Календарно-тематическое планирование логопедических занятий учащихся 1–4 дополнительных классов

4
0
Материал опубликован 4 February 2017 в группе

Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий

учащихся 1 – 4 дополнительных классов

с учётом требований ФГОС НОО

 

1 класс

 №

Коррекция нарушений звукопроизношения

Звуки-буквы

Лексические темы

Связная речь

Кол-во часов

 

Диагностический этап

 

 

 

 

1

Обследование ручной моторики, зрительно-пространственных ориентировок

 

 

 

1

2

Обследование зрительного и слухоречевого внимания, памяти

 

 

 

1

3

Обследование строения, подвижности артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения

 

 

 

1

4

Обследование состояния слухового восприятия и дифференциации фонем, слогоритмической структуры слов

 

 

 

1

5

Обследование лексического запаса, грамматического строя речи.

 

 

 

1

6

Обследование связной речи.

 

 

 

1

 

Подготовительный этап

 

 

 

 

1

Работа над развитием пространственных представлений. Уточнение представлений о форме, величине.

Звук [а] и буква а

Овощи

Составление простых распространенных предложений по картинкам.

2

2

Работа над развитием пространственных представлений. Уточнение и определение направлений в пространстве.

Звук [о] и буква о.

Фрукты

Обучение умению задавать вопросы и давать полные ответы.

2

3

Работа над развитием зрительного восприятия. Узнавание изображенных предметов.

Звук [и] и буква и.

Ягоды

Обучение умению пересказывать народные сказки (Колобок).

2

4

Работа над развитием зрительного восприятия. Зрительный анализ и синтез изображений.

Звук [у] и буква у.

Грибы

Обучение умению пересказывать народные сказки («Репка»)

2

5

Работа над развитием зрительного внимания. Дорисовывание, штриховка, закрашивание.

 

Сбор урожая.

Обучение умению пересказывать народные сказки («Теремок»)

2

6

Работа над развитием зрительной памяти.

 

Золотая осень.

Обучение умению пересказывать народные сказки («Гуси-лебеди».)

2

7

Работа над развитием слухового внимания.

Звуки [н], [н’] и буква н.

Домашние животные.

Заучивание коротких стихов, потешек. Скороговорок.

2

8

Работа над развитием слуховой памяти.

 

Деревенский двор.

Обучение умению пересказывать короткие рассказы (3-4 предложения).

2

9

Тренировка речеслуховой памяти. Повторение коротких стишков, потешек.

 

Дикие животные.

Составление предложений по сюжетной картинке.

3

10

Работа над развитием слухового восприятия. Восприятие неречевых звуков.

Звуки [с], [с’] и буква с.

Птицы.

Составление предложений. Используя предметные картинки.

2

11

Работа над развитием слухового восприятия. Восприятие речевых звуков.

 

Насекомые.

Распространение предложений с помощью прилагательных.

2

12

Развитие чувства ритма. Различение и воспроизведение заданных ритмов.

Звуки [к], [к’] и буква к.

Рыбы.

Придумывание предложений с определенным количеством слов.

2

13

Работа над развитием мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Звуки [т], [т’] и буква т.

Одежда и обувь.

Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

3

14

Работа над развитием мелкой моторики рук. Упражнения на переключение движений.

Звуки [л], [л’] и буква л.

Зима.

Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

3

15

Работа над развитием мелкой моторики рук. Конструирование.

Звуки [р], [р’] и буква р.

Подготовка животных к зиме.

Пересказ коротких текстов, прочитанных учителем.

3

16

Работа над развитием мелкой моторики рук. Обводка по шаблону-контуру.

Звуки [в], [в’] и буква в.

Игрушки.

Чтение слов, предложений и соотнесение их с соответствующими картинками.

3

17

Работа над подвижностью артикуляционного аппарата. Комплекс артикуляционной гимнастики.

Буква е.

Инструменты.

Договаривание предложений по предметным, сюжетным картинкам.

2

18

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения для губ, щек.

Звуки [п],[п’] и буква п.

Посуда.

Совершенствование навыка пересказа по серии сюжетных картинок.

