Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми «Татарский национальный костюм»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми
« Татарский национальный костюм»
Разработчик: Ахунова А.А.-
воспитатель МАОУ «Азигуловская СОШ»
дошкольная группа
Красноуфимск
2016
Тема: «Татарский национальный костюм»
Возрастная группа: старшая группа
Форма совместной деятельности: интегрированная (познавательная, коммуникативная, художественно-эстетическая)
Форма организации: групповая
Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. комаровой, М.А. Васильевой. М., МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012г.
Средства:
наглядные – татарский национальный костюм; куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка); иллюстрации татарских узоров и орнаментов.
мультимедийные – презентация «Татарский национальный костюм».
музыкальные – татарские народные песни «Тафтиляу», «Апипа».
оборудование – ноутбук, колонки, цветные карандаши, фломастеры, клей, шаблоны элементов татарского костюма, дополнительный материал для украшений (кусочки гофрированной бумаги, салфетки, блестки, заготовки из цветной бумаги).
литературные: Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. «Одежда народов СССР». Альбом. М., 1990; «Костюм народов России в графике 18-20 веков» / Сост. Н.М. Штукатурова. М., 1990; Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа». М., 1990; Гулова Ф. «Татарская национальная обувь». Казань, 1983.
Цель: приобщение детей к татарской национальной культуре и развитие духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом.
Задачи образовательной программы |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников |
Развивающие: -развивать художественно-творческие способности; -учить детей быть аккуратными при работе с клеем; - способствовать развитию художественного вкуса; -развивать умение создавать декоративные композиции; Обучающие: -сформировать представление о татарском национальном костюме; - обучать воспитанников выполнять композицию в виде татарского орнамента способом накладной аппликации; - пополнить словарный запас детей словами: «калфак», «тюбетейка», «камзол», «читек». Воспитательные: -воспитывать любовь к национальной культуре и к своей малой Родине. - воспитывать уважение к традициям татарского народа. |
- обратить внимание во время беседы на грамматический строй речи Абзаловой С. и Зариповой Э. - дать индивидуальное разъяснение задания - обратить внимание на умение Юсупова Т. правильно держать карандаш/ фломастер, в случае рисования отдельных элементов аппликации. |
Планируемый результат: Дети имеют представление о татарском национальном костюме; правильно называют отдельные элементы костюма: «калфак», «тюбетейка», «камзол», «читек»; у них вызван интерес к традициям, обычаям и культуре своего народа.
Ход деятельности:
Этап деятельности |
Содержание совместной деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
Подготовительный Цель: мотивирование детей на включение в дальнейшую деятельность |
Играет фоновая музыка (татарские народные песни). Воспитатель: - Здравствуйте дорогие ребята! В наш детский сад сегодня утром пришла посылка и мне очень интересно узнать, что же там внутри. А вам интересно? (Ответы детей) Кто хочет узнать, что там внутри устраивайтесь поудобнее, сейчас я буду распаковывать нашу посылку. - как вы думаете, мои маленькие друзья, что там? (Предположения детей) - Ребята, что же это? - Правильно, это куклы. Во что они одеты? (Ответы детей). На них татарский национальный костюм. Ребята а мы сейчас одеваем такие наряды? (только на праздники) А почему? -А кто из вас хочет узнать о них больше? Тогда устраивайтесь поудобнее, и мы поговорим с вами о национальных костюмах, которые когда-то носили наши прабабушки и прадедушки. Постарайтесь запомнить, как называются отдельные части костюма. |
Приветствует детей. Создает эмоциональный настрой, вовлекает в слушание, мотивирует на включение в деятельность. Задает обобщающие вопросы, поддерживает детскую инициативу. Вступает в диалог. |
