Урок по истории в 5 классе «Восстание Спартака»

1
0
Материал опубликован 1 August 2016 в группе

Урок в 5 классе по теме: «Восстание Спартака»

Зятикова С.А.,

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 74 г.Воронеж

Цель урока: сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение. Подвести учащихся к пониманию причин восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака. Продолжить формирование умений составлять рассказ, анализировать события.

Оборудование: компьютер с проектором.

 

Ход урока

Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Земельный закон братьев Гракхов»

Как повлияло завоевание римлянами средиземноморских стран на положение римского крестьянства?

Расскажите о деятельности Тиберия Гракха.

Расскажите об основных положениях земельного закона Гракха.

Расскажите о деятельности Гая Гракха.

Чем можно объяснить неудачу братьев Гракхов?

План изучения нового материала:

Причины восстания рабов в Италии и походы восставших.

Причины поражения восстания и его значение

Объяснение учителя.

В 74 г. до н.э. в Италии началось самое крупное восстание рабов в древности. Оно продолжалось несколько лет, в нем приняли участие десятки тысяч рабов.

Вопрос к классу: Почему самое крупное восстание произошло именно в Италии?

Работа в тетради.

74-71 г.г. до н.э. – восстание Спартака

Причины:

скопление массы рабов в Риме

жестокое обращение с рабами

Объяснение учителя.

Источники по истории восстания скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании. Совсем мало известно о биографии Спартака.

Спартак происходил из Фракии (Болгария). Служил в римских вспомогательных войсках и за дезертирство был продан в рабство. Благодаря физической силе попал в гладиаторы. В источниках упоминается об уме, образованности и гуманности Спартака. В 73 г. до н.э. находился в одной из гладиаторских школ в г. Капуи. В начале лета около 200 гладиаторов составили заговор, который был раскрыт. Однако 60-70 человек вырвались из школы на свободу, вооружившись ножами, кухонными вертелами, затем сбежали из города. Своим предводителем они выбрали Спартака.

У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными.

Работа в тетради.

Основные события:

  1. бегство восставших на Везувий

    разгром восставшими 3-тысячного отряда римлян у Везувия

    отделение 10-тысячного отряда под руководством Крикса от Спартака и уничтожение его римлянами в районе горы Горгано

    разгром Спартаком римского войска под Мутиной

    у реки По по невыясненным причинам отряд Спартака повернул на юг

    неудачная попытка переправы на остров Сицилия

    поражение восставших под предводительством Спартака в битве на реке Силариус

Объяснение учителя.

Весной 71 г. до н.э. в Аппулии произошла последняя битва. Красс, стоявший во главе римских легионов, отчаялся собственными силами справиться с восставшими. Сенат послал ему помощь. Из Испании на помощь Крассу двинулся Помпей, а из Македонии – Лукулл. Вокруг Спартака сужалось кольцо. Спартак потерпел в этой битве сокрушительное поражение. После героического сопротивления он сам и большинство его соратников погибли. 6 тысяч оставшихся в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги.

Работа в тетради.

Причины поражения восстания:

тактические разногласия между рабами

отсутствие единого плана ведения войны с Римом

восставшие боролись в то время с опасным и непобедимым врагом.

Закрепление изученного материала.

Где и когда началось восстание Спартака?

Где находился первый лагерь восставших?

Каков был первоначальный план освобождения врагов?

Почему рабы отказались от этого плана?

Почему им не удалось переправиться на Сицилию?

В каком году произошла последняя битва?

Домашнее задание. П. 51 – читать и пересказывать

Комментарии
Комментариев пока нет.