2

19

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на определение положения губ.

 

Мебель.

Обучение составлению рассказа описательного характера по наводящим вопросам.

2

20

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на определение положения кончика языка.

Звуки [м], [м’] и буква м.

Транспорт

Составление предложений по опорным словам.

2

21

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на различение узкого и широкого языка.

 

Музыкальные инструменты.

Составление рассказа по опорным словам.

4

22

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на формирование кинетической основы движений.

Звуки [з], [з’] и буква з.

Электрические приборы.

Придумывание конца рассказа.

4

23

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений.

 

Весна. Прилет птиц.

Работа над выразительностью пересказа, рассказа.

4

 

Основной этап

 

 

 

 

1

Специальная артикуляционная гимнастика для постановки звуков.

Звуки [б], [б’] и буква б.

Цветы.

 

5

2

Постановка звуков.

Звуки [д], [д’] и буква д.

Деревья.

 

5

3

Автоматизация поставленных звуков. Изолированно.

Буква я.

Временные понятия.

 

2

4

Автоматизация поставленных звуков в прямых слогах.

Звуки [г], [г’] и буква г.

Лес.

 

2

5

Автоматизация поставленных звуков в обратных слогах.

Звук [ч]и буква ч.

Сад и огород.

 

2

6

Автоматизация поставленных звуков в слогах со стечением.

Буква ь.

Школа.

 

2

7

Автоматизация поставленных звуков в словах (произнесение слов с ударение на слоге).

Звук [ш] и буква ш.

Школьные принадлежности.

 

3

8

Автоматизация поставленных звуков в словах (произнесение слов без ударения на слоге).

Звук [ж] и буква ж.

Профессии.

 

3

9

Автоматизация поставленных звуков в словах со стечением согласных.

Буква ё.

Человек и семья.

 

3

10

Автоматизация поставленных звуков в предложениях.

Звук [й] и буква й.

Цвет, форма, величина.

 

3

11

Автоматизация поставленных звуков в тексте.

Звуки [х], [х’] и буква х.

Погодные явления.

 

3

12

Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи.

Буква ю.

Наш город.

 

3

13

Дифференциация смешиваемых звуков в слогах.

Звук [ц] и буква ц.

Лето.

 

3

14

Дифференциация смешиваемых звуков в словах.

Звук [э] и буква э.

Морские обитатели.

 

3

15

Дифференциация смешиваемых звуков в предложении.

Звук [щ] и буква щ.

 

 

3

16

Дифференциация смешиваемых в произношении звуков в тексте.

Звуки [ф], [ф’] и буква .ф

 

 

3

17

Дифференциация звуков в спонтанной речи.

Буква ъ.

 

 

3

Итого: 102(136) часов.

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Разделы, темы занятий

Количество

часов

Дата

 

Диагностический этап

   

1

Обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.

5

 
 

Подготовительный этап

   

2

Уточнение и развитие пространственно – временных

представлений. Определение правого и левого направлений в пространстве

1

 

3

Уточнение временных представлений. Времена года

1

 

4

Дни недели. Последовательность дней недели

1

 

5

Сутки (утро, день, вечер, ночь). Сегодня, вчера, завтра

1

 
 

Коррекционная работа на фонетическом уровне

   

6

Автоматизация гласного звука и буквы А

1

 

7

Автоматизация гласного звука и буквы О

1

 

8

Автоматизация гласного звука и буквы И

1

 

9

Автоматизация гласного звука и буквы У

1

 

10

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Н

1

 

11

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы С

5

 

12

 

1

 

13

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Т

1

 

14

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Л

5

 

15

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Р

5

 

16

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы В

1

 

17

Буква Е

1

 

18

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы П

1

 

19

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы М

1

 

20

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы З

3

 

21

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Б

1

 

22

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Д

1

 

23

Буква Я

1

 

24

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Г

1

 

25

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ч

5

 

26

Буквы Ь и Ъ

1

 

27

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ш

3

 

28

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ж

3

 

29

Буква Ё

1

 

30

Уточнение артикуляции звука и буквы Й

1

 

31

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Х

1

 

