Урок математики в 4 классе на тему «Цилиндр»
Тема урока: «Цилиндр»
Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знания о цилиндре как объемной фигуре в процессе решения геометрических задач.
Актуальная цель: сформировать представление у учащихся об использовании знания о цилиндре как объемной фигуре в процессе решения геометрических задач.
Задачи:
Дидактическая: моделировать ситуации, иллюстрирующие использование знания о цилиндре, как объемной фигуре в процессе решения геометрических задач.
Развивающая: развивать внимание, словесно-логическое мышление, умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к математике, к друг другу.
Личностные результаты: будут проявлять уважительное отношение к математике, к друг другу.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: будут использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, умение вести диалог
Познавательные: будут формулировать выводы, уметь сравнивать, анализировать, уметь искать информацию в учебнике.
Регулятивные: будут формулировать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности, планировать учебную деятельность.
Предметные результаты: будут знать, что такое цилиндр, его элементы, использовать развертку цилиндра в процессе решения геометрических задач.
Вид урока: урок-беседа
Тип урока: ОНЗ
Методы, приемы: словесный, наглядный, практический.
Принципы: научности, доступности, целесообразности.
Оборудование: учебник, компьютер, презентация, интерактивная доска, развертка цилиндра.
Литература: учебник математики УМК «Перспектива» Дорофеев, Миракова.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Андреевна, сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте свою готовность к уроку, глазками посмотрите, чтобы у вас на столе был учебник, тетрадь, пенал и карточки. Какие геометрические фигуры вы знаете? Перед началом нашего урока, я бы хотела вам сказать высказывание ученого-физика Александра Леонидовича Чижевского: «Самые простые вещи встречаются на каждом шагу, могут стать источником научного открытия». О каких открытиях говорится в высказывании? Знания этого материала помогут вам сегодня на уроке. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Мы знаем такие геометрические фигуры, как куб, квадрат, круг, пирамиду, круг, треугольник, прямоугольник. Говорится о том, что можно открыть что-то новое, происходящее в нашей жизни на каждом шагу. | Личностные результаты: будут проявлять уважительное отношение к математике. Метапредметные результаты: Коммуникативные: будут использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче. |
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Откроем тетради, запишем сегодняшнюю дату 17 декабря, слова «Классная работа». Посмотрите на слайд, какие геометрические фигуры вы видите? На какие 2 группы мы можем разделить эти фигуры? Посмотрите на первую группу. Чем они отличаются друг от друга? Как называются фигуры второй группы? Что вы можете сказать о пирамиде? Для чего мы это повторяли? Посмотрите на слайд, что вы видите? Какую форму имеет эта шляпа? Известно ли вам, что с цилиндром люди знакомы с глубокой древности. Слово «цилиндр» произошло от греческого слова «kylindros»- «валик», «каток» Что такое цилиндр? Из каких элементов состоит цилиндр? У вас на парте лежит карточка, в которой написаны цели на наш сегодняшний урок, но они перепутаны. Попробуйте расставить цели в порядке, в котором мы будем сегодня все узнавать. Что такое цилиндр? Элементы цилиндра. Где в жизни можем встретить цилиндр? Что нам поможет достичь этих целей? Сразу обращаться к учебнику мы не будем, а попробуем сами достичь целей. | Открывают тетради, записывают сегодняшнюю дату 17 декабря, слова «Классная работа». Мы видим такие фигуры, как куб, квадрат, пирамида, круг, треугольник, пятиугольник. Можно разделить на две группы: плоские и объемные. Эти фигуры отличаются количеством сторон, углов, и есть одна фигура, у которой нет углов. Это объемные фигуры. Пирамида имеет основание, вершину, грани представлены треугольником. Мы это повторили для того, чтобы открыть что-то новое. Мы видим шляпу фокусника. Она имеет форму цилиндра. Затрудняются ответить. Затрудняются ответить. Расставляют цели в том порядке, в котором будут изучать тему. Что такое цилиндр? Элементы цилиндра. Где в жизни можем встретить цилиндр? Нам поможет достичь целей учебник, тетрадь, знания учителя. | Метапредметные результаты: Коммуникативные: будут использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче Регулятивные: будут формулировать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности, планировать учебную деятельность. |
