Этапы занятия | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
I. Эмоциональный настрой. Мотивация к учебной деятельности. | Включаются в деловой ритм урока. | Создает эмоциональный настрой. | Вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Регулятивные: организовать свое рабочее место под руководством учителя |
II.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. | Разбирают коллективно, аргументируют свой ответ.
| Организует устное выполнение задания. Текст пословиц и высказываний на слайде | Внимательно послушайте пословицы и высказывания писателей. Любовь к родной стране начинается с любви к природе. К.Паустовский Поведение человека в природе — это и зеркало его души. К.Зелинский Человек, который понимает и любит природу, не сделает дурного поступка. Л.Леонов Не жди от природы милости, сам садочек вырасти. Русская пословица | Личностные: Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности
|
III.Постановка учебной задачи. |
| Предлагает ответить на вопросы
Обобщает сказанное
| - Вспомните, с чем мы сравнивали нашу планету на уроке окружающего мира? - Какое место занимает человек в этом доме? - Скажите, что угрожает природе? На слайде – помощники-подсказки в виде рисунков (Загрязняются воздух, вода, почва, исчезают разные виды растений и животных, вырубаются леса) - Как люди охраняют природу? Вывод: не забывайте о том, что невидимыми нитями всё в природе взаимосвязано и оказывает помощь друг другу. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация
|
| Сообщают тему занятия («Бережное отношение к растениям»)
| Определите тему занятия | Предположите, какова тема нашего занятия? |
|
| Будем учиться бережному, милосердному, доброму отношению к растениям. | Поставить перед собой цель на сегодняшнее занятие | Чему будете учиться?
|
|
IV.Изучение нового материала. 1.Работа над рассказом Т.Ждановой «Быть нужным человеку» Отдать всего себя…
| Отгадывают загадки. Читают по ролям.
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои ответы, доказывают свою точку зрения. | Загадывает загадки. Организует ролевое чтение.
Организует анализ произведения по вопросам. | На ромашку у ворот опустился вертолёт. Золотистые глаза, кто же это? … Путнику он верный друг. Лечит ранки ног и рук. Маленький, но сил в нём много. Всем растёт он на подмогу. - Почему произведение имеет такое название? - Красив ли подорожник внешне? - Где он растёт? - Каков его характер? - Обратите внимание на слова растения «Я буду ждать того, кто обо мне знает и отыщет, кому я подарю свой листок. А если надо, то и всего себя отдам для больного» - В чём смысл слов подорожника ? - Кому адресованы его слова? - Объясните второе название текста. (Быть нужным…) - Как, по-вашему, человек должен отвечать за любовь к нему со стороны живой природы? | Предметные: использование системы научных и теоретических знаний на практике. Коммуникативные: инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация. Регулятивные: осуществляемые действия: контролируют правильность ответов учащихся, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность Личностные: Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности Регулятивные: Осуществляемые действия: контролируют правильность ответов учащихся, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность |
2. Работа в паре | Работают в паре по карточке.
Читают предложения с дополненными словами, проверяют написанное | Организует работу в паре по карточке.
Организует проверку. | У вас на парте карточка для работы в паре. Вам необходимо внимательно прочитать предложения и дополнить эти предложения недостающими словами. Внизу слова для выбора. Проверка. - Прочитайте полученные предложения. - Сигналом покажите, у кого получились верные предложения? (Зелёный сигнал) - Кто ошибся? (Красный сигнал) Слайд «Ответственность» | Коммуникативные: слушание и понимание других. Построение речевого высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение оформлять свои мысли в устной форме, договариваться о правилах общения и поведения. Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. |
3. Продолжение работы над темой. В. Сухомлинский «Отломленная ветка» | Читают текст произведения (2 человека) по логически законченным частям. Анализируют.