32

Буква Ю

1

 

33

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы Ц

5

 

34

Автоматизация гласного звука и буквы Э

1

 

35

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы Щ

5

 

36

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы Ф

1

 

37

Дифференциация гласных и согласных звуков

2

 

38

Звуковой анализ слогов

2

 
 

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне

   

39

Слово-предмет

2

 

40

Слова длинные и короткие

1

 

41

Слова-действия

2

 

42

Простые двусоставные предложения

2

 

43

Слова-признаки

2

 

44

Распространение простого двусоставного предложения определением

1

 

45

Дифференциация понятий предложение – слово

1

 

46

Единственное и множественное число предметов. Один – много

1

 

47

Дифференциация имён существительных мужского и женского рода

1

 

48

Работа с предлогами в, на

2

 

49

Работа с предлогами к, от

2

 

50

Работа с предлогами в – из, на – с (со)

2

 

51

Работа с предлогами около (у), из-за

2

 

52

Работа с предлогами над, под, по

2

 
 

Коррекционная работа на лексическом уровне

   

53

Составление предложений

2

 

54

Повторение изученного по теме «Гласные и согласные звуки и буквы»

2

 

55

Повторение изученного по теме «Предложение – слово»

2

 

56

Диктант

1

 

Итого: 102 часа.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема занятия.

Содержание занятия.

Кол-во

часов

Дата

1.

Речь. Предложение. Слово.

Речь устная и письменная. Грамматическое оформление предложения. Составление по опорным словам и схемам. Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (прочитать зашифрованную пословицу).


 

3

 

2.

Звуки и буквы.

Различие звука и буквы. Гласные и согласные.. Образование звонких-глухих согласных. Характеристика звука. Звуковая схема.


 

3

 

3.

Слогообразующая роль гласной.

Понятие «слог». Слоговая схема. Слоговой анализ и синтез. Д/И «Слоговое домино», «Играем и читаем», «Путаница» (составление слов из слогов, последних в стихотворных строчках). Получение слов перестановкой слогов.


 


 

3

 

4.

Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных

Поиск ошибок. Составление слов из букв. Д/И «Подпиши картинку», «Играем и читаем», «Созвездие слов». Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (соединить стрелками буквы, чтобы получилось слово, соответствующее названию картинки; вставить буквы в слова – лексические темы «Овощи. Фрукты. Ягоды. Птицы. Рыбы. Животные. Мебель. Посуда»; составить слова из букв – «Помоги Барабашке»). Изографы. Работа с текстом (чтение, вставка слов по звуковым схемам и др.)


 


 


 


 

4

 

5.

Получение слов убавлением (добавлением) буквы.

Ребусы. Вставка букв в слова (река-репка). Изографы. Шарады. Д/И «Флот помог», «Колодец». Поиск в предложениях слов, различающихся одной буквой.


 

3

 

6.

Получение слов заменой буквы.

Работа со стихотворением А.Шибаева «Буква потерялась». Нелепицы (дид. Материал). Нахождение смысловых ошибок, связанных с заменой буквы, в предложениях. Шарады. Составление цепочек слов (раздаточный материал). Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (составить из кубиков слова, заменяя букву: …очка).


 


 


 

3

 

7.

Звукобуквенный и слоговой анализ слов сложной слоговой структуры.

Цифровой ряд. Слоговая и звуковая схема. Работа с деформированными словами (пропуск, перестановка букв и слогов). Д/И «Поле чудес», «Печатная машинка». Отгадывание загадок с последующим составлением слов-отгадок из букв. Работа с тематическим лото (подбор картинок к звуковым и слоговым схемам).


 

4

 

8.

Твёрдые-мягкие согласные.

Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Условное обозначение (цвет). Характеристика звука с использованием сигналов. Подбор слов на твёрдые-мягкие звуки. Электронная игра. Развитие зрительного восприятия (4-й лишний – силуэт, тема «Ягоды» и др.). Д/И «Играем и читаем». II способа обозначения мягкости согласных.


 


 


 

4

 

9.

Обозначение мягкости согласного с помощью ь в конце слова.

