Технологическая карта медиаурока для очного и дистанционного обучения «Зеленый квадрат» - использование возобновимых источников энергии
Технологическая карта урока географии
Предмет, класс | 10 класс, география | |
Тема урока, № урока по теме | "Зеленый квадрат" – возобновляемые источники энергии. | |
Тип урока | урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Урок рассчитан на очное и дистанционное обучение. Апробирован в очном режиме. | |
Вид урока | мультимедиа-урок, построенный в программе coreapp.ai - отечественный конструктор интерактивных уроков Рабочий вариант по ссылке: https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fa5a0249e089c1c0f6963c4 код урока 3CQ4 ссылка для учителей - https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5fa716fabf23525eeb336af5 | |
Цель урока | сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний; научить детей новым способам нахождения знания. | |
Задачи урока
| Обучающие | Усвоить знания по теме «Возобновимые источики энегии» |
Развивающие | Научить учащихся анализировать изображения, графики, процессы и результаты своей деятельности. Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий. | |
Воспитательные | Содействовать формированию мировоззренческих понятий, связанных с научно-технической революцией. | |
Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения) | Личностные | Осознание учащимися процессов, происходящих в мировой энегетике. |
Метапредметные | Формировать общественные (сотрудничество) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы. Развивать интеллектуальные способности. | |
Предметные | Проверить умения выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений по теме. | |
Формы организации учебной деятельности | Командные и индивидуальные формы работы | |
Методы обучения | Знакомство с структурой географических вопросов системы Международного исследования качества подготовки обучающихся (pisa). | |
Оборудование, средства обучения | География 10 класс Автор(ы): Максаковский В.П. Год издания: 2012 2009 Издательство: Просвещение. Медиаурок в программе coreapp.ai. Компьютер. Мультимедиапроектор. |
План урока:
Этапы занятия | Временная реализация |
I.Организационный момент: приветствие | 1 минута |
II. Мотивационный этап | 4 минуты |
III.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | 6 минут |
IV、Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | 4 минут |
V.Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | 6 минут |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. | 8 минут |
Первичное закрепление нового знания. | 5 минут |
Самостоятельная работа и проверка по эталону | 2 минуты |
Включение в систему знаний и умений | 3 минуты |
X Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | 1 минута |
| 40 минут. |
.
Тип. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Этапы урока/занятия И ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1.Организационный момент. | Приветствует учащихся. Создаёт эмоциональный настрой. | Приветствуют учителя, демонстрирует готовность к уроку. | |
II. Мотивационный этап | Концепция «зеленого квадрата» в энергетике Вступление учителя: Текущий топливный баланс производства электроэнергии выглядит следующим образом: – нефть и нефтепродукты – 4%; – атомная энергетика – 11%; – природный газ (в том числе сжиженный) – 22%; – возобновляемые источники энергии (в том числе ГЭС) – 22%; – уголь – 41%. Мощности электростанций, работающих на ископаемом топливе (нефть и нефтепродукты, природный газ и уголь) составляют 67% в общем энергетическом балансе, то есть две трети. Учитель подводит к ответу В чем может заключаться основная идея концепции «Зеленый квадрат», разработанная «Росатомом» в 2017 году? Раз уж человечество не может отказаться от использования электроэнергии, имеющееся соотношение нужно менять. необходимость ускоренного развития гидроэнергетики, энергетики ветра и солнца и энергетики атомной. Необходимо определить тему урока: Какие вопросы для вас остаются еще не раскрытыми – это и будут задачи урока Учитель предлагает вести записи в тетрадях в виде лекции , т.