Технологическая карта урока химии «Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии» (9–11 классы)

0
0
Материал опубликован 29 July 2019

Технологическая карта урока изучения нового материала

«Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии»

Пчёлкина Галина Викторовна

Учитель химии, ГОУ «КРЛ при СГУ»

Краткая аннотация:

Урок построен в рамках модели образовательного процесса под названием “перевернутый класс” – это разновидность смешанного обучения. Учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии – уроке проходит практическое закрепление материала.

Организационная структура урока:

1 этап – самостоятельная работа учащихся на дому по предложенной теме, с использованием учебника и Интернет ресурсов, созданных учителем в сети Интернет

Деятельность учащихся – в преддверие урока учащиеся получают задание самостоятельно изучить тему: «Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии» используя материалы:

Учебника § 20, стр. 84 – 89. «Химия. 11 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.»

Авторского сайта учителя «Рыжий дьявол» (ссылка https://sites.google.com/site/metallyhimula1/)

Сайта «ХиМуЛя.com» Урок №36. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии (https://clck.ru/HJJT3)

Учащиеся:

Изучают тему – понятие и классификацию коррозии металлов и их сплавов, учатся составлять уравнения электродных процессов, знакомятся со способами защиты от коррозии;

Делают конспект по теме в тетради;

Выполняют рефлексию, как предложено на сайте «Рыжий дьявол»;

Возникшие вопросы обсуждают с учителем посредством электронной почты в сети Интернет;

Учитель:

Разработка (подбор) наглядных материалов по теме урока, заданий для проверки первичного усвоения, разработка схем (механизм, алгоритм) работы учащихся;

Разработка инструкции «Лист взаимооценки»

2 этап – совместная работа в классе – групповая работа с кейсами, с последующим публичным представлением результатов работы и взаимооценкой, согласно инструкции оценивания «Листу взаимооценки».

3 этап – заключительная рефлексия «Колесо знаний» и подведение итогов, выставление оценок.

 

Название предмета

Химия

Класс

11

Предметная линия

УМК по химии для 10-11 классов авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана

Учебник

Химия. 11 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Место урока в разделе

7 урок в разделе «Металлы»

Тема урока

Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии

Цель урока

сформировать представление о коррозии металлов как самопроизвольном окислительно-восстановительном процессе, её значении, причинах, механизме и способах защиты; показать влияние на скорость коррозии таких факторов, как природа веществ и присутствие катализатора (ингибитора).

Задачи

Образовательные: Познакомить обучающихся с понятием коррозии, классификацией коррозиционных процессов и способах защиты от коррозии; изучить сущность химической и электрохимической коррозии металлов.

Развивающие:

содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве;

развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи;

способствовать развитию критического мышления при работе с материалами кейса;

способствовать развитию умения перехода от частного к общему и наоборот;

способствовать развитию видения практической значимости знаний о коррозии и способах её устранения в объяснении явлений, происходящих в окружающем мире.

Воспитательные:

способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся;

продолжать формировать убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Здоровьесберегающие:

способствовать соблюдению гигиенических требований к работе учащихся с компьютером с учётом их индивидуально-возрастных особенностей.

Тип урока

открытие новых знаний

Форма урока

комбинированный

Основные термины и понятия

Коррозия, катод, анод, протектор, окислитель, восстановитель, катодное/анодное покрытие, электрический ток

Межпредметные связи

Химия, физика, ИКТ и информационные связи, история

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся умеют определять вид коррозии;

Учащиеся умеют описывать механизм коррозии при помощи окислительно-восстановительных реакций;

Учащиеся умеют составлять анодные и катодные процессы коррозии металлов и их сплавов;

Учащиеся научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;

Учащиеся знают способы защиты металлов от коррозии.

Личностные – умение:

анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы;

работать в группе;

управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим знаниям.

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение самостоятельно и в диалоге с участниками группы обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

Умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

Саморегуляция и рефлексия собственной деятельности.

Познавательные:

Нахождение и использование нужной информации при работе с тематическим кейсом;

Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений;

Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, создавать презентации в PowerPoint;

Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

Участвовать в коллективном обсуждении;

Умение слушать и понимать речь других людей;

Умение использовать ИКТ-компетенции;

Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре и группе; представлять результаты своей работы.

Организация пространства

Учащиеся работают в группах во время урока с кейсами, перед уроком – индивидуально дома

Виды деятельности на уроке

Работа в группах

Образовательные технологии

перевёрнутый класс;

кейс-технология;

развивающее обучение;

проблемное обучение;

кооперация в обучении;

компьютерные технологии;

здоровьесберегающие

Используемые виды контроля и оценивания на уроке

итоговый контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем) – по совокупности работы взаимоконтроля учащихся;

взаимоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимся), согласно «Листу взаимооценки» (Приложение 1)

Необходимое оборудование

Мобильный класс или ноутбуки;

Мультимедиа проектор;

Сеть Интернет;

Наглядно-демонстрационный материал и оборудование

Справочные таблицы по химии: ПСХЭ Д. И. Менделеева, ряд активности металлов, таблица растворимости солей, кислот, оснований.

