12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вовна Н.В.24
Россия, Пермский край, Березники


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Березниковский строительный техникум»













Методическая разработка урока


Тема «Техническое обслуживание и текущий ремонт системы охлаждения двигателя трактора»


профессия 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»


МДК 01.01 «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание строительных машин»













Вовна Наталья Вячеславовна, преподаватель





















Березники, 2021 г.


Пояснительная записка


Данный урок предназначен для студентов 3 курса профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин», обучающихся по стандартам III поколения. Тема урока соответствует рабочей учебной программе и тематическому плану МДК «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание строительных машин». Урок проводится в форме индивидуально-коллективного занятия

На учебном занятии в целях лучшего управления самостоятельной учебной деятельностью используется индивидуальная и групповая работа. Для побуждения к целенаправленной активной деятельности студентам используются работа с компететностно-ориентированными заданиями. Для выполнения работы студенты получают раздаточные материалы. Это позволяет обеспечить состояние заинтересованности, увлечённости, а также стимулировать интеллектуальное развитие и познавательную активность студентов.

План учебного занятия

по МДК 01.01 «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание строительных машин»

Тема: Техническое обслуживание и текущий ремонт системы охлаждения двигателя трактора»

Цели

Формируемые компетенции согласно ФГОС

Дидактическая (обучающая)

создать условия для изучения, осмысления и первичного применения блока новой учебной информации по изучаемой теме для формирования компетенций ПК 1.1. Осматривать техническое состояние систем, агрегатов и узлов строительных машин; ПК 1.2. Демонтировать системы, агрегаты и узлы строительных машин и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей; ПК 1.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин.

Развивающая

способствовать формированию коммуникативных способностей (ОК-5), умений анализировать и осуществлять поиск информации (ОК-4), умений ставить цели и мотивировать свою деятельность (ОК-2); умений анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, умений нести ответственность за результаты своей работы (ОК-3)

Воспитательная

формировать умение работать в группе, коллективе (ОК-6), понимать коммуникативную сущность и социальную значимость своей профессии (ОК-1).

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: частично-инновационный

Методы обучения: информационный, репродуктивный, проблемно-поисковый, наглядный способ работы.

Форма учебной деятельности: индивидуальная, групповая

Средства обучения: средства мультимедиа, информационный материал, рабочие листы

Межпредметные связи: ОП. 06 «Безопасность жизнедеятельности», ОП. 07 «Охрана труда», МДК 02.01 «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей»

Внутри предметные связи: темы «Система охлаждения двигателя», «Система технического обслуживания и ремонта ДСМ»

Источники информации:

Основные источники:


Гладов Г.И. Тракторы: Устройство и техническое обслуживание(1-изд)уч.пос., НПО, 2018 ИЦ "Академия"

Полосин М.Д. Техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительных машин. Учебник для НПО. - - М.: ИЦ "Академия", 2019 

Родичев В.А. Учебник тракториста категории "С". Учебник. - М.: ИЦ "Академия", 2004

Дополнительные источники:

Акимова А.П., Лиханов А.А.Справочная книга тракториста-машиниста. Категории А, В, г. - М.: Колос, 1994

Батищев А.Н.Справочник мастера по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка(1-изд)уч.пос., НПО, 2008 ИЦ "Академия" 

Полосин М.Д.Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов (1-изд)у ч.пос., ПП, 0079.2008 ИЦ "Академия" Устройство дорожно-строительных машин.

Интернет-ресурсы:

https://traktor-remont.1c-umi.ru/

https://vseomtz.ru/


Материально-техническое оснащение урока: средства мультимедиа, информационный материал, рабочие листы

Ход урока

п/п

Этап урока

Время,

мин

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Цели, задачи

Приемы, методы

1

Организационный момент


1

Эмоционально-положительный настрой обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему урока. 

Вступительная беседа

Слушают, настраиваются на работу


Здравствуйте! Сегодня мы будем говорить о ТО и ТР системы охлаждения двигателя СМ.

Мы вспомним устройство системы охлаждения. Это поможет нам в освоении темы. В ходе урока мы будем обращаться к слайдам презентации, посмотрим несколько видеороликов, составим таблицу неисправностей системы охлаждения, определим работы, выполняемые при ТО СО, составим дефектную ведомость ремонта водяного насоса

2

Ориентировочно-мотивационный этап

2.1.

