Использование дистанционного обучения в работе с одаренными детьми
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ХИМИИ В РАБОТЕ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Сафарова Марина Александровна,
муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №15 Заводского района г.Саратова, учитель химии, к.х.н.
Карпенко Галина Михайловна,
муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №15 Заводского района г.Саратова, директор, учитель химии
Образование неразрывно связано с процессами воспитания, формированию всесторонне развитой личности ученика, способной к самообразованию, самовыражению, психологической и социальной адаптации. Поэтому в процессе образования построение образовательной программы должно происходить с учетом интеллектуальных, творческих и другой способности детей. Система работы современного учителя призвана эффективно выявлять, развивать и поддерживать творческий потенциал каждого ребенка. Новые подходы к управлению системой работы с одаренными детьми обеспечивают построение образовательного процесса с учетом гибкого удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей и их родителей.
Проблема выявления направления одаренности ребенка и методы поддержания его образовательной активности, развитие его индивидуальности в процессе урочной деятельности сделать достаточно непросто. Временные и информативные рамки уроки зачастую не позволяют удовлетворить образовательные и творческие потребности ученика. Внеклассная работа, приходящая на помощь педагогу зачастую позволяет выполнить эту важную воспитательную и образовательную задачу. В постиндустриальный век такая внеклассная работа зачастую связана с использованием ИКТ: дистанционное обучение на дополнительных курсах, олимпиады и конкурсы, использование дополнительной информации (ее поиск), оформление и обработка проектов, ведение блогов, участие в форумах и пр.
Использование таких форм работы позволяет ученикам, под руководством учителя или самостоятельно, выстроить собственный образовательный маршрут, повысить интеллектуальный уровень с использованием дополнительной информации, повысить самостоятельность работы, повысить мотивацию к обучению, учесть способности и возможности каждого ученика
Дистанционное обучение, как инновационный и успешно реализуемый метод обучения, находит реализацию в нескольких видах:
1) организация и проведение дистанционных олимпиад и конкурсов
2) использование электронных учебников и пособий;
3) использование дистанционных курсов, дистанционных квестов, работа в блоге, на сайте.
Использование дистанционного обучения в любом случае обладает главным преимуществом в работе с одаренными обучающимися – построение индивидуального образовательного маршрута обучающихся, индивидуально ориентированная образовательная технология. Используя правильно построенное дистанционное обучение, для каждого ребенка возможно подобрать интересную, полезную разнообразную информация для каждого обучающегося. Задача преподавателя, в данном случае, контролировать качество и содержание информации, актуализировать специфические особенности каждого обучающегося, согласно возрастным особенностям ребенка.
Отметим, что не все одаренные обучающиеся отмечаются высокой мотивацией к обучению, способны выбрать верный источник информации, оценить правильно свои творческие и научные потребности и способности. Задача учителя выявить одаренного ребенка и вовлечь его в процесс обучения, обеспечить выбор интересного для него маршрута, научить работе в дистанционном режиме.
Творческое отношение к изучаемому материалу и неограниченные источники в интернет-пространстве позволяют преподавателю не только использовать материал повышенного уровня сложности. Комбинировать задания различного характера, использовать интернет-ресурсы, но и организовывать самостоятельную работу обучающегося.
Использование форумов, обратной связи, обмена сообщениями с преподавателем и остальными обучающимися, обсуждение творческих работ, тем, позволяет осмыслить результаты собственной деятельности, а также осмыслить результаты деятельности других обучающихся.
Поскольку, в работе с одаренными детьми основополагающим в работе с одаренными детьми, является максимальное раскрытие творческих способностей каждого ребенка, то специализация работы в дистанционном пространстве требует создания соответствующей образовательной среды: свободный доступ обучающихся к учебной информации с помощью современных средств и технологий.
Для этого образовательные учреждения, на базе которых создаются описываемые дистанционные школы, должны иметь информационные ресурсы, обеспеченные средствами удаленного доступа посредством Интернет. В этом случае основным техническим средством обучения является компьютер.
В нашем лицее созданы все условия для организации работы с одаренными детьми. Обучающиеся участвуют в работе дистанционных олимпиад, используют в процессе материалы интернет-сети, электронные учебники, электронное и дистанционное обучение для реализации своих творческих и интеллектуальных потребностей. Учителя нашего лицея по предметам химии, биологии, математики и истории представили разработанные ими дистанционные курсы на конкурс «Доступное образование» (дипломы победителя).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
· В современном динамично развивающемся обществе необходима альтернатива урочному образованию с акцентирование внимания на учеников, имеющих исключительные способности.
· Для реализации полноценного образования с учетом способности обучающихся к творческим и научным изысканиям необходимо применение технологий личностно-ориентированного обучения, дистанционных технологий.
· Однако внедрение дистанционных технологий в систему школьного образования должно происходить обдумано, с использованием курсов дистанционного обучения, согласно выбранным индивидуальным маршрутам одаренных обучающимся.
· Организация учебного процесса с использованием дистанционного обучения можно рассматривать как альтернативу реального урочного и внеурочного контанктного обучения.
Список используемой литературы:
1. Александрова Н.А. Организация самостоятельной образовательной деятельности студентов-заочников педагогического вуза на основе технологий дистанционного ОБУЧЕНИЯ автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского. Пенза, 2008
2. Рогожкина И.Б. Дистанционное обучение одаренных детей в США / Современная зарубежная психология / 2012, №1, с. 85-94
3. Храмова М.В. Формирование готовности специалистов к профессиональной деятельности на основе использования технологий дистанционного обучения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2000
4. Чванова М.С., Храмова М.В. Модернизация технологий дистанционного обучения наукоемких специальностей Тамбов, 2012.
5. Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Химия. Достижение метапредметных результатов обучения. Решение интегративных учебных проблем
Методическое пособие, Вентана-граф, 2014