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои ответы, доказывают свою точку зрения. | Организует усвоение учениками нового знания, Ставит проблемную задачу. | - Как развлекался мальчик в этот прекрасный день? - Ребята, как вы считаете, серьёзный ли это проступок, подумаешь, веточку сломал, ведь дерево-то не погибло? - Почему автор говорит, что меньше стало радости на свете? - Почему же дедушка узнал среди деревьев липу, ведь это было так давно? - Перечитайте последний абзац. - Как вы думаете, какие мысли одолевали дедушку, когда он смотрел на мальчика? - Что поразило вас в этом рассказе? - Какой вывод сделали для себя? Вывод-обобщение. Действительно, надо всегда отвечать за свои поступки. | Познавательные: извлекать информацию из учебного пособия; строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов; осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия. Коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. |
V.Домашнее задание | Записывают домашнее задание | Предлагает записать домашнее задание в дневник | Предлагаю изменить окончание рассказа. Ответьте на вопрос «Что скажет дедушка мальчику?»
|
|
VI. Физкультминутка | Выполняют музыкальные упражнения | Организует физкультминутку | Отдыхаем под музыку |
|
VII. Продолжение работы над темой.
| Формулируют задачу: вспомним правила поведения в природе.
| Предлагает сформулировать задачу, которую необходимо решить.
| - Скажите, а можно ли вот так же весело отдохнуть на природе, например, в лесу? – Почему? - Сформулируйте задачу, которую надо решить на занятии | Предметные: использование системы научных и теоретических знаний на практике.
|
1. Игра «Доскажи словечко» | Договаривают слова в рифму. | Наизусть читает стихотворение В.Орлова «Живой букварь» | «…Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ учат крепкой …дружбе» | Коммуникативные: слушание и понимание других в группе. Построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами. Умение оформлять свои мысли в устной форме, договариваться о правилах общения и поведения в группе. Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;формирование самооценки и взаимооценки, определение границ собственного знания или «незнания» Регулятивные: Осуществляемые действия:контролируют правильность ответов учащихся, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность |
VIII. Работа в группах малого состава. Рефлексия.
| Работают в группе по 3-4 человека, обсуждают задание, читают и приклеивают слова-«ветви» к рисунку дерева.
| Организует работу в микрогруппе. Объясняет задание. | Вам предстоит работа в четвёрке. Сядьте удобно. Перед каждой группой – рисунок дерева, вернее его ствола. Рядом – «ветви» - слова, обозначающие качества людей. Предлагаю «оживить» дерево словами-ветвями (Приклеить веточки с нужными на ваш взгляд словами, характеризующими человека) Проверка. Называть по 2 слова, слушать внимательно, не повторяться. Какие слова не выбрали? Почему? |
IX. Работа над стихотворением Елены Михаленко «Веточки» | Хоровое чтение стихотворения. 1 слайд читают хором девочки, 2 слайд читают хором мальчики.
| Предлагает прочитать стихотворение хором.
Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни! | - Как автор называет клейкие листочки? Перечитайте. - Какие они? - К кому обращается автор стихотворения? - С какой просьбой-призывом?Зачитайте. - Почему? - Кто из вас согласен с призывом автора? Сигналы Вывод-обобщение | Познавательные: извлекать информацию из учебного пособия; строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов; осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия. Коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные:слушание и понимание других;умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; определение границ собственного знания или «незнания»
|
X.Обсуждение правил поведения в природе. 1.Законы «НЕ» (Будь природе другом)
2.Ролик «Сделай мир краше» | Декламируют правила поведения в природе в стихотворной форме.
Озвучивают ролик | Организует работу с выставкой рисунков на тему «Будь природе другом!»
| Заранее детям было выдано задание – изобразить правила поведения людей в природе. Вот что из этого получилось. Рисунки – на выставке и слайдах. Не шумите в лесу! Не рвите редкие растения! Не собирайте цветы в большие букеты! Не вырезайте надписи на деревьях! Не портите несъедобные грибы. Не оставляйте мусор! Не разжигайте костёр в лесу! Будь природе другом |
X I. Итог занятия. Рефлексия. | Делают обобщение по теме урока Самооценка результатов своей деятельности | Оцените свою деятельность на занятии, используйте цветовые сигналы. | Выразите своё отношение к занятию с помощью сигналов. С каким настроением заканчиваем занятие? Почему?
| Личностные: формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности. |