Конспект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие по сказкам»
Тема: «Путешествие по сказкам» (чтение норвежской народной сказки «Пирог»)
Цель: создание социальной ситуации развития детей через чтение народных сказок
Задачи:
Образовательные:
* формировать умение находить сходство и различие в сюжетах, характерах героев похожих сказок («Пирог» и «Колобок»)
*закреплять умение видеть выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте
*пополнять словарный запас
Развивающие:
*развивать познавательную активность, интерес
*развивать речь детей, умение строить правильно предложения; произносить поставленные звуки
*развивать координацию движений, мелкую моторику руки
*формировать психические процессы: внимание, воображение
Воспитательные:
*воспитывать любовь к народной сказке
*воспитывать самостоятельность и умение выслушивать товарищей
Ведущая образовательная область: чтение художественной литературы.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, физическая культура, художественное творчество
Предметно-развивающая среда образовательной деятельности:
Демонстрационный материал: книги сказок с иллюстрациями,
Раздаточный материал: цветные карандаши, листы белой бумаги
Предварительная работа: чтение народных сказок, театральная деятельность, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписи со сказками, создание книг с иллюстрациями к сказкам
Содержание образовательной деятельности:
1. Организационный момент
- Посмотрите, кто к нам снова в гости пришел? (Оле-Лукойе).
А это значит – он нас снова приглашает…. в сказку.
(звучит песня «Приходи сказка» В. Дашкевич, Ю.Ким)
2.Сравнительный анализ
- Ребята, а как вы думаете, чем отличается сказка от рассказа? От стихотворения?
- Кто сочиняет сказки? (писатели, народ).
- На земле живут разные народы. Все они говорят на разных языках, и у каждого народа есть сказки, которые передаются из поколения в поколение, то есть мамы рассказывают сказки своим детям, а дети подрастут и рассказывают своим малышам. Мы все живем на одной земле и поэтому у разных народов есть похожие сказки.
- Вот например, у русского народа есть сказка «Теремок» (показать книгу), а у украинского народа есть похожая сказка (показать книгу)… «Рукавичка».
- Сегодня я вам принесла новую сказку норвежского народа «Пирог», которая очень похожа на одну русскую народную сказку. Я вам прочту отрывок из нее, а вы сами догадайтесь, на какую сказку она похожа.
« Снова долго –долго катился он, а навстречу ему- свинья.
- Добрый день, пирог!- сказала свинья.
- Добрый день, свинка-щетинка!- ответил ей пирог и собрался было покатиться дальше. Но тут свинья сказала:
- Подожди немножко, дай полюбоваться на тебя. Не торопись, скоро лес…Пойдем через лес вдвоем - не так страшно будет».
- Правильно, эта сказка похожа на русскую народную сказку «Колобок».
А вы хотите узнать, почему же Пирог гулял один и с кем он встретился?
- Садитесь поудобнее и слушайте. Постарайтесь заметить, что общее и в чем различие в сказках.
3. (чтение норвежской народной сказки «ПИРОГ»)
4. Вопросы по содержанию сказки
-Понравилась вам сказка?
-Что общего вы заметили в этих двух сказках?
-Чем отличается сказка «Пирог» от сказки «Колобок»?
- С кем повстречался Пирог по дороге?
-Вы заметили, как насмешливый Пирог называл всех, с кем встречался, каждого по - особенному?
- А какие шутливые прозвища, вспомните, даются в русских народных сказках? (лисичка-сестричка, зайчик-побегайчик, волчок-серый бочок…).
-Обе сказки заканчиваются почти одинаково: и русская народная «Колобок» и норвежская «Пирог».
- А как можно назвать Колобка и Пирога? Какие они по характеру? (хвастунишки, непослушные).
- А как бы вы поступили, если оказались на месте главных героев?
(можно ли разговаривать с незнакомыми).
5. Динамическая пауза
Мышка зернышко нашла
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку- с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку - с морошкой.
Для большого толстяка
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой.
С морковкой, с морошкой.
6. Творческое задание
-В сказке «Колобок» мы изменили окончание, а вот в сказке «Пирог» оставим или изменим?
-Придумайте другое окончание к сказке.
( два-три варианта дети придумывают).
- Посмотрите, сколько у нас сказок, все с красочными иллюстрациями. А вот к сказке «Пирог» нет ни одной. Можно что-то сделать? (нарисовать).
Рисование иллюстраций к сказке, оформление книги.