включение в предложения; простые аналогии; 4-й лишний; составление словосочетаний и предложений). Графический диктант. Правописание в конце слова и в середине перед глухим согласным. Кроссворды.. |
3
|
|
17. |
Дифференциация Б-П в слогах, словах, предложениях, тексте |
Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар БОЧКА-ПОЧКА с включением в предложения. Кроссворд.. |
3 |
|
18. |
Дифференциация В-Ф в слогах, словах, предложениях, тексте |
Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар ДРОВА-ДРОФА с включением в предложения. Кроссворды. Лексические темы «Птицы», «Животные». |
3 |
|
19. |
Дифференциация С-З в слогах, словах, предложениях, тексте |
Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Работа с таблицами контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Лексическая тема «Зима». Сравнение пар САЙКА-ЗАЙКА с включением в предложения. Кроссворд.. |
3 |
|
20. |
Дифференциация Г-К в слогах, словах, предложениях, тексте |
Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Работа с таблицами контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Сравнение пар ГОРКА-КОРКА, ЛУК-ЛУГ с включением в предложения. Тематический кроссворд (птицы, животные). |
2 |
|
21. |
Дифференциация Ж-Ш в слогах, словах, предложениях, тексте. |
Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар: ЖИЛ-ШИЛ с включением в предложения. Отработка способа проверки сомнительного согласного. Кроссворд. Д/И «В гости к сказочным героям». |
3 |
|
22. |
Парные звонкие-глухие согласные. |
Лото. Поиск ошибок. |
3 |
|
23. |
Дифференциация С-Ш в слогах, словах, предложениях, тексте. |
Сравнение звучания и артикуляции. Графическое обозначение. Рядоговорение. Слоговая схема. Распределение слов в три столбика. Дидактический материал. Чистоговорки (письмо по памяти). Пословицы. |
3 |
|
24. |
Дифференциация З-Ж в слогах, словах, предложениях, тексте |
Сравнение звучания и артикуляции. Графическое обозначение. Рядоговорение. Слоговая схема. Дидактический материал Кроссворд. Д/И «Шифровальщики». |
3 |
|
25 |
Дифференциация Ч-Т’ в слогах, словах, предложениях, тексте |
Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Вставка букв и слогов в слова. Простые аналогии. Урок-путешествие. |
3 |
|
26. |
Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте |
Сравнение звучания и артикуляции. Соотнесение звуков с буквами с опорой на зрительные образы (чайка, щётка). Словообразование (рука-ручка-ручища). Чистоговорки. Работа с таблицей контурных изображений предметов. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание.Изложение по опорным схемам «Щука и кот». |
3 |
|
27. |
Дифференциация Ч-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте |
Сравнение звучания и артикуляции. Соотнесение звуков с буквами с опорой на зрительные образы (чайка, цепь). Работа с таблицей контурных изображений предметов. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание. |
3 |
|
28. |
Дифференциация С-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте |
Артикуляция звуков. Рядоговорение. Слоговая схема. Логопедическое лото. Дидактический материал Кроссворд. |
3 |
|
29. |
Дифференциация С’-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте. |
Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Слоговые таблицы. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание |
3 |
|
30. |
Дифференциация Ч-С в слогах, словах, предложениях, тексте. |
Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Вставка букв и слогов в слова. Составление словосочетаний (Д/И «Лётчики») и предложений. Поиск ошибок. Родственные слова (час, часовой, часовщик и др.). Поиск в стихотворениях. |
3
|
|
31. |
Дифференциация свистящих-шипящих звуков. Закрепление. |
Артикуляция. Чистоговорки. Определение частотного звука. Вставка букв и слогов в слова. Поиск ошибок. Составление предложений. |
3 |
|
32. |
Дифференциация Р-Л в слогах, словах, предложениях, тексте. |
Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Чистоговорки (письмо по памяти). Поиск ошибок. Слоговая схема). Кроссворд. |
3 |
Итого: 102 часа.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание работы |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия |
Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления. |
2 (3) |
|
2 |
Звуки и буквы. Алфавит. |
Различие звука и буквы. Характеристика звуков (с использованием перфокарт). Звукобуквенный анализ слова (случаи, когда количество букв не совпадает с количеством звуков). Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (Д/И «Созвездие слов»). |
2 (3) |
|
3 |
Дифференциация гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е |
Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме. |
2 (3) |
|
4 |
Мягкий знак |
Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. |
2 (4) |
|
5 |
Разделительный мягкий знак |
Мягкий знак как разделительный. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой. |
2 (4) |
|
6 |
Звонкие и глухие согласные |
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов с со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
1 (3) |
|
7 |
Звуки Г – Г’, К – К’ |
Звуки Г – Г’, К – К’ . Дифференциация звуков изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
