Урок в 5 классе по теме: «Восстание Спартака»
Зятикова С.А.,
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 74 г.Воронеж
Цель урока: сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение. Подвести учащихся к пониманию причин восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака. Продолжить формирование умений составлять рассказ, анализировать события.
Оборудование: компьютер с проектором.
Ход урока
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Земельный закон братьев Гракхов»
Как повлияло завоевание римлянами средиземноморских стран на положение римского крестьянства?
Расскажите о деятельности Тиберия Гракха.
Расскажите об основных положениях земельного закона Гракха.
Расскажите о деятельности Гая Гракха.
Чем можно объяснить неудачу братьев Гракхов?
План изучения нового материала:
Причины восстания рабов в Италии и походы восставших.
Причины поражения восстания и его значение
Объяснение учителя.
В 74 г. до н.э. в Италии началось самое крупное восстание рабов в древности. Оно продолжалось несколько лет, в нем приняли участие десятки тысяч рабов.
Вопрос к классу: Почему самое крупное восстание произошло именно в Италии?
Работа в тетради.
74-71 г.г. до н.э. – восстание Спартака
Причины:
скопление массы рабов в Риме
жестокое обращение с рабами
Объяснение учителя.
Источники по истории восстания скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании. Совсем мало известно о биографии Спартака.
Спартак происходил из Фракии (Болгария). Служил в римских вспомогательных войсках и за дезертирство был продан в рабство. Благодаря физической силе попал в гладиаторы. В источниках упоминается об уме, образованности и гуманности Спартака. В 73 г. до н.э. находился в одной из гладиаторских школ в г. Капуи. В начале лета около 200 гладиаторов составили заговор, который был раскрыт. Однако 60-70 человек вырвались из школы на свободу, вооружившись ножами, кухонными вертелами, затем сбежали из города. Своим предводителем они выбрали Спартака.
У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными.
Работа в тетради.
Основные события:
-
бегство восставших на Везувий
разгром восставшими 3-тысячного отряда римлян у Везувия
отделение 10-тысячного отряда под руководством Крикса от Спартака и уничтожение его римлянами в районе горы Горгано
разгром Спартаком римского войска под Мутиной
у реки По по невыясненным причинам отряд Спартака повернул на юг
неудачная попытка переправы на остров Сицилия
поражение восставших под предводительством Спартака в битве на реке Силариус
Объяснение учителя.
Весной 71 г. до н.э. в Аппулии произошла последняя битва. Красс, стоявший во главе римских легионов, отчаялся собственными силами справиться с восставшими. Сенат послал ему помощь. Из Испании на помощь Крассу двинулся Помпей, а из Македонии – Лукулл. Вокруг Спартака сужалось кольцо. Спартак потерпел в этой битве сокрушительное поражение. После героического сопротивления он сам и большинство его соратников погибли. 6 тысяч оставшихся в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги.
Работа в тетради.
Причины поражения восстания:
тактические разногласия между рабами
отсутствие единого плана ведения войны с Римом
восставшие боролись в то время с опасным и непобедимым врагом.
Закрепление изученного материала.
Где и когда началось восстание Спартака?
Где находился первый лагерь восставших?
Каков был первоначальный план освобождения врагов?
Почему рабы отказались от этого плана?
Почему им не удалось переправиться на Сицилию?
В каком году произошла последняя битва?
Домашнее задание. П. 51 – читать и пересказывать