Технологическая карта урока информатики в 5 классе «Носители информации»

1
0
Материал опубликован 23 February 2017 в группе

Технологическая карта урока


Предмет Информатика и ИКТ
Класс 5

Учитель Алдошина А.В.
Автор УМК Босова Л.Л.
Тема урока_ Носители информации .
Тип урока изучения и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Планируемые результаты:

а) формирование представления о древних и современных носителях информации (предметный результат)

б) развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления (метапредметный результат)

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью (личностный результат)

Формы деятельности: Индивидуальная, групповая

Формы обучения: лекция

Ресурсы: ПК учителя, ПК учащихся медиапроектор, интерактивная доска, презентация по теме, кроссворд

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Организационный этап (3 минуты)

Приветствие учащихся. Проверка явки учащихся и их готовности к занятию. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

- проверка подготовленности классного помещения к занятию;

- организация внимания школьников

 

   

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

самоконтроль

Актуализация знаний (5 минут)

Актуализация опыта обучающихся.

Диалог-опрос о памяти.

Как человек хранит информацию? ( В собственной памяти или во внешних хранилищах информации)

Какими свойствами обладает память человека? (Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается)

Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной? (Потому, что мы можем быстро ей воспользоваться)

Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти. (Достоинство внутренней памяти - быстрота воспроизведения информации, а недостаток - со временем часть информации забывается. Достоинство внешней памяти - большие объемы информации хранится долго, а недостаток - для доступа к определенной информации требуется время (например, чтобы подготовить реферат по предмету необходимо найти, проанализировать и выбрать подходящий материал)

Отгадайте ребусы:

(носитель)

 

(информация) (слайд 2)

Отгадав ребусы, расшифруем тему сегодняшнего урока. Какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Носители информации)

Итак, запишите в тетради число и тему урока «Носители информации».

Задаёт вопросы.

формирова-ние желания выполнять учебные действия, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

поиск и выделение необходимой информации,умение анализировать, выделять и формулировать задачу

умение осознанно строить речевое высказывание

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

3. Первичное усвоение новых знаний. (15 минут.)

Получение обучающимися новых знаний.

Давайте начнем изучение темы «Носители информации» просмотром видеоролика.

Вопрос: - Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?

Ответы учеников: Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи.

(В процессе обсуждения выводится определение носителя информации и затем записывается в тетради)

Определение: Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. Запишем в тетрадь.

- Самостоятельно прочитайте §1.4 учебника и ответьте на вопрос:

На какие виды разделяют носители информации?

Ответы учеников: Древние и современные.

Итак, вы познакомились с древними носителями информации и выяснили:

1) Песок, земля, камень – это первые носители информации, они являются естественными;

2) Папирус, пергамент и бумага – основные древние носители информации, они являются искусственными, так как их создал человек.

Сейчас мы более подробно остановимся на современных искусственных носителях информации.

В современном обществе можно выделить четыре основных вида носителей информации:

1) бумажный;

2) магнитный;

3) оптический;

4) на микросхемах.

1) Бумажные носители информации

Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т.д), которые в свою очередь являются бумажными носителями информации

Первые вычислительные машины работали на перфокартах. Перфокарты делали из плотной бумаги - картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» - перфоратора наносили отверстия в виде небольших дырочек. Перфолента впервые появилась в 1846 году и использовалась для того, чтобы посылать телеграммы.

2) Магнитные носители информации .

В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента. Магнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации. Далее магнитная лента получила огромное признание и распространённость в форме компакт-кассет (стриммеров).

Стриммеры (стрим - картриджи)- устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации. Внутри данного носителя находится магнитная лента.

В первых ЭВМ (электронно - вычислительных машинах) информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках.

(Объяснение учителя сопровождается демонстрацией магнитных дисков.

На каждую парту раздается одна дискета для « исследования» ее учащимися.

В современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители:

1) дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт).

Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства, которое записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.

На сегодняшний день этот носитель информации почти вытеснен более удобными и надежными.

2) жесткий магнитный диск (винчестер) (хранит 100 000 и более дискет). Интересна история названия «винчестер». Один из первых жестких дисков имел маркировку 30/30.Так когда-то маркировался калибр охотничьего ружья марки» винчестер». Вот отсюда получил свое название жесткий диск, которое закрепилось за ним до сегодняшнего времени. Винчестер находится в системном блоке компьютера. Он состоит из несколько десятков магнитных дисков, размещенных на одной оси, которые помещены внутрь жесткого металлического корпуса. Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя наклонять и переворачивать в процессе работы).

3) Оптические носители информации .

Самым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски

Лазерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD-дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании - лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.

Различают CD и DVD диски.

Вопрос: - Какую информацию можно записать на CD и DVD- диски?

Ответы учеников: DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию.

По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды:

CD-ROM, DVD-ROM- предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д

CD-R, DVD-R-записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя.

CD-RW, DVD-RW- записать информацию на такой диск можно несколько раз.

Флэш-диски Flash-память это энергозависимый тип памяти, позволяющий записывать и хранить данные в микросхемах. Обеспечивают высокую сохранность данных, а также очень удобны и просты в использовании.

Flash-память представляет собой микросхему, помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для считывания или записи информации карта памяти вставляется в специальные накопители через USB-порт.

Объясняет новый материа.

Демонстрация ЭОР.

Даёт задание прочитать параграф..

Даёт задание составить конспект параграфа.

формирова-ние ответствен-ного отношения к учению

подведение под понятие, знакомство с новым понятием, выведение следствийпостроение логической цепи рассуждений

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

 

4. Первичная проверка понимания (3 минуты)

Диалог - опрос: Как человек хранит информацию?
Какими свойствами обладает память человека?
Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной?
Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.

Задает вопросы

 

Поиск и выделение информации.

Умение структурировать знания.

Умение строить речевое высказывание.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Контроль и оценка процесса и рез-тов действия.

Классификация объектов.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений

.

 

Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

.

Прогнозирование.

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция.

Постановка вопросов.

5. Первичное закрепление. Работа с клавиатурным тренажером на компьютере. (15 минут)

Определение вида носителя информации. На доске кроссворд по теме урока. Необходимо его разгадать с применением полученных знаний на уроке.
Объясняет в каком текстовом редакторе и при помощи какого задания учащиеся будут пробовать вводить и редактировать данные для того, чтобы закрепить полученные знания

Задания на интерактивной доске.

Задание 1: Тренажёр "Определение носителя информации" (вариант ученика).swf. Используя функцию Drag and Drop (Тащи и бросай) интерактивной доски, учащимся необходимо заполнить схему.

Задание 2 . Определите вид носителя информации .

На доске записаны виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски, винчестер, флэш-память и др.

Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением.

Даёт учащимся задания на интерактивной доске

осознание своих возможнос-тей

способность и умение учащихся производить простые логические действия,использовать знаково-символические средства, формирование и развитие ИКТ-компетентности

формирование умения объяснять свой выбор, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных задач

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 минута)

Домашнее задание. Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. 1.§5 Читать2. Ответить на вопросы после параграфа. 3. Придумать кроссворд по пройденной теме

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

 

Слушание учителя и запись домашнего задания

Развитие регуляции учебной деятельности.

 

7. Развитие регуляции учебной деятельности. (2 минуты)

Предлагается ответить на вопросы: Выполнили ли мы все поставленные задачи? Что нового вы узнали на этом уроке? Какой материал поняли полностью или частично?

Задает вопросы и корректирует ответы учеников

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

структурирова-ние знаний

умение осознанно строить речевое высказывание

адекватно оценивать свои достижения и полученные знания

Список использованных источников:

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010

Босова Л.Л. Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации