Цветоводство
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего.
Вся работа внеурочной деятельности «Цветоводство» направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, элементы ухода за ними, развитие любознательности, расширение знаний о растительном мире. Также учащиеся осваивают особенности различных подкормок — комплексных удобрений для регуляции различных этапов роста и развития растений.
Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии,
Материал внеурочной деятельности «Цветоводство» рассчитан на работу учащихся с дополнительной литературой: энциклопедиями, журналами; носит развивающий характер.
В программе осуществляются межпредметные связи с биологией, экологией, географией, технологией.
Цели: развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.
Задачи:
познакомить учащихся со строением растений и основными процессами (питание, дыхание, рост и т.д.);
начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;
развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;
начать формирование бережного отношения к растительному миру.
На внеурочную деятельность отводится 68 ч.
Продолжительность занятий строится в основной школе из расчёта – 2 часа в неделю.
Программа строится на основе следующих принципов:
равенство всех участников;
добровольное привлечение к процессу деятельности;
чередование коллективной и индивидуальной работы.
Формы занятий внеурочной деятельности:
Форма организации учебного процесса: классно - урочная система (дистанционное (удаленное) обучение).
Беседа, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, участие в конкурсах.
Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенства всех участников;
- добровольное привлечения к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности;
- нравственная ответственность каждого свой выбор процесс и результат деятельности;
- развития духа товарищества, взаимовыручки;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей
Планируемые предметные результаты освоения внеурочной деятельности «Цветоводство».
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
развитие готовности к самостоятельным действиям;
реализация установок здорового образа жизни;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
соблюдение норм и правил безопасности трудовой деятельности и созидательного труда.
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные УУД:
Умения работать в команде, учитывая позицию других людей,
Организовывать и планировать учебное сотрудничество
Слушать и выступать;
Проявлять инициативу, принимать решения;
Регулятивные УУД:
Целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
Самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);
Саморегуляция.
Ученик получит возможность научиться:
В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:
Правила техники безопасности и поведения на занятиях.
Строение декоративных растений.
Особенности содержания растений в комнатах.
Условия жизни комнатных растений (свет, тепло, вода, воздух).
Способы ухода за комнатными растениями.
Основные способы размножения комнатных растений.
Жизненные формы растений.
Ассортимент комнатных растений. Основные сведения по классификации комнатных растений.
Правила размещения растений в комнате.
Способы защиты от вредителей.
Уметь:
Соблюдать правила техники безопасности и поведения на занятиях, при работе с режущими инструментами.
Последовательно и аккуратно выполнять работу.
Правильно использовать инструменты и материалы.
Применять полученные знания на практике.
Соблюдать основные правила ухода за растениями и их размножения.
Приготавливать почвенные смеси для посадки растений.
Высаживать растения в приготовленную смесь.
Правильно поливать комнатные растения.
Рыхлить почву.
Протирать, опрыскивать, удалять сухие листья.
Размножать комнатные растения разными способами вегетативного размножения.
Подвязывать растения.
Подбирать вазоны для комнатных растений.
Составлять композиции из природного материала.
Классифицировать растения.
Проводить паспортизацию растений.
Изготавливать этикетки для комнатных растений.
Вести календарь ухода за комнатными растениями.
Методы и формы организации учебного процесса
Формы обучения:
индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);
групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические праздники, ролевые игры, акции, выставки);
обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).
Методы обучения:
словесные (рассказ, беседа, лекция);
наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);
проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);
практические (акции, практические работы);
контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабораторно-практический контроль, устный и письменный контроль динамики роста знаний, умений, навыков).
Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности.
Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Форма аттестации:
- творческая презентация;
- выступление, доклад, сообщение;
- разработка макета необычного растения.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение (1 час)
Включает в себя занятия по изучению истории развития науки ботаники как части биологии, объектов и методов, значения в современном мире. Происходит знакомство школьников с основными методами исследования. Обсуждаются правила поведения в кабинете биологии и в природе. Поводится вводный инструктаж.
