Технологическая карта урока «Общая характеристика металлов» (Химия, 11 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме «Общая характеристика металлов»
Цель обучающая: дать представление о металлах как химических элементах и как простых веществах, закрепить знания о физических, химических свойствах металлов, их нахождении в природе и применении.
Цель воспитывающая: расширить представление о связи свойств металлов с их применением в быту.
Цель развивающая: развить умение выделять главное, сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи.
Время: 2 часа.
Реактивы и оборудование: цинк, магний, медь, железо, вода, соляная кислота, раствор хлорида меди, спиртовка, пробирки; учебник О.С.Габриеляна “Химия. 11 класс. Базовый уровень”, опорные конспекты.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: изучение нового материала
Приемы: составление таблицы «ЗХУ», заполнение кластера, работа с опорным конспектом (условными символами), текстом учебника.
Этап |
Деятельность Учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||||
I. Постановочная часть урока – актуализация знаний 10 мин |
1.На доске тема урока «общие свойства металлов» 2.Заполнение таблицы ЗХУ 3.Загадночная пауза (загадки о металлах) 4. Заполнение кластера на основании таблицы ЗХУ «Общие свойства металлов» |
Актуализация знаний, составление таблицы ЗХУ, заполнение кластера на основании таблицы ЗХУ |
Умение поставить учебную цель, осознание плана действий с учетом имеющихся знаний |
1.Взаимодействуют с учителем и учащимися обсуждение, высказывание предположений. |
1.Умение выслушать точку зрения другого 2.Умение общаться в коллективе планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —способов взаимодействия; |
Контроль собственной деятельности, ее организация |
1.Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности 2.Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||||||
II. Изучение нового материала. Металлы-химические элементы 10-12 мин |
1.Организация работы с опорным конспектом по изучению химических элементов металлов 2. Организация обсуждения, коррекция ответов |
Работа с частью 1 опорного конспекта, делают записи в тетради по плану: 1) положение химических элементов – металлов в ПС 2) строение атома 3) нахождение металлов в природе. |
Умение работать с условными символами, преобразовывать их в текст или рассказ. |
Взаимодействуют с учителем и учащимися в ходе обсуждения |
Умение выслушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи |
Контроль собственной деятельности в ходе обсуждения |
Оценивают объективные трудности; внесение необходимых дополнений, оценивают свою деятельность |
||||||
II. Изучение нового материала. Металлы – простые вещества. Физические свойства 15 мин |
1.Сообщаем историческую справку о металлах. 2. Загадываем загадки о металлах. 3. Организация работы с опорным конспектом по изучению физических свойств металлов 2. Организация обсуждения, коррекция ответов |
1. Сообщения учащихся об истории использования золота, меди, железа 2. Загадочная пауза 3. Работа опорным конспектом Физические свойства металлов. 4. Отвечают на вопросы: -зарисовывают схему металлической кристаллической решетки -какой вид хим. Связи в металлах? -чем обусловлены физ. Свойства металлов? |
Умение работать с условными символами, преобразовывать их в текст или рассказ. Умение связывать строение металлов с их физическими свойствами |
Взаимодействуют с учителем и учащимися в ходе обсуждения |
Умение выслушать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи |
Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их. |
Осуществляют контроль, недостатки и успехи своей работы |
||||||
II. Изучение нового материала. Металлы – простые вещества. Химические свойства 20 мин |
1.Организация работы с опорным конспектом. Обращает внимание на то, что металлы проявляют восстановительные свойства, использует при объяснении электрохимический ряд напряжений. 2.Проведение демонстрационных опытов по изучению химических свойств по плану: 1) взаимодействие магния с водой 2) взаимодействие цинка с соляной кислотой 3) взаимодействие железа с хлоридом меди |
1.Работа с опорным конспектом, делают записи в тетради о том, с какими веществами реагируют металлы. 2.Оформляют отчет по наблюдениям в виде таблицы:
|
Умение работать со схемами, записывать уравнения реакций, отражающие хим. свойства металлов, умение анализировать, делать выводы |
Взаимодействуют с учителем и учащимися |
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их |
Осуществляют контроль, недостатки и успехи своей работы |
||||||
II. Изучение нового материала. Металлы - простые вещества. Применение и получение 15-20 мин |
1.Организация работы с текстом учебника по способам получения металлов. 2.Организация работы с текстом учебника по применению металлов. Выслушиваются и оцениваются несколько лучших рассказов. 2. Химические перевертыши 3.Организация обсуждения |
1. Работа с текстом учебника, выписывают основные способы получения металлов. 2. Работа с текстом учебника и составление рассказа о применении металлов. 2. Отгадывают химические перевертыши |
Умение работать с текстом, анализировать, сравнивать, выделять главное |
Взаимодействуют с учителем и учащимися |
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их |
Осуществляют контроль, недостатки и успехи своей работы |
||||||
III. Закрепление 10 мин |
1. Организация беседы по вопросам: 1) Какова распространенность металлов в природе? 2) Чем отличается строение атомов металлов и неметаллов? 3) Как изменяются восстановительные свойства в периодах и группах? 2. Допишите уравнения реакций, разберите ОВР: Na+H2O→ CuSO4+Fe→ |
Отвечают на вопросы, записывают уравнения реакций, решают задачи, составляют схемы ОВР |
Умение отвечать на вопросы, записывать уравнение реакций, умение решать задачи по теме металлы |
Взаимодействуют с учителем и учащимися в процессе обсуждения и выполнения заданий |
Умение участвовать в коллективном обсуждении; выходить из конфликтах ситуаций |
Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их |
Осуществляют контроль, недостатки и успехи своей работы, оценивают свою работу |
||||||
IV. Рефлексия |
Возвращение к таблице ЗХУ, подведение итогов, оценка приращений знаний. |
Участвуют в беседе, сопоставление цели урока и ее достижений. |
Умение отвечать на вопросы, подводить итоги. |
Взаимодействуют с учителем и учащимися |
Рефлексия своих действий. Понимание на слух ответов учащихся. |
Выслушивают ответы учащихся, участвуют в беседе. |
Осуществлять итоговый контроль по результату |
Домашнее задание. Пар. 20 учебника О. С. Габриеляна. Решить задачу на химические свойства металлов и цепочку превращений.