Технологическая карта урока химии «Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии» (9–11 классы)
Технологическая карта урока изучения нового материала
«Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии»
Пчёлкина Галина Викторовна
Учитель химии, ГОУ «КРЛ при СГУ»
Краткая аннотация:
Урок построен в рамках модели образовательного процесса под названием “перевернутый класс” – это разновидность смешанного обучения. Учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии – уроке проходит практическое закрепление материала.
Организационная структура урока:
1 этап – самостоятельная работа учащихся на дому по предложенной теме, с использованием учебника и Интернет ресурсов, созданных учителем в сети Интернет
Деятельность учащихся – в преддверие урока учащиеся получают задание самостоятельно изучить тему: «Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии» используя материалы:
Учебника § 20, стр. 84 – 89. «Химия. 11 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.»
Авторского сайта учителя «Рыжий дьявол» (ссылка https://sites.google.com/site/metallyhimula1/)
Сайта «ХиМуЛя.com» Урок №36. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии (https://clck.ru/HJJT3)
Учащиеся:
Изучают тему – понятие и классификацию коррозии металлов и их сплавов, учатся составлять уравнения электродных процессов, знакомятся со способами защиты от коррозии;
Делают конспект по теме в тетради;
Выполняют рефлексию, как предложено на сайте «Рыжий дьявол»;
Возникшие вопросы обсуждают с учителем посредством электронной почты в сети Интернет;
Учитель:
Разработка (подбор) наглядных материалов по теме урока, заданий для проверки первичного усвоения, разработка схем (механизм, алгоритм) работы учащихся;
Разработка инструкции «Лист взаимооценки»
2 этап – совместная работа в классе – групповая работа с кейсами, с последующим публичным представлением результатов работы и взаимооценкой, согласно инструкции оценивания «Листу взаимооценки».
3 этап – заключительная рефлексия «Колесо знаний» и подведение итогов, выставление оценок.
Название предмета |
Химия |
Класс |
11 |
Предметная линия |
УМК по химии для 10-11 классов авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана |
Учебник |
Химия. 11 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. |
Место урока в разделе |
7 урок в разделе «Металлы» |
Тема урока |
Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии |
Цель урока |
сформировать представление о коррозии металлов как самопроизвольном окислительно-восстановительном процессе, её значении, причинах, механизме и способах защиты; показать влияние на скорость коррозии таких факторов, как природа веществ и присутствие катализатора (ингибитора). |
Задачи |
Образовательные: Познакомить обучающихся с понятием коррозии, классификацией коррозиционных процессов и способах защиты от коррозии; изучить сущность химической и электрохимической коррозии металлов. Развивающие: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве; развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи; способствовать развитию критического мышления при работе с материалами кейса; способствовать развитию умения перехода от частного к общему и наоборот; способствовать развитию видения практической значимости знаний о коррозии и способах её устранения в объяснении явлений, происходящих в окружающем мире. Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся; продолжать формировать убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире. Здоровьесберегающие: способствовать соблюдению гигиенических требований к работе учащихся с компьютером с учётом их индивидуально-возрастных особенностей. |
Тип урока |
открытие новых знаний |
Форма урока |
комбинированный |
Основные термины и понятия |
Коррозия, катод, анод, протектор, окислитель, восстановитель, катодное/анодное покрытие, электрический ток |
Межпредметные связи |
Химия, физика, ИКТ и информационные связи, история |
Планируемые результаты |
Предметные: Учащиеся умеют определять вид коррозии; Учащиеся умеют описывать механизм коррозии при помощи окислительно-восстановительных реакций; Учащиеся умеют составлять анодные и катодные процессы коррозии металлов и их сплавов; Учащиеся научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера; Учащиеся знают способы защиты металлов от коррозии. Личностные – умение: анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; работать в группе; управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим знаниям. Метапредметные: Регулятивные: Умение самостоятельно и в диалоге с участниками группы обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; Умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; Умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; Саморегуляция и рефлексия собственной деятельности. Познавательные: Нахождение и использование нужной информации при работе с тематическим кейсом; Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, создавать презентации в PowerPoint; Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении; Умение слушать и понимать речь других людей; Умение использовать ИКТ-компетенции; Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре и группе; представлять результаты своей работы. |
Организация пространства |
Учащиеся работают в группах во время урока с кейсами, перед уроком – индивидуально дома |
Виды деятельности на уроке |
Работа в группах |
Образовательные технологии |
перевёрнутый класс; кейс-технология; развивающее обучение; проблемное обучение; кооперация в обучении; компьютерные технологии; здоровьесберегающие |
Используемые виды контроля и оценивания на уроке |
итоговый контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем) – по совокупности работы взаимоконтроля учащихся; взаимоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимся), согласно «Листу взаимооценки» (Приложение 1) |
Необходимое оборудование |
Мобильный класс или ноутбуки; Мультимедиа проектор; Сеть Интернет; |
Наглядно-демонстрационный материал и оборудование |
Справочные таблицы по химии: ПСХЭ Д. И. Менделеева, ряд активности металлов, таблица растворимости солей, кислот, оснований. |
Электронные образовательные ресурсы |
Сайт «Рыжий дьявол» (ссылка https://sites.google.com/site/metallyhimula1/)
|
Рефлексия |
«Колесо знаний» (Приложение 2) |
Структура урока
№ |
Этапы урока |
Время (мин) |
Содержание |
Виды деятельности |
Результаты |
|||||
Учителя (У) |
Учащихся |
Предметные |
Личностные |
Метапредметные (УУД) |
||||||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
||||||||
|
Организационный |
1 |
|
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу |
|
Умение управлять своей познавательной деятельностью.
