Техкарта урока «Коррозия металлов»
Технологическая карта урока №
по дисциплине_____ химия
специальность: _______________________
Группа, дата | Группа ________, дата ____________ | ||||||
Тема урока | Коррозия металлов. | ||||||
Цель урока | Способствовать изучению основных закономерностей процесса коррозии, значения коррозии в жизни человека и возможных способов защиты металлических изделий от коррозии. | ||||||
Задачи урока | Обучающие изучить сущность химической и электрохимической коррозии металлов, закрепить представления об окислительно-восстановительных реакциях. | Развивающие Развивать умение проектировать химический эксперимент ,предсказывать состав образующихся продуктов реакции; Развивать информационную компетентность учащихся, проявляющуюся в умении получать информацию из различных информационных источников, проводить анализ и синтез собранной информации. | Воспитательные Продолжать прививать интерес к химии через межпредметные связи, связь науки с жизнью, опережающее задание группам обучающихся. | ||||
Формируемые общие компетенции: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК6. | |||||||
Обучающийся должен | |||||||
Знать знать: механизм и виды коррозии, способы защиты от коррозии; условия, способствующие и препятствующие коррозии. | Уметь уметь: решать практические задачи. Характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов. | ||||||
Средства обучения, оборудование | компьютер, проектор, презентация дидактический материал на столах обучающихся для самостоятельной и групповой работы. Реактивы: растворы соли, растворы щелочей, железные гвозди, химические стеклянные стаканы, медь. | ||||||
Вид учебного занятия | комбинированный | ||||||
Тип учебного занятия | Урок формирования новых знаний | ||||||
Применяемые технологии | ИКТ, кейс - технологии, развивающие технологии, "лестница успеха". | ||||||
Межпредметные связи | Материаловедение, физика |
СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1 (длительность) | Организационный момент | |
Деятельность обучающихся | Готовность к уроку. | |
Деятельность преподавателя | Проверка готовности обучающихся к учебному занятию. | |
ЭТАП 2 (длительность) | Мотивация. Целевая установка. | |
Деятельность обучающихся | Осмысление цели учебного занятия. Обсуждение с преподавателем. Обучающиеся работают с кейс-заданием. | |
Деятельность преподавателя | У обучающихся на столах задания (кейс-технология). Преподаватель предлагает прочитать и обсудить жизненную проблему (см.приложение 1). Вопрос преподавателя: - Как часто вы встречаетесь с явлением разрушения металлов? - Чем мы с вами будет заниматься на уроке? Формулируют цель урока и его этапы. | |
ЭТАП 3 (длительность) | Актуализация опорных знаний | |
Деятельность обучающихся | Осмысление проблемы урока. 1.Выступление учащихся по темам "Реакции ОВР", "Окисление". 2. Выполнение учебного упражнения. Рассчитайте степени окисления элементов в соединениях: Mn O2 ; H2 S O4; K2 S O3; H2 S; K2 Mn O4 ; K Mn O4. | |
Деятельность преподавателя | Консультирует обучающихся в ходе решения заданий. | |
ЭТАП 4 (длительность) | Сообщение новых знаний | |
Деятельность обучающихся | Конспектирование, осмысление новых знаний. Отвечают на вопросы. | |
Деятельность преподавателя | Организация учебной работы. Коррозия (от латинского коррозио - разъедание)- это самовольно протекающий процесс разрушения металлов в результате его взаимодействия с окружающей средой. Обратите внимание на слово "самопроизвольно", это подчеркивает тот факт, что металлы стремятся перейти в соединения, в которых они находились в природе. Коррозия это окислительно-восстановительный процесс, при котором атомы металлов переходят в ионы (идет процесс окисления) Fe0 — 2e —- Fe2+ Cu0 — 2e —- Cu2+ Потери от коррозии колоссальны. Вред сводится не только к потере металла, но и, следует указать, косвенные потери. Напрасным оказывается труд людей, затраченный на обработку металла и создание машин. Кроме того, немало труда приходится затратить, чтобы заменить изъеденные коррозией детали новыми (например, заменить водопроводные трубы под землей или на нефтяных башнях приходится останавливать производство). Таким образом, потери от коррозии в сотни раз превосходят стоимость металла. Для того, чтобы бороться с коррозией, необходимо знать механизм ее протекания. Коррозия зависит от состава окружающей среды и природы металла. На поверхности железа в присутствии кислорода и воды образуется слой бурой ржавчины, уравнение можно записать так:
Ржавчина имеет неопределенный состав. Она пористая, рыхлая, металл рассыпается в порошок. Коррозия металла увеличивается, если соприкасается с другим металлом. При контакте двух металлов разрушается более активный металл, поэтому в конструкциях избегают контакта разных металлов. Усиление коррозии объясняется возникновением замкнутого гальванического элемента, в котором цинк - анод, медь- катод.
