12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Инна Николаева1152
Россия, Чувашская респ., с.Красноармейское
Материал размещён в группе «Уроки географии»

Технологическая карта урока географии

Предмет, класс

10 класс, география

Тема урока,

  № урока по теме

"Зеленый квадрат" – возобновляемые источники энергии.

Тип урока

урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Урок рассчитан на очное и дистанционное обучение. Апробирован в очном режиме.

Вид урока

мультимедиа-урок, построенный в программе coreapp.ai - отечественный конструктор интерактивных уроков

https://coreapp.ai/app/teach


Рабочий вариант по ссылке:

https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fa5a0249e089c1c0f6963c4

код урока 3CQ4

ссылка для учителей - https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5fa716fabf23525eeb336af5

Цель урока

сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний; научить детей новым способам нахождения знания.


Задачи урока

 

Обучающие

Усвоить знания по теме «Возобновимые источики энегии»

Развивающие

Научить учащихся анализировать изображения, графики, процессы и результаты своей деятельности. Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.

Воспитательные

Содействовать формированию мировоззренческих понятий, связанных с научно-технической революцией.

Требования  ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения)

Личностные

Осознание учащимися процессов, происходящих в мировой энегетике.

Метапредметные

Формировать общественные (сотрудничество) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы.  Развивать интеллектуальные способности.

Предметные

Проверить умения выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических  объектов и явлений по теме.

Формы организации учебной деятельности

Командные и индивидуальные формы работы

Методы обучения

Знакомство с структурой географических вопросов системы Международного исследования качества подготовки обучающихся (pisa).


Оборудование, средства обучения

География 10 класс Автор(ы): Максаковский В.П. Год издания: 2012 2009 Издательство: Просвещение.

Медиаурок в программе coreapp.ai.

Компьютер.

Мультимедиапроектор.



План урока:

Этапы занятия

Временная реализация

I.Организационный момент:

приветствие

1 минута

II. Мотивационный этап

4 минуты

III.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

6 минут

IVВыявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия


4 минут

V.Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

6 минут

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

8 минут

Первичное закрепление нового знания.

5 минут

Самостоятельная работа и проверка по эталону

2 минуты

Включение в систему знаний и умений

3 минуты

X Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.


1 минута


40 минут.

.


Тип. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков



Этапы урока/занятия

И ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся. Создаёт эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя, демонстрирует готовность к уроку.


II. Мотивационный этапt1605215626aa.png

Концепция «зеленого квадрата» в энергетике

Вступление учителя:

Текущий топливный баланс производства электроэнергии выглядит следующим образом:

нефть и нефтепродукты – 4%;

атомная энергетика – 11%;

природный газ (в том числе сжиженный) – 22%;

возобновляемые источники энергии (в том числе ГЭС) – 22%;

уголь – 41%.

Мощности электростанций, работающих на ископаемом топливе (нефть и нефтепродукты, природный газ и уголь) составляют 67% в общем энергетическом балансе, то есть две трети.

Учитель подводит к ответу

В чем может заключаться основная идея концепции «Зеленый квадрат», разработанная «Росатомом» в 2017 году?

Раз уж человечество не может отказаться от использования электроэнергии, имеющееся соотношение нужно менять. необходимость ускоренного развития гидроэнергетики, энергетики ветра и солнца и энергетики атомной.


Необходимо определить тему урока:




Какие вопросы для вас остаются еще не раскрытыми – это и будут задачи урока












Учитель предлагает вести записи в тетрадях в виде лекции , т.е самостоятельно, делая упор на те моменты, которыми для него являются новыми. (домашнее задание в виде интерактивного теста будет построено на изученном материале и содержание записей будет в помощь ученику)















Предлагают ответы на поставленный вопрос- принимаются различные варианты ответов







Учащиеся предлагают – Возобновимые источники энергии или Альтернативные источники энергии.

Учащиеся предлагают свои вопросы, а учитель подводит к вопросам программы обучения:

Почему повсеместно пока невозможно размещать альтернативные электростанции;

Какие страны лидируют по возобновимым источникам энергии.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока и учебную задачу.

Личностные: сориентированы на успешную работу на уроке.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

t1605215626ab.png


Фронтальная работа с обучающимися



t1605215626ac.png

Встроенный видеосюжет

Вопрос учителя

Определите виды электростанций?

