Технологическая карта совместной НОД с детьми старшей группы «Путешествие по карте: Кто любит спорт — тот здоров и бодр!»
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы по познавательно – исследовательской деятельность
с использованием педагогической технологии «Путешествие по карте»:
«Кто любит спорт – тот здоров и бодр!»
Составитель:
Фадюшина Юлия Валерьевна.
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие): ______________ Кто любит спорт – тот здоров и бодр!_________________________________________________________
Возрастная группа: _________ старшая группа ___________________________________________________________________
Форма НОД: познавательная – исследовательская деятельность с использованием педагогической технологии «Путешествие по карте»
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект : «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.________________________________________________
Средства: наглядные: карта города Первоуральска, фотографии учреждений, карточки с изображением спортсменов, спортивного инвентаря.
мультимедийные: ноутбук, проектор, экран, слайды с изображением дворцов спорта, знаменитых спортсменов г. Первоуральска.
литературные __________________________________________________________________________________________________________________
музыкальные: музыкальные произведения на спортивную тему___________________________________________________________________
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы | ||||
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать любовь к людям родного города, прославившие его в разных видах спорта. Воспитывать: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, действовать согласованно. Образовательные: Формирование умения ориентироваться на местности с помощью карты-схемы. Познакомить с видами спорта, характерными для города Первоуральска. Расширять представления детей о разных видах спорта, которыми можно заниматься в спортивных учреждениях. Развивающие: Развивать у детей географических представлений о родном городе, через знакомство с картой. Развивать интерес к спорту. Развить математические представления через выполнение вычислений, в пределах 5. Продолжать развивать мелкую моторику, через выполнение графических заданий. | | ||||
Этапы (последова-тельность) деятельнос-ти | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению заплани-рованных результатов | Планируемый результат | |
Мотивация | - Здравствуйте дети, меня зовут Татьяна Владимировна, я приехала к вам из г. Екатеринбурга. Я люблю заниматься спортом, прыгать, бегать, плавать, кататься на коньках, чтобы быть здоровой, веселой и энергичной. | Педагог приветствует детей. Рассказывает о себе и спортивных интересах. | Дети с педагогом заходят в зал, свободно располагаются около педагога. Проявляют интерес к его рассказу. | Привлечение внимания детей. Появление у детей заинтересованности, познавательного интереса. | |
Целепо-лагание | - Ребята, когда я собиралась к вам сюда ехать, то смотрела в интернете карту вашего города. И узнала, что у вас в городе есть стадионы и дворцы для занятия спортом! - Может кто-нибудь знает их названия? Я и карту с собой захватила. Вот она. | Стимулирует интерес к теме. Вовлекает детей в диалог, задавая вопрос. Показывает и вывешивает на мольберт карту местности. | Дети слушают педагога и отвечают на вопрос. Подходят к карте – схеме. | Организация и настрой детей на познавательную деятельность. | |
Выбор пункта назначе-ния. | - Там занимаются спортом, чтоб стать какими? (сильными, смелыми, здоровыми и бодрыми). Про таких людей говорят: «Кто любит спорт – тот здоров и бодр!» - Где на нашей карте находятся спортивные объекты? - Правильно, какие вы умные и внимательные ребята. - Конечно – это стадион, дворец водных видов спорта и ледовый дворец. - Мне очень хотелось бы больше узнать о них, предлагаю вам быть моими гидами, т.е. экскурсоводами по вашему городу? Вы согласны? - Значит, мы можем отправляться? | Педагог подводит детей к карте и стимулирует детей к поиску спортивных объектов, задавая вопрос об их местоположении. | Дети самостоятельно пробуют найти здания. | Ориентируясь на карте, находят и называют объекты: стадион, дворец водных видов спорта, ледовый дворец. | |