Актуализация базовых знаний теме «Система охлаждения ДВС»


6

Обеспечить понимание необходимости изучения темы

привести в систему знания, полученные ранее о системе охлаждения


Фронтальная беседа

Тестовое задание

Выполняют тестовое задание


Приложение 1. Устройство системы охлаждения

Проверка выполненного задания

Ж, 2- б, 3 – г, 4 – д, 5 – а, 6 – в, 7 – в

Разбор ошибок.

Заполнение листа личных достижений:

«5» - о ошибок,

«4» - 1 ошибка

«3» - 2-3 ошибки


2.2.

Формулировка проблемы, целеполагание

2

Способствовать самостоятельному формулированию студентами проблемной ситуации на уроке

Организующая беседа


Отвечают



Как вы думаете какие проблемы могут возникнуть при неисправностях в системе охлаждения ДВС?

- Постарайтесь определить проблему, которую нам предстоит решить на сегодняшнем занятии



-Выявить неисправности, и их причины, определить способы устранения неисправностей

3

Информационно-поисковый этап


16

Способствовать формированию новых знаний, компетенций

Познакомить с видами неисправностей СО, их причинами, определить работы, выполняемые при ТО и ТР СО

Составление таблиц: «Неисправности СО»

«Работы ,выполняемые при ТО и ТР СО»



У Вас на столах рабочие листы «Неисправности СО» (прил. 2), используя ранее полученные знания и личный опыт заполните их, определив причины неисправностей, подумайте какие из них наиболее опасные

Проверим, что у вас получилось. Если вы заполнили карту на 90% - поставьте себе в таблицу учебных достижений «5», на 80% - «4», на 70% - «3» (прил. 2)

Однажды я услышала беседу двух водителей-механиков, один из которых жаловался другому, о том, что боится попасть перегрева двигателя. Так как себя вести не знает.

Чтобы минимизировать опасность данной ситуации помогите водителю, составьте алгоритм действий: возьмите КОЗ «Работы, выполняемые при ТО» (прил. 3). Ваша задачи провести ранжирование. Возьмите лист со список работ выполняемых при ТО, определите какие из них выполняются при ЕТО, ТО-1, ТО-2, СО

Проверим, что у вас получилось. Если вы выполнили ранжирование верно на 90% - поставьте себе в таблицу учебных достижений «5», на 80% - «4», на 70% - «3»

Слушают

Выполняют задание


Оценивают




Выполняют задание

Оценивают


Работают с КОЗ






Оценивают


4

Рефлексия




Привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения обучающимися нового учебного материала.  







6

Первичное закрепление материала

Выполнение тестового задания (прил. )

10


Моделирование рабочей ситуации

Составление дефектной ведомости «Неисправности водяного насоса»

Просмотр видеоролика

3

Подведение итогов урока

Фронтальная беседа


Проверка первичных знаний. Выполнение тестового задания «Неисправности и ТО системы охлаждения ДВС» (прил. 4)

Проверка выполненного задания

- а, 2- б, 3 – а, 4 – б, 5 – а, 6 – в, 7 –г

Разбор ошибок.

Заполнение листа личных достижений:

«5» - 0 ошибок,

«4» - 1 ошибка

«3» - 2-3 ошибки

Выполняют тестовое задание


Перед Вами бланки дефектный ведомостей «Дефекты составляющих системы охлаждения» (прил. 5)

Вам необходимо заполнить их работая в парах. Определив название детали, ее возможные дефекты и способы их устранения

Заполнение дефектной ведомости


- Какую проблему мы поставили перед собой в начале урока?

- Получилось ли у нас найти ответ на поставленную проблему?

- Дайте оценку своей работы на сегодняшнем занятии. Для этого ответьте на вопросы анкеты:

На уроке я работал

Активно / пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

Урок показался для меня

Коротким / длинным

За урок я

Не устал / устал

Мое настроение

Стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Полезен /бесполезен

Интересен / скучен


-Выставите себе оценку за урок?

После обработки результатов ваших работ, бланков учебных достижений я выставлю оценки за урок

Отвечают






Заполняют анкету










5

Домашнее задание

1

создать условия для заинтересованности студентов в продолжение самостоятельного изучения темы.


Опережающее задание для осмысления изученного материала

Слово преподавателя


Составьте технологическую карту (алгоритм) промывки системы охлаждения и замены охлаждающей жидкости в ней.

