Технологическая карта урока технологии на тему «Аппликация из соломки» (4 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: Технология
Класс: 4-___
Дата проведения урока: __________
Тема урока: “Аппликация из соломки”.
Тип урока: открытие новых знаний.
Учебно-методический комплект: “Гармония” 4 класс.
Цель урока: расширение кругозора учащихся о способах преобразования соломы в декоративное изделие.
Задачи:
Образовательная: дать необходимые понятия об аппликации, ее видах, технологии выполнения и применении;
Развивающая: выработать навыки выполнения аппликации, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность;
Воспитательная: формировать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и воображение.
Планируемые результаты:
Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
познавательные: умение решать проблемы творческого и поискового характера;
коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
регулятивные: умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Предметные: обобщить и систематизировать изученный материал по теме " Родная природа в творчестве художника".
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы: мультимедийная установка, компьютер, презентация к уроку, учебник.
Основные этапы организации учебной деятельности. Время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Оргмомент | Проверить готовность уч-ся к уроку. | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Петровна, садитесь. - На уроке нам понадобится квиллинг, клей карандаш, ножницы, карандаш и лист цветной бумаги. | Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке. | Регулятивные |
Создание проблемной ситуации, постановка целей и задач урока. | Создать усл. для самостоятельного определения и формулирования уч-ся темы урока. Опр. совместно с уч-ся целей урока. | - Для того чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно отгадать ребус.(лист 1) - Вы правильно решили кроссворд! Но тема нашего урока урока будет называться “Аппликация из соломы”. - Как вы считаете что мы сегодня должны узнать и попробовать сделать своими руками? - Все верно! Мы должны будем узнать что такое инкрустация и аппликация, а также научиться самостоятельно делать аппликацию. Только делать ее мы будем не из настоящей соломы, а из полосок квиллинга. | Отгадывают ребус. Определяют тему и задачи урока. | Коммуникативные, регулятивные |
АОЗ | Актуализация знаний. | - Предмет быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса. Декоративно-прикладное искусство в полной мере способствует этому. - С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду? (лист 2) - АППЛИКАЦИЯ – распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Она применяется для оформления настенных панно, украшения изделий и предметов быта. - АППЛИКАЦИЯ (от лат. "прикладывание") – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом. - Пользуясь приемами аппликации, можно создать тематические композиции на различные сюжеты. | (Макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и, безусловно, аппликация). Словарная работа. | Коммуникативные, регулятивные, личностные |
Усвоение новых знаний | Открытие новых знаний. | - В зависимости от используемого материала(лист 2,3)
- Аппликация из плоской соломки по способу выполнения подразделяется на два вида:
- На этом уроке мы с вами приобретем первые навыки выполнения аппликации из плоской соломки, то есть из квиллинга. По своей форме полоски квиллинга очень напоминают соломку, только они из бумаги. - СОЛОМКА – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Её наружная глянцевая поверхность хорошо отражает свет. По-разному располагая отдельные элементы рисунка из соломки, можно добиться интересного светового эффекта. (лист 4) - История изготовления изделий из соломы уходит далеко вглубь веков к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Солома обувала и одевала человека, утепляла его дом и служила ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную утварь. - Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники сопровождались изготовлением обрядовых изделий из соломы. (лист 5) - Непременным атрибутом масленицы, Ивана Купалы и других народных праздников у славянских народов было соломенное чучело, изображающее человека. Обычай этот уходит корнями в языческую древность. Наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы, которые со временем были заменены символами в виде человекоподобных чучел, изготовляемых в основном из соломы. Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали, придавали им очертания человеческой фигуры. Зачастую они были мастерски сплетены и украшены. Но этим народным творениям опускался на долгий срок: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Костромы, Ярилы, Маряны горели в огне обрядных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их "смерть" символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая. - Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. - Для работы используют соломку различных зерновых культур: ржи, пшеницы, овса, проса, риса и других. - Декоративные свойства соломки: пластичность, цвет, блеск. Например, овсяная соломка – самая нежная, эластичная, обладает чистым перламутровым блеском, а просяная – нежно-белого цвета. (лист 6) - Давайте мы с вами теперь узнаем как же подготавливают солому для работы с ней:
- Таким образом мы получаем готовую для работы соломку. | Слушают. | |
Подготовка к выполнению практического задания | Сообщить уч-ся цель практического задания. Объяснить технику и этапы выполнения; ТБ. | - Прежде чем мы приступим к работе давайте повторим технику безопасности и посмотри как мы будем выполнять нашу работ: - Вы все правильно сказали! - Теперь давайте посмотрим с вами видеофрагмент где нам расскажут как же мы будем выполнять нашу работу. Просмотр видео. - Сейчас я вам покажу примеры работ по нашей теме. - Только тему вам нужно определить самостоятельно. - Кто знает какой христианский праздник скоро наступит? - Верно! Это Пасха. Сегодня вам нужно будет сделать из аппликации вот такое яйцо(показывает образец) или вот такого зайчика(показывает образец). | Слушают. Вспоминают ТБ при работе с ножницами и клеем. | Коммуникативные, регулятивные, личностные |
Определение критериев оценивания творческих работ. | Выделить совместно с уч-ся критерии для выполнения и оценивания творческих работ по данной теме. | - Давайте теперь выведем какие критерии оценивания ваших творческих работ у нас есть.
| Выводят критерии оценивания своих творческих работ. | Коммуникативные, регулятивные, личностные |
Физминутка | Хомка-хомка. Хомячок Полосатенький бочок Вместе с солнышком встает, Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать. | |||
Творческое применение и закрепление полученных знаний. Практическая работа | Создание творческой композиции по заданной теме с учетом опр. критериев | - У вас на столах лежат трафареты. - Ваша задача выбрать тот что вам понравился и обвести его на своем листе посередине. После подобрать цвета и узор и приступить к работе. Работа учителя: 1.Проконтролировать, чтобы все учащиеся приступили к работе. 2.Следить за осанкой. 3.Оказывать индивидуальную помощь. 4. Следить за правильностью и последовательностью выполнения работы. 5.Поощрение детей за работу. | Выполняют творческое задание под руководством учителя. | Коммуникативные, регулятивные, личностные |
Обсуждение и оценивание художественных работ | Орг. обсуждения и анализа творческих работ совместно с уч-ся. | -Ребята, к доске выйдите те, кого я назвала. -Посмотрите, пожалуйста, какие работы вам понравились больше и почему? - Соответствует ли работа нашим критериям? -Ребята, я очень довольна вашей работой. Вы старались и все отлично с ней справились. Молодцы! | Выходят к доке со своими работами. Оценивают работы других уч-ся. | Коммуникативные, регулятивные, личностные |
Рефлексия | Подведение итогов урока. | - Узнали что-то новое для себя? - Чему вы научились на уроке? - Как каждый оценивает свою работу? Поднимите руку с тем кол-вом пальчиков. - Всем спасибо за урок. Наводите на столах порядок. | Отвечают. Убирают раб. места. | Коммуникативные |