Дидактический материал. Дописывание Ь в нужных случаях. Поиск ошибок. Сравнение пар слов: МЕЛ-МЕЛЬ, ГОВОРИТ-ГОВОРИТЬ. Составление предложений. Темы «Дни недели. Месяцы. Времена года». Лото.


 


 

4

 

10.

Обозначение мягкости согласного с помощью ь в середине слова.

Дидактический материал. Вставка Ь в нужных случаях. Поиск ошибок. Сравнение пар слов: ПОЛКА-ПОЛЬКА. Составление слов из слогов. Составление предложений. Отбор картинок с Ь в названиях. Работа с текстом.


 


 

4

 

11.

Разделительный Ь.

Чтение и сравнение слогов: ТЯ-ТЬЯ. Подбор слов с заданным слогом. Сравнение пар слов: КОЛЯ-КОЛЬЯ. Включение в предложения. Поиск ошибок, в том числе смысловых, обусловленных пропуском или необоснованной вставкой Ь. Притяжательные прилагательные. Д/И «Чей? Чья? Чьё? Чьи?». Кроссворды. Диктант.


 


 


 

4

 

12.

Дифференциация А-Я в слогах, словах, предложениях, тексте.

Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Подбор слов по начальному слогу. Поиск ошибок. Простые аналогии. Правописание ЧА, ЩА. Сравнение пар слов: ФЛАГИ-ФЛЯГИ с включением в предложения Изложение по опорным схемам «Митина шляпа».


 


 

3

 

13.

Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях, тексте.

Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Изменение существительных по числам (село-сёла). Сравнение пар слов: ПОТОМКИ-ПОТЁМКИ с включением в предложения. Изложение по опорным схемам «Три котёнка».


 


 

3

 

14.

Дифференциация У-Ю в слогах, словах, предложениях, тексте.

Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Сравнение пар слов: КАТУШКА-КАТЮШКА с включением в предложения. Правописание ЧУ-ЩУ. Кроссворд.


 

3

 

15.

Дифференциация Ы-И в слогах, словах, предложениях, тексте.

Сравнение артикуляции и написания. Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Сравнение пар слов: МЫШКА-МИШКА. Включение в предложения. Правописание ЖИ-ШИ. Работа с текстами Изложение по опорным схемам «Чижик».


 


 

3

 
         

16.

Звонкие-глухие согласные. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал (вставка букв и слогов в слова; сравнение пар ТРЕЛЬ-ДРЕЛЬ, ПЛОТ-ПЛОД и включение в предложения; простые аналогии; 4-й лишний; составление словосочетаний и предложений). Графический диктант. Правописание в конце слова и в середине перед глухим согласным. Кроссворды..


 


 

3


 

 

17.

Дифференциация Б-П в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар БОЧКА-ПОЧКА с включением в предложения. Кроссворд..


 


 


 

3

 

18.

Дифференциация В-Ф в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар ДРОВА-ДРОФА с включением в предложения. Кроссворды. Лексические темы «Птицы», «Животные».


 


 

3

 

19.

Дифференциация С-З в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Работа с таблицами контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Лексическая тема «Зима». Сравнение пар САЙКА-ЗАЙКА с включением в предложения. Кроссворд..


 


 


 

3

 

20.

Дифференциация Г-К в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Работа с таблицами контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Сравнение пар ГОРКА-КОРКА, ЛУК-ЛУГ с включением в предложения. Тематический кроссворд (птицы, животные).


 


 


 

2

 

21.

Дифференциация Ж-Ш в слогах, словах, предложениях, тексте.

Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар: ЖИЛ-ШИЛ с включением в предложения. Отработка способа проверки сомнительного согласного. Кроссворд. Д/И «В гости к сказочным героям».


 


 

3

 

22.

Парные звонкие-глухие согласные.

Лото. Поиск ошибок.


 

3

 

23.

Дифференциация С-Ш в слогах, словах, предложениях, тексте.

Сравнение звучания и артикуляции. Графическое обозначение. Рядоговорение. Слоговая схема. Распределение слов в три столбика. Дидактический материал. Чистоговорки (письмо по памяти). Пословицы.