е самостоятельно, делая упор на те моменты, которыми для него являются новыми. (домашнее задание в виде интерактивного теста будет построено на изученном материале и содержание записей будет в помощь ученику) | Предлагают ответы на поставленный вопрос- принимаются различные варианты ответов Учащиеся предлагают – Возобновимые источники энергии или Альтернативные источники энергии. Учащиеся предлагают свои вопросы, а учитель подводит к вопросам программы обучения: Почему повсеместно пока невозможно размещать альтернативные электростанции; Какие страны лидируют по возобновимым источникам энергии. | Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока и учебную задачу. Личностные: сориентированы на успешную работу на уроке. |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Фронтальная работа с обучающимися Встроенный видеосюжет | Вопрос учителя Определите виды электростанций? (при нажатие на презентацию открываются фотографии во весь размер и названия выходят через анимацию при нажатии) Ветровая; Приливная; Геотермальная; Электростанция на биотопливе; Электростанция подводных течений; Солнечная; Атомная Гидравлическая Дополнительная информация- встроенное видео -6 минут 20 сек. (https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18334664940402196362&text=электростанции+возобновимых+источников+в+россии)сюжет о распространении возобновимых источников энергии в мире и в России | Основываясь на своих знаниях дети определяют виды электростанций. При необходимости открывается фотография в полном размере при нажатии на фотографию. – просмотр для заинтересованных ребят во внеурочное время по ссылке, отправленной детям | |
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
Фронтальная работа – обобщение на основе жизненного опыта и общего кругозора. | Вопрос учителя Что общего у этих электростанций ? Дополнительный материал: энергетике необходима диверсификация, позволяющая избежать зависимости от одного вида сырья; Из негативных факторов на первый план выходит стоимость внедрения объектов инфраструктуры, которая значительно влияет на итоговую стоимость энергии. Многие виды ВИЭ имеют нестабильный характер и не могут на регулярном уровне обеспечивать потребности в требуемом объеме. При затруднениях в условиях дистанционного обучения изучите материалы сайта https://cleanbin.ru/terms/renewable-energy "Возобновляемые источники энергии: что это такое, их виды и способы использования" | Фронтальная работа: ВИЭ снижают негативное влияние на окружающую среду, заключающегося в парниковом эффекте, за счет: Ресурсы восстанавливаются или неисчерпываются. Не выбрасывают в атмосферу углекислый газ, так как не происходит процесс горения (необходимо проговорить что, при использовании биотоплива происходит его нагрев или сжигание, а значит, отходы сжигания все равно образуются) не производит никаких отходов или загрязнений, поскольку нет никакой химической реакции на производство энергии; сохраняются невозобновляемые источники энергии | |
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. Анализ статистических материалов и выявление причин | Учитель предлагает по предложенной диаграмме рассмотреть динамику использования невозобновимых и возобновимых источников энергии в перспективе. Отдельно высказываются по диаграмме 1 о доли регионов в производстве электроэнергии и по диаграмме 2 - о производстве по видам топлива Возникает вопрос – если использование возобновимых источников энергии просто необходимо для сохранение природы, почему в прогнозах эти источники энергии не занимают лидирующей роли? | Фронтальная работа Ученики составляют по 1 предложению Принимаются любые ответы, Но учитель подводит к основным: запасов невозобновимых ресурсов на ближайшие 20 лет еще достаточное; высокой стоимости строительства новых видов электростанций; нестабильности работы; привязанность к определенным условиям. | |
VI. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. Интерактивные упражнения, Созданный самим учителем в программе - LearningApps.org – русскоязычная программа для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (встроена в программу coreapp.ai - отечественный конструктор интерактивных уроков) | Интерактивные упражнения, встроенные в урок для размышления «Сопоставьте характеристику с видом электростанции: https://coreapp.ai/app/builder/lesson/5fa5a0249e089c1c0f6963c4 / Соедини вид электростанции и соответствующую характеристику https://learningapps.org/display?v=p6c9smrj520 https://learningapps.org/14917063 Определи, о чем идет речь? | По желанию вызываются к доске для выполнения заданий, допускается фронтальная работа. Учащиеся параллельно ведут записи конспектов в тетрадях. Атомная ЭС: Всегда есть большая вероятность несчастного случая. Поскольку эта энергия чрезвычайно мощна, даже небольшая ситуация может привести к невыносимым последствиям. Это одинаково вредно для человечества и природы. Радиоактивные отходы. Волновая ЭС: Недостаток системы – неустойчивость к штормам. Может создавать опасность для хода