Раздел 2. Строение декоративных растений (12 часов)
Включает теоретические и практические занятия по изучению строения растительной клетки. Учащиеся знакомятся с историей открытия клеточного строения, заслугами великих естествоиспытателей и учёных Левенгука, Гука для развития цитологии. Совершенствуют навыки работы с микроскопом и приготовления микропрепаратов. Рассматривают под микроскопом и выявляют черты различия и сходства у клеток разных растений и разных растительных тканей.
На основе опытов по проращиванию семян учатся формулировать проблему, выдвигать гипотезы, планировать проведение опытов, фиксировать результаты и делать выводы.
Содержание учебных занятий способствует формированию у учащихся представлений о клеточном строении растений, об особенностях развития растительного организма из семени.
В данном разделе планируется проведение лабораторных и исследовательских работ, работа над проектами и их защита.
Раздел 3. Особенности содержания комнатных растений (14 часов)
Содержание учебных занятий раздела способствует формированию у школьников знаний о многообразии растительного мира, о дикорастущих растениях Ульяновской области. Учащиеся научатся пользоваться определителями растений, закрепят свои навыки в ходе практической работы. Значительная часть времени отводится на приобретение знаний о полезных (съедобных, лекарственных) и опасных для человека растениях Ульяновской области. Учащиеся научатся различать эти растения на рисунках, в гербарии, познакомятся с использованием растений в случае автономного существования в лесу. Приобретут знания о признаках отравления растениями и мерах первой доврачебной помощи.
В ходе работы над проектами подготовят пособие по автономному существованию в лесах Ульяновской области.
Знакомство с темой будет способствовать формированию экологической культуры школьников на основе признания ценности жизни и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Знакомство с различными растениями и их свойствами способствует формированию понимания ценности безопасного и здорового образа жизни, усвоению правил безопасного коллективного и индивидуального поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.
Школьники приобретут навыки определения растений, составления лечебных сборов. Выясняются причины сокращения численности некоторых видов растений; учащиеся знакомятся с растениями, занесёнными в красную книгу Ульяновской области.
Предусмотрено проведение викторины, практических работ, проектная деятельность, постановка и показ экологической сказки.
Раздел 4. Ассортимент комнатных растений (6 часов)
Раздел включает в себя материал, посвящённый влиянию запахов растений, их фитонцидной активности, тизанов на здоровье человека. Предусматривается знакомство с аромотерапией, фитотерапией как средствами восстановления работоспособности и снятия стресса, использованием растительного сырья в фармацевтической промышленности, в медицине. Рассматриваются аспекты сохранения здоровья человека через изучение воздействия биологически активных веществ растений на организм человека.
Школьники приобретут навыки составления растительных сборов для заваривания тизанов, узнают правила безопасного использования растительных отваров.
Раздел 5. Композиции из цветов (2 часа)
Содержание раздела создаёт условия для формирования представлений у школьников происхождении комнатных растений, их распространении по странам Старого света. Учащиеся приобретут знания об агротехнике комнатных растений, об основных правилах расположения растений в помещениях. Проведение исследовательской работы будет способствовать развитию умения работать с различными источниками биологической информации, формированию знаний о способности растений к очистке воздуха в помещениях, о воздействии комнатных растений, как части комфортной среды обитания, на здоровье человека.
Изучение данного материала способствует развитию эстетического сознания, знания основ здорового образа жизни.
Раздел 6. Размещение растений в комнате (2 часа)
Содержание раздела способствует формированию у школьников экологической нравственности, развитию эстетического сознания через освоение азов ландшафтного дизайна. Учащиеся приобретут знания, связанные с особенностями проектирования цветников, подбором цветущих растений, закрепят знания агротехники растений.
Раздел 7. Основные способы размножения комнатных растений. (3 часа)
Выполнение практической работы способствует дальнейшему освоению приёмов выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
Работа над проектами способствует формированию коммуникативной культуры, развитию ИКТ-компетентности, умению организовывать учебное сотрудничество, умению самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом.