2 |
|
8 |
Звуки Д – Д’, Т – Т’ |
Звуки Д – Д’, Т – Т'. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
3 |
|
9 |
Звуки З – З’, С – С’ |
Звуки З – З’, С – С’. Дифференциация звуков изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
3 |
|
10 |
Звуки Ж – Ш |
Звуки Ж – Ш. Звуки Д – Д’, Т – Т’ . Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
3 |
|
11 |
Звуки С – С’, Ш |
Звуки С – С’, Ш. Дифференциация звуков С – С’, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Выделение данных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
2 |
|
12 |
Звуки З – З’, Ж |
Звуки З – З’, Ж. Дифференциация звуков З – З’, Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
2 |
|
13 |
Звуки С – С’, Ц |
Звуки С – С’, Ц. Дифференциация звуков С – С’, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
2 |
|
14 |
Звуки ТС – Ц |
Знакомство со звуками занятия. Дифференциация звуков ТС – Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
2 |
|
15 |
Звуки Ч –Щ |
Звуки Ч – Щ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. |
2 |
|
16 |
Звуки Ч –ТЬ |
Звуки Ч – ТЬ. Дифференциация звуков Ч – ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
2 |
|
17 |
Звуки Ч – Ш |
Звуки Ч – Ш. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок. |
2 |
|
18 |
Звуки Ч – Ц |
Звуки Ч – Ц. Дифференциация звуков Ч – Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
2 |
|
19 |
Родственные слова |
Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования. |
1 (3) |
|
20 |
Корень слова |
Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов. |
2 |
|
21 |
Приставка |
Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами. |
2 |
|
22 |
Суффикс |
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детёныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением). Выбор суффикса. |
2 |
|
23 |
Морфологический состав слов |
Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значений слов. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов. |
2 (4) |
|
24 |
Предлоги |
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временных и пространственных отношений. Выбор того или иного предлога. |
4 (6) |
|
25 |
Слова-предметы |
Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. |
1 |
|
26 |
Практическое употребление слов в форме единственного и множественного числа |
Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизмов в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного). |
2 (3) |
|
27 |
Практическое употребление существительных разного рода |
Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления. |
2 (3) |
|
28 |
Употребление существительных в косвенных падежах |
Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизмов в устной речи. |
5 (6) |
|
29 |
Слова-признаки |
Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словообразованию и словоизменению. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. |
1 |
|
30 |
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе |
Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами и синонимами. |
2 (3) |
|
31 |
Согласование прилагательных с существительными в падеже |
Согласование прилагательных с существительными в роде. Согласование прилагательных с существительными в падеже. Преодоление аграмматизмов в устной речи. |
3 (4) |
|
32 |
Слова-действия |
Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, со схемой. |
1 |
|
33 |
Согласование глагола с существительным в числе |
Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия. |
1 (3) |
|
34 |
Согласование глагола с существительным в роде |
Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами и синонимами. |
2 (4) |
|
35 |
Согласование глагола с существительным во времени |
Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. |
2 (4) |
|
36 |
Имя числительное |
Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизмов в устной речи. |
2 (3) |
|
37 |
Предложение |
Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение – словосочетание – текст. |
2 (5) |
|
38 |
Состав предложения |
Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Работа с деформированными предложениями. |
2 (4) |
|
39 |
Работа над текстом |
Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста. |
3 (5) |
Итого: 68 (102) часа.
Тематическое планирование
4 доп. класс
№ п\п |
Тема занятия |
Содержание работы |
Кол-во часов |
|
1. |
Речь. Предложение. Слово. |
Грамматическое оформление предложения. Составление и распространение предложений. Сравнение словосочетания и предложения. Члены предложения. Части речи. |
1 (2) |
|
2. |
Текст. Тема текста. Главная мысль. |
Признаки текста. Определение темы и главной мысли текста с использованием опорных таблиц. Обучение озаглавливанию. Опорные слова. Их значение для пересказа. План. |
1 (2) |
|
3. |
Типы текстов (повествование, описание, рассуждение) |
Характерные признаки каждого типа текста, их сравнение. Определение типа текста с использованием опорных таблиц. Нахождение опорных слов. Их принадлежность к частям речи. |
1 (2) |
|
4. |
Звук и буква. Звуковой и слоговой анализ и синтез. |
