Методическая разработка занятия «Техника перелепки в анимации»
Методическая разработка занятия
«Техника перелепки в анимации»
Карева Светлана Анатольевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО
«Центр творчества «Темп»
г. Амурска Хабаровского края
Амурск
2021
Тема: «Техника перелепки в анимации»»
Тип занятия:
- по дидактическим целям: урок изучения нового материала;
- по этапам формирования навыка: вводное занятие;
- по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: занятие-практикум;
- по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса: занятие коллективного способа обучения;
- по приоритетно используемому методу обучения: проблемное занятие;
- по типу межпредметных связей: медиазанятие.
Вид занятия: Занятие – творческая мастерская.
Цель занятия: Ознакомление обучающихся с алгоритмом анимации в технике перелепки
Задачи:
Выявить сущность перелепки как способа визуализации превращения в анимации
Выделить этапы техники перелепки
Разработать мини-сценарий
Создать героев
Апробировать технику перелепки в процессе съёмки
Проанализировать полученный эффект
Планируемые результаты:
Предметные:
- обучающиеся получат представление о технике перелепки;
- апробируют технику перелепки в процессе анимирования и съёмки;
- разовьют умения составлять схему этапов техники перелепки, работать по ней
Метапредметные:
Регулятивные
-планировать свои действия в соответствии с целью занятия;
-сравнивать, сопоставлять, выявлять характерные признаки объектов;
-осуществлять самокоррекцию, самооценку;
Коммуникативные:
-работать в команде, участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свое мнение, оценивать действия партнера, уметь полно и точно выражать свои мысли;
Познавательные:
-решать поставленную проблему разными способами;
-искать пути реализации замысла, воплощать его в продукте;
-моделировать;
- демонстрировать готовый продукт;
Личностные:
- у обучающихся будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Методическое оснащение:
Материально-техническая база:
-кусочки пластилина 3 цветов по числу обучающихся для распределения по группам,
-экран
-4 компьютера,
-3 фотоаппарата,
-3 CD-карты,
-3 картридера или шнура для импорта фотографий в компьютер,
-3 штатива,
- листы для создания схем по числу обучающихся ,
- карандаши по числу обучающихся ,
- наборы пластилина, доски и стеки по числу обучающихся,
- фоны 3 цветов для размещения персонажей.
Дидактическое обеспечение:
-таблицы раскадровок для этапов техники перелепки, (Приложение 1)
-ролики для демонстрации (Видео 1,2), викторина «Превращения в сказках» (Приложение 2)
-mp 3-файл звука превращения
Ход занятия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-Внимание, ребята, сейчас я включу фрагмент мелодии, который, кроме того, что станет сигналом начала занятия, еще и будет началом обсуждения его темы. Готовы?
(звук превращения)
«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Итак, какие представления у вас возникли? С чем ассоциируется данный фрагмент мелодии? (волшебство, превращение)
-Что такое превращение? (это перевоплощение одного героя или предмета в другой)
-Где в основном происходят превращения?
-Верно, превращение-это одна из главных характеристик сказки
-Какие вы можете вспомнить примеры превращений? Например, в сказке «Золушка»?
-Как вы думаете, как и с помощью чего в фильмах и мультфильмах создаётся эффект превращения?
-Разными способами, верно, многие из которых для нас пока загадка.
-Хотите разгадать один из этих способов?
-Смотрим фрагмент мультфильма
Видео «ВОРОНА 1»
-Узнали? Как называется мультфильм?
- Как называется данный вид анимации?
- Какие превращения вы здесь увидели?
-Кто-нибудь догадался, как это создается?
(Я тоже сначала не догадалась, а потом знаете что сделала? Замедлила видео, чтобы по-кадрово рассмотреть, и вот, что получилось
Видео «ВОРОНА 2»
-Теперь можете предположить?)
-Какое геометрическое тело является промежуточным между превращениями?
-Как бы вы назвали эту технику анимации превращения?
-Как вы думаете, какая цель у нас на занятии сегодня?
-Верно, мы попробуем создать мини-мультфильм в технике…?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД
-Так, всё готово, пойдем сразу снимать?
-Какая последовательность создания даже мини-мультфильма?
УСВОЕНИЕ НОВОГО СПОСОБА
-Итак, первый этап-обдумывание сценария.
-А вот мы с вами уже знаем этапы создания мультфильма. А мы можем, используя технику перелепки, создать мультфильм об этих этапах?
-Какие предметы можно слепить для каждого этапа? (блокнот-сценарий, инструменты для лепки или простой персонаж сказки , например, колобок-создание персонажей, фотоаппарат-съёмка, ноутбук-монтаж, кубок-просмотр, награждение)
1 Этап – Раскадровка (таблицы)
-Составим примерную схему перелепки-раскадровку
-Какой предмет мы нарисуем в 1 квадратике?
-А во втором?
-Какой момент будет в нашей схеме повторяться несколько раз?
-Верно, между этапами (предметами) промежуточным предметом будет шар.
-Какой предмет мы нарисуем в 3 квадратике?
-Закончите раскадровку самостоятельно
Составление раскадровки
-Проанализируем.