Выбор транспорт-ного средства | - Вот только как мы туда будем добираться? Мы находимся в садике, вот он, а нам нужно добраться до этих спортивных объектов. - Хорошо, что стадион и спортивные дворцы находятся рядом друг с другом, поэтому, как мы между ними будем передвигаться? | Педагог показывает 1 слайд с изображением детского сада, показывает на карте местоположение детей в данный момент. Предлагает детям самостоятельно выбрать способ передвижения. | Дети предлагают варианты передвижения, чтоб добраться до спортивных объектов. | Дети оценивают расстояние между их местоположением и спортивными объектами, ориентируясь по карте, определяют виды передвижения. | |
5. Опреде-ление маршрута по карте. | - Но для этого, уважаемые гиды, вам нужно решить, какой спортивный объект мы посетим в первую очередь (во вторую, в третью)? - Перед тем, как мы с вами отправимся в путь, нам нужно отметить маршрут передвижения. - Кто поможет мне это сделать? -Уважаемые гиды, решите, кто из вас отметит на карте маршрут? - Какой интересный у вас маршрут получился! | Педагог предоставляет детям возможность самостоятельно выбрать последовательность посещаемых объектов. Рассматривает с детьми весь маршрут передвижения до первого, выбранного детьми, здания, до второго, третьего. | Определяют первый объект для путешествия (второй, третий). Выбирают ответственного за обозначение маршрута на карте. Отмечают маршрут цветными маркерами. | Дети находят решение поставленных задач: о выборе последовательности посещения объектов, о выборе ответственного за обозначение маршрута на карте. Обозначение маршрута путешествия. | |
6. Пункты назначе-ния | - Теперь нам известен весь маршрут путешествия, и мы можем назвать все спортивные объекты, которые мы сегодня посетим….(зависит от выбора детей). - Теперь вы, как гиды - экскурсоводы, разработали маршрут нашего путешествия. - В путь! | Педагог напоминает детям последовательность маршрута путешествия. Педагог включает музыку и идет вместе с детьми. | Дети прослеживают весь путь путешествия по карте. Двигаются под музыку. | Дети согласовывают совместные действия и их последовательность. | |
Само путешест-вие. | - Поехали (полетели, пошли…)! Стадион. - Первая наша остановка это «Стадион «Старт»». Где он у нас на карте? - Как вы думаете, какими видами спорта занимаются на стадионе? Может вы уже ходили туда, или кто-нибудь занимается там в секции? - На стадионе много места и поэтому там есть возможность заниматься и такими видами спорта как ….(назвать, те, что не смогли назвать дети).
- А ещё ваш город знаменит тем, что на этом стадионе занимался Василий Колотов и стал олимпийским чемпионом по поднятию штанги. - Для многих видов спорта нужны мячи. Посмотрите, у меня их тут много. Каждый может взять один мяч. - Рассмотрите его, и попробуйте, назвать к какому виду спорта он относится? - Что бы проверить свои предположения, найдите такой же мяч на рисунке «Паутина». Нашли? А теперь вам нужно провести по дорожке от мяча к тому виду спорта, при игре в который он будет нужен спортсменам. - Какие виды спорта у вас получились, совпадают они с вашими догадками? - Я думаю, что вы все справились с заданием, и мы можем продолжать наше путешествие. - Карта нам напомнит, куда мы двигаемся дальше. | Звучит музыка. Педагог показывает 2 слайд. Педагог вместе с детьми перемещается по залу, изображая дорогу от детского сада к первому объекту путешествия. На экране появляется изображение стадиона. Педагог выслушивает варианты детей, показывает изображения видов спорта, какие называют дети. Рассказывает о разнообразии видов спорта и демонстрирует их изображения. Показывает 3 слайд. Дает информацию о знаменитом чемпионе мира. Показывает мячи, рисунки (на каждого ребенка). Предлагает выполнить задание «Паутина». Включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Педагог включает музыку, пока дети выполняют задание. | Дети с педагогом передвигаются по залу и подходят к первому столу. Выражают собственные мысли и знания о видах спорта, которыми занимаются на стадионе. Слушают педагога о разнообразии видов спорта и рассматривают их изображения, об олимпийском чемпионе.
Выбирают для себя мяч, высказывают свои предположения о виде спорта, возвращая мяч в корзину.