|
Саморегуляция |
|
Умение слушать и понимать речь других |
1
|
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
4 |
«Рефлексия домашней деятельности»
Друзья! Дома вы изучили тему «Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии» - Провели рефлексию «Колесо знаний» - Какие моменты не были усвоены? - Что показалось наиболее трудным, что самым простым в изучении?
|
- Организует рефлексию домашней работы учащихся. |
- Слушают - Отвечают на вопросы учителя - Комментируют результаты своей рефлексии (колеса знаний), показывают рисунки - По желанию 1 – 2 ученика показывают свой рисунок классу, говорят об успехах и неудачах. |
|
Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
|
|
|
2 |
Актуализация и пробное учебное действие, выявление места и причины затруднения |
5 |
«Первичное закрепление»
Друзья! При изучении темы перед вами был поставлен вопрос: - Знаменитая Кутубская колонна в Индии близ Дели вот уже полторы тысячи лет стоит и не разрушается, несмотря на жаркий и влажный климат. Объясните, почему в данном случае статуя не подвергается коррозии? Ответ на него был так же дан. Допустим, что материал колонны загрязнён примесями… Вопросы: - Будет ли разрушаться колонна? - К какому виду коррозии можно отнести такое разрушение? - Кто сможет записать электродные процессы, которые будут протекать на катоде и аноде?
|
- готовит мышление учащихся, организует осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксированию каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии - организует анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявляет места и причины затруднения |
- Слушают, анализируют вопросы, отвечают - Записывают реакции в тетрадь - По желанию один из учеников, записывает реакции у доски - Комментируют - Оценивают свои знания и умения в предметной области - Осознают то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - Говорят о необходимости тренировочных упражнений
|
Учащиеся умеют определять вид коррозии; Учащиеся умеют описывать механизм коррозии при помощи окислительно-восстановительных реакций; Учащиеся умеют составлять анодные и катодные процессы коррозии металлов и их сплавов; Учащиеся научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера; Учащиеся знают способы защиты металлов от коррозии. |
Умение воспроизвести и зафиксировать знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий
|
Умение активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, аналогии и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.). Умение актуализировать норму пробного учебного действия ("надо" - "хочу" - "могу") |
Умение попытаться самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке Умение зафиксировать возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании |
Участвовать в коллективном обсуждении; Умение слушать и понимать речь других людей; |
3 |
Построение проекта выхода из затруднения |
4 |
«Организация работы в группах» |
- Объясняет цели и задачи дальнейшей работы на уроке - Организует формирование учебных групп, выдаёт ноутбуки и «Листы взаимооценки» - Объясняет местоположение информации в кейсах, форму представления результатов коллективной работы и форму взаимооценки результатов работы |
- Слушают, задают вопросы - Формируют группы - Получают ноутбуки - Получают доступ к задачам и информации |
|
Умение управлять своей познавательной деятельностью.
|
Саморегуляция |
Нахождение и использование нужной информации при работе с тематическим кейсом |
Умение слушать и понимать речь других |
4 |
Реализация построенного проекта |
12 |
«Групповая работа с кейсом» |
- Организует работу с кейсом - Организует построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач по теме урока |
- Обсуждают задачу и пути её решения - Оформляют решение в виде презентации - Отрабатывают ЗУН по теме - Распределяют роли в представлении презентации - Обсуждают инструкцию по взаимопроверке, задают вопросы учителю - По желанию и при наличии времени могут посмотреть задачи других кейсов и решить их. |
Учащиеся умеют определять вид коррозии; Учащиеся умеют описывать механизм коррозии при помощи окислительно-восстановительных реакций; Учащиеся умеют составлять анодные и катодные процессы коррозии металлов и их сплавов; Учащиеся научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера; Учащиеся знают способы защиты металлов от коррозии. |
умение: -анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; -работать в группе; -управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим знаниям. |
Умение самостоятельно и в диалоге с участниками группы обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности |
Нахождение и использование нужной информации при работе с тематическим кейсом; Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, создавать презентации в PowerPoint; Построение логической цепи рассуждений |
Участвовать в коллективном обсуждении; Умение слушать и понимать речь других людей; Умение использовать ИКТ-компетенции; Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре и группе; представлять результаты своей работы. |
5 |
Публичное представление проектов |
8 |
«Презентация и публичное представление решение задачи с взаимооценкой учащихся» |
- организует работу по представлению проектов - задаёт вопросы - отвечает на вопросы
|
- Слушают - Выступают, представляют проекты - Дают оценку выступлению других команд, комментируют, заполняют «Листы взаимооценки» - Задают вопросы |
Ученик умеет оценивать практическую значимость темы «Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии» для жизни человека и природы, умеет объяснять явления, происходящие в окружающем мире с процесса коррозии |
Умение открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим знаниям. Дают обоснованную оценку знаниям одноклассников
|
Умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
|
Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений
|
Участвовать в коллективном обсуждении; Умение слушать и понимать речь других людей; Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре и группе; представлять результаты своей работы. Умение давать оценку знаниям и умениям других |
6 |
Рефлексия и подведение итогов |
5 |
Учитель предлагает ещё раз зарисовать «Колесо знаний» и сравнить с тем, что было сделано дома. Вопросы: - Изменилось ли ваше «Колесо знаний»? - Как изменилось? (где есть улучшения) - Какие моменты нужно доработать? |
- организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке - Сообщает предварительные оценки по итогам листов взаимопроверки (оценки будут проанализированы и уточнены учителем во время перемены) |
- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия - намечают цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) - 1 – 2 ученика могут по желанию прокомментировать свой результат |
Ученик умеет оценивать практическую значимость темы «Коррозия металлов и свои ЗУН по темы для дальнейшего предметного развития |
Умение управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим знаниям.