судов и промышленного лова рыбы. Малая мощность вырабатываемой энергии. Приливная ЭС: Высокая стоимость строительства, нестабильности работы. Невозможность использовать побережье для туристического бизнеса, который часто оказывается более выгодным. Сложности возведения сооружения, которые связаны с тем, что оптимальные места для ПЭС находятся у изрезанных берегов Солнечная ЭС: Высокая стоимость, низкий коэффициент полезного действия (до 20%), что приводит к низкой экономической целесообразности использования Необходимость больших площадей под размещение Яркий свет, отраженный привлекает насекомых, которые в свою очередь привлекают птиц. И те и другие гибнут от сильной жары. Гидравлическая ЭС: Наносят ущерб биоразнообразию. Ветровая ЭС : Их называют "мясорубками в воздухе", потому что убивают летучих мышей, а также птиц. | |
Первичное закрепление нового знания. | Учитель напоминает о записей важных моментов в конспекты учащихся - по памяти – Положительные и отрицательные черты использования возобновимых источников энергии. . | По памяти записывают конспект - Положительные и отрицательные черты использования возобновимых источников энергии. Допускается взаимопомощь и уточняющие вопросы учителю, либо повторение прохождения интерактивных упражнений | |
Самостоятельная работа и проверка по эталону | При дистанционном обучении или работы над домашнем заданием возможно использование дополнительного материала, предложенного учителем «Плюсы и минусы электростанций возобновимых источников» | Сравнивают с предложенным учителем вариантом | |
Включение в систему знаний и умений | | | |
X Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Домашнее задание в «Возобновимые источники энергии» в Яклассе – Ссылка - https://www.yaklass.ru/TestWork/Join/5dswt2PCBUKFK1jxxd0bfg - приложение 1 | | |
Приложение 1
Возобновимые источники энергии |
Имя, фамилия ученика | Класс | Дата |
1. Возобновимые источники энергии (0,5 Б.)
Данный вид электростанции строят чаще всего вдоль берега или за пределами берега, прибрежная зона в 10-12 километрах от берега.
Атомная
Геотермальная
Ветровая
Приливная
2. Возобновимые источники энергии (0,5 Б.)
Какая страна является лидером в мие по производству энергии на солнечных электростанциях?
3. Возобновимые источники энергии 3 (0,5 Б.)
Какая страа являетя лидером по производству электроэнергии атомной энергии?
Россия
США
Франция
Япония
4. Возобновимые источники энергии 4 (0,5 Б.)
К какому виду электростанции относятся данные характеристики:
Высокой стоимости строительства, нестабильности работы
Продолжительность активного периода составляет всего 4-5 ч. На протяжении дня бывает 4 цикла, состоящих из активной и пассивной части (1-2 ч).
Длительная окупаемость строительства из-за недостаточной эффективности.
Невозможность использовать побережье для туристического бизнеса, который часто оказывается более выгодным.
Занимает значительную площадь, поэтому по сравнению с туризмом экономически менее выгодна.
Это еще одна причина, почему такие станции строят именно на севере.
Сложности возведения сооружения, которые связаны с тем, что оптимальные места для этих электростанций находятся у изрезанных берегов.
электростанции океанических течений
приливные
ветровые
геотермальные
5. Возобновимые источники энергии 5 (1 Б.)
Эта эектростанция дает Исландии 25 % энергии, велика ее доля (более 10%) в следующих странах: Филиппины, Сальвадор, Коста-Рика, Кения, Новая Зеландия, Никарагуа. О какой элктростанции идет речь
ветровая
гидравлическая
геотермальная
электростанция на биотопливе
приливная
солнечная
атомная
6. Возобновимые источники энергии 6 (1 Б.)
О каком виде электростанции отобажена информация на карте?
солнечная
атомная
геотермальная
гидравлическая
приливная
ветровая
7. Возобновимые источники энергии 7 (0,5 Б.)
О каком виде электостанции идет речь в описании:
Высокая выходная мощность.
Первоначальные затраты на создание электростанции высоки.
Радиоактивные отходы.
Всегда есть большая вероятность несчастного случая. Поскольку эта энергия чрезвычайно мощна, даже небольшая ситуация может привести к невыносимым последствиям. Это одинаково вредно для человечества и природы.
На проектирование и строительство новой этой электростанции уходит от двадцати до тридцати лет
Геотермальная
Атомная
Солнечная
Ветровая
Приливная
8. Возобновимые источники энергии 8 (0,5 Б.)
Какой регион мира лидирует по производству электроэнергии?
СНГ
Латинская Америка
Развитые страны Азия
Европа
Африка
Развивающие страны Азии
Ближний Восток
Кияйкина Наталья Федоровна
Шишкина Людмила Николаевна