Статья «Путь к пониманию рассказа И. Бунина "Кавказ"»
Путь к пониманию рассказа И.Бунина «Кавказ»
В программе по литературе под редакцией В.Я.Коровиной есть авторы, с которыми ученик встречается не раз. К таким относится И.Бунин. Значит, учитель имеет возможность дать представление о творчестве данного автора, что называется, по нарастающей и ещё до изучения соответствующей темы в выпускном классе сформировать определённый читательский багаж.
Но в отношении Бунина это не всегда происходит так, как хотелось бы. Камнем преткновения является изучаемый в 8 классе рассказ «Кавказ». Вообще-то произведение невелико по объёму, и прочитывается обычно всеми учениками, но очень глубокое содержание усваивается поверхностно. Можно понять восьмиклассников: рассказ относится к позднему периоду творчества писателя (входит в сборник «Тёмные аллеи»), он создавался оно явно не для подростков. Автор пишет мало и коротко, рассчитывая, что читатель остальное домыслит и представит в своём воображении. Чтобы понять Бунина, надо стать соавтором писателя. Следовательно, необходимо помочь ученикам сделать этот важный шаг в своём читательском развитии. Данная статья представляет собой опыт работы в этом направлении.
Нельзя отвести больше двух уроков на изучение рассказа. На первом уроке следует провести подготовительную работу, познакомиться с содержанием. Вначале надо вспомнить, какие произведения Бунина изучались ранее ( «Косцы» и «Цифры»). Конечно, это может сделать учитель, да так обычно и происходит. Но гораздо лучше привлечь к данной работе учеников. Целесообразно заранее приготовить учеников к такому вопросу. Было бы хорошо, если бы произведения не только назывались, но и говорилось, о чём они. Если такую работу делать систематически, то расширится читательская база, необходимая для написания итогового сочинения.
Затем следует расширить представление о Бунине как писателе. Материалом может послужить вступительная статья в соответствующем разделе хрестоматии. Это можно сделать в виде сообщения в сопровождении презентации.
Затем следует обратиться к тексту. Пусть прозвучит выразительное, а лучше художественное чтение. Оно должно взволновать учеников, заинтересовать их. Лучше всего послушать артистическое чтение. Если нет такой возможности, то пусть это сделает учитель. Я не предлагаю читать даже сильным ученикам, потому что им не под силу передать осознанное содержание рассказа. Такая работа ещё предстоит.
Но ещё до чтения следует обратить внимание учеников на непонятные им слова и выражения, кроме тех, что объяснены в сносках в низу страницы. Таких в рассказе немного: (офицерским )картузом , нарзану, арбы, (чинаровыми) лесами, магнолиями, (жаренная) на шкаре (рыба), на скате, топазовым (светом).
Картуз – мужской головной убор с козырьком (в данном случае фуражка).
Нарзан – углекислая минеральная лечебная вода. По названию источника этой воды в г. Кисловодске.
Арба – в Средней Азии и на Кавказе высокая двухколёсная повозка.
Чинара – дерево рода платан.
Магнолия – дерево или кустарник с кожистыми листьями и крупными душистыми белыми цветами.
Скат – наклонная поверхность чего-нибудь, пологий спуск.
Шкара – это блюдо из рыбы (как правило, мелкой), которая выкладывается для тушения слоями, перемежающимися луком, приправленное специями.
Топаз – драгоценный камень различной окраски.
После прочтения рассказа целесообразно спросить учеников о впечатлении, которое он произвёл на них. Нельзя ограничиться только репликами «понравился – не понравился». Пусть хотя бы коротко сформулируют свои смутные впечатления.
В заключение урока даётся домашнее задание. Можно, конечно, использовать те вопросы, которые предлагают составители хрестоматии, а они основываются на выявлении историзма (основного принципа изучения литературы в 8 классе) в рассказе «Кавказ». При этом ученики получат вообще-то полезные сведения, но, боюсь, до конца не поймут содержания произведения. Предлагаю пойти другим путём.
