Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Три склонения существительных»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе,
учитель Фетисова Е.Н. , филиал МБОУ ТСОШ №1 в с.Полетаево
УМК: Учебник «Русский язык. 5 класс», под редакцией Ладыженской Т.А., Москва «Просвещение» 2014 год.
Тема : «Три склонения существительных».
Цель: расширить понятийную базу о склонении существительных; выработать умение различать существительные разных склонений; формировать умение использовать знаково-символические средства; развивать умения формулировать собственное мнение.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Методы и приемы: метод проекта, проблемная задача, словесный метод, наглядно-иллюстративный, практическое исследование.
Применяемые технологии: игровая технология, проектная, технология критического мышления.
Оборудование: компьютер, презентация в программе PowerPoint, интерактивная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, сигнальные карточки.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Цель: формирование у обучающихся умений распознавать склонения имён существительных по окончанию и по роду.
Задачи:
Образовательные: обучить определять склонения имен существительных, опираясь на содержание таблиц и схем; уточнить понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
Развивающие: научить систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость; отрабатывать орфографическую грамотность.
Воспитательные: обучение самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности;воспитывать потребность в овладении грамотным письмом,умение работать в паре и группе; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартных форм, используемых на уроке.
Планируемый результат:обучающиеся должны уметь определять склонение имен существительных, объяснять языковые явления
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
||||||||||||||||||
I. Мобилизующее начало урока. Эмоциональный настрой. Подготовка учащихся к работе на уроке. |
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте открыть новые знания товарищам и гостям. Садитесь. Настройтесь на деловой разговор. Мы начинаем работу. |
Ученики настроились на работу, проверили на столах наличие школьных принадлежностей. Поприветствовали друг друга. |
Словесная форма. Постановка проблемного вопроса. |
Личностные УУД:умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД:умение организовать выполнение заданий учителя. |
Психологический настрой учителя и учащихся. |
||||||||||||||||||
Актуализация знаний и фиксирование инд.затруднения в пробном действии. |
Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока. -Давайте обратим внимание на оформление нашего класса. Эпиграф к уроку: Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. /Пословица/ |
Определение цели учебной деятельности. Формулировка темы урока |
Беседа Иллюстративно-словесный метод. |
Личностные УУД: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, осознано строить речевые высказывания. |
Учащиеся читают и анализируют теоретический материал учебника Отработка умений высказывать свою мысль |
||||||||||||||||||
Организует повторение изученного. Введение в проблему, обеспечение целеполагания и мотивации учителем и учениками совместной деятельности. Подготовка к основному этапу урока. |
Что называется склонением? Как определить склонение у существительного? Что значит просклонять имя существительное? Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Назови. Какие имена существительные относятся к 2 склонению? Назови. Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Назови. Сколько падежей в русском языке? Работа в группах. 1 группа. Выделите окончания, определите род у следующих существительных: распутица, струя, юноша. Сделайте вывод: какие существительные относятся к 1-ому склонению. 2 группа. Выделите окончания, определите род у следующих существительных: облако, грач. Сделайте вывод: какие существительные относятся ко 2-ому склонению. 3 группа. Выделите окончания, определите род у следующих существительных: трель, сирень. Сделайте вывод: какие существительные относятся ко 3-ему склонению. Вывод. Сделаем вывод, как определить склонение имён существительных. |
Дети отвечают на поставленные вопросы Работают в группах, распределяют данные в карточках. Делают вывод, оценивают познавательную деятельность. |
Беседа. Групповая работа. Практический метод. |
Личностные УУД: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Познавательные УУД: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. ПознавательныеУУД: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные УУД: эффективно сотрудничать в группе, устанавливать рабочие отношения, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Личностные УУД: оценивание |
Развитие умения составлять монологическое высказывание. Применение нового знания в типовых заданиях. |
||||||||||||||||||
Физминутка. Релаксация и смена видов деятельности |
По тропинкам мы гуляли, На полянке поскакали, Подружились мы с тобой. Нам пора теперь домой. |
Выполняют упражнение. |
Коллективный метод |
||||||||||||||||||||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде. |
Учитель предлагает выполнить упражнение упр.517 учебника. |
Уч-ся выполняют задание, выделяют окончания (работа в парах), анализируют объект с целью выделения признаков, проговаривают вслух. |
Познавательные УУД: умение находить нужную информацию. Личностные УУД:формирование навыков самоанализа и самоконтроля, устойчивой мотивации к обучению, способности самооценки своих действий. |
||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
В каждом столбике найти ошибки. Правильно перетащить имена существительные по типам склонения.
|
Учащиеся выполняют задание, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. |
Формирование адекватной самооценки. |
Развитие умения самостоятельно мыслить |
|||||||||||||||||||
Включение в систему знаний и повторения |
Учитель раздаёт уч-ся рисунки или иллюстрации, просит выполнить задание: Описать картину, используя существительные разного склонения. |
Уч-ся письменно составляют текст по картине. |
Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. Развивают способность самооценки своих действий |
Развитие умения самостоятельно мыслить |
|||||||||||||||||||
Рефлексия. |
Учитель подводит итоги урока. Ребята, какая тема урока сегодня у нас была? Чему научились на уроке? Пополнили ли свои знания? Учитель организует самооценку результатов уч-ся на уроке. |
Уч-ся отвечают на поставленные вопросы |
Беседа |
Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании, Личностные УУД: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Умение оценивать себя. |
||||||||||||||||||
Домашнее задание. |
§95упр520 с63 |
Записывают задание в дневник. |
Полное понимание способа и важности выполнения домашнего задания. |