(при нажатие на презентацию открываются фотографии во весь размер и названия выходят через анимацию при нажатии)

Ветровая;

Приливная;

Геотермальная;

Электростанция на биотопливе;

Электростанция подводных течений;

Солнечная;

Атомная

Гидравлическая

t1605215626ad.png



Дополнительная информация- встроенное видео -6 минут 20 сек. (https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18334664940402196362&text=электростанции+возобновимых+источников+в+россии)сюжет о распространении возобновимых источников энергии в мире и в России








Основываясь на своих знаниях дети определяют виды электростанций.


При необходимости открывается фотография в полном размере при нажатии на фотографию.











просмотр для заинтересованных ребят во внеурочное время по ссылке, отправленной детям


Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

t1605215626ae.png


Фронтальная работа – обобщение на основе жизненного опыта и общего кругозора.

Вопрос учителя

Что общего у этих электростанций ?
(укажите не менее 3 общих черт)


Дополнительный материал:

энергетике необходима диверсификация, позволяющая избежать зависимости от одного вида сырья;

Из негативных факторов на первый план выходит стоимость внедрения объектов инфраструктуры, которая значительно влияет на итоговую стоимость энергии. Многие виды ВИЭ имеют нестабильный характер и не могут на регулярном уровне обеспечивать потребности в требуемом объеме.



При затруднениях в условиях дистанционного обучения изучите материалы сайта https://cleanbin.ru/terms/renewable-energy


"Возобновляемые источники энергии: что это такое, их виды и способы использования"

Фронтальная работа:

ВИЭ снижают негативное влияние на окружающую среду, заключающегося в парниковом эффекте, за счет:

Ресурсы восстанавливаются или неисчерпываются.

Не выбрасывают в атмосферу углекислый газ, так как не происходит процесс горения (необходимо проговорить что, при использовании биотоплива происходит его нагрев или сжигание, а значит, отходы сжигания все равно образуются)

не производит никаких отходов или загрязнений, поскольку нет никакой химической реакции на производство энергии;

сохраняются невозобновляемые источники энергии



Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.


t1605215626af.png

t1605215626ag.png


Анализ статистических материалов и выявление причин




Учитель предлагает по предложенной диаграмме рассмотреть динамику использования невозобновимых и возобновимых источников энергии в перспективе.


Отдельно высказываются по диаграмме 1 о доли регионов в производстве электроэнергии и по диаграмме 2 - о производстве по видам топлива


Возникает вопрос – если использование возобновимых источников энергии просто необходимо для сохранение природы, почему в прогнозах эти источники энергии не занимают лидирующей роли?

Фронтальная работа


Ученики составляют по 1 предложению






Принимаются любые ответы,

Но учитель подводит к основным:

запасов невозобновимых ресурсов на ближайшие 20 лет еще достаточное;

высокой стоимости строительства новых видов электростанций;

нестабильности работы;

привязанность к определенным условиям.


VI. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.







Интерактивные упражнения,

Созданный самим учителем в программе -

LearningApps.org – русскоязычная программа для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (встроена в программу coreapp.ai - отечественный конструктор интерактивных уроков)




Интерактивные упражнения, встроенные в урок для размышления «Сопоставьте характеристику с видом электростанции: https://coreapp.ai/app/builder/lesson/5fa5a0249e089c1c0f6963c4


/t1605215626ah.png

Соедини вид электростанции и соответствующую характеристику https://learningapps.org/display?v=p6c9smrj520


t1605215626ai.png



https://learningapps.org/14917063

Определи, о чем идет речь?

t1605215626aj.png

По желанию вызываются к доске для выполнения заданий, допускается фронтальная работа. Учащиеся параллельно ведут записи конспектов в тетрадях.



t1605215626ak.png



t1605215626al.png




Атомная ЭС:

Всегда есть большая вероятность несчастного случая. Поскольку эта энергия чрезвычайно мощна, даже небольшая ситуация может привести к невыносимым последствиям. Это одинаково вредно для человечества и природы.

Радиоактивные отходы.


Волновая ЭС:

Недостаток системы – неустойчивость к штормам.

Может создавать опасность для хода судов и промышленного лова рыбы.

Малая мощность вырабатываемой энергии.


Приливная ЭС:

Высокая стоимость строительства, нестабильности работы.

Невозможность использовать побережье для туристического бизнеса, который часто оказывается более выгодным. Сложности возведения сооружения, которые связаны с тем, что оптимальные места для ПЭС находятся у изрезанных берегов


Солнечная ЭС:

Высокая стоимость, низкий коэффициент полезного действия (до 20%), что приводит к низкой экономической целесообразности использования

Необходимость больших площадей под размещение

Яркий свет, отраженный привлекает насекомых, которые в свою очередь привлекают птиц. И те и другие гибнут от сильной жары.