|
Саморегуляция и рефлексия собственной деятельности |
Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой; Построение логической цепи рассуждений.
|
Умение слушать и понимать речь других людей
|
|
Задание на дом |
1 |
Читать и учить § 20 (подготовиться к проверочной работе) |
Объясняет ДЗ |
Записывают ДЗ |
|
|
|
|
|
Приложение 1
Лист взаимооценки. Группа (Кейс №)
Докладчик – Ф.И. |
Логичность решения задачи – общая оценка группе (0-5 баллов) |
Правильность составления – общая оценка группе УХР (0-5 баллов) |
Участие в публичном представлении решения задачи (1-5 баллов) |
Итоговый балл |
||||||
5 баллов – активен, даёт верный аргументированный ответ на поставленный вопрос, подтверждает ответ примером или записью УХР |
4 – балла, даёт верный ответ, но путается в аргументах. |
3 балла – даёт верный ответ, но не может его аргументировать |
2 балла – самостоятельно не может дать ответа, отвечает с помощью наводящих вопросов учителя или класса |
1 – не даёт правильного ответа |
|
|||||
1 |
Петров Семён |
5 |
4 |
- |
- |
3 |
- |
- |
12 баллов (оценка «4») |
|
2 |
Разманова Галина |
- |
- |
- |
- |
1 |
10 баллов (оценка «3») |
|||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания:
5 баллов – задача/УХР решена верно, самостоятельно, сделаны выводы
4 балла – задача решена/УХР верно, самостоятельно, но не сделаны выводы
3 балла – задача решена/УХР самостоятельно, сделаны выводы, допущены несущественные ошибки в решении, которые были исправлены с помощью учителя или класса
2 балла – задача/УХР решена самостоятельно, сделаны выводы, допущены существенные ошибки в решении, которые были исправлены учителем или классом
1 балл – задача решена/УХР самостоятельно, не сделаны выводы, допущены существенные ошибки в решении, которые были исправлены учителем или классом
0 баллов – задача/УХР не решена.
Перевод баллов в оценку за урок:
Максимальная сумма баллов за деятельность на уроке 15 баллов
Оценка «5»: 13 – 15 баллов
Оценка «4»: 11 – 12 баллов
Оценка «3»: 8 – 10 баллов
Приложение 2
РЕФЛЕКСИЯ «КОЛЕСО ЗНАНИЙ»
Оцените эффективность вашей деятельности во время урока, ответив на поставленные вопросы:
Изобразите на листе бумаги схематично рисунок колеса. Каждая спица (стрелка) обода колеса - это изученное понятие по теме, их пояснения приведены под пунктами 1 - 8:
1. Я смогу объяснить понятие «коррозия»
2. Я смогу объяснить разницу между процессами химической и электрохимической коррозии
3. Я смогу привести примеры химической коррозии металлов и их сплавов
4. Я смогу привести примеры электрохимической коррозии металлов и их сплавов
5. Я смогу составить уравнения химических реакций для процессов электрохимической коррозии
6. Я смогу назвать способы защиты от коррозии
7. Я смогу объяснить разницу между анодным и катодным покрытиями и привести их примеры
8. Материал урока был для меня интересен/не интересен
На каждой спице (стрелке) обода колеса нарисуйте шкалу от 0 до 5, затем отметьте на спицах точкой ваш уровень знаний и умений по каждому из предложенных пунктах 1 - 8 и соедините все точки линией, а затем сделайте вывод о правильности обода диска вашего "колеса знаний". Далеко ли уедете на вашем "колесе знаний"?
Например,
Рисунок - Колесо с неправильным ободом у диска