Урок по истории в 5 классе «Олигархическая Спарта»

0
0
Материал опубликован 15 April 2018

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Авторы

Мантрова Ольга Викторовна, учитель истории МБОУ «Гимназия» города Моршанска Тамбовской области

Предмет

История

Класс

5 класс

Тема урока

Олигархическая Спарта

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока

Формирование и стимулирование субъектной позиции учащегося, в частности, к особенностям спартанского образа жизни.

Планируемые результаты

Личностные: развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира.

Метопредметные: развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметные: обучающиеся научатся сравнивать условия жизни жителей Спарты и Афин;

обучающиеся получат возможность научиться: правильно показывать на карте места изучаемых событий.

Техники и технологии

Методы: эвристическая беседа; дискуссия; частично-поисковый метод.

Формы работы обучающихся: парная, индивидуальная, фронтальная

Здоровьесберегающие технологии.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

самостоятельно выходят на проблему и решают её;

самостоятельно определяют тему, цель урока;

работают с учебником, с историческими документами

оценивают себя и друг друга;

- рефлектируют.

Ресурсы

УМК: В.И. Уколова, Л.П. Маринович (под ред. А.О. Чубарьяна). Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс // М., «Просвещение». 2013. Компьютер, проектор, экран, учебники по истории, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, карта Древней Греции, документы к уроку, иллюстрации и фотографии с видами древних греческих городов и их достопримечательностей, карточки для индивидуальных заданий.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

 

Организационный

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствие обучающихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Умение выделять нравственный аспект поведения.

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

 

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово.

Организует работа с исторической картой.

начиная с первого ряда, для этого каждый ученик находит по одному объекту, относящемуся к Греции на карте.

1.Балканский полуостров

2.Южная Греция

3.Средняя Греция

4.Северная Греция

5.Афинский полис?

6.С какими государствами граничит?

7. Остров Итака

8. Аттика

9. Микены

10. гора Олимп

11. Дельфы

12. моря, которыми омывается Греция

13. Троя

Организует дифференцированную работу учащихся:

Нескольким ученикам раздает карточки с индивидуальными заданиями, на которые они должны будут дать ответ, а с остальными проведем опрос. Если работающие по карточкам справятся раньше, то карточки сдают и включаются в общую работу. (Раздает карточки).

КАРТОЧКА 1

Подготовь ответ на вопрос: «Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?» Для этого вспомни:

- Кем был Солон?

- Как он поступил с должниками?

- Как изменились права демоса?

- Что такое Народное собрание?

- Сделай вывод.

КАРТОЧКА № 2

1. Определите, кто из деятелей Афинского государства мог бы сказать о себе такие слова: «Поверьте, мне было нелегко... Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от 'камней, лишивших многих сна и покоя, но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще, лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упреки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь! А как считаете вы?»

2. В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть несколько причин. Какие причины назовете вы?

С остальными учениками учитель организует фронтальный опрос.

- Кто установил демократию в Афинах? (Солон).

-Что такое Народное собрание? Что обозначает демократия?

- Как изменились права демоса?

- Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

- Почему Солон вызвал недовольство и знати и демоса, почему он не мог удовлетворить и тех и других и вынужден был покинуть свое государство?

- Все люди любят получать подарки, почему афинским судьям это было запрещено?

- А существует ли сегодня в нашем государстве демократия?

Каждый ученик находит по одному объекту, относящемуся к Греции на карте

Несколько учеников выполняют дифференцированное задание на карточках, остальные устно отвечают по теме: «Зарождение демократии в Афинах».

Положительное отношение к учебной деятельности

Прогнозирование своей деятельности

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

 

Постановка целей, задач урока.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Предлагает учащимся небольшой фрагмент исторического документа, где дается описание одного из полисов Древней Греции. На основе документа вместе с детьми определяет цель урока.

Это было воинственное и мужественное государство, которое не имело крепостных стен. «Лучшие стены – это наши граждане» - говорили там. Когда рождался ребенок, его несли к старейшинам на осмотр. Слабого и больного по решению старейшин убивали, сбрасывая в пропасть

Формулирование проблемы.

- Как вы думаете, о каком греческом полисе идет речь в данном документе?

- Давайте подумаем, о чем сегодня мы будем говорить? Как сформулируем тему урока?

Перед началом изучения новой темы давайте определимся, по какому плану будем работать. С чего всегда нужно начинать изучение нового государства?

Учитель корректирует и выводит на экран слайд с планом урока.

1.Географическое положение Спартанского государства.

2)Спартанцы и илоты.

3)Управление Спартой.

4)Воспитание спартанцев.

В диалоге с учителем определяют цель урока: знакомство с особенностями спартанского образа жизни.

Учащиеся предлагают варианты, удачный записывается на доске.

ТЕМА УРОКА: «Олигархическая Спарта»

Ученики отвечают, что необходимо познакомиться с его положением на карте, природными особенностями, населением, проживающим на территории государства и его занятиями, государственной властью, образом жизни и культурой.

Учащиеся записывают план урока к себе в тетрадь

Самоопределение

Целеполагание

Постановка вопросов.