Слушают. Записывают


Приложение 1. Устройство системы охлаждения ДВС


Выполните тестовое задание



Какой механизм, сборочная единица системы охлаждения (рис. 1):

1. обеспечивает принуди­тельную циркуляцию охлаждающей жидкости;

2. ее охлаждение;

3. ускоряет прогрев дизельного двигателя после пуска;

4. контролирует темпе­ратуру охлаждающей жидкости?

t1662029106aa.png

























5. В каких пределах находится температура охлаждающей жидкости работающего двигателя?

а) 80...95 °С;

б) 60...68 °С;

в) 70...85 °С.


6. При каком тепловом режиме уменьшается мощность двигате­ля?

а) тепловой режим не влияет на работу двигателя;

б) мощность дви­гателя снижается только при перегреве

в) мощность двигателя снижает­ся как при перегреве, так и при его охлаждении сверх допустимого предела;


7. При каком тепловом режиме снижается экономичность двигателя?

а) тепловой режим не влияет на работу двигателя;

б) экономичность дви­гателя снижается только при перегреве;

в) эконо­мичность двигателя снижается как при перегреве, так и при его охлаждении сверх допустимого предела.


Приложение 2. Неисправности системы охлаждения



Неисправность

Причина

Перегрев ДВС















Переохлаждение ДВС











Наружная утечка жидкости












Внутренняя утечка жидкости
















Приложение 3. Работы, выполняемые при ТО и ТР


Беседуют два водителя строительных машин, один из которых жаловался другому, о том, что боится попасть перегрева двигателя. Так как себя вести не знает.

Помогите водителю, составьте алгоритм действий при проведении технического обслуживания, чтобы минимизировать опасность перегрева двигателя.

Определите какие из предложенных ниже работ выполняются при ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО-3, СТО



Проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе


Промыть систему охлаждения содосодержащим раствором


Смазать подшипники водяного насоса


Проверит работу термостата


Проверить работу датчика и указателя температуры


Проверить работу шторок и системы обогрева салона


Проверить натяжение ремня вентилятора


Отрегулировать натяжение ремня вентилятора


Проверить крепление радиатора и патрубков


Осмотреть радиатор, водяной насос, патрубки на наличие подтеков

































Приложение 4. Неисправности и ТО системы охлаждения ДВС


Выполните тестовое задание


1. К каким последствиям может привести рабо­та двигателя без термостата?

а) ухудшаются тепловой ре­жим двигателя, условия смазки и смесеобразова­ния;

б) переохладится двигатель (в зимнее вре­мя);

в) ускорится износ деталей двигателя.


2. Что произойдет в системе охлаждения ди­зельного двигателя при обрыве ремня привода вентилятора?

а) остановится вентилятор;

б) прекратят работу вентилятор, водяной насос, ге­нератор;

в) не будет действовать водяной насос.


3. Что произойдет при отложении накипи в си­стеме охлаждения двигателя?

а) ухудшится работа радиа­тора, может возникнуть перегрев двигателя;

б) в работе системы охлаждения изменений не прои­зойдет;

в) в теплое время года двигатель долго не нагревается.


4. Механизатор обнаружил, что двигатель пере­грелся. Что он должен предпринять?

а) остановить трактор на 5 мин, а затем продолжить работу;

б) остановить трак­тор, установить причину перегрева двигателя, за­тем продолжить работу;

в) остановить двигатель, установить и устранить причину перегрева двига­теля.



Какие основные работы выполняют по си­стеме охлаждения дизельных двигателей Д-240:

(соотнесите вопрос – ответ)

5. при ЕТО;

6. при ТО-1;

7. при ТО-3;

8. при СТО?

а) выполняют операции пре­дыдущего технического обслуживания; смазывают подшипники водяного насоса, проверяют работу указателя температуры воды и крепление вентиля­тора;

б) проверяют уровень воды в радиаторе; осматривают радиатор, водяной насос и при необ­ходимости устраняют течь воды; регулируют натяжение ремня вентилятора;

в) выполняют операции предыдущего технического обслуживания; промы­вают систему охлаждения, удаляют с помощью специального раствора шлак и накипь;

г) выпол­няют операции очередного технического обслужи­вания; проверяют работу шторки, термостата, си­стемы обогрева кабины; промывают систему ох­лаждения.













Приложение 5. Дефектная ведомость



название

Возможные дефекты

Способы устранения

Радиатор

t1662029106ab.jpg







Термостат

t1662029106ac.jpg









Водяной насос


t1662029106ad.jpg














Рубашка охлаждения


t1662029106ae.jpg













Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.