-Скажите, вот вы слепите блокнот, потом будете снимать, как он постепенно превращается в круг, потом из круга будете долго лепить героя . А что проще-ломать или строить( как говорится)? А что можно сразу сделать, чтобы ускорить процесс съёмки, если учесть, что при монтаже можно все кадры поменять местами и даже смонтировать их в обратном порядке?
-Верно, сразу все слепить, а при съемке разлеплять, превращая в круг!
-«Ловушка» Еще вопрос-сколько шаров нужно слепить? Обязательно?
-Верно, достаточно одного шара
Объединение в малые группы
-Чтобы каждый попробовал создать превращение, я предлагаю вам объединиться в 3 группы. У каждого из вас кусочек пластилина определённого цвета. Пересядьте в группы по цвету пластилина.
-Все ваши герои-этапы мультика-должны быть этого цвета, лишь с небольшими добавлениями других цветов!
-Распределите, кто какой образ этапов создания мультфильма будет лепить.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
2 Этап – Лепка
-Ребята, каким размером примерно должно быть изображение каждого героя, этапа, если учесть, что между ними должны быть промежутки? (одинаковыми)
- Какой предмет можно создать первым, чтобы на него все ориентировались по размеру? (промежуточный шар)
-Верно, если слепить шар, каждый будет лепить в соответствии с его величиной. Приступаем
Лепка героев в малых группах
(Во время лепки – проведение викторины «Превращения в сказках» (Приложение 2)
-Молодцы. Теперь проверьте себя - сверьте героев с шаром
-Какой следующий этап?
3 Этап – Анимирование и съемка
-Вот фоны, на которых я предлагаю вам при анимации размещать своих героев. Каждая группа может выбрать цвет фона.
-«Ловушка» Например, группа жёлтых может выбрать жёлтый фон
-Правильно, нужно выбирать контрастный цвет фона
-Предлагаю провести генеральную репетиции съёмки на местах. Попробуйте «проиграть» процесс перелепки ваших предметов, пока просто заменяя один предмет на другой.
-Что вы будете делать, чтобы от героя перейти к шару? (сминать героя)
-Просто сминать или как? (приближаясь к форме шара)
-Какая группа готова продемонстрировать?
Демонстрация и обсуждение репетиции съёмки
-Хорошо, приступаем. Распределите роли
-Подготовьте героев для 1 кадра.
-Размещаем героев на фоне.
-Каким планом будем снимать?
-Как мы будем устанавливать камеру?
Коллективная анимация и съёмка. Взаимоконтроль
-Проверим, что у нас получилось? (просмотр кадров в фотоаппарате каждой группы)
-Какова наша задача на следующем этапе создания мультфильма? (смонтировать)
4 Этап – Коллективный монтаж
-Монтируем кадры так, как мы их сняли, или есть особенность?
(монтируем, размещая их то в прямом , то в обратном порядке)
-Сминание каких героев мы монтируем в прямом порядке?
-Сминание каких героев мы монтируем в обратном порядке?
КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
-Предлагаю группам просмотреть полученные мультфильмы и обсудить.
-Что получилось, и какие будут предложения?
-Скажите, а эти мультфильмы могут стать для начинающих аниматоров учебными? На каком этапе?
-Конечно, его просмотр хорошо запомнится ребятам.
-Что тогда нужно доделать, чтобы было понятно, о чем идёт речь?
-Как можно назвать мультфильмы?
РЕФЛЕКСИЯ
-Скажите, какой техникой мы сегодня воспользовались?
-Когда мы можем применять технику перелепки?
-Обсудите и откройте на своих компьютерах картинку того этапа, который вам сегодня больше понравился на занятии
-Молодцы, спасибо за работу.
Список используемых источников:
Арнольди Э. Жизнь и сказки Уолта Диснея. Л.: Искусство, 1968.
Бабиченко Д. Искусство мультипликации. М.: Искусство, 1964
Довгялло Н. Техника и материалы в анимационном фильме/ Н. Довгялло//
Искусство в школе. №3. – 2007.
4. Иванов-Вано И.П. Советское мультипликационное кино. М.: Знание, 1962.
5. Маэстри Дж. Секреты анимации персонажей. - СПб.: Питер, 2002
Приложение 1
Таблица для раскадровки
Приложение 2
В сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане" князь Гвидон превращался:
в шмеля
в кузнечика
в бабочку
в осу
В сказке Ш.Перро "Кот в сапогах" великан-людоед превращался:
в лису
в тигра
в кролика
в мышь
В сказке Г.Х. Андерсена одиннадцать братьев превратились:
в лошадей
в синиц
в лебедей
в снегирей
В сказке С. Аксакова "Аленький цветочек" чудовище превратилось:
в короля
в принца
в колдуна
в ведьму
В сказке Ш. Перро "Золушка" тыква превратилась:
в карету
в хрустальные туфельки
в платье
в лошадь
В русской народной сказке "Царевна - лягушка" лягушка превращалась:
в царевну
в дедушку
в бабушку
в принцессу
В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» братец не послушался сестрицу и превратился:
в поросеночка
в котеночка
в теленочка
в козленочка
В русской народной сказке «Морозко» Иванушка превратился:
в короля
в коня
в медведя
в кощея
В сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» мачеха и её дочь превратились:
в белочек
в кроликов
в собак
в свиней
Потамошнева Наталья Алексеевна