12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кирсанова Ирина Михайловна259
Россия, Саратовская обл., Саратов

Проблемный урок по теме «Древняя Спарта»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: содействовать ознакомлению с географическим положением, природными условиями, категориями населения Древней Спарты, управлением и воспитанием спартанцев; создать условия для развития умений работать с документом, извлекать из него необходимую информацию.

Задачи:

Обучающие:

ознакомить учащихся с географическим положением, природными условиями Древней Спарты, ее населением и воспитанием юных спартанцев.

Развивающие:

способствовать формированию умений анализировать исторический материал посредством работы с историческими документами;

способствовать формированию умения распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, сопоставлять с современными морально-нравственными реалиями в рамках социального неравенства.

Воспитательные:

- способствовать формированию понимания культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мир.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- развитие опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого на примере положительных и отрицательных сторон системы спартанского воспитания.

Предметные результаты:

- применять понятийный аппарат исторического знания для характеристики политического устройства Спарты;

- давать характеристику спартанского войска;

- работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно планировать решение учебной задачи;

- оценивать значимость приводимых фактов;

- оценивать результаты работы;

Познавательные УУД:

- поиск и нахождение необходимой информации в источниках;

- смысловое чтение;

- структурирование информации.

Логические УУД:

- давать определение понятий;

- формулировать свою точку зрения;

- выдвижение гипотез и их проверка.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- слушать и слышать друг друга;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Спартанское государство. Спартанцы и илоты. Совет старейшин, народное собрание. Спартанское воспитание. Лаконичная речь.

Формы работы учащихся: групповая, работа с картой, учебником, документами, иллюстрациями.

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 класса: - М. «Просвещение», 2015

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор или интерактивная доска, карта « Древняя Греция», фрагмент из фильма «300 спартанцев».

План

1. Географическое положение и природные условия Спарты;

2. Занятия спартанцев;

3. Население;

4. Управление Спартой;

5. Воспитание юных спартанцев.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся. 5-7 мин

В 5 веке до нашей эры в Греции появляется много полисов (карта). Но самых больших и знаменитых полисов было два – это (один мы уже знаем, какой?) Афины и Спарта. Древние греки говорили так: «Эллада стоит как бы на двух ногах. Одной ногой являются Афины, а другой – Спарта».

- Как вы думаете, что этими словами хотели сказать греки?

(подчеркивают значение обоих государств в жизни Греции)

- Как они относились к этим полисам?

(относились с почтением и уважением)

- Однако, с другой стороны, жители Эллады, а особенно афиняне, осуждали спартанцев, не посещали их город и относились к спартанцам неприязненно. Как в этом случае относились эллины к Спарте?

(осуждали, плохо, неприязненно)

- Какой у вас возникает вопрос?

(Почему спартанцы вызывали такую противоречивую оценку? Почему спартанцев одновременно и уважали, и осуждали?)

- Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

(отличается по географическому расположению, по природным условиям; сильная армия; образ жизни, занятия)

- Сформулируйте тему урока.

- Действительно, на сегодняшнем уроке речь пойдет об очень необычном полисе, жители которого были самыми воинственными и смелыми. Речь пойдет о Древней Спарте. Что же мы с вами должны изучить, чтобы охарактеризовать Спарту как полис?

План (на доске, слайде)

1. Географическое положение и природные условия Спарты;

2. Хозяйственные занятия;

3. Население;

4. Управление Спартой;

5. Воспитание юных спартанцев.

III. Усвоение новых знаний. 20 мин

Работа в группах

1 группа: работа с картой (слайд) и текстом учебника (стр.147) Определить географическое местоположение и природные условия Спарты. Сравнить, чьи природные условия более благоприятные: Спарты или Афин.

2 группа: занятия спартанцев и население. К каким занятиям располагали природные условия Спарты? Чем занимались спартанцы? Сравнить с занятиями афинян. Работа с текстом учебника стр. 147.

3 группа: управление Спартой. Используя текст учебника стр. 147-148 составить на доске схему «Управление полисом Спарта».

4 группа: спартанское воспитание.

Работа с отрывком из сочинения греческого историка Плутарха «Древние обычаи спартанцев». По тексту учебника стр. 149. Как вы понимаете выражения «спартанское воспитание», «лаконичная речь»?

- Итак, что же мы узнали новое о Спарте?

- Исходя из того, что мы сейчас узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

Географическое положение и природные условия Спарты.

- В какой части Греции находится Спарта?

- Какие области входят в состав Спарты?

- Таким образом, Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес. На севере территория Пелопоннеса соединяется с Грецией небольшим перешейком, на котором греки дорийцы основали город Коринф. В конце II тысячелетия до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику, на которой основали государство Спарту. А себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на данной территории, дорийцы превратили в рабов. Спустя некоторое время спартанцы завоевали близлежавшую территорию Мессении.

2. Хозяйственные занятия и население.

- Теперь, когда мы узнали о географическом положении Спарты, попробуем определить хозяйственные занятия жителей Спарты.

1.Земледелие (на участках работали только илоты)

2.Военное дело.

3.Ремесло.

- Население:

Спартанцы – высшее сословие. Только они были полноправными гражданами.

Периэки – промежуточное сословие. Периэки были свободны, но не считались гражданами Спарты. Занимались в основном ремёслами.