Приветствуют воспитателя, наблюдают за его действиями. Делают выбор. Отвечают на вопросы воспитателя. Выражают собственные суждения. |
Воспитанники проявляют готовность к дальнейшей деятельности. |
Планирование деятельности Цель: совместное определение конкретных действий. |
-Ребята, а с чего бы вы хотели начать наше знакомство? С беседы или просмотра презентации? Давайте проголосуем. (Ответы). 1вариант:ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ; БЕСЕДА. 2 вариант: БЕСЕДА, ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ. |
Вовлекает в совместное планирование деятельности. Предлагает принять решение путем голосования. |
Делают выбор. Планируют совместную деятельность. |
Воспитанники определили конкретные совместные действия; спланировали дальнейшую деятельность. |
Содержательный Цель: ознакомление детей с элементами костюма (их названиями). |
А сейчас давайте рассмотрим получше костюмы наших кукол. Посмотрите, во что одета девочка? (ответы детей) Татарский женский костюм состоит из платья, камзола или фартука, который одевается поверх платья, головного убора- «калфак» и сапог, которые называются «читек». Во что одет мальчик? (ответы детей) Мужской костюм состоит из рубахи, поверх которой также одевается камзол, штанов и сапог- «читек», а на голове у них «тюбетейка». Все расшито орнаментом, который включает элементы узора. Орнамент-это значит украшение. С давних пор народные мастера вышивали их, расписывали, вырезали. Я вас сейчас познакомлю с образцами татарского орнамента в творчестве народа. (цветы- тюльпаны, веточки и листья) (Показ иллюстраций.) Скажите, вам понравились костюмы наших кукол? Хотите попробовать сделать такие же? (Ответы детей). Сейчас вы сможете выбрать каждый свой элемент костюма и украсить его татарским орнаментом. Но перед этим давайте немного отдохнем и разомнем наши пальчики. |
Демонстрирует воспитанникам кукол, одетых в татарский костюм, отдельные части костюма. Показывает иллюстрации. Задает вопросы, стимулирует процесс мышления. |
Рассматривают кукол, отвечают на вопросы воспитателя. Обобщают полученную информацию. |
Воспитанники различают детали костюма, правильно называют его элементы. |
Пальчиковая гимнастика Цель: разминка фаланг пальцев, кистей рук, подготовка к самостоятельной практической деятельности. |
Мы одежду называем, |
Показывает движения пальчиковой гимнастики |
Выполняют движения в соответствии с текстом пальчиковой гимнастики. |
Воспитанники проделали пальчиковую гимнастику, размяли фаланги пальцев, кисти рук, готовы к самостоятельной практической деятельности. |
Практический Цель: самостоятельное и индивидуальное выполнение аппликации. |
- На столах лежат заготовки из цветной бумаги элементов татарского костюма, карандаши, фломастеры, клей, блестки, кусочки гофрированной бумаги, салфеток. Ребята, подумайте, и выберите какой элемент костюма, а главное чем вы хотели бы украсить. |
Предоставляет выбор материала для украшения костюма; - наблюдает за детьми во время самостоятельной работы; - отвечает на вопросы детей, комментирует работу воспитанников; - оказывает индивидуальную помощь при затруднениях. |
Выбирают необходимые для работы материалы. Проявляют творческие навыки и изобретательность; Самостоятельно выполняют аппликацию. |
Готовое изделие в виде аппликации. |
Рефлексия Цель: осознание детьми своей деятельности на протяжении занятия, самооценка результатов деятельности. |
Что вас сегодня удивило? Узнали ли вы что-нибудь, чего раньше не знали? Были ли какие- либо трудности? Молодцы, ребята, какие красивые, яркие, красочные аппликации у вас получились. Мне очень понравились ваши работы. А вам нравится? А что вам сегодня понравилось больше всего? |
Поощряет детей к высказыванию. Обсуждает вместе с детьми, выражает восхищение. |
Делятся впечатлениями. Анализируют результаты деятельности. |
Анализ и самооценка результатов собственной деятельности. |
Открытый конец |
Что бы вы еще хотели узнать о татарском национальном костюме? Где и как вы это можете узнать? Кто вам может помочь в этом? |
Задает вопросы, фиксирует ответы детей. |
Отвечают на вопросы воспитателя. |