| |
ЭТАП 5 (длительность) | Закрепление изученного материала | |
Деятельность обучающихся | Проходят первичное и вторичное закрепление знаний. Работают по группам, анализируют ситуации, обсуждают с учителем. Выполняют онлайн-тест. | |
Деятельность преподавателя | Первичное закрепление знаний: ЗАДАНИЕ 1 (практическое - ТБ, групповое): Перед вами пять пронумерованных стаканов. Сейчас каждая группа получит стакан с заложенным опытом и, внимательно рассмотрев результаты, ответит на поставленные вопросы. После этого каждая группа даст пояснения своим наблюдениям и сделает соответствующий вывод. В каком стакане и в каком порядке произойдет коррозия? Гвоздь в дистиллированной воде. Гвоздь в растворе хлорида натрия. Гвоздь в контакте с медью растворе соли. Гвоздь в контакте с цинком в растворе соли. Гвоздь в растворе соли и щелочи.
Задание 2: Решение тестовых вопросов (взаимопроверка) Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. Определите окислитель и восстановитель; процессы окисления и восстановления. 1. Mn O2 + KCIO3 + KOH = K2 MnO4 + KCI + H2O 2.MnO2 + KOH + KNO3 → K2MnO4 + KNO2 + H2O Взаимопроверка: 1 ВАР:3 MnO2 + KClO3 + 6 KOH → 3 K2MnO4 + KCl + 3 H2O ССЫЛКА вторичное закрепление знаний: https://edu.skysmart.ru/student/hopatupiko | |
ЭТАП 6 (длительность) | Домашнее задание | |
Содержание домашнего задания | §7.2 стр 114-117, упр. в тетради 3.KMnO4 + H2O + NaNO2 = …. + NaNO3 + KOH 4.KMnO4+H2S+H2SO4 → …+S+...+... 5. KI + KMnО4 + H2SO4→ I2+ ...+… +H2О | |
ЭТАП 7 (длительность) | Рефлексия | |
Деятельность обучающихся | Формулируют конечные результаты своей учебной деятельности. | |
Деятельность преподавателя | Динамическая пауза. Прием "Лестница успеха". Каждый обучающийся определяется со своим результатом и показывает его на "лестнице". Оцените свои знания по уроку. 1. Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому. Задача. Сантехника попросили поставить водопроводный кран, на стальную трубу. В наличии оказались хромированный и медный краны. Какой кран лучше выбрать? Аргументируйте ответ.(Ответ: оба крана приведут к ускорению коррозии стальной трубы, т.к. железо является более активным металлом. Предложение: использовать пластмассовые переходники, чтобы не произошло контактов металлов). 2. Я понял(а) материал, могу объяснить, но при помощи преподавателя. 3. Я понял(а) материал частично. 4.Я ничего не понял(а). Вы получили сегодня вспомогательные преимущества и упражнения: -по составлению ОВР и поведению одного окислителя в различных средах; -по обращению с реактивами; | |
Преподаватель: ___________
Приложение 1
Тип кейса: обучающий
Содержание кейса
В начале XX века из Нью-Йоркского порта вышли в открытый океан красавица-яхта. Её владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво-сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться, и яхта пошла быстро ко дну.
Задания.
1. Что же случилось с яхтой? Предложите свой способ спасения яхты.
2.Исследуйте свою квартиру, дом и установите, где использованы антикоррозионные покрытия. Постройте классификацию антикоррозионных покрытий на основании областей их применения.
Тип кейса: обучающий
Содержание кейса
В начале XX века из Нью-Йоркского порта вышли в открытый океан красавица-яхта. Её владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво-сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться, и яхта пошла быстро ко дну.
Задания.
1. Что же случилось с яхтой? Предложите свой способ спасения яхты.
2.Исследуйте свою квартиру, дом и установите, где использованы антикоррозионные покрытия. Постройте классификацию антикоррозионных покрытий на основании областей их применения.
Тип кейса: обучающий
Содержание кейса
В начале XX века из Нью-Йоркского порта вышли в открытый океан красавица-яхта. Её владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво-сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться, и яхта пошла быстро ко дну.
Задания.
1. Что же случилось с яхтой? Предложите свой способ спасения яхты.
2.Исследуйте свою квартиру, дом и установите, где использованы антикоррозионные покрытия. Постройте классификацию антикоррозионных покрытий на основании областей их применения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание 2: Решение тестовых вопросов (взаимопроверка)
Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. Определите окислитель и восстановитель; процессы окисления и восстановления.
ВАРИАНТ 1. Mn O2 + KCIO3 + KOH = K2 MnO4 + KCI + H2O
ВАРИАНТ 2.MnO2 + KOH + KNO3 → K2MnO4 + KNO2 + H2O
Задание 2: Решение тестовых вопросов (взаимопроверка)
Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. Определите окислитель и восстановитель; процессы окисления и восстановления.
ВАРИАНТ 1. Mn O2 + KCIO3 + KOH = K2 MnO4 + KCI + H2O
ВАРИАНТ 2.MnO2 + KOH + KNO3 → K2MnO4 + KNO2 + H2O
Задание 2: Решение тестовых вопросов (взаимопроверка)
Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. Определите окислитель и восстановитель; процессы окисления и восстановления.