Электронные образовательные ресурсы

Сайт «Рыжий дьявол» (ссылка https://sites.google.com/site/metallyhimula1/)

 

Рефлексия

«Колесо знаний» (Приложение 2)

 


 

Структура урока

Этапы урока

Время (мин)

Содержание

Виды деятельности

Результаты

Учителя (У)

Учащихся

Предметные

Личностные

Метапредметные (УУД)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Организационный

1

 

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу

 

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

 

Саморегуляция

 

Умение слушать и понимать речь других

1

 

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

4

«Рефлексия домашней деятельности»

 

Друзья!

Дома вы изучили тему «Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии»

- Провели рефлексию «Колесо знаний»

- Какие моменты не были усвоены?

- Что показалось наиболее трудным, что самым простым в изучении?

 

- Организует рефлексию домашней работы учащихся.

- Слушают

- Отвечают на вопросы учителя

- Комментируют результаты своей рефлексии (колеса знаний), показывают рисунки

- По желанию 1 – 2 ученика показывают свой рисунок классу, говорят об успехах и неудачах.

 

Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

 

 

 

2

Актуализация и пробное учебное действие, выявление места и причины затруднения

5

«Первичное закрепление»

 

Друзья! При изучении темы перед вами был поставлен вопрос:

- Знаменитая Кутубская колонна в Индии близ Дели вот уже полторы тысячи лет стоит и не разрушается, несмотря на жаркий и влажный климат. Объясните, почему в данном случае статуя не подвергается коррозии?

Ответ на него был так же дан.

Допустим, что материал колонны загрязнён примесями…

Вопросы:

- Будет ли разрушаться колонна?

- К какому виду коррозии можно отнести такое разрушение?

- Кто сможет записать электродные процессы, которые будут протекать на катоде и аноде?

 

- готовит мышление учащихся, организует осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксированию каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

- организует анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявляет места и причины затруднения

- Слушают, анализируют вопросы, отвечают

- Записывают реакции в тетрадь

- По желанию один из учеников, записывает реакции у доски

- Комментируют

- Оценивают свои знания и умения в предметной области

- Осознают то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Говорят о необходимости тренировочных упражнений

 

Учащиеся умеют определять вид коррозии;

Учащиеся умеют описывать механизм коррозии при помощи окислительно-восстановительных реакций;

Учащиеся умеют составлять анодные и катодные процессы коррозии металлов и их сплавов;

Учащиеся научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;

Учащиеся знают способы защиты металлов от коррозии.

Умение воспроизвести и зафиксировать знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

 

Умение активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, аналогии и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.).

Умение актуализировать норму пробного учебного действия ("надо" - "хочу" - "могу")

Умение попытаться самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

Умение зафиксировать возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

Участвовать в коллективном обсуждении;

Умение слушать и понимать речь других людей;

3

Построение проекта выхода из затруднения

4

«Организация работы в группах»

- Объясняет цели и задачи дальнейшей работы на уроке

- Организует формирование учебных групп, выдаёт ноутбуки и «Листы взаимооценки»

- Объясняет местоположение информации в кейсах, форму представления результатов коллективной работы и форму взаимооценки результатов работы

- Слушают, задают вопросы

- Формируют группы

- Получают ноутбуки

- Получают доступ к задачам и информации

 

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

 

Саморегуляция

Нахождение и использование нужной информации при работе с тематическим кейсом

Умение слушать и понимать речь других

4

Реализация построенного проекта

12

«Групповая работа с кейсом»

- Организует работу с кейсом

- Организует построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач по теме урока

- Обсуждают задачу и пути её решения

- Оформляют решение в виде презентации

- Отрабатывают ЗУН по теме

- Распределяют роли в представлении презентации

- Обсуждают инструкцию по взаимопроверке, задают вопросы учителю

- По желанию и при наличии времени могут посмотреть задачи других кейсов и решить их.

Учащиеся умеют определять вид коррозии;

Учащиеся умеют описывать механизм коррозии при помощи окислительно-восстановительных реакций;

Учащиеся умеют составлять анодные и катодные процессы коррозии металлов и их сплавов;

Учащиеся научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;

Учащиеся знают способы защиты металлов от коррозии.

умение:

-анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы;

-работать в группе;

-управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим знаниям.

Умение самостоятельно и в диалоге с участниками группы обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Нахождение и использование нужной информации при работе с тематическим кейсом;

Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений;

Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, создавать презентации в PowerPoint;

Построение логической цепи рассуждений

Участвовать в коллективном обсуждении;

Умение слушать и понимать речь других людей;

Умение использовать ИКТ-компетенции;

Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре и группе; представлять результаты своей работы.