 


 

3

 

24.

Дифференциация З-Ж в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение звучания и артикуляции. Графическое обозначение. Рядоговорение. Слоговая схема. Дидактический материал Кроссворд. Д/И «Шифровальщики».


 


 

3

 

25

Дифференциация

Ч-Т’ в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Вставка букв и слогов в слова. Простые аналогии. Урок-путешествие.


 

3

 

26.

Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение звучания и артикуляции. Соотнесение звуков с буквами с опорой на зрительные образы (чайка, щётка). Словообразование (рука-ручка-ручища). Чистоговорки. Работа с таблицей контурных изображений предметов. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание.Изложение по опорным схемам «Щука и кот».


 


 

3

 

27.

Дифференциация Ч-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение звучания и артикуляции. Соотнесение звуков с буквами с опорой на зрительные образы (чайка, цепь). Работа с таблицей контурных изображений предметов. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание.


 


 

3

 

28.

Дифференциация С-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте

Артикуляция звуков. Рядоговорение. Слоговая схема. Логопедическое лото. Дидактический материал Кроссворд.


 

3

 

29.

Дифференциация

С’-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте.

Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Слоговые таблицы. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание


 


 

3

 

30.

Дифференциация Ч-С в слогах, словах, предложениях, тексте.

Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Вставка букв и слогов в слова. Составление словосочетаний (Д/И «Лётчики») и предложений. Поиск ошибок. Родственные слова (час, часовой, часовщик и др.). Поиск в стихотворениях.

3


 

 

31.

Дифференциация свистящих-шипящих звуков. Закрепление.

Артикуляция. Чистоговорки. Определение частотного звука. Вставка букв и слогов в слова. Поиск ошибок. Составление предложений.


 

3

 

32.

Дифференциация Р-Л в слогах, словах, предложениях, тексте.

Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Чистоговорки (письмо по памяти). Поиск ошибок. Слоговая схема). Кроссворд.


 

3

 

Итого: 102 часа.

Календарно-тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

Дата

1

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления.

2 (3)

 

2

Звуки и буквы. Алфавит.

Различие звука и буквы. Характеристика звуков (с использованием перфокарт). Звукобуквенный анализ слова (случаи, когда количество букв не совпадает с количеством звуков). Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (Д/И «Созвездие слов»).


 


 

2 (3)

 

3

Дифференциация гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е

Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме.

2 (3)

 

4

Мягкий знак

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

2 (4)

 

5

Разделительный мягкий знак

Мягкий знак как разделительный. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой.

2 (4)


 

6

Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов с со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1 (3)

 

7

Звуки Г – Г’, К – К’

Звуки Г – Г’, К – К’ . Дифференциация звуков изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

2

 

8

Звуки Д – Д’, Т – Т’

Звуки Д – Д’, Т – Т'. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

 

9

Звуки З – З’, С – С’

Звуки З – З’, С – С’. Дифференциация звуков изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

 

10

Звуки Ж – Ш

Звуки Ж – Ш. Звуки Д – Д’, Т – Т’ . Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

 

11

Звуки С – С’, Ш

Звуки С – С’, Ш. Дифференциация звуков С – С’, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Выделение данных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

2

 

12

Звуки З – З’, Ж

Звуки З – З’, Ж. Дифференциация звуков З – З’, Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

2

 

13

Звуки С – С’, Ц

Звуки С – С’, Ц. Дифференциация звуков С – С’, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

2

 

14

Звуки ТС – Ц

Знакомство со звуками занятия. Дифференциация звуков ТС – Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

2

 

15

Звуки Ч –Щ

Звуки Ч – Щ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза.

2

 

16

Звуки Ч –ТЬ

Звуки Ч – ТЬ. Дифференциация звуков Ч – ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

2

 

17

Звуки Ч – Ш

Звуки Ч – Ш. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок.

2

 

18

Звуки Ч – Ц

Звуки Ч – Ц. Дифференциация звуков Ч – Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

2

 

19

Родственные слова

Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

1 (3)

 
         

20

Корень слова

Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов.

2

 

21

Приставка

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами.

