12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смаль Виктория Юрьевна38
3

Технологическая карта к уроку русского языка на тему «Правописание окончаний имён существительных на -ия, -ие, -ий»


 


 


 

Смаль Виктория Юрьевна

Город Краснодар


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия № 18

Учитель начальных классов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: « ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА –ИЯ, -ИЕ, -ИЙ»


 

Категория Начальная школа

Номинация Русский язык


 


 


 


 


 

Аннотация к методической разработке урока по теме

«Правописание окончаний имён существительных на ия, ие, ий.»

Интересный, познавательный и творческий по характеру урок способствует формированию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникационных универсальных учебных действий: он начинается с мотивации учебной деятельности, самостоятельного выделения и формулирования темы, постановки целей и задач урока. Удачно введена тема урока на этапе чистописания. Для закрепления ранее изученного материала используются различные упражнения, наглядность, игровые моменты. Дети обучают друг друга, совещаются, сообща выбирают верное решение, учатся сотрудничать.

На уроке применялись новые педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология сотрудничества, технология разноуровневой дифференциации. Эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения позволяют ученику получить необходимый набор современных знаний, умений и качеств, позволяющих уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Урок проходит в сопровождении мультимедиа презентации с использованием выхода в сеть Интернет. Прочному усвоению материала способствуют задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. Перегрузка ребят предупреждается сменой одного вида работы другим, соблюдается здоровьесберегающая технология.

Урок строится с учётом каналов восприятия информации учащимися и условий деятельности, ученики самостоятельно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Учебная деятельность организована так, что учащиеся осуществляют рефлексию способов деятельности.

Таким образом, данный урок позволяет:

повысить коммуникационную компетентность учащихся;

с помощью новых технологий и активных методов обучения выявить уровень подготовки учащихся по данной теме;

закрепить изученный материал;

продолжить формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, эмоционально – нравственной отзывчивости;

формировать навыки самооценки, самоконтроля, умение вносить необходимые коррективы в свои действия на основе учёта сделанных ошибок.

В процессе обучения учащиеся показали умение самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы. Тестовая работа, показала высокие результаты,что доказывает высокую результативность данного урока в 3 «Б» классе.

На всех этапах урока дети анализировали и оценивали свою деятельность. Используемые приёмы помогают установить контакт с детьми, делают работу яркой и интересной, оставляют у ребят только положительные эмоции.

t1612507531aa.png

Тип урока: урок рефлексии

Дидактическая цель урока: обобщение знаний о правописании окончаний имён существительных на ИЯ,ИЕ,ИЙ, коррекция и тренинг алгоритма действий при написании этих орфограмм.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, карточки-смайлики, карточки с отметками.

Задачи и планируемые результаты урока:

Личностные планируемые результаты: формировать внутреннюю позицию школьника; развивать мотивы и смыслы учебно-образовательной деятельности (смыслообразование, самоопределение), учить осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, формировать установку на здоровый образ жизни (нравственно-этическая ориентация).

Метапредметные планируемые результаты:

личностные УУД – осмысливание и осознание учебного действия (смыслообразование), формирование ценностного отношения к своему здоровью (нравственно-этическая ориентация);

регулятивные УУД – планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществление итогового и пошагового контроля по результату; формирование способностей к самооценке, взаимооценке и внесения необходимых корректив в работу, самостоятельно искать средства для решения учебно-познавательных задач;

познавательные УУД – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; формирование познавательных операций сравнения, обобщения, конкретизации, анализа и синтеза.

коммуникативные УУД – построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что нет; работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема); использование простейших приемы работы с готовыми электронными ресурсами (в том числе сети Интернет): активировать, читать информацию, выполнять задания; учить ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; формирование умений сотрудничества с учащимися при решении учебных проблем.

Предметные планируемые результаты: сформировать систему знаний о правописании окончаний имён существительных на ИЯ, ИЕ, ИЙ; научить решать орфографические задачи с такими существительными.

Этапы урока и их цели

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ход урока

Формируемые УУД

Технология оценивания

1.Самоопределение к учебной деятельности. Цель: выработка на личностнозначимом уровне внутренней готовности к реализации требований в учебной деятельности

Настраивает детей на учебную деятельность

Учащиеся поворачиваются друг к другу и улыбаются,

Показывают смайлик, отражающий их настроение.

Приветственное слово.

- Давайте повернёмся друг к другу и улыбнёмся. Сегодня на уроке вы опять будете чему-то учиться. Вы готовы к этому? Покажите, какое у вас сегодня настроение?

 

Личностные УУД: мотивируется настрой на урок и переход к следующему этапу урока

Показ смайлика – моё настроение

 

2.Чистописание.

Цель: активизировать мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память, анализ)

1. Показывает буквосочетания ия, ие, ий для прописывания.