5

Публичное представление проектов

8

«Презентация и публичное представление решение задачи с взаимооценкой учащихся»

- организует работу по представлению проектов

- задаёт вопросы

- отвечает на вопросы

 

- Слушают

- Выступают, представляют проекты

- Дают оценку выступлению других команд, комментируют, заполняют «Листы взаимооценки»

- Задают вопросы

Ученик умеет оценивать практическую значимость темы «Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии» для жизни человека и природы, умеет объяснять явления, происходящие в окружающем мире с процесса коррозии

Умение открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим знаниям.

Дают обоснованную оценку знаниям одноклассников

 

Умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

 

Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений

 

Участвовать в коллективном обсуждении;

Умение слушать и понимать речь других людей;

Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре и группе; представлять результаты своей работы.

Умение давать оценку знаниям и умениям других

6

Рефлексия и подведение итогов

5

Учитель предлагает ещё раз зарисовать «Колесо знаний» и сравнить с тем, что было сделано дома.

Вопросы:

- Изменилось ли ваше «Колесо знаний»?

- Как изменилось? (где есть улучшения)

- Какие моменты нужно доработать?

- организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке

- Сообщает предварительные оценки по итогам листов взаимопроверки (оценки будут проанализированы и уточнены учителем во время перемены)

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

- намечают цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

- 1 – 2 ученика могут по желанию прокомментировать свой результат

Ученик умеет оценивать практическую значимость темы «Коррозия металлов и свои ЗУН по темы для дальнейшего предметного развития

Умение управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим знаниям.

 

 

Саморегуляция и рефлексия собственной деятельности

Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений;

Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой;

Построение логической цепи рассуждений.

 

Умение слушать и понимать речь других людей

 

 

Задание на дом

1

Читать и учить § 20 (подготовиться к проверочной работе)

Объясняет ДЗ

Записывают ДЗ

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 1

Лист взаимооценки. Группа (Кейс №)

 

Докладчик – Ф.И.

Логичность решения задачи – общая оценка группе

(0-5 баллов)

Правильность составления – общая оценка группе УХР

(0-5 баллов)

Участие в публичном представлении решения задачи (1-5 баллов)

Итоговый балл

5 баллов – активен, даёт верный аргументированный ответ на поставленный вопрос, подтверждает ответ примером или записью УХР

4 – балла, даёт верный ответ, но путается в аргументах.

3 балла – даёт верный ответ, но не может его аргументировать

2 балла – самостоятельно не может дать ответа, отвечает с помощью наводящих вопросов учителя или класса

1 – не даёт правильного ответа

 

1

Петров Семён

5

4

-

-

3

-

-

12 баллов (оценка «4»)

2

Разманова Галина

-

-

-

-

1

10 баллов (оценка «3»)

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания:

5 баллов – задача/УХР решена верно, самостоятельно, сделаны выводы

4 балла – задача решена/УХР верно, самостоятельно, но не сделаны выводы

3 балла – задача решена/УХР самостоятельно, сделаны выводы, допущены несущественные ошибки в решении, которые были исправлены с помощью учителя или класса

2 балла – задача/УХР решена самостоятельно, сделаны выводы, допущены существенные ошибки в решении, которые были исправлены учителем или классом

1 балл – задача решена/УХР самостоятельно, не сделаны выводы, допущены существенные ошибки в решении, которые были исправлены учителем или классом

0 баллов – задача/УХР не решена.

Перевод баллов в оценку за урок:

Максимальная сумма баллов за деятельность на уроке 15 баллов

Оценка «5»: 13 – 15 баллов

Оценка «4»: 11 – 12 баллов

Оценка «3»: 8 – 10 баллов

 


 

Приложение 2

РЕФЛЕКСИЯ «КОЛЕСО ЗНАНИЙ»

 

Оцените эффективность вашей деятельности во время урока, ответив на поставленные вопросы:

Изобразите на листе бумаги схематично рисунок колеса. Каждая спица (стрелка) обода колеса - это изученное понятие по теме, их пояснения приведены под пунктами 1 - 8:

1. Я смогу объяснить понятие «коррозия»

2. Я смогу объяснить разницу между процессами химической и электрохимической коррозии

3. Я смогу привести примеры химической коррозии металлов и их сплавов

4. Я смогу привести примеры электрохимической коррозии металлов и их сплавов

5. Я смогу составить уравнения химических реакций для процессов электрохимической коррозии

6. Я смогу назвать способы защиты от коррозии

7.      Я смогу объяснить разницу между анодным и катодным покрытиями и привести их примеры

8. Материал урока был для меня интересен/не интересен

На каждой спице (стрелке) обода колеса нарисуйте шкалу от 0 до 5, затем отметьте на спицах точкой ваш уровень знаний и умений по каждому из предложенных пунктах 1 - 8 и соедините все точки линией, а затем сделайте вывод о правильности обода диска вашего "колеса знаний". Далеко ли уедете на вашем "колесе знаний"?

Например,

Рисунок - Колесо с неправильным ободом у диска

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.