Гидравлическая ЭС:

Наносят ущерб биоразнообразию.


Ветровая ЭС :

Их называют "мясорубками в воздухе", потому что убивают летучих мышей, а также птиц.


Первичное закрепление нового знания.

Учитель напоминает о записей важных моментов в конспекты учащихся - по памяти –

Положительные и отрицательные черты использования возобновимых источников энергии.



t1605215626am.png


.

По памяти записывают конспект - Положительные и отрицательные черты использования возобновимых источников энергии.


Допускается взаимопомощь и уточняющие вопросы учителю, либо повторение прохождения интерактивных упражнений


Самостоятельная работа и проверка по эталону


При дистанционном обучении или работы над домашнем заданием возможно использование дополнительного материала, предложенного учителем

«Плюсы и минусы электростанций возобновимых источников»

t1605215626an.png

Сравнивают с предложенным учителем вариантом


Включение в систему знаний и умений




X Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.


Домашнее задание в «Возобновимые источники энергии» в Яклассе –

Ссылка - https://www.yaklass.ru/TestWork/Join/5dswt2PCBUKFK1jxxd0bfg - приложение 1






Приложение 1



Возобновимые источники энергии

t1605215626ao.png



Имя, фамилия ученика


Класс


Дата

1.  Возобновимые источники энергии  (0,5 Б.)

t1605215626ap.gif

Данный вид электростанции строят  чаще всего вдоль берега или  за пределами берега,  прибрежная зона в 10-12 километрах от берега.

Атомная

Геотермальная

Ветровая

Приливная

2.  Возобновимые источники энергии  (0,5 Б.)

t1605215626ap.gif

Какая страна является лидером в мие по производству энергии на солнечных электростанциях?

3.  Возобновимые источники энергии 3  (0,5 Б.)

t1605215626ap.gif

Какая страа являетя лидером по производству электроэнергии атомной энергии?

Россия

США

Франция

Япония

4.  Возобновимые источники энергии 4  (0,5 Б.)

t1605215626ap.gif

К какому виду электростанции относятся данные характеристики:

Высокой стоимости строительства, нестабильности работы

Продолжительность активного периода составляет всего 4-5 ч. На протяжении дня бывает 4 цикла, состоящих из активной и пассивной части (1-2 ч).

Длительная окупаемость строительства из-за недостаточной эффективности.

Невозможность использовать побережье для туристического бизнеса, который часто оказывается более выгодным.

Занимает значительную площадь, поэтому по сравнению с туризмом экономически менее выгодна.

Это еще одна причина, почему такие станции строят именно на севере.

Сложности возведения сооружения, которые связаны с тем, что оптимальные места для этих электростанций находятся у изрезанных берегов.

электростанции океанических течений

приливные

ветровые

геотермальные

5.  Возобновимые источники энергии 5  (1 Б.)

t1605215626ap.gif

Эта эектростанция  дает Исландии 25 % энергии, велика ее доля (более 10%) в следующих странах: Филиппины, Сальвадор, Коста-Рика, Кения, Новая Зеландия, Никарагуа. О какой элктростанции идет речь

ветровая

гидравлическая

геотермальная

электростанция на биотопливе

приливная

солнечная

атомная

6.  Возобновимые источники энергии 6  (1 Б.)

t1605215626ap.gif

О каком виде электростанции отобажена информация на карте?

t1605215626aq.png

солнечная

атомная

геотермальная

гидравлическая

приливная

ветровая

7.  Возобновимые источники энергии 7  (0,5 Б.)

t1605215626ap.gif

О каком виде электостанции идет речь в описании:

Высокая выходная мощность.

Первоначальные затраты на создание электростанции высоки.

Радиоактивные отходы.

Всегда есть большая вероятность несчастного случая. Поскольку  эта энергия чрезвычайно мощна, даже небольшая ситуация может привести к невыносимым последствиям. Это одинаково вредно для человечества и природы.

На проектирование и строительство новой этой электростанции уходит от двадцати до тридцати лет 

Геотермальная

Атомная

Солнечная

Ветровая

Приливная

8.  Возобновимые источники энергии 8  (0,5 Б.)

t1605215626ap.gif

Какой регион мира лидирует по производству электроэнергии?

СНГ

Латинская Америка

Развитые страны Азия

Европа

Африка

Развивающие страны Азии

Ближний Восток



Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 15.11.20 в 11:35 0Ответить Пожаловаться
Благодарю! Ценный ресурс!
Шишкина Людмила Николаевна, 26.04.23 в 20:46 0Ответить Пожаловаться
Замечательная работа! Спасибо огромное!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.