ВАРИАНТ 1. Mn O2 + KCIO3 + KOH = K2 MnO4 + KCI + H2O
ВАРИАНТ 2.MnO2 + KOH + KNO3 → K2MnO4 + KNO2 + H2O
Задание 2: Решение тестовых вопросов (взаимопроверка)
Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. Определите окислитель и восстановитель; процессы окисления и восстановления.
ВАРИАНТ 1. Mn O2 + KCIO3 + KOH = K2 MnO4 + KCI + H2O
ВАРИАНТ 2.MnO2 + KOH + KNO3 → K2MnO4 + KNO2 + H2O
Задание 2: Решение тестовых вопросов (взаимопроверка)
Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. Определите окислитель и восстановитель; процессы окисления и восстановления.
ВАРИАНТ 1. Mn O2 + KCIO3 + KOH = K2 MnO4 + KCI + H2O
ВАРИАНТ 2.MnO2 + KOH + KNO3 → K2MnO4 + KNO2 + H2O
Задание 2: Решение тестовых вопросов (взаимопроверка)
Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. Определите окислитель и восстановитель; процессы окисления и восстановления.
ВАРИАНТ 1. Mn O2 + KCIO3 + KOH = K2 MnO4 + KCI + H2O
ВАРИАНТ 2.MnO2 + KOH + KNO3 → K2MnO4 + KNO2 + H2O
Задание 2: Решение тестовых вопросов (взаимопроверка)
Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. Определите окислитель и восстановитель; процессы окисления и восстановления.
ВАРИАНТ 1. Mn O2 + KCIO3 + KOH = K2 MnO4 + KCI + H2O
ВАРИАНТ 2.MnO2 + KOH + KNO3 → K2MnO4 + KNO2 + H2O
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Наблюдения в ходе опыта:
Железо слабо корродировало, в чистой воде коррозия идет медленнее, т.к. вода слабый электролит.
2. Железо корродирует сильнее, т. к. хлорид натрия более сильный электролит и это увеличивает скорость коррозии.
3. Скорость коррозии велика. Образовалось много ржавчины. Железо сильно корродирует в контакте с менее активным металлом – медью.
4. Наблюдаем коррозию не железа, а цинка, т.к. железо в контакте с более активным металлом даже в сильно коррозионной среде – растворе хлорида натрия – не корродирует, остается защищенным до тех пор, пока не прокорродирует весь цинк.
5. Коррозия практически отсутствует. Щелочь замедляет коррозию, ионы ОН— являются ингибиторами коррозии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Выполните тест:
1. Слово “коррозия” в переводе с латинского означает:
а) разрушать; б) окислять; в) разъедать; г) ржаветь.
2. Окисление металла в среде не электролита:
а) электрохимическая коррозия; б) язвенная коррозия;
в) точечная коррозия; г) химическая коррозия.
3. Разрушение металла, находящегося в контакте с другим металлом в присутствии водного раствора электролита:
а) газовая коррозия; б) химическая коррозия;
в) сплошная; г) электрохимическая коррозия;
4. Эмалирование это:
а) способ предания красоты металлическому изделию;
б) электрохимический метод защиты металлов от коррозии;
в) защитное неметаллическое покрытие металла;
г) защитное металлическое покрытие металла.
5. Легирование это:
а) специальное введение в сплав элементов, замедляющих процесс коррозии;
б) покрытие железного листа слоем олова;
в) создание контакта с более активным металлом;
г) покрытие металла краской.
6. Вещества, замедляющие процесс коррозии называются:
а) ингибиторы; б) электроды; в) протекторы; г) краски.
7. Присоединение к защищаемому металлу другого, более активного металла называется:
а) металлопокрытие; б) контактная защита;
в) легирование; г) протекторная защита.
Выполните тест:
1. Слово “коррозия” в переводе с латинского означает:
а) разрушать; б) окислять; в) разъедать; г) ржаветь.
2. Окисление металла в среде не электролита:
а) электрохимическая коррозия; б) язвенная коррозия;
в) точечная коррозия; г) химическая коррозия.
3. Разрушение металла, находящегося в контакте с другим металлом в присутствии водного раствора электролита:
а) газовая коррозия; б) химическая коррозия;
в) сплошная; г) электрохимическая коррозия;
4. Эмалирование это:
а) способ предания красоты металлическому изделию;
б) электрохимический метод защиты металлов от коррозии;
в) защитное неметаллическое покрытие металла;
г) защитное металлическое покрытие металла.
5. Легирование это:
а) специальное введение в сплав элементов, замедляющих процесс коррозии;
б) покрытие железного листа слоем олова;
в) создание контакта с более активным металлом;
г) покрытие металла краской.
6. Вещества, замедляющие процесс коррозии называются:
а) ингибиторы; б) электроды; в) протекторы; г) краски.
7. Присоединение к защищаемому металлу другого, более активного металла называется:
а) металлопокрытие; б) контактная защита;
в) легирование; г) протекторная защита.