Технологическая карта к открытому уроку по станковой композиции
Технологическая карта урока.
Тема урока ,его место в целом программы.
«Станковая композиция от замысла к законченному цветному эскизу на основе полученных знаний.2-3 фигурная композиция.»
Виды контрастов в станковой композиции. В рамках дополнительной общеобразовательной программы художественно –эстетической направленности по предмету «Композиция станковая»(8 лет обучения .Возраст детей 10-11лет)
Урок ,по данной теме ,проводится в 4 классе детской школы искусств .
Длительность выполнения темы : 2 урока по 2 ак час
План урока 1 урока :
Наименование этапа урока время в минутах на каждый этап урока
1 урок Выполнение эскиза на заданную тему
1.Организационный момент 5 мин.
2.Постановка цели и задач урока. 5 мин.
4.Углубление знаний по теме урока 10 мин
Работа с теоретической информацией.
5 Выполнение практической работы 20 мин.
6 перерыв на 10 мин перемену
7.Первичная проверка понимания задания . Обсуждение. 5 мин.
8 Продолжение выполнения практической работы 20 минут
Выполнение подготовительного фона -имприматуры
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) 10 мин
10 Задание на дом 3 мин
11.Заключительное слово учителя 2 мин
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие учащихся ,сообщение темы урока и цели урока ,проверка посещаемости ,проверка готовности к уроку
2.Сообщение темы ,цели урока
3 Повторение пройденного материала, обсуждение домашних заданий
Преподаватель: Здравствуйте ребята .Сегодня на нашем уроке по станковой композиции мы выполним линейные эскизы на тему «История о моем любимом питомце» вы можете выполнить эскиз в котором нарисуете себя и свое домашнее животное ,это может ваше впечатление от поездки в цирк ,в зоопарк ,возможно вы нарисуете себя и животное о котором мечтаете
I И целью нашего урока будет знакомство с основными видами контрастов в изобразительном искусстве.
II Задачи Мы поговорим о том что контраст является главным изобразительным средством в композиции. Что художник как режиссер может придумывать ситуации ,выявляющие различия, что сделает произведение менее предсказуемым, привлечет внимание зрителя и наполнит энергией.
Давайте поиграем в противоположные слова по смыслу. Я вам называю «белое» вы мне
Дети отвечают «черное»
День –ночь
Высокий –низкий
Толстый-тонкий(худой)
Старый-молодой
Чистота-грязь
Жарко-холодно
Мальчик-девочка
Злой- добрый
Предлагайте еще пары контрастов!
Мокрый-сухой, красивый-некрасивый, противоположные цвета в цветовом круге .теплый-холодный, желтый-фиолетовый ,зеленый-красный
Вот как много контрастов вы мне назвали. Молодцы ребята.
Этому учил и великий мастер Итальянского возрождения Леонардо да Винчи в «трактате о живописи»: «В своих сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим ,и тем больше ,чем они будут ближе ,то есть безобразный по соседству с прекрасным ,большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым . Рядом с высоким ставить низкого ,с толстым худого ,с одетым в бархат с его тяжелыми и мягкими складками-фигуру в шелку ,дающему мелкие и острые складки. И так следует разнообразить ,насколько это возможно!
Давайте выполним подготовительный фон(имприматуру )для своей работы будем использовать сложные, смешанные цвета.
Давайте посмотрим, какие сложные и красивые фоны получились у всех вас.
Что больше понравилось в выполнении этой работы?
На следующем уроке мы с вами будем рисовать своих любимых животных . В своих эскизах вы расскажете, как вы любите с ними играть ,что они больше всего любят делать ,может вы помогаете животным на улице ,может это животное из вашей любимой книги или кинофильма. Подумайте ,что бы вы хотели нарисовать. На следующем уроке мы поговорим на эту тему. И порисуем эскиз в котором нарисуете себя и своего любимого питомца.
2 урок Выполнение эскиза в цвете на заданную тему
1.Организационный момент 5 мин.
2. Повторение пройденного материала .Постановка цели и задач урока. 5 мин.
4.Углубление знаний по теме урока 10 мин
Работа с теоретической информацией.
5 Выполнение практической работы 20 мин.
6 перерыв на 10 мин перемену
7.Первичная проверка понимания задания . Обсуждение. 5 мин.
8 Продолжение выполнения практической работы 25 минут
Выполнение цветного эскиза на подготовленном фоне-имприматуре
9 Рефлексия .обсуждение готовых эскизов 8 мин
10Заключительное слово учителя 2 мин
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие учащихся ,сообщение темы урока и цели урока ,проверка посещаемости ,проверка готовности к уроку
2.Сообщение темы ,цели урока
3 Повторение пройденного материала, обсуждение домашних заданий
III Повторение пройденного материала
На прошлых занятиях мы проводили подготовительную работу для создания своей композиции. Делали наброски с натуры людей ,продумывали в эскизах тему и идею своей будущей картины. Мы заранее сделали цветную подложку (покрыли сложным, с применением фактуры цветом)
Кто мне напомнит для чего мы это делали?