2

 

22

Суффикс

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детёныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением). Выбор суффикса.

2

 

23

Морфологический состав слов

Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значений слов. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов.

2 (4)

 

24

Предлоги

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временных и пространственных отношений. Выбор того или иного предлога.

4 (6)

 

25

Слова-предметы

Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря.

1

 

26

Практическое употребление слов в форме единственного и множественного числа

Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизмов в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного).

2 (3)

 

27

Практическое употребление существительных разного рода

Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления.

2 (3)

 

28

Употребление существительных в косвенных падежах

Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизмов в устной речи.

5 (6)

 

29

Слова-признаки

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словообразованию и словоизменению. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой.

1

 

30

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами и синонимами.

2 (3)

 

31

Согласование прилагательных с существительными в падеже

Согласование прилагательных с существительными в роде. Согласование прилагательных с существительными в падеже. Преодоление аграмматизмов в устной речи.

3 (4)

 

32

Слова-действия

Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, со схемой.

1

 

33

Согласование глагола с существительным в числе

Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия.

1 (3)

 

34

Согласование глагола с существительным в роде

Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами и синонимами.

2 (4)

 

35

Согласование глагола с существительным во времени

Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений.

2 (4)

 

36

Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизмов в устной речи.

2 (3)

 

37

Предложение

Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение – словосочетание – текст.

2 (5)

 

38

Состав предложения

Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Работа с деформированными предложениями.

2 (4)

 

39

Работа над текстом

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста.

3 (5)

 

Итого: 68 (102) часа.

Тематическое планирование

4 доп. класс

п\п

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

 

1.

Речь. Предложение. Слово.

Грамматическое оформление предложения. Составление и распространение предложений. Сравнение словосочетания и предложения. Члены предложения. Части речи.


 

1 (2)

2.

Текст. Тема текста. Главная мысль.

Признаки текста. Определение темы и главной мысли текста с использованием опорных таблиц. Обучение озаглавливанию. Опорные слова. Их значение для пересказа. План.


 

1 (2)

3.

Типы текстов (повествование, описание, рассуждение)

Характерные признаки каждого типа текста, их сравнение. Определение типа текста с использованием опорных таблиц. Нахождение опорных слов. Их принадлежность к частям речи.


 

1 (2)

4.

Звук и буква. Звуковой и слоговой анализ и синтез.

Различие звука и буквы. Закрепление знаний о звуках и буквах с использованием перфокарт. Работа с деформированными словами разной слоговой структуры (пропуск, вставка, перестановка букв и слогов). Таблицы Калининой (дополнительные задания). Д/И «Созвездие слов». Поиск ошибок в текстах.


 

2 (4)

5.

Парные звонкие-глухие согласные.

Сравнение артикуляции и участия голоса. Вставка букв и слогов в слова. Составление словосочетаний и предложений. Правописание в конце слова и в середине перед глухим согласным. Графический диктант (с указанием предлогов).Поиск ошибок в текстах


 

2(3)


 

6.

Дифференциация а-о, и-у, т-п, Е-З, б-д, л-м, т-п, ш-щ, х-ж.

Сравнение с опорой на кинестетические ощущения. Отработка и закрепление правильных движений руки при написании букв в словах, словосочетаниях и предложениях (дидактический материал). Поиск ошибок.


 

10 (14)

 

7.

Орфограммы корня. Безударная гласная, проверяемая ударением.

Отработка способа проверки безударной гласной. Кроссворды. Поиск ошибок в предложениях и текстах. Распределение слов на две группы (горе, гора, горевать, пригорок и др.) 4-й лишний. Сравнение слов: ОТВАРИЛ-ОТВОРИЛ, ПРИМИРЯТЬ- ПРИМЕРЯТЬ и др. Подбор проверочных слов. Составление предложений.


 


 


 


 

4 (6)

8.

Орфограммы корня. Парные звонкие-глухие согласные.

Постановка проблемы и поиск решения. Отработка способа проверки в конце и в середине слова . Дид. материал «Дифференциация Ж-Ш, Д-Т» и др. Лото. Поиск ошибок. Исключение лишнего слова из ряда проверочных. Работа над предложением (определение границ).