Во вступительной части урока уже прозвучала тема – несчастная любовь. Вот и даём домашнее задание: почему любовь героев несчастная? Сильным ученикам можно предложить сразу ответить на этот вопрос, а остальным поработать в одной из трёх групп: повествователь, героиня и муж. Свои наблюдения и выводы ученики должны подтверждать ссылками на текст. Кроме того, целесообразно предложить ответить на один из вопросов под номером 1 в разделе «развивайте дар слова» на стр. 66, а именно «виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии». В слабом по составу классе эта работа займёт весь урок, а в классе посильнее можно дать задание № 3 в разделе «поразмышляем над прочитанным» на стр. 66 ( проследите, как автор вводит в рассказ описания природы. Что этим достигается? Как меняется настроение героев?).
Второй урок следует начать с того, чтобы дать возможность ответить на главный поставленный вопрос: почему любовь героев несчастна? Скорее всего, ответы будут неполными, но пусть они прозвучат. Не стоит сразу давать оценку ответов и тем более добавлять к тому, что было сказано, или исправлять ошибки. Всё это лучше сделать в заключительной части урока.
Далее надо послушать, как подготовили задание представители трёх групп.
Любовь повествователя несчастна, потому что она краденая. Он боится её показать в Москве. Повествователь «воровски остановился в незаметных номерах» и жил «затворником». «Когда я ехал на вокзал, всё внутри меня замирало от тревоги и холода. По вокзалу и по платформе я пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто». В купе он «немедля опустил оконную занавеску». Затем повествователь только выглядывал из-за неё. Он приехал на вокзал как можно раньше, «чтобы как-нибудь не столкнуться с ней или с ним на платформе». «Ударил второй звонок – я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил её!» «Третий звонок оглушил меня…» «Кондуктору, который проводил её ко мне и перенёс её вещи, я ледяной рукой сунул десятирублёвую бумажку…» ( Надо указать, что это большая сумма в те времена.) Но и на юге герой всё время помнит, что скоро предстоит разлука с любимой женщиной. Мало этого, он чувствует себя слабым по сравнению с мужем героини, признаваясь: «Поражён был его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, которой он, широко шагая, держал её под руку».
Любовь героини несчастна, потому что она тоже краденая. Женщина боится власти мужа над ней. В номер повествователя она «каждый раз входила поспешно, со словами: «Я только на одну минуту…» Страх влияет даже на проявление чувства к мужчине: «она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у неё срывался…» Героиня бросала куда попало зонтик, «спешила поднять вуальку и обнять» любимого. А повествователя это «потрясало …жалостью и восторгом». Героиня подозревает, что её мужу что-то известно, он следит за ней. Она считает, «что он на всё способен при его жестоком, самолюбивом характере». Женщина говорит: «…я должна быть страшно осторожна», то есть лгать, что она умрёт, если не увидит юга, моря.
Герои собирались прожить вместе три-четыре недели. «В осуществление нашего плана мы не верили до последней минуты – слишком великим счастьем казалось нам это».
Когда они оказались вместе в купе, «она не поцеловала меня, только жалостно улыбнулась, садясь на диван и снимая, отцепляя от волос шляпку. «Я совсем не могла обедать, - сказала она. – Я думала, что не выдержу эту страшную роль до конца. И ужасно хочу пить». После этого она в первый раз обратилась к повествователю на «ты».
Героиня дает мужу два предполагаемых адреса – Геленджик и Гагры, а если посмотреть на карте, то между ними расстояние почти 180 километров. Женщина предвидит, что «он и будет дня через три-четыре в Геленджике».
Далее идёт описание любовной идиллии, но «она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: ещё две-три недели – и опять Москва!» В конце рассказа мы читаем о чекалках, и «она радостно плакала (стоит объяснить ученикам, что это оксюморон), глядя на них».