Действие целеполагание | Какая тема нашего сегодняшнего урока? | Тема нашего сегодняшнего урока «Цилиндр». | Регулятивные: будут формулировать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности, планировать учебную деятельность. |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | Поработаем с определением. Что такое цилиндр? Чтобы ответить на этот вопрос, мы сравним пирамиду и цилиндр. Что такое пирамида? Какие могут быть грани у цилиндра? Рассмотрим развертку цилиндра. Из каких геометрических фигур состоит цилиндр? Из каких элементов состоит пирамида? Откроем учебник на странице 74, рассмотрите самостоятельно модель цилиндра. Прочитайте «про себя» правило в желтой рамочке. Из чего состоит цилиндр? Возьмите в руки цилиндр. Покажите основание. Что является основанием? Сколько оснований имеет цилиндр? Покажите боковую поверхность. Чем является боковая поверхность? Сколько боковых поверхностей у цилиндра? Ребята, расположите модель цилиндра так, чтобы сразу видеть: Верно. Дадим определение понятию «цилиндр». Молодцы! Каких целей мы достигли? | Затрудняются ответить. Сравнивают пирамиду и цилиндр. Пирамида - это многогранник, основанием является многоугольник, остальные грани – треугольники. Затрудняются ответить. Рассматривают развертку цилиндра. Цилиндр состоит из прямоугольника и двух кругов. Пирамида состоит из основания, вершин, ребер и граней. Открывают учебник на странице 74, рассматривают самостоятельно модель цилиндра. Читают «про себя» правило в желтой рамочке. Цилиндр состоит из основания и боковой поверхности. Берут в руки цилиндр. Показывают основание. Основанием является круг. Цилиндр имеет два основания. Показывают боковую поверхность. Поверхностью цилиндра является прямоугольник. У цилиндра 1 боковая поверхность. Располагают цилиндр так, чтобы сразу видеть всю его боковую поверхность, часть боковой поверхности, оба основания, одно основание. Цилиндр – это объемная геометрическая фигура, основанием которой является круг, а боковую поверхность образует прямоугольник. Мы узнали, что такое цилиндр и его элементы. | Личностные результаты: будут проявлять уважительное отношение к математике. Метапредметные результаты: Коммуникативные: будут использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, умение вести диалог Познавательные: будут формулировать выводы, уметь сравнивать, анализировать, уметь искать информацию в учебнике. Регулятивные: будут формулировать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности, планировать учебную деятельность. Предметные результаты: будут знать, что такое цилиндр, его элементы, использовать развертку цилиндра в процессе решения геометрических задач. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Какая у нас следующая цель? Ребята, где мы можем в жизни встретить цилиндр? Посмотрите на слайд. Все ли вы назвали? (показываю на слайде цилиндры). Какую цель мы достигли? | Где в жизни мы можем встретить цилиндр? Называют варианты: шляпа, валик для покраски, банка сгущенного молока. Смотрят на слайд, называют предметы, которые не назвали. Мы узнали, где в жизни можно встретить цилиндр. | Личностные результаты: будут проявлять уважительное отношение к математике. Метапредметные результаты: Коммуникативные: будут использовать языковые средства. Познавательные: будут формулировать выводы, уметь сравнивать, анализировать, уметь искать информацию в учебнике. Регулятивные: будут сохранять ее в процессе учебной деятельности, планировать учебную деятельность. Предметные результаты: будут знать, что такое цилиндр, его элементы. |
Самостоятельная работа | Для того, чтобы закрепить ваши полученные знания, я предлагаю вам поработать в группах. Вам нужно разделиться на 6 групп по 4 человека. Каждой группе будет дано индивидуальное задание. 1 и 2 группа выполняют изготовление цилиндра из пластилина. 3 и 4 группа выполняют изготовление элементов цилиндра из пластилина. 5 и 6 группа выполняю изготовление цилиндра из бумаги. После выполнения работы, вы будете представлять свой цилиндр и рассказывать о его элементах. | Делятся на группы по 4 человека и выполняют задания. 1 и 2 группа выполняют изготовление цилиндра из пластилина. 3 и 4 группы выполняют изготовление элементов цилиндра из пластилина. 5 и 6 группы выполняю изготовление цилиндра из бумаги. После выполнения работы группы представляют свои работы и рассказывают об элементах цилиндра. | Личностные результаты: будут проявлять уважительное отношение к друг другу. Метапредметные результаты: Коммуникативные: будут использовать языковые средства, умение вести диалог. Регулятивные: будут сохранять ее в процессе учебной деятельности. Предметные результаты: будут знать, что такое цилиндр, его элементы, использовать развертку цилиндра в процессе решения геометрических задач. |
Рефлексивно оценочные действия | Итак, подведем итог. Достигли ли мы целей урока? Что такое цилиндр? Какие элементы есть у цилиндра? Где в жизни мы можем встретить цилиндр? Покажите мне класс, если у вас все получилось сегодня на уроке. | Мы достигли целей урока. Цилиндр – это объемная геометрическая фигура, основанием которой является круг, а боковую поверхность образует прямоугольник. У цилиндра есть боковая поверхность и два основания. В архитектуре, в предметах окружающего мира. Показывают класс. | Личностные результаты: будут проявлять уважительное отношение к математике. Метапредметные результаты: Коммуникативные: будут использовать языковые средства. Познавательные: будут формулировать выводы, уметь сравнивать, анализировать. Предметные результаты: будут знать, что такое цилиндр, его элементы, использовать развертку цилиндра в процессе решения геометрических задач. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Откроем дневники, запишем домашнее задание. Начертить модель цилиндра на альбомном листе и преобразить в предмет, который окружает нас, имея такую форму. | Открывают дневники, записывают домашнее задание. Если есть вопросы, задают. | Метапредметные результаты: Коммуникативные: будут использовать языковые средства. Предметные результаты: будут знать, что такое цилиндр, его элементы. |