Дети :на прошлом уроке мы изучали творчество старых мастеров Рубенс ,ван Дейк, узнали о важности подготовки фона ,поверхности .Это делалось для цельного восприятия произведения ,для передачи глубины образа. ,передачи художественного состояния, настроения. Создавало ощущение что это написано сложно и дорого .Получались интересные фактурные вещи. Как живописная среда, везде проникает и произведение воспринимается цельно. А цельность один из основных .законов композиции.
Да ,на прошлом уроке выполняли живописный фон для будущего эскиза.
Хорошо .Молодцы.
Сегодня опираясь на полученные знания мы выполним свои эскизы ,проверим их на наличие контрастов и усилим их действие.
Сегодня
В композиции ,а так же и в живописи важен контраст, с его помощью можно выделить главное, привлечь внимание зрителя. Самый сильный контраст –это композиционный центр картины. Куда в первую очередь будет устремляться взгляд зрителя.
Существуют контрасты восприятия ,формы и содержания
Восприятия | Формы | содержания |
| Белый/ черный | |
Фигура/фон | Светлый /темный | Опасности |
Краевой контраст | Размеров | Пользы |
| Цвета | поведения |
| Фигур | |
| Планов | |
| Текстур | |
| Движения | |
Картина построена на множестве контрастов
Слайд №1 картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Слайд 3
Слайд 4
Композиция картины завязана на взглядах рыжебородого стрельца и Петра Первого.В первую очередь наше внимание обращается к светлой рубахе стрельца. который как бы возвышается над толпой. Василий Суриков специально не накинул этому стрельцу кафтана, чтобы еще больше усилить контраст светлого и темного. Красные пятна в картине заставляют наш взгляд двигаться вниз, вверх, право-лево.И двигаясь в след за взглядом стрельца видим отдельно стоящую фигуру Петра1.
Кто мне сможет назвать контрасты ,которые применил художник в картине?
Светлое(белое) на темном
Красный цвет сам по себе ярок и контрастен
Большое количество (толпа)и мало человек
Смелый/напуганный
В этой картине присутствует несколько контрастов.
Контраст формы ,т.е контраст размеров высоко /низко, много/мало ,контрасты цвета белый/черный,
Красный/белый
Контраст содержания .Здесь же изображено трагическое событие ,казнь стрельцов .Усиливается контраст зажженной свечой ,которая отражается рефлексом на белой рубахе стрельца.Он так напряжен, что воск уже капая ,попадает на его руки.
Контраст Формы,Цвета
Слайд №5 Исаак Левитан «Март» Контраст формы
В этой картине контраст цвета теплого и холодного
Контраст восприятия
В картине применен контраст восприятия. фигура /фон
Слайд №6 Картина Огюста Ренуара «Девушка в черном»
В этой картине контраст светлого лица рук с темным фоном. Здесь применен тоновой контраст.
контраст восприятия
Слайд №7 Илья Ефимович Репин «Автопортрет»
В картине применен контраст восприятия. фигура /фон
Слайд № 8
Валентин Серов портрет Ермоловой
Контраст светлого на темном и контраст цвета. Зеленоватый пиджак и красноватый фон
В этой картине контраст темного и светлого. Самым большим контрастом оказывается спина ,черное платье и белая арка которая отражается в зеркале.
Контраст восприятия
Слайд №9 Исаак Левитан « Над вечным покоем»
В этой картине художником применяется контраст форм и величин .грусти , безнадежности и надежды. Каждый островок в картине это разные по форме и освещенности треугольники .Зеленый треугольник .мыс на переднем плане. он начинает движение .Два треугольника на дальнем плане замыкают, «тормозят взгляд» Вся картина навевает грустное настроение ,и только в качестве надежды и ощущения спокойствие художником изображена маленькая церковь.
Понижение Контраста
Не всегда тональный контраст и контраст дополнительных цветов лучшее решение
Понижение контраста так же имеет значение в некоторых случаях.
Давайте рассмотрим две картины Владимира Жилинского
Слайд №10 и №11
1 картина в которой понижена контрастность как бы светится изнутри .Здесь передается настроение и впечатление от нового дома.
2 картина контрастна ,декоративна, воспринимается плоской. Но в ней совершенно другая задача. Предать яркий, солнечный день .
Слайд № 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
5 Практическая работа – 45 минут
Выполнение цветного эскиза 25х40 к сюжетной композиции. Анализ эскизов выполненных на прошлом уроке. Завершить работу над эскизом , передав движение и динамичность фигуры. Применяя полученные знания на уроке.
В этом задании мы так же будем использовать принцип силуэтного решения. Использовать контрасты формы ,контрасты светлого и темного , цветовые контрасты ,теплые и холодные цвета . Применение серого возможно. Он поможет нам расширить пространство. При выполнении композиции желательно не забывать о смысле ,те о содержании .И помнить конечно же о равновесии и цельности.
6. Первичная проверка понимания - 5 мин
Выставка работ и их обсуждение.
7.Рефлексия .Подведение итогов занятия -10 мин
8. Задание на дом --2мин
Сегодня на уроке мы поговорили о контрастах . Домашним заданием вам будет посмотреть репродукции ваших любимых художников и выписать на листочек какие контрасты в них применил художник.
9.Заключительное слово учителя
На следующем уроке мы продолжим работу над композицией. Применяя ваши цветные эскизы.
Благодарю вас за работу на уроке. Вы большие молодцы. До свидания. Урок закончен