Технологическая карта открытого урока по географии «Свойства воды», 5 класс
Цели и задачи:
- образовательная: узнать свойства
- развивающая: формировать умения выделять главное анализировать, сопоставлять и делать вывод.
- воспитательная: уметь очистить воду в походных условиях с использование подручных материалов. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предметные умения (УУД):
Познавательные УУД:
- выявлять экспериментальным путем свойства воды и описывать их
Личностные УУД:
- формировать познавательный интерес к предмету, личностное развитие обучающихся;
- развивать практические навыки исследовательской деятельности, анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы.
Регулятивные УУД:
- планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты, контролировать свое время и управлять им.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, построение речевых высказываний.
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. У вас сегодня несколько необычный урок. На нем присутствуют гости. Давайте друг другу подарим улыбку и улыбнемся гостям. Хорошо! Молодцы! Я надеюсь, что мы настроились на позитивную и продуктивную работу. И она у нас пройдет под девизом: вспомним, узнаем, научимся делать.
II. Проверка усвоения знаний.
- вспомним, Какую оболочку Земли мы начали изучать? (гидросферу)
Приведите примеры объектов, которые входят в состав гидросферы. Покажите нам их на карте.
На какие три группы мы разделили гидросферу? (мировой океан, внутренние воды, вода в атмосфере.
- Посмотрите на ваши столы и подумайте, какую работу мы будем выполнять на уроке?
(проводить опыты)
- С какой целью? (узнать о воде)
- Сформулируйте тему нашего урока (изучение воды или свойства воды)
- что мы сможем узнать о воде, (какая она, какие особенности)
-то есть на этом уроке нужно узнать как больше разных свойств воды, а результаты записать в ваши лабораторные дневники.
III. Изучение нового материала.
У: Для того, что бы узнать какими свойствами обладает вода, мы проведём опыты. Посмотрите, что у вас на столе?
Д: Посуда.
У: Да, посуда. Но она не простая, а лабораторная. И мы с вами будем проводить эксперименты.
У каждой группы одни и те же приборы, а так же карточка путеводитель, в которой написаны задания и лабораторный лист, в который будете записывать результаты, потом нам их озвучиваете.
Опыты
Опыт провожу сама, вспоминаем
Первые 2 опыта проведу я, как образец для работы, и вместе запишем первые результаты в лабораторную карту, а следующие опыты вы будете проводить в парах, результаты так же будете записывать в лабораторную карту.
По лабораторному листу прочитайте название первого опыта «Состояние воды».
По трём образцам на моем столе, определяем, в каких агрегатных состояниях может быть вода в природе.
На тарелке – лед, в бутылке – вода, жидкая, чайник кипит – газообразная.
Заполняем первый столбик таблицы (жидкая, твердая, газообразная).
Во втором столбике, что нужно записать, (примеры)
В третьем, что нужно записать (где можем увидеть), записываем.
Какой можете сделать вывод (вода может быть в 3-х состояниях), хорошо.
Результаты опыта записываем в таблице.
3 состояния воды На лабораторном листе
Состояние |
Как выглядит |
Где можем увидеть |
Твердое |
Лед, снег, град |
Лед на реке, в холодильнике |
Жидкое |
Текучая |
Летом в реке, из крана |
Газообразное |
Пар |
Облака, чайник кипит. |
Вывод: Слушаем, какой вывод сделали по первому опыту.
Опыт провожу сама, вспоминаем
Прочитайте название 2-го опыта. Цвет воды.
У меня в руках стакан с водой, я опускаю полоску, что видим, цветную полоску, еще одну, снова видим цветную полоску.
Что мы видим?
Тогда какого цвета вода?
Вывод: прозрачная
какой вывод сделаем по второму опыту. Записываем в лабораторный лист.
Все следующие свойства воды вы будете определять самостоятельно, работая в парах.
У вас в помощь карточка путеводитель, в которой написано как провести опыты.