Раздел 8. Итоговое занятие (1 час)
Содержание раздела способствует развитию у школьников познавательного интереса, стремления узнать новые тайны живой природы. Предусматривается проведение экскурсии, подведение итогов за год. Намечаются задачи на новый учебный год. Проводится инструктаж по ТБ в летнее время.
Тематический план внеурочной деятельности:
№ п/п | Содержание | Количество часов | ||
Введение.(1час) | ||||
| Ведение. Вводное занятие | 1 | ||
Строение декоративных растений.(12 часов) | ||||
| Особенности строения комнатных растений. | 1 | ||
| Стебель. Классификация стеблей (по сочности, по деревянистости, по характеру роста и положению в пространстве). | 2 | ||
| Побег. Корневище. Луковица. Клубень. Клубнелуковица. | 2 | ||
| Лист. Строение листа. Виды листовых пластинок. Формы листа. Простые и сложные листья. | 2 | ||
| Узел. Междоузлие. Прилистники. Жилки.. | 2 | ||
| Цветок. Строение цветка. Соцветия. Виды соцветий | 2 | ||
| Плод. Виды плодов. | 1 | ||
Особенности содержания комнатных растений.(14 часов) | ||||
| Световые условия. | 2 | ||
| Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения. | 1 | ||
| Растения длинного, короткого и нейтрального дня. | 2 | ||
| Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. | 1 | ||
| Воздушный режим. Водный режим. | 2 | ||
| Полив растений. | 2 | ||
| Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. | 1 | ||
| Земляная смесь. | 2 | ||
| Практическая работа: Приготовление земельной смеси. | 1 | ||
Ассортимент комнатных растений (6 часов) | ||||
| Жизненные формы растений | 2 | ||
| Лианы. Ампельные. Суккуленты | 1 | ||
| Луковичные. Травянистые. Древесные | 2 | ||
| Сказки. Легенды. Загадки о растениях. | 1 | ||
Композиции из цветов.(4 часа) | ||||
| Сочетание цветов. Виды букетов. Свободные композиции из цветов. Пропорции аранжировок. | 2 | ||
| Практическая работа: Изготовление композиций из природного материала. | 2 | ||
Размещение растений в комнате. (4часа) | ||||
| Декоративные столики. Подставки и подиумы. Настенное расположение. Вертикальное расположение растений. Оформление комнат (прихожей, гостиной, спальни, кухни, ванной комнаты). | 2 | ||
| Практическая работа: Рисование цветка с натуры. | 2 | ||
Основные способы размножения комнатных растений. (3 часа) | ||||
| Размножение листовыми и стеблевыми черенками. | 2 | ||
| Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями. | 1 | ||
Уход за комнатными растениями.(11 часов) | | |||
| Пересадка и перевалка комнатных растений. | 2 | ||
| Прищипка, обрезка и омолаживание. | 1 | ||
| Подвязка и купание растений. | 2 | ||
| Посуда для посадки растений. | 1 | ||
| Три типа емкостей: горшки, кашпо, контейнер. | 2 | ||
| Практическая работа Пересаживание растений. | 1 | ||
| Практическая работа Подвязка и купание растений. | 2 | ||
Паспортизация растений. (3 часа) | ||||
| Паспортизация растений. | 1 | ||
| Практическая работа. Изготовление паспортов комнатных растений. | 2 | ||
Защита комнатных растений от вредителей. (9 часов) | ||||
| Вредители (зеленая листовая тля, паутинный клещ, белокрылка. щитовка и ложнощитовка, мучнистые червецы, трипсы, ногохвостки (подуры)). | 2 | ||
| Классификация болезней. | 2 | ||
| Болезни (мучнистая роса (бель), ложная мучнистая роса, ржавчина, белая пятнистость, черная пятнистость, черная ножка, корневая гниль). | 2 | ||
| Методы борьбы. | 1 | ||
| Профилактика болезней комнатных растений. | 2 | ||
Итоговое занятие | ||||
| Подведение итогов | 1 | ||
ИТОГО: | 68 |
Список используемой литературы для составления программы.
Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 2009.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие(уроки мастерства) Пособие. Е.В. Тяглова . М.: Планета,
Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2009.
Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2008.
Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2010.
Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№
9