Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе «Спряжение глаголов»
(по учебнику Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В.)
Тема урока: Спряжение глаголов
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цели:
1. Совершенствование умений по инфинитиву определять спряжение глаголов.
2. Освоение алгоритма применения правила правописания гласной в личных окончаниях глагола.
3. Повторение орфографии.
Задачи:
1) образовательные: формировать знание способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов, углубить и расширить знания о глаголе как части речи; формировать умения определять 1 и 2 спряжение глаголов.
2) развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Этап | Деятельность учителя | Деятельнос ть учащихся | Планируем ые результаты |
УУД | |||
1.Организацион ный момент Цель этапа: включени е учащихся в деятельность. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на совместную деятельность и сотрудничество, ставит цель урока и его задачи, желает успеха | Готовятся к работе | Личностные результаты: Самоопредел ение Метапредме тные результаты: Планировани е учебного сотрудничес тва с учителем и сверстникам и |
2. Мотивация учащихся. Актуализация знаний. Цель этапа: повторение ранее изученного материала, подготовка мышления к | Организует повторение знаний, закрепление умений. - Давайте с вами вспомним, что мы знаем о глаголе? (глагол, как часть речи, сов. и несов. вид, переходные/непереходные, наклонения, время, безличные глаголы)-фронтальный опрос. | Один учащийся выполняет задание у доски, остальные в тетрадях. | Предметные результаты: повторение и закрепление знаний и умений. |
предстоящей работе | - Подготовка к ВПР: Традиционно в начале урока вы готовитесь к ВПР, и этот урок не будет исключением. Посмотрите на доску. Это задание №8 в Демоверсии ВПР (см. приложение 1). На доске вам даны 4 предложения. Вам нужно списать их к себе в тетрадь, расставить знаки препинания и галочкой отметить то, в котором вы поставите 2 запятые. На работу у вас 3 минуты. | | |
3. Создание проблемной ситуации. Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Создаёт проблемную ситуацию. Внимание на доску. На ней на 2 столбика разделены слова. Прочитайте их, вы заметили какую-нибудь особенность? (1 столбик: окончания Е, 2 столбик: окончания И) (см. приложение 2) Послушайте загадку: Я есть у глаголов, но меня нет у имён. Я могу быть первым, а могу быть вторым. Ну, кто же я? (спряжение). Верно! Запишите тему сегодняшнего урока: «Спряжение глаголов». | Сравнивают предложения. Отвечают на вопросы учителя, приходят к умозаключению. Формулируют проблему и тему урока, ставят цели. | Метапредме тные результаты: Целеполаган ие Постановка вопросов Предметные результаты: Самостоятел ьное формулирова ние цели Формулиров ание проблемы |
4. Объяснение нового материала. Цель этапа: усвоение учащимися теоретических сведений | Устанавливает осознанность восприятия. Совместно с учащимися работает с материалом распечатки. Делает первичное обобщение. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. При спряжении изменяются окончания глаголов. Спряжение глаголов определяется двумя способами: -по личному окончанию, если оно ударное (петь-поёшь) -если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется по суффиксу неопределённой формы. Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием нужно: 1) поставить глагол в н.ф. (гуляет-гулять) 2) определить, какая гласная стоит перед -ть. | Совместно с учителем работают с материалом распечатки. Слушают объяснения учителя. | Метапредме тные результаты: умение анализироват ь и синтезироват ь новые знания |
| Ко 2 спряжению относятся: - глаголы в н.ф. оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить) - 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть) - 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать). К 1 спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в н.ф. на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть. | | |
5. Первичное закрепление. Цель этапа: усвоение учащимися теории по спряжению глаголов, умение отвечать на вопросы учителя по теме урока | Что называют спряжением? Что изменяется у глагола при спряжении? Как определить спряжение глагола? Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? Какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие ко 2? Дети, молодцы! Глаголы-исключения вам необходимо выучить, на следующем уроке я это буду спрашивать. | Отвечают на вопросы учителя, рассуждают | Предметные результаты: Умение структуриро вать знания, выбор наиболее эффективны х способов решения задач |
6. Творческая работа. Цель этапа: самостоятельное применение усвоенных знаний и навыков в ходе творческой деятельности | Предлагает учащимся составить 4 предложения, используя глаголы 1 и 2 спряжения. | Самостоятел ьная творческая работа по составлению предложений | Метапредме тные результаты: Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в |
| | | ситуации затруднения Предметные результаты: применение усвоенных знаний и умений Личностные результаты: Самоопредел ение |
7. Самостоятельна я работа. Цель этапа: проверка степени усвоения учащимися пройденного материала | Раздаёт задания по вариантам (см. приложение 3) | Самостоятел ьно выполняют задания по вариантам | Предметные результаты: применение усвоенных знаний и умений |
8. Домашнее задание | Задаёт домашнее задание: стр. 250 (выучить словарный диктант), карточка на определение спряжения у глаголов (см. приложение 4) | | |
9. Рефлексия | Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. Какая была тема урока? Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что такое спряжение глаголов? - Что изменяется у глагола при спряжении? -Как определить спряжение глагола? -Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? -Какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие ко 2? | Осуществля ют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия . Отвечают на вопросы. | Метапредме тные результаты: Умение выражать свои мысли Предметные результаты: Рефлексия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные результаты: Самооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха/неусп еха в учебной деятельности |
- Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали выбор.
- Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит бабочек и ночных жуков. Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз. Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат. Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.
Я гуляю Мы гуляем Ты гуляешь Вы гуляете Он гуляет Они гуляют | Я говорю Мы говорим Ты говоришь Вы говорите Он говорит Они говорят |
Спишите в тетрадь. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания и определите спряжение глаголов.