Результаты записываете в лабораторную карту. Помогайте друг другу, если будут вопросы спрашивайте у меня или у одноклассников. Начинаем работать.
Опыт проводят сами дети. Вкус воды:
стакан №1- пресная, стакан №2 – минеральная без газов, стакан №3- солёная (навожу сама) (разлито по стаканчикам) пробуют. Результаты опыта запишите в таблице.
№ стакана |
Вкус |
Где встречается, как используем |
стакан №1 |
||
стакан №2 |
||
стакан №3 |
Вода: Слушаем, какой вывод сделали по третьему опыту.
Опыт проводят сами дети
Определить текучесть и форму воды
Для опыта используется стакан с водой, мензурка, лейка, из стакана переливают в мензурку воду. Как ведете себя вода – перетекает и принимает форму сосуда. Выберите правильный вариант ответа:
А) вода перетекает из стакана в сосуд, то есть обладает текучестью;
Б) вода не перетекает из стакана в сосуд, то есть не обладает текучестью;
В) вода принимает форму любого сосуда;
Г) вода не принимает форму сосуда.
Вывод: Слушаем, какой вывод сделали по четвертому опыту.
Опыт проводят сами дети
Вода – растворитель. В трёх стаканчиках положено 3 вещества стакан №1- соль, стакан №2- сахар, стакан №3- мел. Добавьте воды в каждый стакан, размешайте, что происходит. Результаты опыта запишите в таблице.
№ стакана |
Вещество |
Что произошло |
Где используем это свойство? |
стакан №1 |
Соль |
||
стакан №2 |
Сахар |
||
стакан №3 |
Мел |
Вывод: Слушаем, какой вывод сделали по пятому опыту.
Опыт проводят сами дети.
Опыт очистить воду от примеси. Представьте ситуацию, что вам во время похода нужно очистить воду.
В стакане песок и уголь с водой (уже готовый вариант). Что вы сделаете, чтобы вода стала чище, у вас есть салфетки ватные диски.
Вывод: Слушаем, какой вывод сделали по шестому опыту.
Скажите, пожалуйста, вода, которая течет из крана дома, всегда чистая, (нет)
Как в домашних условиях ваши родители делают воду чище (покупают фильтры),
Что еще делают ваши родители, например, чтобы экономнее использовать воду, (какие приборы устанавливают дома), (счетчики).
Опыт провожу сама, в заключении как интригующий момент
Пытаюсь утопить кусочек льда в воде, но не получается, почему?
Лед легче, чем вода, то есть его плотность меньше, чем у воды, а если бы лед был плотнее, чем вода, что бы произошло с Северным Ледовитым океаном (лед был бы до дна)
Слушаем, какой вывод сделали по седьмому опыту.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли что вода-
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смеем мы вам доложить:
Без воды нам не прожить.
IV. Закрепление нового материала
Скажите, что нового для себя вы узнали на нашем уроке.
Подводят итог изученного материала на каждой остановки, отвечая на вопросы
Молодцы, сейчас допишите в своих листках исследованиях и сделайте вывод и своей работе.
Выслушивает обучающихся. Подводит итог по закреплению
Работать в группе; работать с учебником, дополнительным материалом; выделять главное существенное; выполнение заданий;
Д.з. дописать выводы в лабораторной карте, выучить свойства воды, найти пословицы о воде, объяснить их.
Проверь себя
1. Входящая в состав гидросферы вода находится в:
А) жидком состоянии; Б) твердом состоянии В) газообразном состоянии; Г) во всех перечисленных состояниях.
2. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:
А) испарение; Б) выпадение осадков; В) таяние снега и льда; Г) шторм на море.
3.Основной объем воды на Земле заключен:
А) в соленых водах Мирового океана; Б) в ледниках; В) в пресных водах.
4. Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно называется:
А) Мировым океаном; Б) Мировым круговоротом воды; В) водным сообществом.
5.В состав гидросферы НЕ входят:
А) реки и озера; Б) моря и океаны; В) подземные воды и ледники; Г) нет правильного ответа.