Труднее всего выполнить задание, связанное с чувством мужа. Ученики склонны к упрощению образа. Любовь офицера несчастна, потому что он любит без взаимности. Мало того, его обманывают, и он вначале подозревает это, а в конце убеждается в измене жены. Муж предупредил героиню: « Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Офицер настолько любит героиню, что позволяет ей обмануть себя и отпускает на юг. Он бережно провожает её на вокзал, в вагон второго класса (очевидно, он не так богат, как повествователь). А тот представляет, как он хозяйственно вошёл в него вместе с нею, оглянулся, - хорошо ли устроил её носильщик, - и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя её…»
Как и предполагала героиня, муж искал жену там, где она предполагала, по её словам, быть, и ещё в Сочи. Надо хорошо понять два последних предложения рассказа: «. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».
Как понять поведение героя? Могут быть разные точки зрения. Очевидно, офицер полностью избавился от сомнений в обмане любимой женщины. После этого у него не было ни желания, ни сил жить. Герой принял решение покончить с собой и сделал это спокойно и достойно, как, по его мнению, надлежит поступить мужчине, офицеру, возможно, дворянину. Но почему упоминаются два револьвера? Конечно, муж предполагал вызвать соперника на дуэль, и второй предназначался тому, кто посмел оскорбить его «честь мужа и офицера».
И вот тут надо отметить сюжетную предопределённость этой смерти. В начале рассказа из уст героини звучит слово «умру». Позднее она же, упоминая о скором приезде мужа, говорит: « Но Бог с ним, лучше смерть, чем эти муки…» И получается по Чехову: «Если в первом акте на сцене висит ружьё, то в четвёртом акте оно должно выстрелить». Оно и выстрелило, но не так, как предполагал читатель.
Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии? Обсуждение может быть бурным. В прямом смысле, конечно, нет, потому что муж совершил самоубийство. Раздадутся голоса тех, кто обвинит его в недостаточной мужественности. Но в то же время надо обратить внимание на эгоистичность поведения повествователя и особенно героини. Она думала только о своем счастье и безопасности. Можно предложить ученикам задуматься, будут ли герои счастливы, когда возлюбленная повествователя стала свободна. Сомнительно, потому что нельзя купить счастье ценой чужого горя, а тем более смерти.
После этого можно перейти к заданию № 3. Мы видим, что описания природы аккомпанируют переживаниям героев, помогают понять то, что они чувствуют. «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернётся, было грязно, сумрачно… и был тёмный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал…»
На следующее утро было «солнечно», за окнами была «выжженная» степь, но одновременно «безграничный простор», «признаки первых гор на горизонте».
На юге «место первобытное», «горячее солнце», «душистый туман», экзотика в поведении и нарядах горцев, купание в море, необычная для жителя столицы пища. «…Казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте». «На закате… удивительные облака…» Ночью «плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи…над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днём». «И всю ночь слышался … из духана… безнадёжно-счастливый вопль как будто всё одной и той же бесконечной песни». Рядом с домом, где жили герои, была речка. «Как чудесно дробился, кипел её блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!» Во время бури «разверзались волшебные зелёные бездны». В это время в лесах раздавались голоса животных и чекалки прибегали к дому и просились к героям.
Но одновременно автор пишет о «траурной закутанности» черкешенок, красота заката вызывает у героини слёзы, как и тявканье чекалок.
Таким образом, повествователь и героиня переживают разное состояние души. Этого нельзя сказать о муже. К нему относится только первое описание природы. И это не случайно, потому что он закрыт для жены и повествователя. Они, как и читатель, не знают его до самого трагического конца.
В конце урока надо подвести итог обсуждения, оценить ответы учеников, не забыв и тех, кто отвечал в самом начале на первый, самый трудный вопрос.
Вот так, как мне кажется, можно преподнести это замечательное произведение И.Бунина как форму жизни и оставить след в душах учеников. Тогда в 9 классе они поймут причины трагедии героев рассказа «Тёмные аллеи».
Петрова Т.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 19 г. Тверь