Илоты – выходцы из покорённых Спартой территорий. Занимались сельским хозяйством, выполняли тяжёлые работы. Работали на спартанцев.

Управление Спартой

- Теперь нам необходимо выяснить как управлялась Спарта (на слайде)

4. Спартанское воспитание

- И, наконец, мы должны с вами выяснить особенности спартанского воспитания.

Вся жизнь в Спарте построена на военный лад. Спартанцы гордились тем, что их город единственный в Греции не имеет стен, ибо его стенами являются сами спартанцы. Не зря великой доблестью среди спартанцев считалось погибнуть, защищая государство. Мать, отправлявшая своего сына на войну, подавала ему щит со словами «Вернись сын или со щитом, или на щите!».

В Спарте существовал обычай. Если у спартанца рождался сын, родители несли его показать старейшинам. В случае, если младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё родят здоровых и крепких детей.

- Итак, что же мы узнали новое о Спарте?

- Исходя из того, что мы сейчас узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

IV Физминутка 2 мин

V Применение нового знания. 5 мин

- Представьте себе, что вы в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней? Объясните свой ответ. (мини-сочинение)

VI Рефлексия 3 мин

Опишите эпитетами Спарту

С- сильная

П- патриархальная

А- античная

Р- рабовладельческая

Т- триумфальная

А- авторитарная

VII Итоги 3 мин

Дз.

П.31

1 группа: Географическое положение и природные условия Спарты

1 группа: работа с картой (слайд) и текстом учебника (стр.147) Определить географическое местоположение и природные условия Спарты. Сравнить, чьи природные условия более благоприятные: Спарты или Афин.

2 группа: Хозяйственные занятия и население

2 группа: занятия спартанцев и население. К каким занятиям располагали природные условия Спарты? Чем занимались спартанцы? Сравнить с занятиями афинян. Работа с текстом учебника (стр. 147).

«Вся земля Ла­ко­нии и Мес­се­нии была раз­де­ле­на на рав­ные участ­ки. Спар­тан­ские семьи по­лу­чи­ли по зе­мель­но­му на­де­лу без права его про­дать или по­да­рить. На этих на­де­лах жили и ра­бо­та­ли илоты (рабы). С каж­до­го на­де­ла каж­дой спар­тан­ской семье по­сту­па­ло оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство вы­ра­щен­но­го ило­та­ми зерна, оли­вок, ово­щей и дру­гих про­дук­тов»

«До­рий­цы яв­ля­лись граж­да­на­ми Спар­тан­ско­го го­су­дар­ства. Боль­шую часть на­се­ле­ния Ла­ко­ни­ки и со­сед­ней Мес­се­нии спар­тан­цы по­ра­бо­ти­ли, их стали на­зы­вать ило­та­ми»

«Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов»

«Спарта это государство воинов. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов которые можно использовать в длительных походах. Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная «лаконская сталь»

«Спартанцам было запрещено служить моряками и сражаться на море. Однако позднее они участвовали в морских сражениях, но, добившись господства на море, отказались от него, заметив, что нравы граждан изменяются от этого к худшему. Однако нравы продолжали портиться и в этом, и во всем другом. Раньше, если кто-либо из спартанцев скапливал у себя богатство, накопителя приговаривали к смерти. Ведь еще Алкамену и Феопомпу оракулом было предсказано: «Страсть к накопленью богатств когда-нибудь Спарту погубит». Несмотря на это предсказание, Лисандр, взяв Афины, привез домой много золота и серебра, а спартанцы приняли его и окружили почестями»

3 группа: Управление Спартой

3 группа: Используя текст учебника стр. 147-148 составить на доске схему «Управление полисом Спарта».

«Право утверждать принадлежит гражданам, но если народ вынесет неверное решение, старейшинам и архагетам иметь право роспуска (собрания)».

«Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям, сердцу которых дорог чудный город Спарта; после них — старцам-геронтам и, наконец, народу, который должен только отвечать им «да» или «нет»

«Кроме царей, которые были председателями герусии (совет старейшин), в совет старейшин входило 28 человек из спартанских знатных семей не моложе 60 лет. Эти геронты выбирались пожизненно на народном собрании спартиатов»

группа: Спартанское воспитание

4 группа: Работа с отрывком из сочинения греческого историка Плутарха «Древние обычаи спартанцев». По тексту учебника стр. 149. Как вы понимаете выражения «спартанское воспитание», «лаконичная речь»?

4. Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей, ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы.

10. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии11. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим собственным.

12. Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться.

21. Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел гражданских прав.

40. Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики dгордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли «диамастигосис», и происходило оно каждый год.

«Так уж по­ве­лось, что вес­ной спар­тан­цы при­хо­ди­ли в де­рев­ни к ило­там и уби­ва­ли, кого им взду­ма­ет­ся. Впро­чем, они ни­ко­гда не тро­га­ли жен­щин и ста­ри­ков. Они вы­би­ра­ли мо­ло­дых и силь­ных муж­чин, тех, ко­то­рые могли дать отпор. Для юных спар­тан­цев это была игра. Как вол­ча­та, при­та­ив­шись в сто­гах сена, они вры­ва­лись в хи­жи­ны и уби­ва­ли за­стиг­ну­тых врас­плох людей. И если юноша не убьёт ни од­но­го илота, ста­ри­ки за­сме­ют его: «Ты не спар­та­нец, ты жал­кий трус!»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.