Цвета, помогающие пониманию сути произведения (Стендаль «Красное и черное»)
Цвета, помогающие пониманию сути произведения (Стендаль «Красное и черное»)
В литературоведении существует множество гипотез относительно названия знаменитого произведения Стендаля "Красное и черное". Почему именно так писатель назвал роман, интересует многих. На занятиях по мировой литературе ученики активно размышляют, а я, как преподаватель, с вопросами или комментариями направляю разговор в нужное русло.
Не все мнения учеников являются оригинальными. Некоторые заимствованы из критической литературы, поэтому эти утверждения они доказывают, читая цитаты из романа.
Итак, давайте ответим на вопрос: «Почему Стендаль упомянул два цвета в названии романа?»
— Красный — цвет революции, а чёрный — реакции.
— Два цвета - это общественные классы .
— Красное — это прошлое Франции, французского общества, а черное — это было ее ближайшее будущее.
— Цвет наполеоновской армии — красный, одежда священника — чёрный. Именно между этими цветами оказался молодой человек.
— Красный — цвет молодой буржуазии, черный — старой аристократии.
— С одной стороны, это мечты Жюльена Сореля, а с другой - реальность, с которой он постоянно сталкивается.
—Два цвета — это любовь Жюльена Сореля и его ненависть, ревность.
— Красное — любовь, а чёрное — разлука, то есть речь идет о любви и смерти.
— Жизнь Жюльена Сореля — это поля рулетки: красные и черные. Так что в данном случае можно говорить о предначертанном событии, случайности. Однако случайность - это непредвиденная закономерность.
— Цвета — это черты характера Жюльена Сореля, как положительные, так и отрицательные.
— Красное - это борьба, а черное - поражение (поражение главного героя).
К некоторым выводам, касающимся названия произведения и его идейной направленности, преподаватель может "подвести" такими, скажем, вопросами:
• Что в жизни важно для Жюльена Сореля?
• Он мечтал о наполеоновских временах, о военной карьере. Открывалась ли ему эта перспектива?
• Какие положительные или отрицательные черты характера присущи Жюльену?
• В чем проявляется закономерность поступков главного героя?
• Кто в романе является выражением реакционных взглядов, а кто — революционных?
• Чем обусловлена раздвоенность души Сореля?
• Может ли он приспособиться к жизни, где царит святотатство и лицемерие?
• При каких обстоятельствах Жюльен соглашается с моралью общества?
• О чем свидетельствует его речь в суде?
• Является ли Жюльен Сорель невинной жертвой общества?
Отвечая на вопросы, ученики иногда устраивают дискуссию. Главное, что они сами ищут истину, что способствует более глубокому изучению произведения.