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

 

Первичное осмысление новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

Учитель сообщает первый вопрос плана урока: «Географическое

положение Спартанского государства», совмещая рассказ с показом на исторической карте.

Учитель предоставляет слово ученику, которому было дано опережающее задание: подготовить сообщение «Миф о Пелопсе».

При рассмотрении второго пункта плана «Спартанцы и илоты» учитель создает условия для самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, дает задание классу прочитать текст параграфа и ответить устно на вопросы, которые отражены на слайде, определение илоты записать в тетрадь.

-Кого называли илотами?

- Какие обязанности существовали у илотов?

Учитель организует работу с иллюстрацией учебника стр. 168

-Давайте посмотрим, как выглядел спартанец в бою.

- Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета. Почему?

Самоопределение.

Делают вывод об особенностях Спартанского государства, самостоятельно работают с материалом в учебнике, раскрывающим понятие «илоты»,организуется работа с иллюстрациями в учебнике.

Подготовленный ученик выступает с сообщением.

Учащиеся читают текс параграфа №34 стр. 167

После прочтения учащиеся устно отвечают на вопросы учителя, записывают самостоятельно определения понятия «илоты» в тетрадь.

Ученик описывает, как выглядит спартанец и строит свои догадки почему он так одет: шлем, щит, копье, сандалии, латы до колен, доспехи чуть ниже пояса.

Планирование, прогнозирование

Формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

   

Физкультминутка

Смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки обучающихся

 

Выполняют команды учителя

         

Первичное усвоение новых знаний.

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Учитель организует работу учащихся с текстом документа.

При знакомстве с текстом вам нужно прочитать документ и ответить на вопрос: «какое занятие у спартанцев было самым главным?»

Учитель организует работу в парах по составлению кластера из прилагательных, которые охарактеризовали бы Древнюю Спарту, ее население и порядки:

лаконичный, воинственный, творческий, здоровый, интеллектуальный, скудный, образованный, пьяный, гордый (лаконичный, воинственный, здоровый, скудный, гордый

2. демократичная, олигархическая, культурная, неукрепленная, воинственная, красивая, жестокая, роскошная, лаконичная (олигархическая, неукрепленная, воинственная, жестокая, лаконичная)

Учитель выборочно проводит оценку кластеров, задает вопросы паре.

Учитель предлагает творческое задание: «Рассказ Мюнхгаузена» - как известно, он большой выдумщик. Задача учащихся найти в нем ошибки (текст с рассказам лежит у каждого на столе)

Как-то давным-давно довелось мне побывать в разных греческих городах и, конечно же, в Спарте. Очень мне понравился этот город, особенно его жители, крепкие, сильные, выносливые. Правда, меня не сразу впустили в город, пришлось стучать в высокие и крепкие ворота и ждать, чтобы их открыли. Когда вышла охрана и пропустила меня, я решил в первую очередь оглядеть достопримечательности города и спросил: «Где у вас находятся театр, музеи, какие памятники у вас есть?» Один из спартанцев согласился стать гидом и показать свой город. Сначала мы прошли через широкую торговую площадь. Торговцы-зазывалы издалека громкими голосами старались привлечь внимание к своим товарам. Я тоже кое-что купил себе на память об этом городе. Затем мы подошли к стенам красивейшего здания с колоннами. Это был театр. Прошли на главную улицу Спарты, где я увидел многочисленные памятники героям, мужественным воинам, спортсменам-олимпийцам. Мимо меня проходили нарядно одетые горожане. К обеду меня настолько разморило, что я решил отдохнуть в тени деревьев, присев у фонтана. Одна из горожанок угостила меня прохладительным напитком и вкусным пирогом. Я торопился в город Афины. У меня сложились самые лучшие впечатления о спартанцах и их городе.

Ученики знакомятся с текстом документа и находят ответ на вопрос – главным занятием спартанцев была война.

Учащиеся вместе с учителем зарисовывают схему управления

Учащиеся работают группами по составлению кластеров.

Один из учащихся читает текст вслух. Учащиеся анализируют прочитанный текст и исправляют ошибки

Самоопределение

Профессионалное самоопределение,

смыслообразование

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

 

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

Вопросы: Познакомились ли мы с общественным и государственным устройством Спарты?

2.На все ли пункты совместно составленного плана найдены ответы?

Посовещайтесь в парах и выскажите своё мнение:

-Какие порядки древней Спарты вам, людям XXI века, кажутся правильными, а что, напротив, вызывает негодование?

-Как можно было на протяжении длительного периода времени сохранять свои обычаи и традиции?

Отвечают на поставленные вопросы.

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

участие в коллективном обсуждении проблем.

   

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает творческое домашнее задание:

составить письменный рассказ от имени жителя Спарты о том, как прошел его день.

Обучающиеся записывают домашнее задание

Нравственно -этическая ориентация

Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

   

Рефлексия.

Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Учитель предлагает произвести самооценку работы на уроке, ответить на рефлексивные вопросы.

Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

- Поставьте отметку за работу на уроке всему классу.

Ученики прикрепляют к доске смайлики: - получил прочные знания, усвоил весь материал;

-усвоил материал, но есть, над чем еще поработать, - усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы.

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

   

Оценка своей деятельности и деятельности других людей

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.