Рассматривают картинки, находят рисунок своего мяча и проводят по линии до нужной картинки вида спорта. Называют следующую остановку. | Обобщение знаний детей о видах спорта, которыми занимаются на стадионе. Обогащение знаний детей новой информацией о разнообразии видов спорта и чемпионе мира. Умение делать логические выводы, умение следовать правилам. Ориентировка на карте. | |
| - Вот мы и добрались до второго спортивного сооружения и это…? Покажите мне его на карте. Ледовый дворец. - Как вы думаете, какими видами спорта занимаются в ледовом дворце? - Ваш ледовый дворец тоже знаменит тем, что там занимался конькобежным спортом олимпийский чемпион Игорь Малков. - Но самым красивым видом спорта на льду всё же, остаётся фигурное катание. Там спортсмены катаются под музыку и выполняют сложные элементы у них красивые костюмы. - У меня на листочке изображена фигуристка, но её забыли раскрасить, я предлагаю это сделать вам. Для этого вам нужно поделиться на три команды и решить пример, а ответ будет соответствовать тому фломастеру, которым нужно будет раскрашивать. - Ну что, справились с заданием, отлично! Давайте посмотрим, какие фигуристки, и костюмы у вас получились. - Просто замечательно! Двигаемся дальше? | Педагог предлагает продолжить путешествие и включает музыку Показывает 4 слайд - ледовый дворец на экране. Выясняет у детей знания о видах спорта, которыми занимаются на льду, если нужно дополняет. Показывает их изображения. Рассказывает про олимпийского чемпиона показывает его на 5 слайде. Предлагает выполнить задание и включает музыку. Примеры: 1+1=2 - бант или волосы 2+1=3 - топ и юбка 2+2=4 - юбка или коньки. Включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Демонстрирует всем получившиеся у детей рисунки, вешает на мольберт. | Дети повторяют движения за педагогом. Отвечают на вопросы педагога. Выполняют задание в соответствии с установленными требованиями. Раскрашивают картинку фигуристки, предварительно выбрав часть костюма которую они будут закрашивать, решают пример и по ответу определяют, какого цвета маркер им нужен. | Уточнение и расширение знаний детей о видах спорта на льду. Развитие мелкой моторики, координации движения. Выполнение несложных математических вычислений. Контроль и последовательность своих действий, при раскрашивании фигуристки. Проявление творческой активности в процессе изобразительной деятельности. Ориентировка на карте города по выбранному маршруту. | |
| - Вот и остался у нас последняя остановка нашего путешествия, и я предлагаю вам туда отправиться. - Куда мы сейчас держим путь? Дворец водных видов спорта. - Мы к нужному зданию подошли, проверьте, пожалуйста, сравните с картой? - Верно - это Дворец водных видов спорта. - Какими видами спорта можно заниматься на воде? - Правильно, но вы забыли про такие виды спорта как…(не названные детьми)! - А самым знаменитым воспитанником и в дальнейшем олимпийским чемпионом по плаванью является Александр Попов. - Когда Александр Попов собирался на тренировку, то ему нужно было собрать с собой сумку с необходимыми для этого вещами. Как вы думаете, что это были за вещи. Попробуйте все вместе собрать сумку в бассейн. Каждый из вас выберет 1 вещь и положит в сумку, а потом проверим и обсудим ваш выбор. - Какие вы замечательные помощники, отлично справились с заданием. Теперь точно не ошибетесь в выборе вещёй, если соберетесь в бассейн. | Проверяем маршрут по карте. Показывает 6 слайд - водный дворец на экране. Выясняет у детей знания о видах спорта, которыми занимаются на воде. Показывает их изображения. Рассказывает про неназванные детьми виды спорта, про олимпийского чемпиона. Показывает 7 слайд. Мотивирует детей на выполнения самостоятельной деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Называют водные виды спорта. Планируют самостоятельную (совместную) деятельность при выполнении задания. Анализируют результат совместной деятельности. | Актуализация знаний детей о предметах, необходимых для посещения бассейна. Проявление самостоятельности, активности. Обоснование собственных суждений, выстраивание логической цепочки. Умение оценивать результат своей деятельности. Ориентировка на карте. | |
Само-анализ рефлек-сия. | - Вот мы и посетили все пункты нашей экскурсии по вашему городу и его спортивным объектам. А что это были за объекты? - Чтоб запомнить все виды спорта, что мы с вами вспомнили и узнали, я предлагаю вам взять со стола картинки и наклеить их к тому спортивному сооружению, в котором можно ими заниматься. - А откуда мы начали наше путешествие, покажите на карте. Правильно. Туда нам нужно будет и вернуться. Вы не против? - Ребята, вам понравилось наше с вами путешествие? - Что нового вы узнали? - Что вам больше всего запомнилось? - А что было самым трудным? А самым легким? - Может вам какой – то вид спорта особенно понравился и вы захотите им заниматься. - Кому вы могли бы рассказать про наше путешествие? | Педагог выслушивает ответы детей, их рассуждения, впечатления о путешествии. Определяет конечный пункт путешествия. Предлагает детям наклеить картинки к спортивным объектам. Выясняет, что понравилось детям, с чем справились с легкостью, что запомнилось. | Рассуждают о полученных результатах. Делают выводы, анализируют деятельность. Делятся впечатлениями. | Проявление к способности анализировать, обобщать, эмоционально выражать свои впечатления. | |
Откры-тость | - Конечно, всем им (на основе ответов детей) вы можете рассказать, где вы были и что видели. А поможет вам в этом карта. - А ещё предлагаю вам раскрасить картинки на спортивную тему, из которых вы сможете сделать книгу о разных видах спорта. - Еще хочу сказать, что мне очень понравилось с вами общаться, вы замечательные экскурсоводы, много интересного мне рассказали. Желаю вам быть здоровыми, веселыми и бодрыми и заниматься спортом! До свидания! | Нацеливание на дальнейшую продуктивную деятельность по теме. | Дети берут карту, раскраски и картинки, относят в группу. | Планирование дальнейшей деятельности. |