2. Следит за работой учащихся, помогает определить лучшие прописанные буквосочения

1. Учащиеся внимательно смотрят на показ соединений и записывают предложенные буквосочетания в тетрадь.

2. Показывают карточку-светфорик определённого цвета для оценивания своей работы

 

- Посмотрите на доску, какие буквосочетания мы сегодня будем писать? Где вы встречали такие буквосочетания? В каких частях речи?

- Запишите их правильно и красиво.

- Оцените свою работу.

Регулятивные УУД: осуществление итогового и пошагового контроля по результату; формирование способностей к самооценке.

Познавательные УУД: формирование познавательных операций сравнения, анализа.

Показ цвета карточки-светофорика

 

3.Актуализация пробного действия. Словарная работа.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

1.Учитель показывает слайд №1, №2, № 3.

2.Помогает учащимся разбирать слова, выяснить этимологию слов, орфограммы в словах.

3.На доске появляются новые слова (профессия, территория, расстояние)

4.Работает с каждым словом, выясняя знания учащихся и их затруднения.

5. Организует мотивирование и выполнение учащимися самостоятельного поиска значений новых словарных слов

1. Учащиеся сравнивают слова на карточках и на доске, работают над значением новых словарных слов в карточках.

2. Высказывают свои предположения о смысле данных слов.

3. Проводят мини-исследование и анализируют лексическое значение слов, знакомятся с историей слов.

4. Подбирают однокоренные слова, составляют с ними предложения.

5. Проводят самооценку своей деятельности.

- Мы сегодня познакомимся с новыми словарными словами и проведём исследование этих слов.

- Посмотрите на слайд, кто знает значение этого слова?

- Откуда оно произошло? Давайте проведём исследование этого слова (Итогом исследования служит объяснение лексического значения слов, знакомство с историей возникновения слов).

- Заполните свою карточку полученной информацией.

- Какую отметку вы себе поставите за проведенную работу, покажите?


 


 

 

Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществление итогового и пошагового контроля по результату; формирование способностей к самооценке и внесения необходимых корректив в работу, самостоятельный поиск средств для решения учебно-познавательных задач.

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД: работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема); учить ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

Показывают карточку с отметкой.

 

4.Локализация индивидуального затруднения. Лексико-орфографическая работа. Цель: осознание места и причины собственных затруднений учащихся

1.Подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока.

2. Показывает слайды по теме урока, организует повторение.

3. Использует выход в Интернет для знакомства с «Этнографическим музеем» г. Краснодара и Википедию для объяснения значения слова этнограф.

4. Выясняет с учащимися лучшие варианты составленных ими предложений со словарными словами.

5. Показ слайдов №4, №5, №6.

6. Демонстрирует слайды для повторения правил по теме урока

1. Самостоятельно формулируют тему урока.

2. Работают в карточках.

3. Записывают составленные предложения в тетрадь.

4. Повторяют правила. Проводят анализ и осмысливают свои дальнейшие учебные действия с учетом ошибок или получают индивидуальные задания.

-Ребята, посмотрите внимательно на буквосочетания и слова, которые мы записали? Что общего есть во всех этих словах?

- А может ли кто-то сформулировать тему урока? (Слова оканчиваются на ия, ий, ие, Они существительные)

- Ребята, а вы знаете. Кто такой этнограф? Наверняка вы встречали это понятие на уроках истории?

- У нас в крае живёт очень много разных народов. Раньше на нашей территории жили греки, потом черкесы. Поэтому для этнографа наш край – это просто находка для изучения.

- Мы сейчас с помощью Интернета, побываем на экскурсии в нашем Этнографическом музее.

- Посмотрите внимательно на все слова. Какие слова вам надо изменить?

- Какое правило мы должны вспомнить?

- А для слова музей? Давайте посмотрим на доску и повторим эти правила

Кто затруднялся в ответах на вопросы? Подумайте почему, каких знаний вам не хватало?

Регулятивные УУД: формирование способностей самостоятельно искать средства для решения учебно-познавательных задач.

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

Коммуникативные УУД: работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема); использование простейших приемов работы с готовыми электронными ресурсами (в том числе сети Интернет): активировать, читать информацию, выполнять задания

 

Показ смайлика настроения.

 

5.Физминутка

Проводит коррекцию психо-эмоцианального напряжения учащихся

Выполняют под весёлую музыку упражнения, которые демонстрируются на интерактивной доске

- Сегодня зарядку нам проведут весёлые животные, которых мы уже знаем и любим.

- Как ваше настроение? Покажите смйлик

Личностные УУД: формирование ценностного отношения к своему здоровью

Показ смайлика-настроения

 

6. Построение проекта коррекции выявленных затруднений и реализация построенного проекта.

Словарно-орфографическая работа.