Различие звука и буквы. Закрепление знаний о звуках и буквах с использованием перфокарт. Работа с деформированными словами разной слоговой структуры (пропуск, вставка, перестановка букв и слогов). Таблицы Калининой (дополнительные задания). Д/И «Созвездие слов». Поиск ошибок в текстах. |
2 (4) |
|
5. |
Парные звонкие-глухие согласные. |
Сравнение артикуляции и участия голоса. Вставка букв и слогов в слова. Составление словосочетаний и предложений. Правописание в конце слова и в середине перед глухим согласным. Графический диктант (с указанием предлогов).Поиск ошибок в текстах |
2(3)
|
|
6. |
Дифференциация а-о, и-у, т-п, Е-З, б-д, л-м, т-п, ш-щ, х-ж. |
Сравнение с опорой на кинестетические ощущения. Отработка и закрепление правильных движений руки при написании букв в словах, словосочетаниях и предложениях (дидактический материал). Поиск ошибок. |
10 (14) |
|
7. |
Орфограммы корня. Безударная гласная, проверяемая ударением. |
Отработка способа проверки безударной гласной. Кроссворды. Поиск ошибок в предложениях и текстах. Распределение слов на две группы (горе, гора, горевать, пригорок и др.) 4-й лишний. Сравнение слов: ОТВАРИЛ-ОТВОРИЛ, ПРИМИРЯТЬ- ПРИМЕРЯТЬ и др. Подбор проверочных слов. Составление предложений. |
4 (6) |
|
8. |
Орфограммы корня. Парные звонкие-глухие согласные. |
Постановка проблемы и поиск решения. Отработка способа проверки в конце и в середине слова . Дид. материал «Дифференциация Ж-Ш, Д-Т» и др. Лото. Поиск ошибок. Исключение лишнего слова из ряда проверочных. Работа над предложением (определение границ). |
2 (5) |
|
9. |
Приставка. Правописание приставок. |
Приставочные глаголы (составление предложений по сюжетным картинкам). Подбор слов с заданной приставкой, нахождение в тексте слов с заданной приставкой. Поиск ошибок в написании приставок. |
2 (4) |
|
10. |
Суффикс. Правописание суффиксов. |
Практическое словообразование с использованием наглядности. Правописание суффиксов - очк, -очек,- ечк, -еньк, -оньк, -иц. Вставка суффикса в контексте. Суффиксы профессий. Выделение суффиксов в словах, правописание (-чик, -щик, -арь,- ёр,- тель). |
2 (3) |
|
11. |
Состав слова. Закрепление. |
Морфемный анализ и синтез. |
2 (4) |
|
12. |
Предлоги. |
Схемы. Составление предложений с заданным предлогом, по сюжетным картинкам, по опорным словам. Правописание предлогов. Способ проверки. Поиск ошибок (пропуск и неверное употребление предлогов, правописание предлогов). |
2 (5) |
|
13. |
Дифференциация приставок и предлогов. |
Различение с опорой на таблицы и без них. Раскрыть скобки в словосочетаниях и предложениях. Поиск ошибок. Вставка пропущенных частей слова в стихотворных текстах. Составление предложений по опорным словосочетаниям. |
2(4) |
|
14. |
Антонимы. |
Дидактический материал. Д/И «Путешествие на поляну антонимов». Сравнение предметов и явлений с использованием антонимов. Поиск смысловых ошибок. |
2 |
|
15. |
Синонимы. |
Дидактический материал. Лото. Подбор синонимов в контексте. Поиск лишнего слова. Оттенки значений синонимов. |
2 |
|
16. |
Омонимы. |
Дидактический материал. Шарады. Составление предложений с омонимами. |
2 |
|
17. |
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. |
Дидактический материал. Редактирование текста. Составление рассказа с использованием слов в переносном значении. Фразеологизмы. Тесты |
2 (4) |
|
18. |
Составление сложных предложений. |
Сложноподчинённое и сложносочинённое предложение. Составление по началу, по схеме, по вопросам. Поиск смысловых ошибок. |
2 (4) |
|
19. |
Работа с деформированным текстом. |
Каждое предложение текста – набор слов. Составление предложений из слов. Озаглавливание текста. Тип текста. Смысловые части. План. Пересказ с предварительным выявлением опорных слов. |
2(4) |
|
20. |
Составление текста из частей, данных в неправильной последовательности. |
Отрывок из сказки «Морозко». Самостоятельное определение порядка следования частей. Творческий диктант (изложение по частям после пересказа каждым учащимся). Повторение правописания приставок и предлогов. |
2 (3) |
|
21. |
Изложение повествовательного текста. |
Дидактический материал. «Спасение птенца» «Лучший друг» «Мурка и ежата» «Настоящий товарищ» «Случай с лосёнком» «Жадина» «Ай да муравьи!» |
4 |
|
22. |
Сочинение повествовательного текста по началу и опорным словам. |
Сказка «Отчего у снегиря грудка красная?». Дидактический материал |
2 |
|
23. |
Изложение описательного текста. |
Дидактический материал «Морж» «Страус» «Живая удочка» «Дуб» |
4 |
|
24. |
Изложение текста-рассуждения. |
Дидактический материал «Зачем сажают деревья?», «Дома из кирпича» «Конёк на крыше» |
3 |
|
25. |
Сочинение-описание по картине. |
«Первые весенние цветы». Схема текста. Устное сочинение о нескольких цветах. Письменная работа по выбору. |
2 |
|
26. |
Сочинение по представлениям с элементами описания и рассуждения. |
«Моё любимое время года». Готовое начало. Обсуждение вопроса «Можно ли назвать одно из времен года лучшим?» План сочинения. Зрительные опоры (сюжетные картины). Опорные слова. |
2 (3) |
|
27. |
Сочинение по серии сюжетных картин. |
Установление последовательности событий и содержания рассказа по вопросам. Определение типа текста, темы и главной мысли. Смысловые части. План. Опорные слова. |
2(3) |
Итого: 68 (102) часа.