 

2 (5)

9.

Приставка. Правописание приставок.

Приставочные глаголы (составление предложений по сюжетным картинкам). Подбор слов с заданной приставкой, нахождение в тексте слов с заданной приставкой. Поиск ошибок в написании приставок.


 

2 (4)

10.

Суффикс. Правописание суффиксов.

Практическое словообразование с использованием наглядности. Правописание суффиксов - очк, -очек,- ечк, -еньк, -оньк, -иц. Вставка суффикса в контексте. Суффиксы профессий. Выделение суффиксов в словах, правописание (-чик, -щик, -арь,- ёр,- тель).


 

2 (3)

11.

Состав слова. Закрепление.

Морфемный анализ и синтез.

2 (4)

 

12.

Предлоги.

Схемы. Составление предложений с заданным предлогом, по сюжетным картинкам, по опорным словам. Правописание предлогов. Способ проверки. Поиск ошибок (пропуск и неверное употребление предлогов, правописание предлогов).


 


 

2 (5)

       

13.

Дифференциация приставок и предлогов.

Различение с опорой на таблицы и без них. Раскрыть скобки в словосочетаниях и предложениях. Поиск ошибок. Вставка пропущенных частей слова в стихотворных текстах. Составление предложений по опорным словосочетаниям.

2(4)

14.

Антонимы.

Дидактический материал. Д/И «Путешествие на поляну антонимов». Сравнение предметов и явлений с использованием антонимов. Поиск смысловых ошибок.


 

2

15.

Синонимы.

Дидактический материал. Лото. Подбор синонимов в контексте. Поиск лишнего слова. Оттенки значений синонимов.


 

2

16.

Омонимы.

Дидактический материал. Шарады. Составление предложений с омонимами.

2

17.

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Дидактический материал. Редактирование текста. Составление рассказа с использованием слов в переносном значении. Фразеологизмы. Тесты


 

2 (4)

18.

Составление сложных предложений.

Сложноподчинённое и сложносочинённое предложение. Составление по началу, по схеме, по вопросам. Поиск смысловых ошибок.


 

2 (4)

19.

Работа с деформированным текстом.

Каждое предложение текста – набор слов. Составление предложений из слов. Озаглавливание текста. Тип текста. Смысловые части. План. Пересказ с предварительным выявлением опорных слов.


 

2(4)

 

20.

Составление текста из частей, данных в неправильной последовательности.

Отрывок из сказки «Морозко». Самостоятельное определение порядка следования частей. Творческий диктант (изложение по частям после пересказа каждым учащимся). Повторение правописания приставок и предлогов.


 


 

2 (3)

21.

Изложение повествовательного текста.

Дидактический материал.

«Спасение птенца» «Лучший друг»

«Мурка и ежата» «Настоящий товарищ»

«Случай с лосёнком» «Жадина»

«Ай да муравьи!»


 


 

4

22.

Сочинение повествовательного текста по началу и опорным словам.

Сказка «Отчего у снегиря грудка красная?». Дидактический материал


 


 

2

23.

Изложение описательного текста.

Дидактический материал

«Морж» «Страус»

«Живая удочка» «Дуб»


 

4

24.

Изложение текста-рассуждения.

Дидактический материал

«Зачем сажают деревья?», «Дома из кирпича»

«Конёк на крыше»


 

3

25.

Сочинение-описание по картине.

«Первые весенние цветы». Схема текста. Устное сочинение о нескольких цветах. Письменная работа по выбору.


 

2

26.

Сочинение по представлениям с элементами описания и рассуждения.

«Моё любимое время года». Готовое начало. Обсуждение вопроса «Можно ли назвать одно из времен года лучшим?»

План сочинения. Зрительные опоры (сюжетные картины).

Опорные слова.


 


 

2 (3)

27.

Сочинение по серии сюжетных картин.

Установление последовательности событий и содержания рассказа по вопросам. Определение типа текста, темы и главной мысли. Смысловые части. План. Опорные слова.


 

2(3)

Итого: 68 (102) часа.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.