Цель: постановка целей коррекционной деятельности, выбор способов и средств их реализации; осмыленная коррекция своих ошибок в самостоятельной работе

1. Демонстрирует слайд с текстом, в которм главной является мысль о экологической безопасности работы с копьтером..

2. Выясняет, какие орфограммы есть в словах текста.

3. Совместно с учащимися проводит анализ ответов учащихся.

4. Выясняет лучший вариант алгоритма действия при решении орфографической задачи

 

1. Индивидуально работают с текстом на карточках.

2. Размышляют над основной темой текста.

3. Проводят анализ, осмысление и предлагают свои варианты ответов на вопросы.

4. Проводят взаимооценку выполнения работ.

5. Корректируют работу, работают над ошибками

- Работая, с текстом вы повторили орфограммы, ещё раз закрепили знания по теме урока, каждый индивидуально решил свои затруднения.

- Ещё раз вернитесь к тесту и подумайте над смыслом последнего предложения.

- Обменяйтесь работами со своим соседом. Оцените работу.

- Кто допустил ошибки, поработайте над ними и подумайте, почему они допущены.

Личностные УУД: осмысливание и осознание учебного действия (смыслообразование), формирование ценностного отношения к своему здоровью (нравственно-этическая ориентация);

Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществление итогового и пошагового контроля по результату; формирование способностей к взаимооценке и внесения необходимых корректив в работу, самостоятельно искать средства для решения учебно-познавательных задач.

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; формирование познавательных операций сравнения, обобщения, конкретизации, анализа и синтеза.

Коммуникативные УУД: построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что нет; работа с информацией, представленной в тексте; формирование умений сотрудничества с учащимися и сверстниками при решении учебных проблем

Показывают карточку с отметкой

 

7. Обобщение затруднений во внешней речи

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения

1. Организует обсуждение типовых затруднений, привлекает учащихся, которые допустили ошибки

1. Проговаривают формулировку правила, способов действий, которые вызвали затруднения

- Кто допустил ошибки, объясните, какие и почему вы их допустили. Расскажите, как нужно было действовать, чтобы ошибок не было.

Личностные УУД: осмысливание и осознание учебного действия (смыслообразование),

Познавательные УУД формирование познавательных операций сравнения, обобщения, конкретизации, анализа и синтеза

Словесное оценивание, похвала

 

8.Самостоятельная работа.

Тестирование.

Цель: интериоризация способов действий, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успешности

1. Организует работу в парах.

2. Демонстрирует тест на доске.

3. Выясняет у детей лучший вариант алгоритма действия.

1. Проводят анализ.

2. Осмысливают и предлагают алгоритм действия.

3. Выполняют тестовую работу в паре.

4.Проверяют работу по образцу.

- Выполните тестовую работу на карточках.

-Проверьте свою работу по образцу на слайде и оцените своего соседа.

Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществление итогового и пошагового контроля по результату

Познавательные УУД: формирование познавательных операций сравнения, обобщения, конкретизации, анализа и синтеза.

Коммуникативные УУД: формировать умения сотрудничества с учащимися при решении учебных проблем

Показ карточки с отметкой.

 

9. Включение в систему знаний и повторение. Домашнее задание (дифференцированное).

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученных

1. Организует повторение алгоритма учебных действий по теме урока.

2.Поясняет д/з.

3.Предлагает на выбор 2 варианта задания.

 

1. Вспоминают и проводят аналогию действий по алгоритму

2. Выбирают д/з из вариантов, которые им предложили.

 

- Вспомните, не применяли ли вы подобный алгоритм действий в других темах, которые мы изучали раньше.

- Ребята, у нас в классе есть дети, имена которых заканчиваются на ия: Стефания. Анастасия, Мария, Юлия, София.

- Придумайте несколько предложений с выбранным вами именем так, чтобы у вас получился небольшой рассказ. Можно использовать имена и других одноклассников

Личностные УУД : осмысливание и осознание учебного действия (смыслообразование).

Регулятивные УУД: формирование способностей самостоятельно искать средства для решения учебно-познавательных задач.

Познавательные УУД : осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

Словесная оценка

 

10 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей учебной деятельности

1. Организует этап рефлексии

2. Предлагает ответить на вопросы слайда

2.Осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

- Давайте подведем итог урока, определим как вы сегодня учились.

- На слайде приведены вопросы, на которые следует ответить.

- На карточке напишите любой вопрос по теме нашего урока или по другой теме, на который вы хотели бы получить ответ на следующем уроке.

- Спасибо за урок, мы с вами хорошо потрудились.

Личностные УУД : осмысливание и осознание учебного действия (смыслообразование).

Регулятивные УУД: осуществление итогового и пошагового контроля по результату; формирование способностей к самооценке

 

Словесная оценка

 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.